Глава 2

КТО НАС ЗАЩИЩАЕТ

Всех тех, кто стоит на страже соблюдения права потребителей, можно поделить на три большие группы: государственные органы, органы местного самоуправления, негосударственные публичные организации.

К кому из них обращаться, зависит от того, чего вы хотите: если применения санкций к нарушителю ваших прав, «чтоб неповадно было», — то в государственный орган, осуществляющий контроль за данной сферой общественных отношений (например, если речь идет о банках, кредитных организациях — то в Банк России или его территориальное управление); если вы хотите возмещения убытков, компенсации морального вреда, то поможет суд. Вряд ли стоит всегда начинать с самого верха — если в вашем доме протекает крыша, то скорее, чем президент страны или премьер-министр, помогут местные органы власти.

Немалыми полномочиями в области защиты прав потребителей наделены и органы местного самоуправления. Есть у них и свой интерес в выявлении и пресечении фактов нарушений этих прав: как «публичный» — реализация собственных полномочий, функций, так и «личный» — получение «внебюджетных» средств на эту самую реализацию...

Особое место в защите прав потребителей занимают негосударственные, общественные организации. У них нет властных полномочий, они не могут «приказать» и «заставить». Но они мобильны, не скованы ведомственными циркулярами. Это адвокатура, общества потребителей, потребительские кооперативы, фонды, иные общественные объединения. Они не принуждают к соблюдению прав потребителей, а побуждают к этому. Например, за несколько лет деятельности обществ потребителей накоплен опыт нескольких тысяч выигранных судебных дел, досудебной защиты потребителей путем формирования грамотного потребительского поведения и т. д.