ОРГАНЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Органы специальной компетенции — это государственные организации, специально созданные для защиты прав потребителей либо наделенные полномочиями по защите прав потребителей специальным законодательством. Органы специальной компетенции делятся на федеральные, т. с. созданные на уровне Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность на всей территории РФ, и местные — созданные местными органами и действующие в пределах этой территории.

Государственный комитет

по антимонопольной политике

В первую очередь к органам защиты прав потребителей относится Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП РФ) — центральный орган исполнительной власти РФ, призванный проводить государственную политику по развитию конкуренции, поддержке новых экономических структур, ограничению монополистической деятельности, пресечению недобросовестной конкуренции, защите прав потребителей. В своей деятельности

ГКАП руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ, Положением о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (утверждено Указом Президента РФ от 24. 08. 92 г. № 915).

Основными задачами ГКАП РФ являются:

— содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

— предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

— государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о защите прав потребителей.

Соединение этих функций в едином антимонопольном органе отвечает интересам потребителя. Не может быть конкуренции ради конкуренции или рекламной политики ради рекламной политики, ибо критерием и целью этой деятельности может быть только благо потребителей.

Что может ГКАП РФ?

Согласно ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей», федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) направляет:

— предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушения прав потребителей, в том числе о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности, а также о прекращении продажи товаров (выполнения работ), на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены, и о приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге);

— материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдающий лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о ее досрочном аннулировании;

— материалы в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей.

Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе заключать соглашения с изготовителями (исполнителями, продавцами) о соблюдении ими правил и обычаев делового оборота в интересах потребителей. Эта норма очень важна: до недавнего времени, да часто и сейчас, министерства и ведомства, различные организации стремятся установить такие правила применения того или иного закона, которые могут полностью извратить его смысл, «работать» не на потребителя, а против него. Так, Правила торговли, сочиненные Министерством торговли СССР, противоречили нормам гражданского законодательства, но отменить их удалось лишь благодаря обращению в Комитет конституционного надзора СССР. Чтобы «одолеть» ведомственный консерватизм, привычный и удобный чиновникам, а не потребителям, правила, обычаи делового оборота, теперь можно обращаться не только в суд — антимонопольные органы могут решить этот вопрос договорным путем.

Антимонопольный комитет (его территориальные органы) вправе обращаться в суд в защиту прав потребителей в случаях обнаружения нарушений их прав, предъявлять иски в суды в интересах неопределенного круга потребителей, в том числе о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца) или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное или однократное грубое нарушение установленных законом или иным правовым актом прав потребителей, а также предъявлять иски в арбитражные суды к индивидуальным предпринимателям о принудительном взыскании штрафов за уклонение от исполнения предписаний или за несвоевременное их исполнение.

Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) может быть привлечен судом к участию в процессе или вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

При удовлетворении иска суд, согласно ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», обязывает правонарушителя довести до сведения потребителей решение судам и установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом.

Иступившее в законную силу решение суда о признании действий продавца противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск потребителя о гражданско-правовых последствиях действий продавца.

Согласно ст. 41 Закона РФ «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан по требованию федерального антимонопольного органа (его территориальных органов) предоставлять в установленный срок достоверные документы, объяснения в письменной и устной формах и иную информацию, необходимую для осуществления федеральным антимонопольным органом (его территориальными органами) полномочий, предусмотренных Законом РФ «О защите прав потребителей».

Штрафные санкции

Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе, согласно ст. 43 Закона, налагать штраф на изготовителя (исполнителя, продавца) за уклонение от исполнения или за несвоевременное исполнение его законных предписаний о прекращении нарушений прав потребителей в размере до 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.

Штраф налагается должностным лицом федерального антимонопольного органа (его территориального органа). Размер штрафа определяется в каждом конкретном случае с учетом размера причиненного ущерба и иных обстоятельств (например, последствий уклонения от предписания, степени вины продавца, изготовителя, исполнителя и т. д.).

Штрафы, наложенные на изготовителей (исполнителей, продавцов), за исключением штрафа на индивидуального предпринимателя, взыскиваются в безакцептном порядке в течение 30 дней со дня вынесения соответствующих решений о взыскании штрафов.

