Глава 1

 

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

 

 

О понятии «интеллектуальная собственность»

 

Слово «интеллект» в Словаре русского языка С. И. Ожегова разъясняется как «мыслительная способность, умственное начало у человека», а «интеллектуальный» — как «умственный, духовный; с высокоразвитым интеллектом». Стало быть, формула «интеллектуальная собственность» охватывает собственность, возникающую как результат интеллектуальной деятельности.

К слову, каких-то десять—пятнадцать лет назад законодательство — тогда еще советское — вообще не знало понятия «интеллектуальная собственность», о чем, кажется, не без грусти сообщал автор короткой статьи в Юридическом словаре (1984 г.): «...Понятие И. с. впервые введено в 1967 Конвенцией, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, участником которой является СССР. "В сов. законодательстве понятие И. с. не применяется».

Теперь это понятие прочно вошло в законодательство Российской Федерации, стало неотъемлемой составляющей регулирования гражданского права.

 

Что понимается под интеллектуальной собственностью по законодательству Российской Федерации?

 

В законодательстве РФ не содержится четкое определение понятия «интеллектуальная собственность», но в ст. 128 вступившего в действие с 01. 01. 95 г. Гражданского кодекса РФ указано, что интеллектуальная собственность относится к одному из видов объектов гражданских прав и является исключительным правом гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности.

 

В раду каких видов объектов гражданских прав находится интеллектуальная 

собственность?

 

Статья 128 ГК РФ называет интеллектуальную собственность в ряду таких видов объектов гражданских прав, как вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; нематериальные блага.

 

Как Гражданский кодекс РФ определяет содержание понятия «интеллектуальная собственность»?

 

К сожалению, действующий ГК РФ, употребляя это понятие, фактически не раскрывает его содержание, хотя именно в ГК оно и должно быть раскрыто, тем более что в него включена специальная ст. 138, которая так и называется — «Интеллектуальная собственность». Вот что в ней говорится: «В случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом и другими законами, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.)».

Не раскрывая содержание понятия «результаты интеллектуальной деятельности», законодатель одним и тем же

предложением приравнивает к ним «средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг», т. е. приравнивает к тому, что само требует расшифровки. Ничего не остается делать, как искать ответ в других правовых актах.

 

В каких иных правовых актах раскрывается содержание понятия «интеллектуальная собственность»?

 

В частности, в утратившем с принятием первой части ГК РФ силу Законе РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24. 12. 90 г. говорится: «...объектами интеллектуальной собственности являются произведения науки, литературы, искусства и других видов творческой деятельности в сфере производства, в том числе открытия, изобретения, рационализаторские предложения, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, экспертные системы, «ноу-хау», торговые секреты, товарные знаки, фирменные наименования и знаки обслуживания» (п. 4 ч. 2 ст. 2 названного Закона). Не будем комментировать обоснованность столь широкого перечня объектов, лишь заметим, что некоторые юристы ставили под сомнение его корректность. Более точный ответ, и довольно подробный, содержится в Стокгольмской конвенции от 14. 07. 67 г. (с изменениями от 02. 10. 79 г.), учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (далее — Стокгольмская конвенция). В п. 8 ст. 2 этой Конвенции определено: «...интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к:

— литературным, художественным и научным произведениям,

— исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам,

— изобретениям во всех областях человеческой деятельности,

— научным открытиям,

— промышленным образцам,

— товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям,

— защите против недобросовестной конкуренции,

а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях».

Вот теперь вроде бы должно быть ясно, о чем идет речь, когда употребляется понятие «интеллектуальная собственность». Но...

 

Можно ли руководствоваться положениями Стокгольмской конвенции в Российской Федерации?

 

Положения приведенной правовой нормы должны применяться на территории Российской Федерации, поскольку СССР с некоторыми оговорками, не касающимися данного пункта, присоединился к Стокгольмской конвенции (Указ Президиума Верховного Совета СССР о ратификации Конвенции от 19. 09. 68 г.). Российская Федерация является правопреемником СССР, более того, в Конституции РФ, в п. 4 ст. 15, прямо сказано: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Это требование Конституции повторяется и в ст. 7 ГК РФ.

