Права и обязанности сторон по договору перевозки автомобильным транспортом, наряду с Законом «О защите прав потребителей», регулируются Уставом автомобильного транспорта, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 8. 01. 69 г. № 12 (в редакции постановлений Совмина РСФСР от 28. 11. 69 г. № 648, от 17. 09. 74 г. № 510, от 16. 05. 80 г. № 253, от 20. 03. 84 г. № 101, от 18. 11. 88 г. № 474, от 18. 02. 91 г. № 98.
Организация перевозок
Предприятия и организации автомобильного транспорта должны осуществлять перевозки пассажиров и багажа в автобусах и легковых автомобилях, обеспечивая безопасность пассажиров при пользовании автомобильным транспортом, необходимые удобства для пассажиров, культурное обслуживание их при поездках и на автовокзалах (автостанциях), своевременную перевозку и сохранность багажа пассажиров.
По договору перевозки пассажиров автотранспортное предприятие или организация обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа — также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа.
Для выполнения городских, пригородных, междугородных и межреспубликанских автоперевозок пассажиров организуются соответственно городские, пригородные, междугородные и межреспубликанские автобусные маршруты.
На начальных, конечных и промежуточных остановочных пунктах городских и пригородных автобусных маршрутов для сведения пассажиров вывешиваются указатели интервалов движения автобусов по периодам суток и схемы маршрутов.
На остановочных пунктах пригородных маршрутов с интервалами движения более 20 минут вывешиваются расписания прибытия и отправления автобусов по данному остановочному пункту.
На автовокзалах (автостанциях) и в автопавильонах междугородных автобусных маршрутов для сведения пассажиров вывешиваются расписания движения автобусов по всем маршрутам, таблицы стоимости проезда пассажиров и провоза багажа, схемы планировки салонов автобусов различных типов, а также объявления о времени начала и времени окончания работы касс.
Билеты
На проезд в автобусе и маршрутном таксомоторе, а также на провоз багажа каждый пассажир обязан иметь билет.
Автотранспортное предприятие или организация обязаны обеспечить продажу пассажиру проездного билета. В автобусах междугородных маршрутов автотранспортное предприятие или организация обязаны предоставить пассажирам места для сидения.
Для проезда пассажиров и провоза багажа на междугородных маршрутах автотранспортные предприятия и организации производят продажу билетов на всех остановочных пунктах в кассах или (там, где не организована кассовая продажа билетов) через шоферов (кондукторов).
Для проезда в автобусах междугородных маршрутов в начальных, конечных и наиболее крупных остановочных пунктах производится предварительная продажа билетов.
Предприятия и организации автомобильного транспорта общего пользования осуществляют продажу билетов предприятиям и учреждениям по их предварительным заявкам для перевозки отдельных групп пассажиров в автобусах пригородных и междугородных сообщений на регулярно действующих маршрутах.
Камеры хранения
Камеры хранения на автовокзалах (автостанциях) принимают от пассажиров ручную кладь независимо от наличия проездных документов.
Запрещается прием и сдача в камеры хранения огнеопасных, взрывчатых, отравляющих, ядовитых, едких и зловонных веществ.
Время работы камер хранения ручной клади устанавливается автотранспортным предприятием или организацией в зависимости от расписания движения автобусов и маршрутных таксомоторов, а также от местных условий.
Права пассажиров
Пассажир в соответствии с Уставом автомобильного транспорта имеет право:
— приобрести билет на любой автобус и маршрут;
— провозить с собой в автобусах городских и пригородных маршрутов и в маршрутных таксомоторах бес-"платно одного ребенка в возрасте не старше 7 лет (на междугородных маршрутах — одного ребенка в возрасте не старше 5 лет), если он не занимает отдельного места;
— провозить с собой в автобусах городских, пригородных и междугородных маршрутов, а также маршрутных таксомоторах бесплатно ручную кладь;
— провозить с собой за плату по установленным тарифам багаж;
— сдать багаж к перевозке в междугородном сообщении на багажных автомобилях;
— при опоздании на автобус (маршрутный таксомотор) не более чем на 3 часа, а вследствие болезни или несчастного случая — не более чем на 3 суток с момента отправления автобуса (таксомотора), на который был приобретен билет, возобновить проездные документы с доплатой 25% стоимости билета или получить стоимость проезда за вычетом 25% стоимости билета;
— при возврате билета в кассу автовокзала (автостанции) не позднее чем за 2 часа до отправления автобуса (маршрутного таксомотора) получить полную стоимость проезда за вычетом уплаченного сбора за предварительную продажу, а при возврате билета позднее этого срока, но до отхода автобуса (таксомотора), получить стоимость проезда за вычетом 15% его стоимости и суммы уплаченного сбора за предварительную продажу;
— при прекращении поездки в междугородном сообщении вследствие болезни или несчастного случая получить стоимость проезда за непроследованное расстояние.
Пассажир имеет право вернуть билет в кассу до отправления автобуса (маршрутного таксомотора) в рейс и получить полную стоимость проезда и уплаченный им сбор за предварительную продажу в следующих случаях:
— опоздания отправления автобуса (таксомотора) по сравнению с временем, указанным в расписании, более чем на один час;
— предоставления пассажиру места в автобусе (таксомоторе) класса более низкого, чем тот, на который ему продан билет;
— непредоставления пассажиру указанного в-билете места.
При согласии пассажира на проезд в автобусе (маршрутном таксомоторе) более низкого класса ему возвращается разница между оплаченным билетом и платой, причитающейся за проезд.
Если вместо автобуса (маршрутного таксомотора), намеченного расписанием, предоставляется автобус (таксомотор), проезд в котором стоит дороже, то пассажиры, приобретшие билеты до объявления об этом, имеют право проезда по этим билетам без доплаты. С момента объявления о замене типа автобуса (таксомотора) билеты продаются по установленному более высокому тарифу с соответствующим предупреждением пассажиров.
На автовокзале (автостанции) и на других автотранспортных предприятиях и в организациях должна иметься Книга жалоб и предложений, которая выдается по первому требованию пассажира.
Руководитель автотранспортного предприятия или организации обязан в трехдневный срок рассмотреть жалобу или предложение, поступившие от пассажира, и письменно уведомить заявителя о результатах рассмотрения и о принятых мерах. Жалобы, не требующие дополнительной проверки, разрешаются безотлагательно.
Багаж
В качестве удостоверения о приеме багажа к перевозке пассажиру выдается багажная квитанция.
Пассажир имеет право при сдаче багажа к перевозке объявить его ценность с уплатой установленного сбора.
Багаж выдается в пункте назначения предъявителю багажной квитанции; за хранение багажа взыскивается сбор.
Не допускаются к перевозке багажом и в качестве ручной клади огнеопасные, взрывчатые, отравляющие, ядовитые, едкие и зловонные вещества, а также грузы, загрязняющие подвижной состав или одежду пассажиров.
Принятый к перевозке отдельно от пассажира багаж должен быть доставлен в пункт назначения не позднее I' дня прибытия пассажира в этот пункт по расписанию.
Не востребованный пассажиром багаж хранится автотранспортным предприятием или организацией в пункте назначения.
Багаж, не востребованный
в течение 30 дней, подлежит передаче местным торгующим организациям для
продажи. Предъявитель багажной квитанции в течение 6 месяцев с момента
реализации багажа имеет право получить сумму, уплаченную автотранспортному
предприятию за переданный торгующим организациям невостребованный багаж,
за вычетом сумм, причитающихся автотранспортному предприятию за его хранение.