Система
тарифов и скидок на авиабилет
Перевозка
багажа
Иные
проблемы взаимоотношений авиапассажира и перевозчика
При покупке авиабилета вы заключаете договор воздушной перевозки. По этому договору авиационное предприятие (перевозчик) обязуется перевезти пассажира и его багаж в пункт назначения, предоставив ему место на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром багажа — также доставить багаж в пункт назначения и выдать его Лицу, управомочённому на получение багажа. Пассажир обязан . уплатить за перевозку по установленному тарифу, а при сдаче багажа сверх установленной нормы — и за провоз этого багажа.
Каждый договор воздушной перевозки и его условия удостоверяются перевозочным документом, выдаваемым авиационным предприятием либо уполномоченными им организациями или лицами (агентами).
Перевозочными документами являются:
— при перевозке пассажира — билет;
— при перевозке вещей пассажира в качестве багажа — багажная квитанция.
Каждая авиакомпания определяет правила перевозки людей и грузов самостоятельно. Эти правила должны соответствовать национальному законодательству стран, по которым проходит маршрут поездки, и международным двусторонним и многосторонним договорам. Если правила вступают в противоречие с национальным законодательством какого-либо государства, то на территории этого государства они имеют силу лишь в части, не противоречащей законам. Это относится и к Правилам пере-
возки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Союза ССР (утверждены приказом Министерства гражданской авиации от 16. 08. 85 г. № 19) и Правилам международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов (утверждены приказом Министерства гражданской авиации от 3. 01. 86 г. № 1/И, введены в действие с 1. 10. 86 г.), которые до сих пор являются основными документами, регулирующими перевозки внутри страны. Однако в тех пунктах, где эти Правила противоречат российским законам, в частности Закону «О защите прав потребителей», действует соответствующий закон. Кроме того, взаимоотношения пассажира и авиакомпании при международной воздушной перевозке регулируются Варшавской конвенцией 1929 г. «Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок», с изменениями, принятыми в 1959 г. (Гамбургские правила).
Авиабилеты
Авиабилет — документ, подтверждающий заключение договора воздушной перевозки.
Пассажир допускается к перевозке только при наличии у него действительного билета, должным образом оформленного и выданного перевозчиком или уполномоченным им агентом. Пассажир не допускается к перевозке, если предъявленный им билет содержит исправления или изменения, внесенные в него иным, нежели перевозчик или агент, лицом. Не допускается передача авиабилета другим лицам.
Билет действителен для перевозки пассажира и его багажа от пункта отправления до пункта назначения по маршруту и классу обслуживания, указанному в нем. Каждый полетный купон действителен для перевозки пассажира и его багажа только по указанным в нем участку маршрута, классу обслуживания, дате и рейсу, на который забронировано место.
Если билет выдан без отметки о бронировании (с открытой датой вылета), то место бронируется- в соответствии с запросом пассажира при наличии свободных мест на запрашиваемом рейсе.
Перед покупкой билетов четко решите, что вы хотите:
повышенного комфорта или максимально дешевой цены, а также на какой срок вы летите, знаете ли вы дату обратного вылета, летите в одиночку или с семьей, есть ли у вас какие-нибудь особые требования (по питанию, салон для курящих или для некурящих и т. п.). Грамотный оператор в агентстве, продающем билеты, должен будет задать вам все эти вопросы и подобрать билет, максимально удовлетворяющий вашим требованиям за минимально возможную плату.
Хранить билет нужно до конца поездки, а если есть основания для предъявления претензии, то до ее разрешения. Однако помните, что в соответствии с Варшавской конвенцией отсутствие, неправильность или утеря проездного билета не влияют ни на существование, ни на действительность договора о перевозке. Иными словами, вы сможете отстоять свои права и потеряв билет, но если вы сохраните его, сделать это будет намного проще.
Класс
Цена билета зависит от множества условий: от авиакомпании, от времени полета, от направления, срока пребывания в стране, условий бронирования и возврата, вашего возраста, наконец. Однако главный показатель — класс, в котором вы хотите лететь.
В любой авиакомпании мира существует три класса: первый (на билете обозначается буквой F), бизнес-класс (С) и экономический (Y). Первый класс — самый дорогой, экономический — самый дешевый. Главное отличие классов — в комфортности кресла, в качестве питания и в количестве бесплатно провозимого багажа. Если в эко-номклассе кресла узкие, расположенные близко друг от друга, то в бизнес- и первом классах они значительно удобнее и расстояние между ними больше. Во многих авиакомпаниях в первом и бизнес-классе сейчас устанавливаются кресла, которые раскладываются в кровать, что, согласитесь, немаловажно для дальнего перелета. В первом и бизнес-классе к креслу часто присоединен специальный рабочий столик.
