ПРЕДИСЛОВИЕ

История психологического исследования проблем правоохранительной деятельности насчитывает около сотни лет. Она началась с проблем судопроизводства и с названия «Судебная психология». Такое положение сохранялось до 70-х годов, когда официально была зарегистрирована наука «Юридическая психология».

Смена названия была вызвана радикальными изменениями в понимании того, что психологические проблемы укрепления законности и правопорядка не сводятся к расследованию преступлений. К новому подходу вынуждало и реальное состояние психологических исследований, развернувшихся в правоохранительных органах и вышедших далеко за рамки традиционной проблематики. Начались исследования психологических проблем правового воспитания населения, укрепления законности, работы с кадрами правоохранительных органов, профессиональной деформации и психологической подготовки сотрудников, психологических причин совершения преступлений и их профилактики, управления в правоохранительных органах и оперативно розыскной работы, исправления осужденных и социальной реабилитации освобожденных из мест лишения свободы и др. Тенденция расширения юридико-психологических исследований продолжала укрепляться и развиваться в 80-е годы в связи со все обостряющейся потребностью общества в укреплении законности и правопорядка и комплексного подхода в этой работе.

Особенную остроту актуальность решения всего комплекса психологических проблем деятельности правоохранительных органов приобрела к 90-м годам, когда задача создания правового государства была объявлена задачей обновления нашего общества, а уровень преступности резко повысился, став поистине государственной проблемой. Ширились, отвечая потребностям практики, и исследования проблем юридической психологии, накапливались их результаты, представляющие несомненный практический интерес. Однако все это не находило достаточного отражения в публикациях по юридической психологии, доступных широкой студенческой аудитории и корпусу сотрудников правоохранительных органов.

Книжный прилавок, особенно на рубеже XXI в., заметно обогатился изданиями по юридико-психологической проблематике. Только учебников под названием «Юридическая психология» появилось около 10. Однако содержание их таково, что почти на 70, а то и на все 100% — это та же деятельность следователя по расследованию преступлений, т.е. под новым названием сохраняется традиционное для судебной психологии старое содержание. Тематика учебных программ курса «Юридическая психология», изучаемого в юридических учебных заведениях, зачастую также ограничивается прежним содержанием. Студенты остаются в неведении относительно психологических особенностей и путей решения других правоохранительных задач и новых достижений юридической психологии. Выпускники юридических вузов попадают в самые разные правоохранительные органы, где им по должности и специфике возлагаемых на них задач приходится заниматься не расследованием преступлений, а охраной правопорядка, обеспечением безопасности, профилактикой, аналитической работой, исполнением наказаний, исправлени-

ем осужденных, разработкой нормативно-правовых документов, надзорной деятельностью, консультациями, защитой, связями с общественностью, работой с кадрами и многим другим, к чему они оказываются психологически и профессионально не подготовленными.

Назрело время пересмотра устаревшего образовательного стандарта курса психологии в юридических образовательных учреждениях, на который и ориентировалось содержание изданных учебников «Юридическая психология».

Данное учебно-практическое пособие призвано ликвидировать существующее несоответствие между действительным состоянием современной юридической психологии, результатами выполненных исследований широкого круга проблем, связанных с укреплением законности и правопорядка в России, и их отражением в учебной литературе, используемой при подготовке профессионалов-юристов и повышении их мастерства. Поэтому первая задача пособия — представить юридическую психологию в ее современном виде и способствовать полноценной подготовке будущих юристов, ликвидируя пробелы в их юридико-психологической подготовке. Такой широкий подход позволяет также адаптировать изучение юридической психологии к специфике подготавливаемых в каждом юридическом образовательном учреждении специалистов, к составу учебных групп в практических органах и в системе повышения квалификации.

Во многих публикациях по юридической психологии преобладают теория и научный язык, сложные для понимания обучающимися с недостаточной обшепсихологической подготовленностью. Это зачастую создает ложное негативное впечатление о юридической психологии как абстрактной и оторванной от практики науке, затрудняет использование результатов исследований и сдерживает рост успешности практики на основе ее достижений. Настоящее учебное пособие выполнено как прикладное, содержащее практические выводы из последних исследований юридических психологов. Предлагаемые рекомендации обосновываются, и читатель одновременно знакомится с относящимися к данному случаю положениями общей психологии. Такой подход реализуется в каждом параграфе.

Логика построения пособия — от общего к частному, от того, что психологически относится к деятельности всех сотрудников правоохранительных органов — к специфике решения конкретных задач и деятельности отдельных специалистов. Другая логическая линия — от психологии позитивной, созидательной, упреждающей работы по формированию осноЬ законности и правопорядка — к тому, что уже произошло, к борьбе с негативом, преступностью.

Пособие состоит из четырех частей. В части I излагаются методология юридической психологии и деятельность правоохранительных органов по формированию психологических основ законности и правопорядка (психология права, психологи» правосознания, правовая психология населения, психология правовой социализации, психология правовой культуры, системы деятельности органов и организаций по формированию правовой культуры населения, устранению причин и условий преступности — криминальная психология).

Часть II посвящена психологии организации деятельности правоохранительного органа: личности юриста и его профессионализму, психологии управления, деятельности психологической службы в правоохранительных органах.

В части III детально раскрываются комплекс специальных психологических действий и психотехника юриста — вопросы, практически не освещенные в печати, но предельно практичные и очень важные для повышения качества и результативности профессиональной деятельности.

Часть ГУ посвящена психологической специфике решения различных правоохранительных задач, деятельности персонала разных правоохранительных органов, а также действиям сотрудников органов правоохраны в экстремальных условиях.

Каждая часть пособия завершается психологическим практикумом, содержащим задания, выполнение которых ориентировано на формирование психологических умений и навыков у обучающихся по пособию. Материалы всех глав могут быть использованы в лекциях и при проведении практических форм занятий. Они содержат возможности для разнообразия форм и содержания таких занятий, ведения психологического тренинга, увеличения числа практических занятий и радикального повышения на этой основе прикладного значения изучения юридической психологии.

Не все проблемы, волнующие практиков, освещены в пособии, что объясняется их недостаточной научной разработанностью на момент издания пособия. Это относится, в частности, к психологической специфике решения разных правоохранительных задач и деятельности сотрудников налоговой службы, налоговой полиции, юстиции, арбитражных судов, нотариата и др. Издание пособия, надеемся, будет способствовать ускоренной ликвидации этих пробелов.