Однако проблема в том, что и со ссылкой на Стокгольмскую конвенцию тема терминологии до конца не исчерпана. Вопросы остаются. Какие?

 

Является ли исчерпывающим перечень конкретных видов

интеллектуальной собственности,

приведенный в Конвенции?

 

Нет, не является. Он может быть дополнен национальным законодательством, чему Конвенция не препятствует. Такое законодательство в Российской Федерации имеется. Подробный разговор о нем пойдет ниже.

 

Каким правом — личным или имущественным — является право интеллектуальной собственности?

 

Интеллектуальная собственность характеризуется совокупностью исключительных прав личного и имущественного характера на результаты интеллектуальной деятельности. Практическая реализация этих прав рассматривается в последующих разделах книги применительно к конкретным объектам интеллектуальной собственности.

 

Обзор законодательства

об интеллектуальной собственности

 

Что представляет собой база законодательства об интеллектуальной собственности?

 

Законодательство РФ об интеллектуальной собственности включает в себя многие сотни, если не тысячи (такого учета нет) нормативных правовых актов различных уровней. Оно состоит из федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, инструктивных указаний и иных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, руководящих разъяснений Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, нормативных правовых актов субъектов РФ. В законодательную базу РФ об интеллектуальной собственности входят и международные правовые акты, признанные в установленном порядке действующими на территории России.

Основная направленность всех этих актов — по возможности полнее учитывать взаимный интерес праводержателей, общества и государства к результатам интеллектуальной деятельности. Это и определяет характер развития всей законодательной базы Российской Федерации.

 

По каким направлениям развивается законодательство?

 

Условно можно выделить семь основных направлений развития российского законодательства в этой области:

— регулирование отношений по общим вопросам, то есть применительно к интеллектуальной собственности как обобщающему правовому понятию;

— регулирование отношений об авторском праве и смежных правах, то есть связанных с научным, литературным и художественным творчеством;

— законодательство об охране промышленной собственности, то есть регулирование отношений, связанных с изобретениями, полезными моделями, промышленными образцами (патентное право);

— регулирование отношений, связанных с охраной прав участников гражданского оборота на фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товара, производимую ими продукцию (работы, услуги), то есть на средства их индивидуализации;

— регулирование отношений, связанных с охраной прав на открытия, селекционные достижения, рационализаторские предложения, разработкой программ для ЭВМ, баз данных, топологии интегральных микросхем, прав на служебную и коммерческую тайну;

— регулирование отношений, связанных с защитой против недобросовестной конкуренции;

— регулирование отношений, связанных с деятельностью государственных органов, иных учреждений и организаций (в том числе общественных) в области интеллектуальной собственности и государственной политики по ее охране.

Такое условное деление направлений развития законодательства об интеллектуальной собственности в ряде случаев не совпадает с позицией законодателя. Поэтому не следует ее рассматривать как единственно возможную. Существуют и другие подходы. Особенно это касается законодательства о регулировании отношений, связанных с защитой против недобросовестной конкуренции. В

некоторых работах эти отношения вообще не рассматриваются в качестве объекта интеллектуальной собственности.

 

Какие нормативные правовые акты образуют блок законодательства по общим вопросам интеллектуальной собственности?

 

Их немного. Прежде всего это Конституция РФ, имеющая ст. 44, в которой провозглашается: «Интеллектуальная собственность охраняется законом». Далее назовем еще раз Стокгольмскую конвенцию 1967 г., учреждающую Всемирную организацию интеллектуальной собственности и определившую содержание понятия «интеллектуальная собственность», о чем выше уже было сказано; цель этой организации — «содействовать охране интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества государств и в соответствующих случаях во взаимодействии с любой другой международной организацией» (ст. 3), а также регламентировать функции, членство, структурные органы, финансы, правоспособность, отношения с другими организациями и ряд иных вопросов.