Питание в более дорогих классах тоже отличается: оно обильнее, чаще предлагаются блюда на выбор, столовые
приборы не одноразовые пластмассовые, а привычные металлические. В первом и бизнес-классах неограниченный выбор спиртных напитков. Некоторые авиакомпании делают в самолете открытый бар — пассажир может в любое время подойти и налить себе любой напиток из имеющихся.
Обычно в аэропортах регистрация пассажиров первого и бизнес-класса ведется отдельно от остальных — заплатившие больше не должны стоять в очередях. Единственное исключение здесь, пожалуй, Шереметьево, где регистрация пассажиров общая. В некоторых аэропортах для пассажиров первого класса оборудованы специальные залы ожидания, где можно в комфортной обстановке дождаться рейса и даже бесплатно выпить аперитив.
Большинство авиакомпаний, в том числе Аэрофлот, в конце полета дарит пассажирам первого класса сувениры, часто довольно дорогие. На дальних направлениях пассажирам высших классов выдаются тапочки (понятно, что одноразовые, — вы можете забрать их с собой как сувенир). В целом фантазия авиакомпаний неограничена — набор дополнительных услуг, которые предлагаются пассажирам более дорогих классов, зависит от конкретной авиакомпании, направления и т. п.
Одно из существенных различий между классами — это норма бесплатного провоза багажа. Если вы летите экономклассом, вы можете провезти бесплатно 20 кг багажа, бизнес-классом — 30 кг и первым — 40 кг.
Поскольку авиакомпании являются конкурентами друг другу и одним из главных факторов конкурентной борьбы служит .улучшение качества обслуживания, то трудно сформулировать иные отличительные черты того или иного класса. Кстати, на многих направлениях первого класса нет вообще — только бизнес-класс и экономический. При этом уровень обслуживания в бизнес-классе стремится к уровню первого класса. Да и в экономическом классе вас могут ожидать приятные неожиданности: блюда на выбор, горячие освежающие салфетки, спиртное без ограничений и т. п. Раньше все это считалось отличительной чертой более дорогих классов, но конкуренция вынуждает вводить дополнительные услуги и для пассажиров экономического класса.
Система тарифов и скидок на авиабилет
Базовый тариф
Понятно, что на цену билета одной авиакомпании влияет направление и класс, которым вы хотите лететь. Однако это далеко не единственный показатель.
Для всех классов существуют так называемые базовые (нормальные) тарифы, предполагающие перелет «туда» и «обратно». От этих тарифов идет отсчет разного рода скидок. Забронировать билет на любое направление вы можете за один год до даты вылета. Для первого и бизнес-класса билет продается на год с открытой или фиксированной датой вылета. Возвращаетесь вы через два дня или через восемь месяцев, на цену это не влияет.
Для экономкласса базовый тариф может меняться в зависимости от срока пребывания в стране. Довольно часто полный годовой тариф экономического класса равен тарифу бизнес-класса. Так что, если вы летите на длительный срок, уточните у оператора, может быть, за ту же цену вы сможете полететь с ббльшим комфортом. Отдельные авиакомпании могут менять базовый тариф в зависимости от сезона: летом или зимой полет стоит несколько дороже, чем осенью или весной.
Билеты, купленные по базовым тарифам, подлежат обмену и возврату безо всяких ограничений. Перенести дату обратного вылета, поменять или вернуть билет вы можете, в том числе после даты вылета «туда». Стоимость билета при этом возвращается полностью.
Но по базовым тарифам, особенно в экономклассе, летит меньшая часть пассажиров. Существует целый ряд скидок, которые серьезно уменьшают стоимость билета. Однако надо помнить, что чем существеннее скидка, тем больше ограничений накладывается на пассажира (по возрасту, срокам полета, бронирования и выкупа билетов и т. д.).
Специальные тарифы
Все скидки можно разделить на две категории: специальные тарифы, регулируемые международными тарифными правилами и действующие во всех авиакомпаниях без исключения, и рекламные скидки, предоставляемые конкретной авиакомпанией на основе своих внутренних правил. К последним относятся: предоставление бесплатного билета пассажирам, налетавшим определенное количество часов (или километров) самолетами данной авиакомпании, бесплатный перелет по какому-то участку при долгих межконтинентальных перелетах (как правило, для пассажиров первого класса) и т. п. Некоторые из подобных скидок действуют постоянно, а некоторые вводятся на время. Подробности о таких скидках лучше всего выяснить в представительстве конкретной авиакомпании.