Штрафы, наложенные на индивидуальных предпринимателей, уплачиваются ими в срок до 30 дней со дня получения соответствующих решений о наложении штрафов. При уклонении индивидуальных предпринимателей от уплаты штрафа в установленный срок или при неуплате штрафа в полном размере федеральный антимонопольный орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуальных предпринимателей соответствующих сумм штрафов, а также пени в размере 1% налагаемой суммы штрафа или его неуплаченной части за каждый день просрочки. Суммы штрафов направляются в федеральный бюджет.

Предписания федерального антимонопольного органа (его территориальных органов), постановления о наложении штрафов могут быть полностью или частично обжалованы заинтересованными лицами в арбитражный суд в течение 6 месяцев со дня их вынесения (Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

Территориальные управления ГКАП

Федеральный антимонопольный орган образует в субъектах Федерации свои территориальные управления. Их полномочия не могут превышать полномочий федерального антимонопольного органа. Они определены в Положении о территориальном управлении Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (утверждено приказом ГКАП от 13. 11. 95 г. № 146). Согласно этому Положению, территориальное управление ГКАП проводит единую государственную антимонопольную политику, защищает права потребителей, пресекает недобросовестную конкуренцию, а также осуществляет контроль за рекламной деятельностью и пресекает факты недобросовестной рекламы.

В Положении подробно прописаны методы и формы осуществления территориальным управлением своих функций. Так, территориальное антимонопольное управление вправе направлять в ГКАП России предложения по совершенствованию соответствующего законодательства, практики его применения, а также давать органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления на территории региона рекомендации, предложения, предписания и т. д. (подробнее об этом см. в Приложении № 2.5).

Как рассматриваются дела о нарушении прав потребителей

Сотрудники территориальных управлений для выполнения возложенных на них функций имеют право беспрепятственного доступа в органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, в организации, их объединения, знакомиться с необходимыми документами на основании письменного запроса.

В любом территориальном управлении есть должностное лицо, курирующее вопросы защиты прав потребителей.

Совместным письмом ГКАП РФ и Генеральной прокуратуры РФ от 28. 08. 95 г. территориальным управлениям вменено в обязанность в недельный срок направлять в органы прокуратуры для правовой оценки и принятия процессуального решения материалы о нарушении требований безопасности товаров (работ, услуг), ряда других правонарушений. Прокурор, следователь в 10-дневный срок уведомляет территориальное управление ГКАП о принятом решении. В этот же срок территориальное управление рассматривает полученный из прокуратуры материал и информирует ее о принятом решении.

Приказом ГКАП РФ от 04. 04. 96 г. № 42 утверждено Положение о порядке рассмотрения комитетом и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

Согласно Положению, дела о нарушениях законодательства о защите прав потребителей рассматриваются соответствующим территориальным управлением по месту нахождения продавца (изготовителя, исполнителя), в отношении которого возбуждено дело, за исключением случаев, когда дело принимается к рассмотрению ГКАП России. ГКАП России вправе принять к своему рассмотрению любое дело.

Для рассмотрения дела образуется соответствующая комиссия из должностных лиц и специалистов ГКАП или его территориального управления. Решение вопроса о возбуждении дела принимает председатель комиссии. Основанием для возбуждения дела могут быть заявления общественных объединений потребителей, их ассоциаций (соююн), федеральных органов исполнительной власти, органон исполнительной власти субъектов РФ, органов местною самоуправления, потребителей, депутатов, пред-стилленис прокурора, а также акты проверок продавцов (изготовителей, исполнителей) ГКАП России (его территориальными управлениями).

Дела о нарушениях законодательства о защите прав потребителей рассматриваются в месячный срок с момента вынесения определения о возбуждении дела. О времени и месте рассмотрения дела извещают продавца (изготовителя, исполнителя), в отношении которого возбуждено дело, других лиц, привлекаемых к участию в деле (заинтересованных лиц).

Дела рассматриваются в присутствии представителей продавца (изготовителя, исполнителя) и с участием заинтересованных лиц; в отсутствие представителей продавца (изготовителя, исполнителя) дело рассматривается, если имеются данные, подтверждающие своевременное извещение продавца (изготовителя, исполнителя) о месте и времени-рассмотрения дела (уведомление о вручении, отдельная квитанция) и если от него не поступило мотивированного ходатайства о переносе сроков рассмотрения дела.