Общие вопросы регламентируют также:

— Гражданский кодекс РФ (ч. 1) — ст. 2, 128, 138 — в них определяется правовое положение участников исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и регулируются отношения, связанные с этой деятельностью (наряду с другими законодательными актами);

— Указ Президента РФ от 16. 12. 93 г. № 2171 «Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства». В этом классификаторе в число отраслей гражданского законодательства включена и «правовая охрана интеллектуальной собственности» (под кодовым номером 020.080.000).

В обзор нормативных актов по общим вопросам можно было бы включить и акты, регламентирующие деятельность государственных органов и иных органи-

заций, осуществляющих функции охраны интеллектуальной собственности. Но их, учитывая самостоятельность темы и относительно большой массив законодательства, целесообразнее все же рассмотреть отдельно. Все они включены в перечень нормативных правовых актов по общим вопросам (см. Приложения № 1 и № 2).

 

Существует ли соглашение о сотрудничестве государств СНГ по охране прав в области интеллектуальной собственности?

 

Всестороннего соглашения пока нет, но проект подготовлен. В нем отражается озабоченность расширением масштабов правонарушений в области интеллектуальной собственности и признается необходимость координации усилий сторон к пресечению таких правонарушений. В проекте подчеркивается, что «интеллектуальная собственность» понимается в значении, указанном в ст. 2 Стокгольмской конвенции.

Какие нормативные правовые акты образуют блок законодательства об авторских и смежных правах?

Таких актов около 20. Поскольку подробный разговор об авторском праве и смежных правах пойдет во второй главе книги, ограничимся упоминанием лишь тех законодательных актов, которые определяют основное содержание авторского права.

Важнейшим является Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09. 07. 93 г. (в редакции от 19. 07. 95 г.), регулирующий отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, фонограмм, исполнений, постановок, передач эфирного или кабельного вещания. Закон определяет объекты авторского права, рассматривает вопросы соавторства, использования произведения без согласия автора, путем репродуцирования, свободного публичного исполнения, воспроизведения программ для ЭВМ и баз данных; сроки действия авторского и смежных прав; вопросы перехода авторского права по наследству, коллективного управления имущественными правами, защиты авторских и смежных прав и многие другие. Далее:

— Закон РСФСР «О средствах массовой информации» от 27. 12. 91 г., регулирующий отношения, также связанные с авторскими правами, в том числе вопросы распространения и условий использования авторских произведений и писем;

— Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» от 23. 09. 92 г., регулирующий отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием программных средств (многие нормы этого закона повторяются в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах»);

— Закон РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17. 11. 95 г., регулирующий отношения, связанные с авторским правом на произведения архитектуры;

— Гражданский кодекс РФ, общие положения которого (о сделках, средствах и способах защиты нарушенных прав, о наследстве) в полной мере распространяются на авторские отношения;

— Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (ст. 385), определяющий порядок обращения взыскания на авторское вознаграждение;

— Уголовный кодекс (ст. 146), предусматривающий уголовную ответственность за нарушение авторских и смежных прав.

Действует также ряд подзаконных актов: об издательской деятельности в РФ, о деятельности Российского авторского общества, о ставках авторского вознаграждения, о регистрации кино- и видеофильмов и регулировании их публичной демонстрации, о деятельности некоторых театров и ряд других.

Не утратило своего значения и постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18. 04. 86 г. «О применении

судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений».

Из международных договоров и соглашений, имеющих отношение к авторскому праву и являющихся составной частью правовой системы РФ, назовем упоминаемую выше Стокгольмскую конвенцию 1967 г., Женевскую конвенцию об авторском праве 1952 г., Бернскую конвенцию (в редакции 1971 г.) об охране литературных и художественных произведений, Всемирную конвенцию об авторском праве (в редакции 1971 г.), Конвенцию 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм.

