Концепция системы. Система (от греч. systema — целое, составленное из частей; соединение) научной отрасли представляет собой определенным образом структурированную совокупность целостного комплекса ее знаний, их направлений, разделов, частей. Сложность предмета юридической психологии как в его «юридической части», так и «психологической» с очевидностью предопределяет огромный объем взаимосвязанных и взаимопереплетающихся знаний. Изначально интуитивно угадывается ограниченность попытки свести эти знания к психологии следственной деятельности, судопроизводства либо поставить их в центр, лишь обрамляя «венком» кратких сведений о других видах юридической деятельности, работы разных юридических органов и решения многообразных задач по укреплению законности и правопорядка.
Современная юридическая психология, какой она начала становиться с рубежа 70-х годов и ускоряющимся темпом развивается сегодня, представляет собой богатую и разветвленную систему научного знания. В структуру этой системы входят разделы юридико-психологического знания:
• уже сложившиеся к настоящему времени;
• быстро и плодотворно развивающиеся;
• начинающие развиваться;
• которые объективно должны быть представлены в системе юридической психологии, но почти еще не развиты.
При таком подходе система юридической психологии становится похожей на «психологическую систему элементов», сопоставимую по принципу с Периодической системой элементов Д.И. Менделеева. Это позволяет более правильно судить о самой юридической психологии, ее полной системе, состоянии и возможностях, способствует ускоренному преодолению ее научного отставания, ее изучения и использования в юридической практике.
Структура и состояние системы. Макроструктура системы юридической психологии в виде основных частей и разделов представлена на рис. 1.2.
Основы юридической психологии - (первая часть) — исходные научные и прикладные положения, характеризующие ее как отрасль научного знания, находящуюся !на стыке юриспруденции и психологии, ее назначение, концептуальные подходы к научно-психологическому решению проблем укрепления законности и правопорядка, создания общества, основанного на законе.
Эта часть включает в себя основные разделы, каждый из которых образован рядом направлений юридико-психологического знания и их практического приложения:
1) методологические основы юридической психологии — научная база, фундамент всей юридической психологии как особой отрасли научного знания и всех ее разделов. К ним относятся знания о:
• значении, месте юридической психологии в системе науки и юридической практики,
• предмете юридической психологии,
• целях, задачах и системе юридической психологии,
• методологии юридической психологии,
• истории юридической психологии.
Разработок и публикаций по этим вопросам много, хотя они несколько различаются мнениями, характеризующими движение научного знания, его продолжающееся развитие. Остаются слабо разработанными проблемы методологии, имеющие принципиальное и общее значение;
2) психология правового общества и государства — раздел, представляющий собой научно-психологическое видение (модель) правового государства и общества, психологических феноменов, закономерностей, механизмов, отношений, характеризующих субъекты, структуры, общности, граждан, отвечающие требованиям законности, образ жизни, поведение и деятельность, их психологические детерминанты. Исключительно важный раздел, определяющий возможность сравнивать то, что есть сегодня, с тем, что должно быть, и понимать, что надо делать, определять стратегические направления поисков на вызовы времени и существующей практики.
До последнего времени юридическая психология развивалась, как и другие отрасли научного знания, изучающие проблемы укрепления законности и правопорядка, преимущественно как бы с конца, с «ударов по хвостам», исходя из состояния преступности, ее причин и условий, необходимости их устранения и профилактики. Между тем, не менее, а, вероятно, более важен позитивный, созидательный подход — поиск путей утверждения в обществе правозаконности. Он связан с поисками и разработками по направлениям:
• психологии права,
• психологических аспектов уголовно-правовой политики,
• правовой психологии общностей,
• народно-правовой психологии,
• правовой психологии личности,
• психологии правосознания,
• психологии правовой социализации,
• психологии правового воспитания,
• психологии антикриминальной устойчивости личности,
• социально-психологической детерминации правомерного поведения, законности и правопорядка,
• психологических аспектов деятельности государственных органов и общественных формирований по укреплению законности и правопорядка,
• психологических аспектов участия средств массовой информации, культуры и искусства в укреплении законности и правопорядка,
• психологии правового просвещения, пропаганды и агитации,
• психологии личной безопасности
граждан и др.;
Рис. 1.2. Макросистема
юридической психологии: П — психология, ПО - правоохранительные органы,
ПД — правоохранительная деятельность, ЮП — юридическая психология
3) криминальная психология - психология преступности. Ее основные направления:
• психолого-правовая асоциализация,
• психология генезиса противоправного поведения,
• психология личности преступника,
• психология криминальной среды и преступных групп,
• психологические особенности различных видов преступлений,
• психологические причины и условия преступного поведения и образа жизни,
• криминально-психологический мониторинг и прогнозирование и др.