В качестве заинтересованных лиц к участию в деле могут быть привлечены физические лица (граждане российские, иностранные, лица без гражданства) и юридические лица (организации, являющиеся самостоятельными субъектами гражданского оборота, удовлетворяющие признакам юридического лица, сформулированным в ст. 48 Гражданского кодекса РФ), на объем прав и обязанностей которых может повлиять решение комиссии.

В рассмотрении дела может принимать участие в качестве заинтересованного лица заявитель, а также потребитель, чьи права были нарушены. Комиссия не вправе рассматривать дело без участия заявителя и потребителя, если они настаивают на своем участии в рассмотрении дела. Неявка заинтересованных лиц не является препятствием к рассмотрению дела.

Комиссия на заседании выясняет следующие вопросы:

— относится ли рассмотрение данного дела к ее компетенции;

— имеют ли место факты, свидетельствующие о нарушениях прав потребителей;

— были ли приняты все возможные меры для устранения нарушений прав потребителя продавцом (изготовителем, исполнителем) в добровольном порядке.

Решение по делу о нарушении прав потребителей

Рассмотрение дела завершается вынесением решения, излагающего обстоятельства дела, установленные комиссией, и выводы, к которым она пришла. Решение может быть вынесено:

— о выдаче предписания;

— о прекращении дела в связи с отсутствием события и состава нарушения, устранением нарушения до выдачи предписания, невозможностью применения мер воздействия в связи с ликвидацией организации (смертью индивидуального предпринимателя), допустившей нарушение, или в связи с тем, что меры воздействия выходят за рамки компетенции ГКАП России (его территориального управления);

— о направлении материалов о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о ее досрочном аннулировании;

— о направлении в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением прав, предусмотренных Законом «О защите прав потребителей»;

— о направлении материалов в федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

В решении могут быть даны рекомендации о предъявлении иска в суд в интересах неопределенного круга потребителей, в том числе о ликвидации продавца (изготовителя, исполнителя) или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, за неоднократное или однократное грубое нарушение прав потребителей, установленных законом или иным правовым актом.

Решение комиссии выносится немедленно по окончании разбирательства дела. По особо сложным делам составление мотивированного решения может быть отложено на срок не более 3 дней, но резолютивную часть решения комиссия объявляет на том же заседании, на котором закончилось разбирательство дела.

Предписание подлежит добровольному исполнению продавцом (изготовителем, исполнителем) в срок, указанный в предписании.

В аналогичном порядке рассматриваются дела о наложении штрафов за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение законных предписаний ГКАП России (территориальных управлений). То есть собирается комиссия, на заседание которой приглашается нарушитель, выясняются причины неисполнения предписания и, если они признаются неуважительными, принимается решение о наложении штрафа.

Когда лучше обратиться в антимонопольные органы?

Поскольку ГКАП — это не суд, он не может заставить нарушившую ваши права организацию выплатить вам неустойку или возместить убытки. Но если ваши требования заключаются в том, чтобы продавец или исполнитель выполнили какое-либо действие (например, заменили вам неисправный холодильник) или, наоборот, не совершали бы какое-то действие, то проще и быстрее защитить свои интересы, обратившись именно в ГКАП.

Госторгинспекция — структура и функции

Государственная инспекция по торговле-, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция) — это государственная служба, основными задачами которой являются контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления, деятельность по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.

Объектами контроля Госторганспекции в соответствии с возложенными на нее задачами являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, граждане, реализующие, производящие товары или услуги (продавцы, изготовители).

В состав Госторгинспекции входят территориальные управления Госторгинспекции.