 

Блок законодательства об охране промышленной собственности

 

В Российской Федерации действует более 70 правовых актов об охране промышленной собственности. Перечислим здесь важнейшие:

— Патентный закон РФ от 23. 09. 93 г., регулирующий имущественные, а также связанные с ними неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов; в нем нашли отражение условия патентоспособности, авторы и патентообладатели, исключительное право на использование изобретения, полезной модели и промышленного образца, условия получения патента, положения о прекращении действия патента, защите прав патентообладателей и авторов и другие вопросы;

— ГК РФ, общие положения которого распространяются и на субъекты патентного права;

— Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., отдельные положения которого продолжают действовать в связи с неурегулированностью новым ГК РФ некоторых отношений, связанных с использованием в производстве результатов творчества;

— Постановление Правительства РФ от 14. 08. 93 г. «О порядке применения на территории Российской Фе-

дерации некоторых положений законодательства бывшего СССР об изобретениях и промышленных образцах»;

— УК РФ (ст. 147), устанавливающий уголовную ответственность за нарушение изобретательских и патентных прав;

— нормативные правовые акты Комитета РФ по патентам и товарным знакам (с 14. 08. 96 г. преобразован в Российское агентство по патентам и товарным знакам), регулирующие вопросы применения законодательства в области охраны промышленной собственности (Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на изобретение, Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу свидетельства на полезную модель, Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на промышленный образец, Правила проведения аттестации и регистрации патентных поверенных и многие другие акты);

— нормативные правовые акты министерств и ведомств, направленные на развитие изобретательства, охрану и использование объектов промышленной собственности в соответствующих отраслях хозяйства;

— постановление Пленума Верховного Суда СССР от 15. И. 84 г. «О применении судами законодательства, регулирующего отношения, возникающие в связи с открытиями, изобретениями, рационализаторскими предложениями и промышленными образцами» (некоторые его положения применяются судами).

Из числа международных актов, входящих в правовую систему России, назовем:

— Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности 1883 г. (в редакции от 02. 10. 79 г.), Договор о патентнрй кооперации (Вашингтон, 19. 06. 70 г., изменен 03. 02. 84 г.), Евразийскую патентную конвенцию (Женева, 17. 02. 94 г.);

— двусторонние соглашения 1993 г. РФ с рядом государств бывшего СССР в области охраны промышленной собственности (Армения, Украина, Казахстан, Узбекистан, Киргизстан).

 

Блок законодательства об охране прав участников гражданского оборота на фирменное наименование, товарный знак, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, производимую ими продукцию (работу, услугу)

 

Речь фактически идет о четырех самостоятельных направлениях правового регулирования отношений, связанных со средствами индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции, а именно:

а) о фирменном наименовании;

б) о товарном знаке;

в) о знаке обслуживания;

г) о наименовании мест происхождения товара.

В конкретных же правовых актах эти вопросы, как правило, объединяются в различных вариациях — то говорится о всех четырех группах отношений и даже о некоторых других (в плане охраны прав на промышленную собственность), то охватываются три или две группы.

Правовое регулирование рассматриваемых отношений осуществляется многочисленными нормами, содержащимися в различных законах и подзаконных актах, международных договорах и соглашениях, к которым присоединилась Россия. Назовем основные:

— ГК РФ (ст. 54, 69, 82, 87, 95, 96/107, 113, 115, 132, 138, 559, 656, 1027, 1029, 1032, 1039);

— Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23. 09. 92 г.;

— Закон РФ «Об акционерных обществах» от 26. 12. 95 г.;

— Закон РФ «О сельскохозяйственной кооперации» от 08. 12. 95 г. (ст. 3);

— Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22. 03. 91 г. в редакции Федерального закона от 25. 05. 95 г. (ст. 10);

— Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07. 02. 92 г. в редакции Закона от 09. 01. 96 г. (ст. 9);

— Постановление Правительства РФ от 03. 08. 96 г.