Что касается первой категории скидок, то о них стоит поговорить подробнее. Те или иные виды льгот могут иметься или отсутствовать в зависимости от того, куда вы летите, но если на определенном направлении определенный тариф действует, то он действует на рейсах всех авиакомпаний. Вообще для данной категории льгот главное не авиакомпания, а направление. От направления зависит наличие того или иного льготного тарифа, а также срок действия билета по тому или иному льготному тарифу (период времени, в течение которого пассажир имеет право воспользоваться услугой по перевозке) и условия приобретения (за сколько дней можно забронировать и выкупить билет по тому или иному тарифу).
Большинство скидок имеют место в экономическом классе. Здесь достаточно жестко действует общий принцип предоставления скидок: чем дешевле билет, тем больше ограничений накладывается на перелет.
Детские скидки
Во всех классах и на всех направлениях действует так называемая детская скидка. Дети до 2 лет летят за 10% стоимости взрослого билета. При этом для них не предусмотрено отдельного кресла — они летят на руках у родителей. Помните, что, путешествуя с маленьким ребенком, вы можете заказать люльку для его перевозки. Дополнительно платить за эту услугу не надо. Заказать люльку можно и при регистрации в аэропорту, но лучше сделать это при бронировании билетов.
Дети от 2 до 12 лет летят за 50% цены. Это правило также действует на всех рейсах всех без исключения авиакомпаний. Иногда на чартерных рейсах в предоставлении детских скидок отказывают или предлагают, чтобы ребенок старше 2 лет летел на руках родителей. Помните, что это незаконно. По международным правилам безопасности на воздушных судах ребенок старше 2 лет должен лететь на собственном кресле.
Имейте в виду, что при авиаперелетах возраст пассажира считается на дату вылета. Поэтому если день рождения вашего ребенка пришелся на время пребывания за границей, он все равно имеет право на соответствующие скидки. То же самое относится к молодежным скидкам.
Семейные скидки
В первом и бизнес-классе на некоторых направлениях встречаются семейные скидки. Если муж и жена летят вместе в одном направлении и возвращаются одним рейсом, то один из них летит за 50% стоимости.
Экскурсионные тарифы
Наименее жесткими являются льготные экскурсионные тарифы. Здесь нет ограничений на срок бронирования и выкупа билета. Билет может быть как с открытой, так и с закрытой (зафиксированной) датой. Однако ограничены минимальный (или максимальный) срок действия билета. Здесь опять-таки все зависит от направления. Максимальный срок может колебаться от одного до шести месяцев, а минимальный — от срока по «правилу воскресенья» (вы должны пробыть в стране ночь с субботы на воскресенье — правило действует, если вы, например, приземлились без пяти двенадцать ночи, а улетели в две минуты первого) до недели.
Приобретая экскурсионный билет, вы можете спокойно изменить дату обратного вылета. Единственное условие — она должна укладываться в сроки ограничения \ (срок ограничения — минимальный или максимальный период времени, в течение которого пассажир может вылететь из страны, сохранив право на скидки). Так же спокойно вы можете сдать билет, в том числе после срока вылета.
РЕХ и APEX
Большой популярностью в мире пользуются тарифы РЕХ и APEX. Наверное, все авиапассажиры слышали об их существовании, но далеко не все знают, что конкретно они означают.
РЕХ фиксирует даты вылета «туда» и «обратно». При покупке билета по этому тарифу, как и при покупке экскурсионного, действуют ограничения на минимальный и максимальный срок пребывания в стране. Еще одна особенность РЕХ: бронирование и выкуп билетов надо производить одновременно.
APEX накладывает еще больше ограничений. Здесь также фиксируется минимальный и максимальный срок пребывания. Кроме того, приобретать билеты APEX можно не позднее чем за одну—три недели до вылета (в зависимости от страны назначения).
Для билетов РЕХ и APEX предусмотрены жесткие условия возврата или изменения даты вылета. При изменении даты (она должна укладываться в срок ограничений) придется доплачивать. На некоторых направлениях вы можете сдать РЕХ и выписать более дорогой билет. При возврате билета взимается штраф, доходящий до половины стоимости билета. Сдать APEX или РЕХ после даты вылета «туда» нельзя. Так что, если вы опоздали на самолет, по сколь бы уважительной причине это ни произошло, ваш билет APEX пропадает и вам придется покупать новый.
Многие авиапассажиры знают, что тарифы APEX и РЕХ очень дешевы по сравнению с полными, и требуют в агентстве выписать именно этот тариф. Однако нужно помнить, что при полете в некоторые страны этих тарифов может просто не быть или нужный вам срок полета не укладывается в срок ограничения.
