Жалоба
Часто органы, организации и должностные лица, призванные защищать права потребителей, сами их нарушают. В этих случаях законодательство предусматривает возможность обжалования неправомерных действий должностных лиц государственных органов. Это право закреплено в ст. 46 Конституции РФ и более подробно в Законе РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27. 04. 93 г. в редакции федерального Закона от 14. 12. 95 г.
Жалоба — это обращение гражданина с требованием о восстановлении права или законного интереса, нарушенного действиями юридических или физических лиц.
Жалобы граждан должны подаваться в инстанции, вышестоящие по отношению к тем, действия которых обжалуются. Если гражданин направил жалобу, заявление или предложение адресату, в компетенцию которого не входит рассмотрение данного вопроса, обращение пересылается не позднее чем в пятидневный срок по принадлежности, о чем автор жалобы должен быть извещен. Если обращение было в устной форме, то гражданину объясняют при личном приеме, куда ему следует обратиться.
В законодательстве предусмотрены следующие сроки рассмотрения жадоб:
— до 1 месяца — в случаях, когда требуется дополнительное изучение;
— безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня получения жадобы — если нет необходимости в дополнительном изучении и проверке;
— в тех случаях, когда для разрешения жадобы необходимо провести специальную проверку, истребовать дополнительные материалы, сроки в порядке исключения могут быть продлены, но не более чем на 1 месяц, с сообщением об этом лицу, подавшему жадобу.
В ст. 4 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» также говорится о праве гражданина обжаловать такие действия и решения как вышестоящему по подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему, так и непосредственно в суд.
Обязанности организаций и их должностных лиц при рассмотрении жалоб
При рассмотрении обращений граждан их адресаты обязаны:
— внимательно разбираться в существе вопроса; в случае необходимости истребовать нужные документы; направлять работников на места для проверки; принимать другие меры для объективного разрешения вопроса;
— принимать обоснованные решения по предложениям, заявлениям, жалобам, обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений; сообщать гражда-
нам в письменной или устной форме о решениях, принятых по их предложениям, заявлениям, жалобам, а в случаях их отклонения — указывать мотивы;
— по просьбам граждан разъяснять порядок обжалования; систематически анализировать обращения, содержащиеся в них критические замечания с целью своевременного выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, изучения общественного мнения, совершенствования работы государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций.
Если вы не согласны с решением, принятым по вашей жалобе
Гражданин, не согласный с решением, принятым по его обращению, вправе обжаловать это решение в тот орган или тому должностному лицу, которым непосредственно подчинены государственный, общественный орган, предприятие, учреждение, организация или должностное лицо, принявшие обжалуемое решение, а также в суд.
В суд могут быть обжалованы коллегиальные и единоличные решения, действия, бездействие, а также послужившая их основанием информация.
В суд могут быть обжалованы такие действия, решения или бездействие, в результате которых:
— нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
— на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности (ст. 2 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).
Каждый гражданин вправе получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.
Для того чтобы обжаловать официальную информацию, необходимо, чтобы она удовлетворяла ряду условий:
— это должны быть сведения, представленные в устной или письменной форме;
— это должны быть сведения, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина;
— это должны быть сведения, предоставленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, совершивших действия (бездействие) или принявших решения;
— авторство данной информации должно быть установлено.
Признать или не признать эту информацию основанием для совершения действий, принятия решения, бездействия — в компетенции суда.
Какие жалобы суды не рассматривают?
Закон не указывает, что жаловаться можно только на решения государственных органов или организаций, он не делает различия между организациями коммерческими или некоммерческими, государственными, муниципальными или частными: Конституция гарантирует судебную защиту, в частности путем рассмотрения жалобы, любому лицу, в том числе и работающему в негосударственной организации. Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» № 10 от 21. 12. 93 г. «разъяснил, что в суд могут быть обжалованы и решения общих собраний общественных объединений, жилищно-строительных кооперативов, акционерных обществ, профсоюзных организаций и т. п., а также их органов управления и должностных лиц.
Суды рассматривают жалобы на любые действия (решения) или бездействие, нарушающие права и свободы граждан, всех перечисленных выше субъектов — государственных, общественных органов, предприятий, организаций и т. д., кроме:
— действий (решений), проверка которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного суда
РФ (например, договоры между РФ и ее субъектами, не вступившие в силу международные договоры России);
— действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования (ст. 3 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).
