Как известно, под юридическими фактами понимаются предусмотренные в законе обстоятельства, которые являются основанием для возникновения (изменения, прекращения) конкретных правоотношений. Они делятся на события и действия. Те и другие обладают своими психологическими особенностями, которые особенно велики в действиях, являющихся жизненными фактами, где обнаруживается сознательная деятельность людей со всей присущей ей психологией. Для юридической деятельности важнее неправомерные действия — преступления, административные, дисциплинарные и гражданские правонарушения, дающие основания для возникновения охранительного правоотношения и привлечения виновных лиц к юридической ответственности. Они требуют тщательного юридического исследования, предполагающего и психологический анализ, выявляющий субъективную строну юридического факта. В этом плане особенно значимо умение юриста разобраться в причинных связях психологических феноменов, в том, как одно явление (причина) предшествует другому (следствию) и порождает его.
Прием анализа психологических предпосылок факта. В основе такого анализа лежат приемы психологического анализа ситуаций, рассмотренные выше, а его результаты рассматриваются как основа психологических предпосылок факта, как «заводная пружина», кладущая начало возникновению и последующему развитию юридического факта. Это находит выражение в первом приеме — приеме психологического анализа исходной ситуации.
Однако понимание непосредственных психологических причин факта требует акцентуированного психологического анализа, который реализуется в приемах:
• выявления непосредственных мотивов поведения лиц, участвующих в анализируемом факте. Непосредственное внутреннее побуждение имеет первостепенное криминологическое и уголовно-правовое значение. Это наиболее существенный элемент субъективной стороны любого деяния, квалифицирующий признак состава преступления, выступающий обстоятельством, смягчающим или отягчающим ответственность. Именно мотив дает возмож-
ность понять действительные причины деяния (как правомерного, так и пра-вонарушающего), а также психологию личности и степень ее вины (под виной в праве, как известно, понимается психологическое отношение лица к своему противоправному поведению и его последствиям). Мотив в психологической интерпретации в той или иной степени осознаваем, а поэтому он — разделительная линия между умыслом и неосторожностью;
• изучения и оценки восприятия, понимания ситуации, события и последствий своего поведения. Осознание (понимание) их лицом как допустимых или недопустимых также определяет криминологическую оценку степени его вины. В праве преступление признается совершенным умышленно, если лицо, совершившее его, сознавало общественно опасный характер своего действия или бездействия, предвидело его общественно опасные последствия и желало (прямой умысел) либо допускало (косвенный умысел) их наступления. Такие заключения требуют от юриста глубоких психологических знаний и умений, а в ряде случаев — и обращения за помощью к эксперту-криминалисту;
• выявления и оценки психического состояния. Психические состояния имеют то или иное побуждающее значение, а криминологическая оценка предполагает изучение состояний вменяемости или невменяемости, зависящих, в частности, от наличия или отсутствия аффективного состояния. Изучение и оценка психических состояний в сложных случаях требуют назначения психологической экспертизы.
Прием психологического анализа динамики факта. Предпосылки — еще не сам факт. Во всяком деянии имеются начало, его течение и конец. Можно утверждать, что нельзя понять должным образом субъективную сторону самого факта и его психологические причинные связи, ограничившись лишь анализом предпосылок. Необходимо исследовать, как исходные предпосылки вызвали непосредственные следствия, а последние — стали причиной последующих. Этот прием и предназначен для уточнения, а возможно, и выявления подлинных психологических причинных связей.
Рис. 8.2. Схема психологического
анализа юридического факта:
Э1, Э2, ЭЗ - эпизоды развития
факта, Cl, C2, СЗ - психологические факты и их изменения
Правило выделения фактологического ряда в анализируемом факте (рис. 8.2). Необходимо составить линию фактологического ряда, в начале которого помещается объективно обнаруживающаяся исходная ситуация, а в конце — завершающая. После этого между ними выделяются последовательные, промежуточные, фактически обнаруживающиеся действия — «шаги» участников события.
Правило выделения психологического ряда в анализируемом факте. В начале психологического ряда находится психологическая ситуация, выступающая предпосылкой — причиной первого фактического действия. В результате этого действия возникает новая психологическая ситуация, которую надо проанализировать и понять как причину второго действия. Второе действие вновь вносит изменения в психологическую ситуацию, она становится иной, и вновь надо понять, как она становится причиной третьей ситуации, и т.д.
Правило итоговой оценки
психологических причинных связей и субъективной стороны деяния-факта. Как
отмечено выше, только прослеживание всей цепочки причинно-следственных
связей может дать наиболее точную оценку психологических детерминант правомерного
или правонарушающего поведения.