Государственные органы — это структуры, наделенные властными полномочиями. Они вправе осуществлять контроль, выдавать общеобязательные указания, применять санкции и т. п. Их деятельность, как правило, четко отрегулирована законодательством. Все эти органы действуют в соответствии со своими функциями и полномочиями.
Государственные органы делятся на органы общей компетенции и органы специальной компетенции (комитет по торговле, госторгинспекция, антимонопольный комитет и др.).
Органы общей компетенции — это государственные организации, которые осуществляют защиту прав потребителей наряду с другими видами деятельности. Основная задача этих органов — защита любых прав и интересов граждан. Органами общей компетенции являются милиция, прокуратура, суд.
Милиция
Милиция — это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы
общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения.
Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации. Правовую основу деятельности милиции составляют Конституция РФ, Закон РСФСР «О милиции» от 18. 04. 91 г. (с последующими изменениями и дополнениями); другие законы и правовые акты Российской Федерации; конституции, законы и другие правовые акты республик, входящих в состав России; акты органов местного самоуправления.
Задачами милиции являются:
— обеспечение личной безопасности граждан;
— предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
— раскрытие преступлений;
— охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, оказание помощи в пределах, установленных Законом «О милиции», гражданам, должностным лицам, различным организациям, общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.
Милиция и граждане
Статья 5 Закона РСФСР «О милиции» подчеркивает обязанность милиции в своей деятельности не нарушать прав граждан, защищать человека независимо от его гражданства, места жительства, социального, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.
Милиция предоставляет возможность задержанным лицам реализовать установленное законом право на юридическую помощь; сообщает по их просьбе (а в случае задержания несовершеннолетних — в обязательном порядке) о задержании их родственникам, администрации по месту работы или учебы; при необходимости принимает меры к оказанию им доврачебной помощи, а также к устранению опасности чьей-либо жизни, здоровью или имуществу, возникшей в результате задержания указанных лиц. Милиция не имеет права разглашать сведения, относящиеся к личной жизни гражданина, порочащие его честь и достоинство или могущие повредить его законным интересам, если исполнение обязанностей или правосудие не требуют иного.
Криминальная милиция. Милиция общественной безопасности
Милиция в России делится на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (местную милицию).
В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел России, министерствам внутренних дел республик, входящих в Российскую Федерацию, а милиция общественной безопасности (местная милиция), кроме того, соответствующим органам власти и местного самоуправления.
Основными задачами криминальной милиции являются:
— -предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых обязательно производство предварительного следствия;
— организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.
В сответствии с Законом «О милиции» в состав криминальной милиции входят оперативно-розыскные, научно-технические и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач и оказания помощи милиции общественной безопасности (местной милиции).
Основными задачами милиции общественной безопасности (местной милиции) являются:
— обеспечение личной безопасности граждан;
— охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
— предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
— раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, а также оказание в пределах компетенции милиции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям.
В состав милиции общественной безопасности (местной милиции), как сказано в Законе РСФСР «О милиции», входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, государственной автомобильной^ инспекции, охраны объектов по договорам, участковые инспектора милиции, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых и иные подразделения органов внутренних дел, необходимые для решения стоящих перед ней задач.
Таким образом, если вы оказались потерпевшим от деятельности какой-либо мошеннической «фирмы», расследовать это дело будет криминальная милиция, если же ваш автомобиль оказался покалеченным в результате до-рожно-транспортного происшествия — на помощь придет местная милиция.
Права и обязанности органов внутренних дел
Для решения стоящих перед милицией задач Закон «О милиции» подробно регламентирует ее обязанности и права. В частности, сотрудники милиции обязаны принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством. Это значит, что сотрудник милиции не вправе отмахнуться от вас в этом случае: дескать, сами разбирайтесь, у нас и так дел хватает. Он обязан вас выслушать, обязан зарегистрировать вашу информацию, обязан прореагировать на нее в соответствии с законодательством.
Милиция обязана:
— оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;
— обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах;
— регулировать дорожное движение, производить ре-
гистрацию и учет автомототранспортных средств, а также выдачу удостоверений на право управления автомототран-спортными средствами;
— выдавать в соответствии с законодательством разрешения на приобретение, хранение, ношение и перевозку огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов, а также на открытие и функционирование объектов, где они обращаются;
— контролировать соблюдение установленных правил обращения и функционирования указанных предметов и объектов.
С милицией можно заключить договор на охрану принадлежащего вам имущества. Тогда, если кто-то в ваше отсутствие зайдет в вашу поставленную на охрану квартиру, сработает сигнализация, и сотрудники милиции смогут оперативно среагировать и поймать злоумышленника. А если они этого не сделают и имущество в вашей квартире будет повреждено или украдено, то милиция возместит причиненный ущерб.