Психологические проблемы криминологии и преступности исследовались активно, но динамика жизни общества не позволяет успокаиваться сделанным, многое из которого быстро устаревает.
Вторая часть юридической психологии — психология организации деятельности правоохранительного органа — содержит совокупность знаний по вопросам организации деятельности правоохранительного органа. Ее основные разделы:
1) психология личности юриста с направлениями:
• психологические требования к личности юриста,
• психологические свойства личности,
• психологические особенности профессионального мастерства,
• профессионально-психологическая подготовленность юриста,
• психология профессиональной культуры юриста,
• психограммы юридических специальностей;
2) психология управления в правоохранительных органах, включающая:
• психологическую концепцию управления в правоохранительных органах,
• личность в системе управления,
• психологию личности руководителя правоохранительного органа,
• психологию управленческой деятельности руководителя, ее стиля и методов,
• психологическую структуру организации управления,
• психологию текущего управления,
• психологию организации деятельности служб и подразделений правоохранительного органа,
• психологические пути совершенствования управления в условиях гуманизации и демократизации жизни общества,
• психологию взаимодействия правоохранительных органов,
• психологию взаимодействия правоохранительных органов с другими органами, структурами, общественными формированиями и населением,
• психологическое обеспечение нововведений в правоохранительных органах;
3) психология работы с персоналом правоохранительных органов, включающая:
• профессионально-юридическое ориентирование,
• особенности психологического отбора в юридические образовательные учреждения и правоохранительные органы,
• психологию юридического образования,
• психологию коллектива правоохранительного органа,
• психологию правового воспитания сотрудников правоохранительных органов,
• морально-психологическую подготовку юриста,
• психологию формирования профессионального мастерства юриста,
• профессионально-психологическая подготовку юриста,
• психологические особенности укрепления организационного порядка и дисциплины в правоохранительных органах,
• психологию научной организации труда в правоохранительных органах,
• психологию профилактики и преодоления профессиональной деформации личности сотрудника правоохранительных органов,
• психологические особенности подготовки и повышения квалификации управленческих кадров;
4) психологическая служба в правоохранительных органах. Раздел приобрел важное значение в современных условиях в связи с созданием психологических служб в МВД, ФСБ, Федеральной пограничной службе и зарождением их в других правоохранительных органах. В этом находит признание практиками возможностей юридической психологии и вместе с тем ожидание, что надежды на нее и работающих в ней практических психологов оправдаются. Огромна ответственность сейчас всех, кто работает в системе юридической психологии, ответственность за удовлетворение ожиданий и будущее юридической психологии. Если практика разочаруется, это может повлечь за собой тяжелые и долговременные последствия для юридической психологии. Потерять престиж легче, чем его завоевать, а тем более повторно. Необходимы общие усилия всего корпуса юридических психологов для оказания помощи психологической службе, забота о ее успехах, усиленная разработка эффективных технологий психологической работы.
Все разделы неплохо развиты, но слабо освещены в широкой печати.