Территориальные управления Госторганспекции

Территориальные управления Госторгинспекции выполняют следующие функции:

— проверяют соблюдение правил торговли и контролируют качество товаров народного потребления у продавца, а также проверяют качество продукции у изготовителя;

— контролируют соблюдение порядка применения цен на предприятиях торговли и общественного питания, правильность пользования весовыми и измерительными приборами, торговым, технологическим и дозирующим оборудованием;

— принимают меры по устранению выявленных недостатком и нарушений, обеспечивают широкую гласность результатов проверок;

— приостанавливают реализацию товаров (и оказываемые при этом услуги), не соответствующих по качеству обязательным требованиям стандартов, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан;

— рассматривают письма, заявления, жалобы граждан на качество товаров, нарушения в работе предприятий торговли и общественного питания и после соответствующих проверок принимают по ним решения, обязательные для исполнения продавцом, изготовителем.

При несогласии с принятым решением продавец, изготовитель, потребитель вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд, при этом действие решения управления Госторгинспекции не приостанавливается до решения суда. Для обжалования принятого решения заинтересованные лица вправе обратиться и в управление Госторгинспекции. Управление должно рассмотреть жалобу в течение месяца.

Территориальные управления Госторгинспекции обязаны предоставлять управлению Госторгинспекции всю необходимую информацию. Территориальные управления Госторгинспекции обязаны координировать свою деятельность с органами государственной власти и управления, общественными организациями потребителей в деле защиты прав и интересов граждан. Управление Госторг-инспекции может также непосредственно осуществлять контроль за продавцом и изготовителем, но в целом его функции носят организационно-методический характер.

Какими правами наделена Госторганспекция?

Для осуществления своих функций Госторгинспекция вправе:

— осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговых и промышленных предприятиях независимо от форм собственности и ведомственной при-, надлежности;

— производить контрольные покупки товаров с целью определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследования их качества, требовать у продавца, изготовителя сертификат на реализуемые товары и проверять его соответствие требованиям конкретного стандарта или другого нормативного документа;

— по просьбе продавца, потребителя давать заключения О качестве сертифицированных товаров, если есть сомнения в их соответствии стандарту; получать от министерств, ведомств, предприятий, научно-исследовательских институтов и лабораторий, граждан документацию, характеризующую качество продукции, данные о производителе (поставщике) товаров и другие необходимые материалы;

— составлять акты и давать обязательные к исполнению продавцом, исполнителем предписания. Это могут быть предписания об устранении выявленных нарушений правил торговли и технологической дисциплины при производстве товаров; о снятии с реализации товаров, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан; о приостановлении или введении особых условий приемки и реализации товаров, изготовленных с нарушениями требований нормативной документации, до устранения недостатков и повторного заключения Госторгинспекции.

Кроме того, Госторгинспекция вправе передавать материалы в следственные органы для привлечения к ответственности должностных лиц, допускающих неоднократные злоупотребления в торговле, выпуске и реализации недоброкачественной продукции, наносящей значительный ущерб интересам потребителей; выступать стороной в суде и арбитражном суде; выносить решения о применении в установленном порядке штрафных санкций к изготовителю, продавцу за реализацию товаров (услуг), произведенных (оказываемых) с отступлением от требований стандартов, а также за нарушение дисциплины цен при реализации товаров (услуг) (дисциплина цен — это соблюдение хозяйствующим субъектом установленных предельных размеров торговых надбавок в случаях, если эти надбавки установлены государством).

Продавец, изготовитель обязаны давать объяснения, связанные с результатами проверок, принимать меры по устранению вскрытых нарушений и сообщать об этом в установленные сроки соответствующим управлениям Госторгинспекции.

Территориальные управления Госторгинспекции являются юридическими лицами, т. е. самостоятельными участниками гражданско-правовых (имущественных и связанных с ними личных неимущественных) отношений.

Особенности деятельности каждого из территориальных управлений Госторгинспекции обусловлены спецификой развития регионов, в которых они действуют.

Поскольку управление Госторгинспекции является одним из федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), на него распространяются соответствующие положения Закона РФ «О защите прав потребителей» (ст. 42 и 43 Закона).

Госстандарт России

Госстандарт России (Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации) — это центральный орган исполнительной власти РФ, осуществляющий государственное регулирование и межотраслевую координацию работ по стандартизации, метрологии и сертификации (стандартизация — деятельность по установлению норм, правил и характеристик для товаров, работ, услуг; метрология — деятельность по обеспечению единства измерений в рамках всего государства; сертификация — процесс подтверждения соответствия товара обязательным требованиям стандартов).