№ 938 «О введении специальной маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации» (в редакции постановлений от 23. 11. 96 г. № 1389, от 27. 12. 96 г. № 1572, от 14. 03. 97 г. № 297, от 08. 09. 97 г. № 1141);

— Постановление Правительства РФ от 27. 12. 96 г. № 1572 «О стоимости специальной марки для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации»;

— Постановление Правительства Москвы от 07. 05. 96 г. № 406 «Об утверждении и введении в действие Положения о внедрении штрихового кодирования продукции (товаров), реализуемой на потребительском рынке г. Москвы»;

— Распоряжение Правительства Москвы от 23. 07. 96 г. № 644-рп «О запрещении выпуска и реализации искусственно минерализованной воды с использованием в маркировке названий известных источников минеральных вод»;

— нормативные правовые акты Федерального патентного ведомства (Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания от 29. 11. 95 г., Правила регистрации договоров об уступке товарного знака и лицензионных договоров о предоставлении права на использование товарного знака от 26. 09. 95 г., Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара и заявки на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара и многие другие);

— Положение о фирме, утвержденное ЦИК и СНК 22. 06. 27 г. с изменениями от 17. 08. 27 г. (продолжают действовать некоторые его нормы, не противоречащие ГК РФ и другим законодательным актам РФ);

— Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. (в редакции от 02. 10. 79 г.).

Подробный разговор об этих и иных нормативных

правовых актах, входящих в данный блок законодательства, пойдет в четвертом разделе книги.

 

Блок законодательства, регулирующего отношения,

связанные с охраной прав на открытия,

топологию интегральных микросхем,

селекционные достижения, рационализаторские предложения, служебную и коммерческую тайну

 

Этот блок законодательства отличается особой пестротой. В него включены нормативные акты по признаку нетрадиционности объектов права интеллектуальной собственности.

Прежде всего отметим, что правового акта высшего уровня — федерального закона, регулирующего отношения, связанные с охраной прав на открытия, не существует, в связи с чем не утратили своей силы некоторые нормы Положения об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях, утвержденного постановлением Совета Министров СССР 21. 08. 73 г. № 584 (с изменениями и дополнениями от 28. 12. 78 г.). Второй раздел этого Положения посвящен регулированию организационных, имущественных, личных неимущественных и трудовых отношений, возникающих в связи с открытиями. В нем дается определение понятия «открытие», порядок оформления необходимых документов (при этом надо учитывать некоторые положения упомянутого ранее Патентного закона РФ).

Действует также ряд правительственных и ведомственных нормативных актов РФ, среди которых необходимо выделить постановление Совета Министров РСФСР от 22. 06. 91 г. «О мерах по развитию изобретательства и рационализаторской деятельности в РСФСР», которое предоставило предприятиям и организациям прав'о самим определять порядок рассмотрения рационализаторских предложений, их внедрения и вознаграждения.

Укажем на следующие акты законодательства этого блока:

— Закон РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем» от 23. 09. 92 г.;

— Закон РФ «О селекционных достижениях» от 06. 08. 93 г.;

— законодательные акты, отдельные нормы которых регулируют отношения, связанные с охраной служебной и коммерческой тайны: Законы РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22. 03. 91 г. (в редакции от 25. 05. 95 г.), «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27. 12. 91 г., «О федеральных органах налоговой полиции» от 24. 07. 93 г., «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» от И. 03. 92 г., «О страховании» от 27. 11. 92 г., «О таможенном тарифе» от 21. 05. 93 г., «Об информации, информатизации и защите информации» от 25. 01. 95 г., «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 03. 02. 96 г.) и др.

Отдельно выделим ГК РФ (ст. 139), определяющий служебную и коммерческую тайну, и УК РФ (ст. 183), предусматривающий уголовную ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну.

Подробнее законодательство этой темы будет рассмотрено ниже.

 

Какие нормативные правовые акты направлены на защиту против недобросовестной конкуренции?