Молодежные скидки
Еще одна важная категория скидок — молодежные. Эти скидки действуют для пассажиров моложе 24, 25 или 26 лет (в зависимости от направления). Они бывают двух видов. Во-первых, молодежная скидка может накладываться на экскурсионный тариф: молодые люди летят на тех же условиях, что и все остальные, только несколько дешевле. Во-вторых, существуют специальные молодежные тарифы. Это билет с открытой датой, действительный в течение года без права возврата. Выкупать такой билет нужно ле ранее чем за 3—7 дней до вылета (в зависимости от направления). Ограничения по возрасту — те же.
Групповые тарифы
Особая категория тарифов на билеты — групповые. Наибольшей известностью пользуется групповой туристический тариф. Он существует специально для туристических групп. Ограничения в этом случае накладываются не только по сроку пребывания (минимальному и/или максимальному), но и по количеству людей в группе (от 4 до 20, в зависимости от направления). Этот тариф действует только для организованных туристических групп, а не просто для компании приятелей. Впрочем, некоторые авиакомпании обходят это правило в конкурентной борьбе за пассажиров.
Есть еще несколько специальных групповых тарифов — для групп учащихся, моряков, спортсменов и т. п. Но детали в каждом конкретном случае нужно выяснять в агентстве.
Билет в одну сторону
Очень часто у пассажиров возникают проблемы при покупке билета только в одну сторону. Здесь опять очень многое зависит от направления, так как авиакомпании обязаны учитывать при продаже билетов иммиграционные требования страны, в которую вы летите.
Так, в некоторые страны, например Германию, продажа билетов в одну сторону запрещена. Если в аэропорту вы покажете билет в одну сторону, то будете тут же выдворены из страны за счет авиакомпании, продавшей вам билет (понятно, что это не относится к лицам, официально прибывающим на постоянное место жительства). Вообще помните, что в каждом агентстве должны знать основные иммиграционные правила. Если российским гражданам требуется для въезда в страну виза, то вам не должны выписывать билет до ее получения (забронировать — пожалуйста).
Продление срока действия билета
Перевозчик обязан продлить срок действия билета на время, необходимое для перевозки пассажиров в пункт назначения, если пассажир не смог совершить полет в течение установленного срока годности вследствие:
— отмены или задержки рейса, указанного в билете;
— невыполнения воздушным судном посадки в аэропорту, указанном в билете;
— невыполнения рейса в соответствии со временем, указанным в расписании;
— непредоставления обслуживания по классу, указанному в билете;
— непредоставления пассажиру в воздушном судне ранее забронированного места;
— перерыва рейса по причине вынужденной посадки воздушного судна;
— болезни пассажира или члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне;
— неправильного оформления билета перевозчиком или агентом.
Во всех этих случаях срок действия билета продлевается без дополнительной оплаты вне зависимости от того, по полному или льготному тарифу вы купили билет.
Перевозчик может (но не обязан!) продлить срок годности билета по другим причинам, если он признает их уважительными. В этом случае в соответствии с Уставом воздушного транспорта СССР, действующим в настоящее время, перевозчик обязан сделать на билете отметку о продлении срока его годности.
Если вы потеряли билет
На внутренних рейсах потерянные билеты не восстанавливаются, дубликаты не выдаются и деньги не возвращаются.
На международных рейсах потеря билета — неприятность, но не трагедия. Если вы потеряли билет еще до отлета за рубеж, идите в то агентство, где вы покупали билет, там вам помогут его восстановить. Если неприятность случилась уже за границей, то надо обратиться в представительство авиакомпании, билет которой вы потеряли. После проверки, действительно ли вы числитесь в списках пассажиров, вам выпишут дубликат билета.
Оперативность получения подтверждения зависит от того, насколько подробную информацию вы сможете предоставить представителю авиакомпании. Проще всего билет восстанавливается, если вы знаете его номер. Поэ-
тому, если хотите обезопасить себя от излишних проблем, запишите где-нибудь номер своего билета. Если оператор знает номер, то подтверждение — дело нескольких минут.
Если номер билета у вас нигде не записан, то полу-, чение подтверждения займет больше времени. Очень хорошо, если вы помните, где именно (в каком агентстве) вы покупали билет. Если же вы не помните даже этого, то минимальной необходимой информацией является дата вылета и номер рейса.
Не откладывайте восстановление билета. Чем раньше вы обратитесь в представительство, тем больше у вас времени в запасе для восстановления билета даже по минимальной информации.