Основные задачи Госстандарта:

— формирование и реализация государственной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации;

— обеспечение функционирования систем стандартизации, метрологии и сертификации, приведение их в соответствие с международными, региональными и зарубежными национальными системами;

— обеспечение единства измерений в стране;

— организация работ по обязательной сертификации продукции;

— осуществление государственного надзора за соблюдением обязательных требований стандартов, правил метрологии и сертификации.

Госстандарт вправе:

— выдавать и аннулировать лицензии на издание и переиздание утвержденных им государственных стандартов, на поверку, прокат средств измерений, на проведение работ по обязательной сертификации, на право применения установленных им сертификационных знаков;

— направлять предписания об устранении нарушений обязательных требований стандартов к товарам, работам, услугам, о снятии их с производства, о прекращении выпуска и реализации, об отзыве от потребителя;

— налагать штраф на изготовителей, продавцов товаров, исполнителей работ, услуг, на руководителей предприятий и органов сертификации в случаях, предусмотренных законодательством; принимать в пределах своей компетенции решения по вопросам государственной стандартизации, метрологии и сертификации, обязательные для выполнения юридическими и физическими лицами;

— предъявлять в суды, арбитражные суды иски к изготовителям (исполнителям, продавцам) товаров (работ, услуг) в случае нарушения ими требований стандартов;

— проводить в соответствии с действующими нормативными документами по стандартизации отбор проб и образцов продукции для контроля ее соответствия обязательным требованиям государственных стандартов (стоимость израсходованных проб и образцов, затраты на проведение испытания относятся при этом на издержки производства продукции проверяемого предприятия, предпринимателя).

Закон РФ «О защите прав потребителей» (п. 3 ст. 42) возлагает на Госстандарт России 'координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг); на этот орган также возложена ответственность за организацию и проведение работ по обязательной сертификации товаров (работ, услуг). Другими словами, Госстандарт России обладает довольно широкими полномочиями в области обеспечения безопасности потребителей.

Местные органы по защите прав потребителей

Никакие федеральные органы не могут знать всех проблем, с которыми приходится ежедневно сталкиваться потребителям в каждом конкретном городе или районе. Действительно, не будет же ведомство, находящееся в Москве, разбираться с конкретной булочной, нарушающей права потребителей, в Находке или в Саранске. Невозможно и направить представителей федеральных ведомств в каждый регион.

Именно поэтому определенные функции по защите интересов потребителей Закон «О защите прав потребителей» возлагает на городские, районные, областные администрации. Сегодня практически в каждом, даже самом маленьком населенном пункте есть специалист или группа специалистов, которые занимаются защитой прав потребителей. Каждый человек, у которого есть претензии к конкретному магазину, к качеству товара или услуги, может пожаловаться в отдел по защите прав потребителей и получить квалифицированную консультацию о порядке защиты своих нарушенных прав.

В отличие от федеральных органов местные органы по защите прав потребителей не наделены никакими контрольными функциями. Практически единственная административная мера, которую могут применить эти организации, — приостановить реализацию товаров с просроченными сроками годности.

Но отсутствие права карать нарушителей отнюдь не свидетельствует о слабости, а тем более о ненужности местных органов по защите прав потребителей. Эти органы могут принимать достаточно эффективные меры к нарушителям закона. Во многих отделах по защите потребителей созданы «черные списки» магазинов и фирм, в которых обманывают потребителей. Эти списки публикуются в газетах, откуда потребители узнают, с какими фирмами можно иметь дело безбоязненно, а общения с какими нужно избегать. Специалисты местных органов выявляют нарушения прав потребителей, направляют информацию о нарушениях в соответствующие федеральные органы для принятия мер, обращаются в интересах потребителей в суд.

Общественные организации

Государство может многое, но не все. Поэтому на помощь потребителю помимо государственных органов приходят общественные организации потребителей. Общественные организации создаются тогда, когда есть необходимость объединить усилия людей для защиты каких-то интересов, для проведения совместных мероприятий. Основная отличительная черта общественной организации — ее неприбыльность, ориентация не на коммерческие интересы, • на защиту прав своих членов и граждан вообще.