Пленум ВС РФ в этом же постановлении № 10 от 21. 12. 93 г. разъяснил и понятие должностного лица: так называют тех лиц, которые «постоянно или временно занимают в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, независимо от формы собственности, в кооперативных, общественных организациях, объединениях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо исполняют такие обязанности по специальному полномочию».
Если к моменту рассмотрения жалобы должностное лицо, действия которого обжалуются, не работает в прежней должности, суд решает вопрос о привлечении к участию в деле того органа (организации), чье должностное лицо ответственно за нарушение прав и свобод гражданина. В случае удовлетворения жалобы суд возлагает на руководителя этого органа (организации) обязанность восстановить нарушенные права и свободы заявителя.
Установив, что государственный орган, орган местного самоуправления, учреждение, предприятие и их объединение, общественное объединение реорганизованы либо ликвидированы, суд принимает меры к привлечению к участию в деле их правопреемников, к компетенции которых относится восстановление нарушенных прав и свобод гражданина.
Жалоба подается по усмотрению гражданина в суд либо по месту его жительства, либо по месту нахождения органа, организации, объединения, должностного лица, государственного служащего.
В жалобе должно быть, в частности, указано, какие действия (решения) обжалуются, какие конкретно права и свободы гражданина нарушены этими действиями (решениями), подавалась ли аналогичная жалоба в вышестоящий в порядке подчиненности орган или должностному лицу и, если подавалась, какой получен ответ.
Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого решения или действия. Поэтому, если вы заинтересованы в том, чтобы решение или действие, которое вы обжалуете, было приостановлено, не забудьте обратиться с такой просьбой к суду.
Подача жалобы оплачивается госпошлиной. Суд может освободить гражданина от уплаты пошлины или уменьшить ее размер.
Для обращения в суд с жалобой установлены следующие сроки:
— 3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
— 1 месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом. Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях, предусмотренных ст. 2 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Жалоба рассматривается в десятидневный срок.
Процедура рассмотрения жалобы в судебном порядке
Обязанность доказывать в суде обстоятельства дела закон распределяет между сторонами так: гражданин, подающий жалобу в суд, должен доказать лишь сам факт нарушения своих прав и свобод, противная же сторона обязана документально доказать законность обжалуемых действий (решений).
Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным и обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет применные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права.
В решении об удовлетворении жалобы суд указывает правовые нормы, нарушенные обжалуемым действием (решением), и конкретные действия, которые должны быть совершены для устранения допущенного нарушения. Например, в случае отказа в выдаче гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, заключения о таком заболевании, необходимого для подтверждения права на дополнительную жилую площадь, суд признает это действие неправомерным и обязывает соответствующее должностное лицо медицинского учреждения выдать гражданину необходимый документ. При необоснованном отказе в регистрации автомототран-спортного средства суд обязывает должностное лицо Государственной автомобильной инспекции зарегистрировать за заявителем автомототранспортное средство и т. д. Обжалуемое решение признается незаконным с момента его принятия.
Кто несет ответственность за действия, повлекшие нарушение прав потребителя?
Суд также определяет ответственность государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, общественного объединения или должностного лица, государственного служащего за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина. В отношении государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), признанные незаконными, суд определяет предусмотренную федеральным Законом «Об основах государственной службы Российской Федерации», другими федеральными законами меру ответственности госслужащего, вплоть до представления об увольнении. Ответственность может быть возложена как на тех, чьи действия (решения) признаны незаконными, так и на тех, кем представлена информация, ставшая основанием для незаконных действий (решений).
Материальные убытки и моральный вред, нанесенные гражданину действиями (решениями), признанными незаконными, а также предоставлением искаженной информации, возмещаются в порядке, установленном гражданским законодательством.
Если же обжалуемое решение или действие (бездействие) должностного лица будет признано законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, суд отказывает в удовлетворении жалобы.
Судебные издержки
В соответствии с этим решается и вопрос о распределении судебных издержек: если жалоба не удовлетворена, их несет подавший ее гражданин, если удовлетворена — противоположная сторона. Однако и тогда, когда суд признает обжалуемые действия (решения) законными, он может возложить судебные издержки на соответствующий орган, организацию, объединение, должностное лицо, госслужащего, если поданная гражданином вышестоящему в порядке подчиненности органу, объединению, должностному лицу жалоба была оставлена без ответа либо ответ дан с нарушением установленного законом срока.
Об исполнении решения должно
быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения
решения суда.