 

Действует свыше 500 нормативных актов, которые в той или иной мере касаются данного направления правового регулирования. Укажем лишь на те, которые создают основу такого регулирования, являются определяющими.

Прежде всего назовем ст. 8 Конституции РФ, провозглашающую поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, а также ст. 34, запрещающую экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Но все основные вопросы разрешены в Законе

РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22. 03. 91 г. (в редакции Федерального закона от 25. 05. 95 г.), который запрещает действия, направленные на недобросовестную конкуренцию, определяет функции и права государственных антимонопольных органов, а также предусматривает санкции, которые могут быть применены к нарушителям правил добросовестной конкуренции.

Фактически к рассматриваемой теме непосредственное отношение имеют те законодательные акты и отдельные их нормы, в которых речь идет об охране служебной и коммерческой тайны.

Среди других наиболее значимых актов — Законы РФ:

— «О рекламе» от 18. 07. 95 г. (ст. 6, 7, 9, 16, 17 и др.);

— «О средствах массовой информации» от 27. 12. 91 г. (в редакции Федерального закона от 27. 12. 95 г., ст. 4, 36, 59, 60 и др.);

— «О товарных биржах и биржевой торговле» - от 20. 02. 92 г. (в редакции закона от 30. 04. 93 г., ст. 18, 36

и др.);

— ГК РФ (ст. 2, 5, 22, 138, 139, 857, 946 и др.);

— УК РФ (ст. 178, 182, 183). Указы Президента РФ:

— «О защите потребителей от недобросовестной рекламы» от 10. 06. 94 г. № 1183;

— «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в РФ» от 28. 02. 95 г. № 220;

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 11. 06. 97 г. № 198-СФ «О неотложных мерах по повышению роли государства в регулировании рыночной экономики», в котором обращается внимание ЦБ на недопустимость создания привилегированных условий для деятельности отдельных коммерческих банков в ущерб развитию финансово-банковской системы в регионах России.

Постановления Правительства РФ:

— «О комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков в Российской Федерации» на 1998-2005 годы от 03. 08. 96 г. № 936;

— «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации» от 31. 10. 96 г. № 1299 (в редакции от 28. 01. 97 г. № 77).

Нормативные правовые акты Государственного комитета РФ по антимонопольной политике (ГКАП):

— Положение о порядке рассмотрения дел о нарушениях принципов добросовестной конкуренции и прав потребителей на достоверную информацию при рекламе (приказ ГКАП от 14. 07. 94 г. № 83);

— «Об утверждении правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства» (приказ от 12. 05. 94 г. № 53).

Международные акты'.

— Стокгольмская конвенция 1967 г.;

— Комплекс принципов и правил, принятый Конференцией ООН по ограничительной деловой практике в качестве приложения к Резолюции от 22. 04. 80 г. в целях предотвращения неблагоприятного воздействия на международную торговлю;

— Международные соглашения РФ о сотрудничестве в области антимонопольной политики с отдельными государствами (Болгария, КНР, Польша);

— Договор стран СНГ от 23. 12. 93 г. «О проведении согласованной антимонопольной политики».

 

Где можно ознакомиться с официальными текстами законов?

 

В соответствии с Законом РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14. 06. 94 г. № 5-ФЗ официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» (учредитель — Правительство РФ) или «Собрании законодательства Российской Федерации» (издательство «Юридическая литература» Администрации Президента РФ. Еженедельник).

 

Где можно ознакомиться с официальными текстами указов Президента РФ, актов Правительства РФ, министерств и ведомств?

 

В соответствии с Указом Президента РФ от 23. 05. 96 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Правительства подлежат обязательному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации», а нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в газете «Российские вести», а также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ (издается со второго полугодия 1996 г. не реже двух раз в месяц, с 1998 г. должен издаваться еженедельно).

 

О вопросах государственной политики в области охраны права интеллектуальной собственности

 

На какой государственный орган возложена ответственность за проведение государственной политики в области охраны права интеллектуальной собственности?