Проблемы могут быть, если вы летели, к примеру, по путевке туристической фирмы чартерным рейсом и даже не знаете, кто был перевозчиком, или если постоянного представительства перевозчика в этой стране нет. Тогда ваша задача — как можно быстрее связаться с представителем турфирмы или хотя бы ее зарубежным партнером. Поскольку такая связь, безусловно, менее оперативна, чем имеющаяся в распоряжении крупных авиакомпаний, то тянуть тем более не следует.
Багаж — это личные вещи пассажира, перевозимые на воздушном судне по соглашению с перевозчиком. Под (термином «багаж» понимается как зарегистрированный, так и незарегистрированный багаж.
Багаж зарегистрированный — багаж пассажира, который принят перевозчиком к перевозке под свою ответственность за его сохранность и на который он выдал багажную квитанцию и багажную бирку.
Багажная квитанция — документ, выдаваемый перевозчиком для опознавания зарегистрированного багажа и в подтверждение оплаты перевозки.
Багаж незарегистрированный (ручная кладь) — это багаж пассажира, находящийся во время перевозки с согласия перевозчика в салоне воздушного судна.
Багаж несопровождаемый — это багаж, принятый к
перевозке отдельно от пассажира и оформленный грузовой накладной в качестве груза.
Вещи пассажира перевозятся в качестве зарегистрированного багажа или незарегистрированного багажа (ручной клади). Багаж, как правило, перевозится на том же воздушном судне, на котором следует пассажир. На воздушных судах некоторых типов вещи пассажиров перевозятся только в качестве незарегистрированного багажа.
Если вы оплатили багаж, вам должны выдать багажную квитанцию — документ, удостоверяющий оплату перевозки багажа сверх нормы бесплатного провоза или предметов, перевозка которых подлежит обязательной оплате, а также удостоверяющий оплату сборов за объявленную ценность багажа.
Большинством авиакомпаний разрешен провоз в качестве багажа предметов любой формы (например, велосипедов), если они укладываются в норму по весу.
Что касается ручной клади, то здесь столь жесткой регламентации нет. Некоторые авиакомпании устанавливают ограничение (часто неофициальное) на вес ручной клади — не более 5 кг.
Понимая, что ограничение по весу для ручной клади малоэффективно, некоторые авиакомпании стали ограничивать ручную кладь по габаритам. Около стойки регистрации ставится что-то вроде ящика, и если ручная кладь проходит сквозь него, то ее разрешают взять в салон. Если же нет, то ее приходится сдавать в багаж.
Сверх установленной нормы бесплатного перевоза багажа пассажир имеет право бесплатно провозить следующие предметы, если они находятся на руках у пассажира и не вложены в багаж:
— дамскую сумочку;
— папку для бумаг;
— пальто или плащ;
— плед;
— зонтик или трость;
— печатные издания для чтения в полете;
— питание для ребенка и детскую дорожную колыбельку;
— кресло-коляску для инвалида.
Предметы, запрещенные к перевозке
Пассажир не должен включать в свой багаж:
— предметы, которые могут причинить вред воздушному судну, лицам или имуществу, находящимся на борту воздушного судна, включая взрывчатые вещества, сжатые газы, коррозирующие жидкости, окисляющие вещества, радиоактивные вещества, намагничивающие материалы, легковоспламеняющиеся материалы, ядовитые, с резким запахом или раздражающие вещества, а также жидкости (за исключением жидкостей, находящихся в незарегистрированном багаже, которые предназначены для потребления во время поездки пассажира);
— предметы, перевозка которых запрещена законами, постановлениями, правилами и предписаниями государственных органов любой страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка;
— предметы, которые, по мнению перевозчика, по своей массе, размеру или другим характеристикам неприемлемы для перевозки в качестве багажа;
— животных, исключая собак, кошек и других комнатных (прирученных) животных и птиц, которые могут быть приняты к перевозке при соблюдении специальных правил (см. ниже).
Перевозчик может отказаться перевозить в качестве багажа любые предметы или вещества из перечисленных, а также может отказаться выполнять последующую перевозку любого багажа, если будет обнаружено, что он включает такие предметы или вещества.
Перевозка животных
Перевозка животных разрешена практически всеми авиакомпаниями. Если вы имеете на руках все необходимые и правильно оформленные справки (подробнее о том, что именно нужно, узнайте в представительстве авиакомпании, которой вам предстоит лететь, а также выясните таможенные правила страны выбытия и страны прибытия), то можете везти своего питомца.
