Деятельность организаций, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов по рекам и морям в пределах границ России, регулируется Уставом внутреннего водного транспорта, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 15. 10. 55 г. № 1801 (в редакции от 5. 01. 88 г. № 8) и Законом «О защите прав потребителей».
Организация перевозок
В соответствии с Уставом внутреннего водного транспорта пароходства должны обеспечивать потребность населения в пассажирских перевозках по внутренним водным путям, необходимые удобства при этом, культурное обслуживание их на речных и морских вокзалах и на судах и своевременную перевозку багажа.
Пассажирские суда должны быть оборудованы устройствами отопления, вентиляции, освещения, санитарными узлами и снабжены необходимым инвентарем. Пароходства обязаны организовать движение по расписанию судов, перевозящих пассажиров и багаж.
Суда, предназначенные для перевозки пассажиров, делятся:
— в зависимости от скорости движения — на экспрессные, скорые, почтовые, пассажирские и экскурси-онно-туристские;
— в зависимости от дальности следования — на транзитные, местные, пригородные, внутригородские и работающие на переправах.
В помещении вокзалов для пассажиров должны быть вывешены: расписания прибытия и отправления пассажирских судов, а также таблицы стоимости проезда пассажиров и перевозки багажа, объявления о времени открытия билетных и багажных касс и наличии свободных мест на пассажирских судах.
Билеты
Каждый пассажир должен иметь билет на проезд. Пароходство обязано обеспечить продажу пассажиру проездного билета до указанного им порта (пристани) назначения и предоставить ему место в соответствии с билетом. Пароходству предоставляется право взимать с лиц, не имеющих билетов, перронный сбор за вход на пассажирские причалы.
Продажа билетов производится:
— в кассах предварительной продажи — заблаговременно, но не ранее чем за 7 суток до отправления судна;
— в кассах суточной продажи — в день отправления судна;
— на промежуточных пристанях — с момента получения телеграммы о наличии свободных мест на судах, но не позднее чем за 1 час до их прибытия.
Время продажи пассажирам билетов для проезда на судах пригородных и внутригородских линий устанавливается распоряжением начальника порта (пристани) согласно расписанию движения пригородных судов.
На участках пригородного сообщения пароходства, помимо продажи билетов на поездку в одном направлении, должны производить также продажу:
— билетов, дающих пассажиру право проезда до пристани назначения и обратно на пристань первоначального отправления — в течение двух суток;
— абонементных именных билетов (месячных, навигационных) без ограничения количества поездок — в пределах срока действия этих билетов;
— льготных абонементных именных билетов рабочим, служащим, учащимся и пенсионерам при представлении ими справок предприятий, учреждений, учебных заведений, местных органов социального обеспечения и военных комиссариатов — на время действия льготы.
Возврат •билетов
При возврате проездного билета в кассу порта (пристани) не позднее чем за 6 часов до отхода судна пассажиру возвращается полная стоимость проезда.
При возврате билета позднее этого срока, но до отправления судна, а также при опоздании на судно по болезни, подтвержденной справкой лечебного учреждения, пассажиру возвращается стоимость проезда, за вычетом стоимости плацкарты (см. раздел «Договор железнодорожной перевозки» настоящей главы).
При прекращении поездки в пути вследствие болезни или несчастного случая пассажиру возвращается плата за оставшееся расстояние.
Продление срока действия билета
Пароходство обязано продлить срок годности проездного билета в следующих случаях:
— при непредоставлении пассажиру по вине пароходства места на пассажирском судне (кроме пригородных, внутригородских и экскурсионно-туристских) — на время, равное интервалу между отправлением данного судна и отправлением следующего судна;
— при несвоевременном прибытии или отправлении пассажирских судов в пункты пересадки — на все время задержки транзитного пассажира до предоставления ему возможности продолжать поездку;
— при болезни пассажира — на все время болезни (по предъявлении справки лечебного учреждения);
— при поездке на расстояние не менее чем 500 км — после одной остановки в пути сроком не более чем на 10 суток, для того чтобы продлить действие билета, пассажир обязан до отхода судна, но не позднее чем через 1 час после прибытия судна, заявить об остановке начальнику порта, пристани или вокзала, которым должна быть сделана на билете соответствующая отметка.-
Камеры хранения
Камеры хранения на вокзалах портов (пристаней) принимают ручную кладь от пассажиров за особую плату без предъявления ими проездных документов. Запрещается сдача и прием в камеры хранения огне- и взрывоопасных веществ, а также мест весом более 50 кг.
Время работы камер хранения ручной клади устанавливается начальником порта (пристани) в зависимости от расписания движения судов и от местных условий.
Права и обязанности пассажиров
Пассажир имеет право:
— получить место на судне в соответствии с приобретенным билетом;
— провезти вместе с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельного места;
— провозить с собой бесплатно ручную кладь на во-доизмещающих судах не более 36 кг и на скоростных судах — не более 20 кг.
Пассажир при желании может быть в пути следования переведен администрацией судна в каюту более высокого класса при условии предварительной оплаты разницы в стоимости проезда.
Если пассажиру не предоставлено место согласно билету, пароходство обязано предоставить пассажиру, при его согласии, место в каюте другого класса, в том числе и более высокого, не взимая доплаты. Если же пассажиру предоставлено место, стоимость которого меньше стоимости оплаченного им места, ему должна быть возвращена разница в стоимости проезда. При невозможности предоставить место на том же судне пароходство обязано по требованию пассажира предоставить ему соответствующее место на другом судне. В таком случае пассажир может отказаться от поездки и потребовать возврата уплаченных за билет денег (данное правило не распространяется на проезд на пригородных, внутригородских и экскурсионных судах).
Пассажир обязан соблюдать общественный порядок, действующие на судне правила внутреннего распорядка, бережно относиться к имуществу водного транспорта.
Если пассажир нарушил общественный порядок и правила внутреннего распорядка и не прекратил нарушения после предупреждения администрацией судна, капитан может удалить пассажира с судна на первой же остановке, независимо от наличия у него проездного билета.
Багаж
Пароходство обязано по предъявлении пассажиром проездного билета принять к перевозке багаж и отправить его на том же судне, на котором следует пассажир.
Багаж принимается к перевозке без ограничения количества. В подтверждение приема багажа к перевозке пассажиру выдается багажная квитанция. Пассажир может при сдаче багажа объявить его ценность.
Не разрешается перевозка багажа и ручной клади, которые могут причинить вред судну или находящимся на нем пассажирам и имуществу.
Багаж выдается пассажиру в пункте назначения по предъявлении багажной квитанции. Выдача багажа производится в течение всего времени, когда порт или пристань открыты для операций по выдаче багажа.
В пункте назначения багаж хранится бесплатно в течение 24 часов, считая с начала календарных суток, следующих за днем прибытия багажа, после чего за хранение багажа взимается плата в размере, установленном тарифом.
Багаж, не востребованный владельцем в течение 30 дней, подлежит передаче местным торгующим организациям. Предъявитель багажной квитанции в течение шестимесячного срока имеет право получить сумму, вырученную пароходством за реализованный багаж, за вычетом сумм, причитающихся пароходству за хранение.
Пассажир имеет право считать
багаж утраченным и требовать оплаты его двукратной стоимости (ст. 35 Закона
«О защите прав потребителей»), если багаж не прибудет в пункт назначения
в течение 20 суток после окончания срока доставки.