 

Специального государственного органа, который бы в комплексе решал проблемы охраны прав физических и юридических лиц на интеллектуальную собственность, пока не существует. Но Указом Президента РФ от 02. 05. 96 г. № 642 «О мерах по развитию органов юстиции Российской Федерации» на Министерство юстиции РФ в целях повышения роли этого министерства, его органов и учреждений в осуществлении правовой реформы

в Российской Федерации народу с другими дополнительными функциями была возложена и «реализация государственной политики в области правовой защиты интеллектуальной собственности».

Однако отдел законодательства об интеллектуальной собственности, функционирующий в Министерстве юстиции РФ, пока весьма малочислен. Силами этого структурного подразделения, безусловно, невозможно будет успешно решать все те многочисленные проблемы, которые объективно выдвигает жизнь в области правовой охраны интеллектуальной собственности.

 

В чем выражаются эти проблемы?

 

Во-первых, нет обобщающего нормативного правового акта, посвященного интеллектуальной собственности и определяющего само понятие «интеллектуальная собственность».

Во-вторых, вступивший в действие Гражданский кодекс РФ (1 и 2 части), по существу, не содержит необходимого обозначения объектов интеллектуальной собственности и связанных с ними прав физических и юридических лиц (хотя право интеллектуальной собственности является составной частью гражданского права).

В-третьих, по-прежнему остаются без должного правового урегулирования законодательством РФ отдельные принципиально важные (хотя и частного порядка) вопросы, касающиеся некоторых объектов интеллектуальной собственности, таких, как фирменное наименование, открытия, рационализаторские предложения.

В-четвертых, остается крайне неразвитым законодательство о защите против недобросовестной конкуренции, хотя Россия, как правопреемница СССР, с 1968 г. является участником Стокгольмской конвенции 1967 г., в которой это право обозначено непосредственно.

В-пятых, и это, пожалуй, особенно существенно, отсутствует сама концепция государственной политики в области охраны интеллектуальной собственности. Попытка же государства проводить политику через создание всякого рода комиссий вряд ли позволит успешно решать столь сложную проблему, каковой является охрана интеллектуальной собственности.

Так что перед Министерством юстиции РФ поставлена сложная задача. Решить ее без четкой координации усилий государственных органов и иных организаций невозможно.

 

Имеются ли какие-либо иные учреждения федерального уровня, которые непосредственно занимаются вопросами охраны интеллектуальной собственности?

 

Непосредственная охрана различных видов объектов интеллектуальной собственности возложена, по существу, на три основные структуры: Российское авторское общество, Патентное ведомство РФ и Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

 

Российское авторское общество

 

Указом Президента РФ от 07. 10. 93 г. № 1607 одобрено создание Российского авторского общества (РАО) вместо упраздненного Российского агентства интеллектуальной собственности (РАИС). В указе (п. 2) отмечается, что «данная организация культуры, созданная научной и творческой интеллигенцией России, находится под покровительством Президента Российской Федерации».

Основной задачей этой организации является разработка и внесение на рассмотрение Президента РФ предложений по формированию и реализации государственной политики в сфере охраны авторских и смежных прав, обеспечение единства правовой охраны авторских и смежных прав на всей территории РФ, формирование обществ по управлению авторскими и смежными правами на коллективной основе.

 

Патентное ведомство

 

В соответствии с Указом Президента РФ от 11. 09. 97 г. № 1008 и изданным во исполнение этого указа постановлением Правительства РФ от 19. 09. 97 г. № 1203 создан федеральный орган исполнительной власти — Российское агентство по патентам и товарным знакам (правопреемник Комитета с одноименным названием), на которое возложена функция обеспечения охраны прав на следующие виды объектов интеллектуальной собственности:

— изобретения;

— полезные модели;

— промышленные образцы;

— товарные знаки;

— знаки обслуживания;

— наименования мест происхождения товара;

— программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем.