Для перевозки животных и птиц пассажир обязан иметь контейнер (клетку) достаточных размеров с доступом воздуха. Дно контейнера (клетки) должно быть во-
донепроницаемым и покрыто абсорбирующим (паро- и влагопоглощающим) материалом. В порядке исключения допускается перевозка животных и птиц в плотно закрываемых корзинах, коробках с отверстиями для доступа воздуха. Клетки птиц должны быть покрыты плотной светонепроницаемой тканью.
Животное в клетке взвешивается, и за этот вес платится как за сверхнормативный вес багажа — 1% тарифа первого класса — вне зависимости от того, превысил ли совокупный вес вашего багажа ограничения по весу.
Собаки-поводыри перевозятся бесплатно сверх нормы бесплатного провоза багажа, без клетки при условии, что на такой собаке имеется ошейник и намордник и она находится привязанной у ног владельца.
Перевозка оружия
Проблема ввоза-вывоза оружия входит в компетенцию таможенных властей страны, а не авиаперевозчиков. Однако если таможня разрешила вам провезти оружие, то помните: перевозка оружия, включая газовое, разрешена только в багаже. Если вы оставили его в ручной клади, то на личном досмотре перед посадкой в самолет его отберут и передадут в кабину экипажа. При посадке самолета в аэропорту назначения ваше оружие вам вернут. Кстати, именно служба безопасности аэропорта определяет, что является оружием, а что — нет. И сувенирный нож, на который таможенники не обратят внимания, может быть признан службой безопасности аэропорта оружием и отобран при личном контроле.
Провоз оружия при себе лицами, находящимися при исполнении служебных обязанностей, осуществляется только по специальному разрешению и при соблюдении соответствующих законов, постановлений, правил и предписаний государственных органов любой страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка.
Если багаж потеряли
Если вдруг при получении багажа вы недосчитались чемоданов или если ваш багаж поврежден, не поленитесь вызвать работников аэропорта, пригласите еще одного-
двух человек, летевших одним рейсом с вами, запишите их адреса и все вместе составьте акт об утере или повреждении багажа. Акт должен быть подписан вами и представителем перевозчика. Подтвердив таким образом факт утери, вы сможете взыскать с авиакомпании ущерб, который был вам нанесен. В случае объявленной ценности багажа — в объявленных размерах. В случае необъявленной ценности — из расчета общего веса багажа.
Однако сумма возмещения ущерба в этом случае ограничена. В соответствии с п. 2 ст. 22 Варшавской конвенции при перевозке зарегистрированного багажа на международных рейсах ответственность перевозчика ограничивается суммой в 250 французских франков с 1 кг.
Регистрация билетов и оформление багажа перед вылетом
Перед вылетом пассажир должен прибыть в аэропорт, аэровокзал или другой объявленный перевозчиком пункт отправления не позднее времени, установленного для регистрации билета и оформления багажа. Обычно время указывается в билете; в российских международных аэропортах оно составляет 2 часа до вылета, на внутренних рейсах — 40 минут до вылета, а в зарубежных аэропортах — за час-полтора до вылета.
Из-за неявки пассажира к вылету отправление воздушного судна не задерживается. Перевозчик не несет ответственности перед пассажиром за убытки, связанные с несвоевременным прибытием пассажира для регистрации, за исключением случаев, когда опоздание пассажира связано с задержкой другого рейса той же авиакомпании.
Время начала и окончания регистрации билетов и Оформления багажа перед вылетом устанавливается перевозчиком и должно быть указано в билете или в другом документе, вручаемом пассажиру при продаже билета. Если такая информация не была предоставлена, то в случае опоздания на рейс в России вы имеете право требо-i вать возмещения убытков в результате непредоставления | Информации в соответствии со ст. 10 Закона РФ «О за-Иците прав потребителей».
Досмотр багажа, ручной клади н личный досмотр пассажиров
В целях обеспечения безопасности полетов, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов экипажей гражданских воздушных судов органам гражданской авиации, милиции, таможенным учреждениям и пограничным войскам предоставляется право производить досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов. Досмотр производится в аэропорту (городском аэровокзале). Порядок проведения досмотра регулируется Воздушным кодексом СССР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11. 05. 83 г. (в редакции 29. 10. 90 г.) и Правилами производства досмотра ручной клади, багажа и личного досмотра пассажиров гражданских воздушных судов в целях обеспечения безопасности полетов, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов экипажей этих судов, утвержденными постановлением Совета Министров СССР № 484 от 16. 06. 78 г. (в редакции постановления № 421 от 8. 05. 84 г.).
При отказе пассажира от досмотра перевозчик вправе расторгнуть договор воздушной перевозки с возвращением платы за перевозку.