На милицию Законом «О милиции» возложены обязанности по обеспечению сохранности найденных и сданных в милицию документов, вещей, ценностей и другого имущества, она должна принять меры по их возврату законным владельцам либо по реализации в установленном порядке. Милиция принимает неотложные меры по обеспечению сохранности бесхозяйного имущества и кладов до передачи их в ведение соответствующих государственных органов и должностных лиц, по спасению людей и охране оставшегося без присмотра имущества при чрезвычайных событиях. Милиция обязана принять меры по охране потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса, а также членов их семей и близких, если здоровье, жизнь или имущество данных лиц находятся в опасности.
Достаточно значителен и список прав милиции. Однако каждое из этих прав имеет свои пределы и формы осуществления.
Так, милиция вправе проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность,- если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения.
Сотрудники милиции вправе беспрепятственно входить в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки и в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями, осматривать их, но лишь при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях и массовых беспорядках. О всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция уведомляет прокурора в течение 24 часов.
Ограничение применения силы, спецсредств и огнестрельного оружия
Специально оговорены в законе условия и пределы применения милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Применяя их, сотрудник милиции обязан предупредить о намерении их использовать, стремиться, чтобы причиняемый при их применении ущерб был минимальным, обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление до-врачебной помощи, уведомить в возможно короткий срок их родственников, уведомить прокурора о всех случаях смерти или ранения.
Ответственность органов внутренних дел
По Закону РСФСР «О милиции» контроль за деятельностью милиции осуществляют министр внутренних дел России, министры внутренних дел республик в составе РФ, вышестоящие органы милиции, а за деятельностью милиции общественной безопасности (местной милиции) — также соответствующие органы власти и местного самоуправления. Надзор за законностью деятельности милиции осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
Гражданин, считающий, что действие или бездействие сотрудника милиции привело к ущемлению его прав, сво-
бод и законных интересов, вправе обжаловать это действие или бездействие в вышестоящий орган или должностному лицу милиции, в прокуратуру или в суд.
За противоправные действия или бездействие сотрудники милиции несут установленную законом ответственность. Вред, причиненный гражданам или организациям сотрудником милиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Прокуратура
Прокуратура Российской Федерации — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Цели деятельности прокуратуры — обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. В этих целях прокуратура РФ осуществляет:
— надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием издаваемых ими правовых актов законам;
— надзор за соблюдением всеми названными субъектами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций прав и свобод человека и гражданина;
— надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
— надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
— уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
— координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательствам РФ участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Прокуратура РФ участвует и в правотворческой деятельности.
Прокуратура строится и действует на основе Конституции РФ, Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» в редакции федерального Закона от 17. 11. 95 г., других федеральных законов, международных договоров Российской Федерации.
Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Срок его полномочий — 5 лет. Генеральный прокурор РФ назначает на должность прокуроров субъектов РФ на тот же срок по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ. Прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному прокурору Российской Федерации и освобождаются им от занимаемой должности. Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур также назначаются на 5 лет и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.
Конституция РФ (ст. 129), Закон «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливают следующие принципы организации и деятельности прокуратуры РФ:
— независимость в осуществлении своих полномочий от органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений;
— гласность ее деятельности в той мере, в какой это не противоречит.требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;
— недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора, обязательность исполнения требований прокурора.
Права и обязанности прокуратуры
Осуществляя функции надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прокурор:
— рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
— разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
— принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба, использует предоставленные ему законом полномочия.
Если есть основания полагать, что нарушение прав и свобод гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.
В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.
В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Прокурор может вынести протест или представление.
Что такое протест?
Протест — это предписание, которое направляется прокурором в государственный орган, на предприятие или в организацию любой формы собственности с требованием об отмене документа, не соответствующего требованиям закона.
Прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством России.
Что такое представление?
Представление — это документ об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина, который вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.
В соответствии с Законом «О прокуратуре Российской Федерации» протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании органа. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения " протеста. О результатах рассмотрения протеста должно быть незамедлительно сообщено .прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне его заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом. Если прокурор вносит представление об устранении нарушений прав и свобод гражданина, то в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер, как предписы-
вает Закон «О прокуратуре Российской Федерации», должно быть сообщено прокурору письменно. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
Рассмотрение заявлений, жалоб и иных обращений
В соответствии со ст. 10 федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации», в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями рассматриваются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, а также решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством для каждого конкретного случая.
Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
Запрещается пересыпка
жалобы в орган или должностному лицу, решения или действия которых обжалуются.