Общественные объединения потребителей существуют во многих государствах мира не один десяток лет. В нашей стране движение потребителей сначала появилось в крупных городах. В сентябре 1988 г. появился Ленинградский клуб потребителей, чуть позже — Московский союз потребителей. Потом стали возникать подобные объединения в Новосибирске, Свердловске, Челябинске... На сегодняшний день в России зарегистрировано более 200 общественных объединений потребителей.

Каждое общественное объединение потребителей (а также их ассоциации, союзы) осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральным Законом «Об общественных объединениях», другими федеральными законами и может использовать права, предоставленные Законом «О защите прав потребителей».

Каковы права общественных объединений потребителей?

В соответствии со ст. 45 Закона «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) в случаях, предусмотренных уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов), вправе:

— участвовать в разработке требований к безопасности товаров (работ, услуг), стандартов;

— проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг);

— проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов, обслуживания потребителей, участвовать по поручению потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;

— вносить в федеральные органы исполнительной власти предложения о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), снятию с производства, изъятию из оборота товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды;

— совместно с федеральными органами исполнительной власти участвовать в осуществлении контроля за применением регулируемых цен; передавать в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), не соответствующих установленным требованиям к безопасности и качеству, а также в нарушении прав потребителей, установленных законами или иными правовыми актами РФ;

— обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов РФ и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей;

— обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

Причины эффективности деятельности общественных объединений потребителей

Главное отличие общества потребителей от государственных органов по защите прав потребителей — их независимость. От государства, от политики, от бизнеса. Допустим, в ситуации, когда глава администрации города выносит постановление, ущемляющее права потребителей, отдел по защите прав потребителей при администрации вряд ли сможет выступить против своего руководителя (который к тому же финансирует работу отдела), а общество потребителей в состоянии это сделать и добиться отмены незаконного постановления.

Кроме того, общества потребителей очень мобильны. Их деятельность не связывают никакие инструкции и бюрократические согласования. Если сотрудник общества утром столкнулся с каким-то нарушением потребительских прав одного человека или целого района, даже города, то уже вечером общество может начать их защищать.

В последние годы на первые позиции в деятельности независимых организаций потребителей вышли информационное и правозащитное направления. Это легко объяснимо: чем больше людей через газеты, радио, телевидение узнают о своих правах, тем труднее будет их обманывать, продавать им некачественные товары и оказывать плохие услуги.

Практически при всех обществах работают юристы, которые готовы помочь гражданам по широкому кругу вопросов, связанных с ущемлением их прав как потребителей.

Если вы считаете, что ваши права нарушены, то всегда можете обратиться в общественную организацию потребителей в вашем городе или районе. Общественные объединения потребителей могут оказать помощь в том случае, если вам необходима консультация юриста, защита в суде или независимая экспертиза. В отличие от госу-

дарственных органов общественные организации не имеют полномочий штрафовать нарушителя и действуют, как правило, через суд. Однако в этих организациях работают профессионалы, и, обратившись к ним, вы получите реальную помощь в защите своих прав.

Несколько лет назад Правительство России приняло постановление, которым запретило продажу автомобилей с правым .рулевым управлением. Автолюбителям, имеющим такие автомобили, было предложено в течение полутора лет перенести рулевое управление на левую сторону. Необходимость запрета правительство объяснило заботой о безопасности граждан: по данным статистики, процент аварий по вине «праворулевых» автомобилей был довольно значительным.

Московский союз потребителей (МСП) обратился в суд с требованием обязать правительство определить механизм возмещения потребителям расходов по перестановке рулевого управления. Право правительства, объясняли юристы МСП, установить запрет на использование тех или иных товаров. Однако возлагать на собственника какие-либо обязательства, тем более денежные, противозаконно. Закончилось все благополучно для автолюбителей. Правительство, вероятно, подсчитав, в какую сумму обойдется государству выплата компенсаций на перестановку рулевого управления, отменило постановление до начала судебного процесса.

Понятно, что в подобной ситуации только организация, независимая от государства, могла выступить против решения правительства. Тому же антимонопольному комитету было бы значительно сложнее бороться против незаконного решения.