Досмотр ручной клади и багажа, находящегося при пассажире, производится в его присутствии. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр такого багажа может быть произведен в отсутствие пассажира.
Досмотр багажа в отсутствие пассажира, связанный с необходимостью вскрытия багажа, производится по мотивированному решению (изложенному в письменном виде) начальника аэропорта, заместителя начальника аэропорта по режиму и охране, начальника службы организации перевозок и начальников смен этой службы, начальника городского аэровокзала, начальника подразделения милиции, на территории которых находится аэропорт (городской аэровокзал), а в зоне аэропорта, в котором осуществляются пограничный и таможенный контроль, — также начальника контрольно-пропускного пункта пограничных войск и начальника таможни (таможенного поста). Досмотр багажа в таких случаях производится в присутствии двух понятых.
Досмотр может производиться и на воздушном судне, находящемся в полете. Досмотр может быть при необходимости произведен независимо от согласия пассажира.
Если при досмотре ручной клади, багажа и личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов, должностные лица авиапредприятия, а также другие лица, производившие досмотр, обязаны принять необходимые меры, обеспечивающие отправку пассажира тем рейсом, на который у него имеется билет, или очередным рейсом.
В случае отказа пассажира от полета или от продолжения полета по причине задержки с отправкой, вызванной досмотром, авиапредприятие обязано по его требованию полностью возместить стоимость билета или его нереализованной части.
Иные проблемы взаимоотношений авиапассажира и перевозчика
Задержка или изменение маршрута рейса
Одной из главных проблем, с которыми сталкивается авиапассажир, является возможная задержка рейса или изменение маршрута полета (вы летите в Москву, а самолет сажают в Санкт-Петербурге).
Если рейс задержали на несколько часов или суток, вам следует навести справки о причине невылета. Перевозчик имеет право без предупреждения отменить, задержать или перенести вылет самолета, изменить маршрут или пункт посадки только в следующих случаях:
— стихийные бедствия, неблагоприятные погодные условия в аэропортах отправления, назначения или по маршруту следования;
— требования госорганов, которые преследуют цель рбеспечить безопасность пассажиров (например, если вы оказались в одном самолете с террористом);
— других причин, могущих повлиять на безопасность Г полетов.
Но если причиной невылета послужила нерасторопность службы снабжения авиакомпании, которая вовремя
не закупила топливо; если компания ждет в течение суток, когда же соберется достаточное количество пассажиров, чтобы полностью загрузить салон самолета, то вы имеете право требовать очень многого. В соответствии с договором авиаперевозки пассажир имеет право на своевременную доставку в пункт назначения, а отношения пассажира и авиапредприятия подпадают под действие Закона «О защите прав потребителей».
Итак, в случае задержки рейса вы можете требовать:
— предоставления гостиницы на время ожидания рейса;
— бесплатного транспорта до гостиницы и обратно;
— компенсации разумных расходов за время ожидания вылета (затрат на питание, телефонных переговоров с домом и т. п.).
Вы можете либо требовать всего перечисленного выше от представителя компании, либо пойти более простым путем. Узнав причину невылета и признав ее неуважительной, спокойно садитесь в автобус и поезжайте в гостиницу (не забудьте сохранить автобусный билет). Размещайтесь в гостинице, ужинайте в ресторане, говорите с домом по телефону, но не забудьте сохранить счета за проживание, за ужин и за телефонный разговор.
По прилете в аэропорт назначения сделайте на билете отметку, что приземлились во столько-то такого-то числа. После этого обращайтесь в авиакомпанию с письменной претензией, в которой требуйте на основании Закона «О защите прав потребителей» возместить ваши расходы (которые в Данном случае можно рассматривать как ваши прямые убытки), а также (по желанию) требуйте выплаты неустойки за нарушение сроков предоставления услуги и возмещения морального вреда, если, по вашему мнению, таковой был вам причинен.
Первые дела против Аэрофлота и других авиакомпаний, задержавших рейс, были выиграны еще в 1994 г. В настоящее время существует довольно большая судебная практика по подобным делам, (формы исковых заявлений см. в Приложении № 13.1).
Однако помните о главном: вы не специалист, и если вы почувствуете, что сами не сможете справиться с авиакомпанией, обратитесь к юристу. Это тем более надо сделать, если вы летели международным авиарейсом. Дело
в том, что права пассажиров международных авиарейсов регулируются не только российским законодательством, но и международными договорами. Так что помощь юриста в случае конфликта с авиаперевозчиком на международных рейсах понадобится обязательно.
Ответственность перевозчика
Ответственность превозчика определяется гражданским законодательством РФ, Правилами перевозки пассажиров, а на международных рейсах — Варшавской конвенцией.