Третья часть — психологические технологии в правоохранительной деятельности — чрезвычайно важное для правоохранительной практики направление исследований и практических разработок. Оно начало по существу создаваться и расширяться с середины 80-х годов опять-таки при активном участии сотрудников Академии управления МВД и Психологического отдела НИИ Прокуратуры. Сейчас оно включает два обширных раздела:
1) психологические действия в правоохранительной деятельности с направлениями:
• психологический анализ профессиональных ситуаций,
• психологический анализ юридических фактов,
• психологический портрет и его составление,
• изучение человека в психологическом наблюдении,
• визуальная психодиагностика криминальных признаков
• составление психологического портрета преступника по следам на месте преступления,
• психологическое наблюдение за группой,
• психология профессионального общения, установления контакта и доверительных отношений,
• психология правомерных психологических воздействий,
• психологический анализ сообщений граждан,
• психология диагностики лжи и скрываемых обстоятельств,
• юридическая психолингвистика,
• психология разоблачения маскировок, инсценировок и ложного алиби,
• внеэкспертные формы использования специальных познаний психолога в уголовном судопроизводстве,
• нетрадиционные психологические методы раскрытия преступлений,
• судебно-психологическая экспертиза,
• посмертная судебно-психологическая экспертиза;
2) психотехника в работе юриста. В современном виде раздел включает направления:
• психотехника речи,
• психотехника использования речевых средств,
• психотехника использование неречевых средств,
• психотехника построения высказываний,
• психотехника речевого доказывания и опровержения возражений,
• психотехника воздейственности речи,
• общая психотехника профессионального мышления юриста,
• психотехника рефлексивного мышления и др.
Начало изучению психотехники было положено 100 лет назад П.С. Пороховщиковым (П. Сергеич)1, а в последние 10—20 лет оно особенно активизировалось.
Четвертая часть — психология видов правоохранительной деятельности — объединяет юридико-психологические исследования решения разных правоохранительных задач разными правоохранительными органами. Она представляет собой конкретизацию общих психологических подходов и рекомендаций, относящихся к предыдущим трем частям юридической психологии, и дополняет их новыми.
Эта часть включает разделы:
1) психологические особенности решения разных правоохранительных задач с направлениями:
• психология профилактики преступлений,
• психология предупреждения преступлений несовершеннолетними,
• психология профилактики рецидивной преступности,
• психология обеспечения безопасности граждан,
• психология гражданско-правовой работы,
• психологические аспекты борьбы с различными видами преступлений,
• психология раскрытия преступлений («оперативная психология», «психология оперативно-розыскной деятельности»),
• психология расследования преступлений и др.;
2) экстремально-юридическая психология. Этот раздел в связи с обострением криминальной ситуации в стране получил интенсивный импульс к развитию в 90-е годы. Он включает направления:
• психологические особенности экстремальных ситуаций в правоохранительной деятельности,
• экстремально-психологическая подготовленность сотрудника,
• экстремально-психологическая подготовка сотрудника,
• психологическая подготовка начальствующего и командного состава к управлению в экстремальных условиях,
• боевая готовность и бдительность сотрудника,
• психологические аспекты задержания вооруженных правонарушителей,
• психологические основы ведения переговоров с преступниками,
• морально-психологическое обеспечение действий сотрудников правоохранительных органов при чрезвычайных обстоятельствах,
• психология управления силами и средствами правоохранительных органов при чрезвычайных обстоятельствах.
3) психологические особенности
деятельности разных правоохранительных органов. Система правоохранительных
органов, как отмечено выше, включает в себя органы судебной системы, обеспечения
охраны порядка и безопасности, предварительного следствия и дознания, прокуратуру,
органы правового обеспечения и правовой помощи и негосударственные организации
обеспечения пра-воохраны. Всего их около двадцати. У них есть общие функции
и направления деятельности, но есть и особенности, есть своя специфика,
определяемая заданами, условиями, объектами, формами и методами ее осуществления,
есть свои особенности психологии.
Поэтому научно корректно, практически важно развивать психологические исследования и разрабатывать практические рекомендации по каждому виду правоохранительных органов. Пока такое делается в МВД, ФСБ, Федеральной пограничной службе, органах, исполняющих наказания. Начата работа по таможенным органам и налоговой полиции.
Психологические особенности
деятельности других правоохранительных органов еще ждут своих исследователей.