Условия наступления ответственности
Перевозчик отвечает за вред, возникший вследствие смерти или повреждения здоровья пассажира с момента входа пассажира на перрон аэропорта для посадки на воздушное судно и до момента, когда пассажир покинул перрон под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика, если иное не вытекает из международных договоров РФ об ответственности при воздушных перевозках.
Однако перевозчик не несет ответственности, если смерть или повреждение здоровья пассажира явились результатом исключительного состояния его здоровья.
Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или за повреждение багажа, которые произошли во время, когда багаж находился под охраной перевозчика или его агента, независимо от того, имело ли это место на земле или на борту воздушного судна.
Однако перевозчик не несет ответственности, если утрата, недостача или повреждение явилось результатом исключительно присущих багажу свойств или дефектов.
Перевозчик отвечает за убытки, причиненные вследствие опоздания при перевозке пассажиров и багажа.
Перевозчик отвечает за вред и убытки, если не докажет, что им, его работниками или агентами были приняты все необходимые меры для предотвращения причинения вреда и убытков либо что такие меры невозможно было принять. В частности, перевозчик не отвечает за вред и убытки, прямо или косвенно возникшие из соблюдения законов, постановлений, правил и предписаний государственных органов любой страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка, или вследствие неподконтрольной ему причины.
В случае, если перевозчик докажет, что вред лицу был причинен по собственной вине этого лица, суд может ограничить ответственность перевозчика или вовсе снять с него ответственность за причинение вреда.
Ограничение ответственности
При международной перевозке пассажиров ответственность перевозчика в отношении каждого пассажира ограничивается суммой 250 тысяч франков (п. 1 ст. 22 Варшавской конвенции). Однако особым соглашением перевозчик и пассажир могут установить и более высокий предел ответственности.
При перевозке зарегистрированного багажа ответственность перевозчика ограничивается суммой 250 франков за килограмм, за исключением случаев объявления ценности багажа. В этом случае перевозчик обязан уплатить сумму, не превышающую объявленной суммы, если только он не докажет, что эта сумма превышает действительную заинтересованность пассажира или отправителя в доставке груза к месту назначения.
В случае утери, повреждения или задержки части зарегистрированного багажа или какого-либо предмета, входящего в его состав, вес, который должен приниматься во внимание при определении суммы, ограничивающей ответственность перевозчика, должен быть только общим весом указанного места или мест. Однако когда утеря, повреждение или задержка зарегистрированного багажа или какого-либо предмета, входящего в их состав, сказывается на стоимости других мест, включенных в ту же самую багажную квитанцию, то общий вес такого места или мест должен также приниматься во внимание при определении предела ответственности.
В отношении предметов, оставляемых пассажиром при себе в качестве ручной клади, ответственность
перевозчика ограничивается 5 тысячами франков на пассажира.
Эти пределы ответственности не применяются, если будет доказано, что вред или убытки возникли вследствие умысла или грубой неосторожности перевозчика, его работников или агентов, действовавших при исполнении своих служебных обязанностей, если иное не вытекает из международных договоров РФ об ответственности при воздушных перевозках (Варшавская конвенция).
Чартерный рейс
Это рейс, которым вы летите вне расписания (в противоположность регулярным рейсам, которые летают по данному маршруту в определенные дни по расписанию, вне зависимости от количества пассажиров, приобретших билеты на данное направление). Чартерные рейсы (перевозки) организуются конкретной фирмой или авиакомпанией для перевозки конкретной группы людей.
Неорганизованному туристу купить билеты на чартерный рейс практически невозможно. Как правило, такими рейсами летят организованные туристические группы и билет на чартерный рейс вы получаете вместе с туристической путевкой.
У чартерных рейсов сложилась не очень хорошая репутация. Считается, что и задерживаются они чаще, и обслуживание там хуже. Но это далеко не всегда соответствует действительности. Дело в том, что обслуживание на чартерных рейсах одной авиакомпании не может быть хуже (лучше — пожалуйста), чем обслуживание на ее же регулярных рейсах. Другое дело, что часто за организацию чартеров берутся маленькие компании, не имеющие достаточного опыта международных пассажирских авиаперевозок и не умеющие обеспечить должный уровень обслуживания.
Так что, когда в турфирме
вам предлагают билет на чартерный рейс, узнайте, какая авиакомпания его
организует и какова репутация этой компании. В случае нарушения ваших прав
(задержки рейса, изменения маршрута и т. п.) вы можете предъявлять претензии
как авиакомпании, так и туристической фирме, продавшей вам тур и авиабилеты
как часть тура.