Агентство обладает исполнительными, контрольными, разрешительными, регулирующими и организационными функциями в области охраны перечисленных видов объектов интеллектуальной собственности.

В ведении агентства находятся:

— Федеральный институт промышленной собственности (г. Москва);

— Апелляционная палата (г. Москва);

— Государственное унитарное предприятие «Информационно-издательский центр» (г. Домодедово Московской области);

— Домодедовский производственный комплекс (г. Домодедово Московской области);

— Российский институт интеллектуальной собственности (г. Москва);

— Государственное унитарное предприятие «Радомир» (г. Москва);

— Центр патентно-информационного обслуживания «Информпатент» (г. Санкт-Петербург);

— Федеральное унитарное предприятие «Региональный центр «Югпатент» (г. Ростов-на-Дону).

В соответствии с Положением о Российском агентстве по патентам и товарным знакам, утвержденным упомянутым постановлением Правительства РФ № 1203, агентство (Роспатент) выполняет функции государственного патентного ведомства, установленные Патентным законом Российской Федерации и Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», и функции агентства по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, установленные Законами РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и «О правовой охране интегральных микросхем».

Роспатент выполняет следующие функции:

1) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти принимает участие в разработке и осуществлении мероприятий по реализации государственной политики в области охраны промышленной собственности, правовой охраны программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем;

2) обобщает практику действующего законодательства в области охраны объектов промышленной собственности, правовой охраны программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства РФ и заключению международных договоров РФ в этой области;

3) разрабатывает и в установленном порядке принимает правила (разъяснения) по вопросам охраны объектов промышленной собственности, правовой охраны программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, отнесенным законодательством РФ к его компетенции;

4) принимает к рассмотрению заявки на выдачу патентов, свидетельств (охранных документов) на объекты промышленной собственности, проводит экспертизу этих заявок, государственную регистрацию объектов промышленной собственности, выдает охранные документы, в установленном порядке признает их недействительными, ведет соответствующие государственные реестры;

5) принимает заявки на официальную регистрацию программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, проводит проверку соответствия этих заявок установленным требованиям, осуществляет официальную регистрацию программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, выдает свидетельства об их официальной регистрации, ведет реестр программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем;

6) устанавливает единые формы охранных и иных необходимых документов;

7) регистрирует лицензионные договоры о предоставлении прав на использование объектов промышленной собственности, открытые лицензии, договоры об уступке патентов, свидетельств, товарных знаков и знаков обслуживания, о залоге имущественных прав на объекты промышленной собственности, договоры коммерческой концессии на использование этих объектов, договоры о полной уступке всех имущественных прав и о передаче имущественных прав на официально зарегистрированные программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем, ведет банки данных о зарегистрированных договорах и лицензиях;

8) оказывает методическую помощь по вопросам охраны в РФ и за рубежом объектов промышленной собственности и передачи прав на их использование;

9) разрабатывает предложения о порядке взимания патентных пошлин и регистрационных сборов за официальную регистрацию программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, в установленном порядке принимает правила их зачисления и использования, организует ведение учета уплаты патентных пошлин и регистрационных сборов, контроль за правильностью и своевременностью их уплаты, а также за соблюдением порядка их использования;

10) организует проведение работ по комплектованию государственного фонда патентной документации, его хранению, библиотечному и информационному обслуживанию работников подведомственных Роспатенту организаций и иных потребителей патентной информации, оказа-

нию методической помощи библиотекам, территориальным и иным учреждениям научно-технической информации, комплектующим фонды патентной документации;

11) организует проведение работ по комплектованию банка данных об официально зарегистрированных программах для ЭВМ, базах данных, топологиях интегральных микросхем, информационному обслуживанию работников подведомственных Роспатенту организаций и иных потребителей этих данных;

12) организует публикацию бюллетеней и других официальных изданий Роспатента, а также иных сведений и материалов по вопросам охраны объектов промышленной собственности, правовой охраны программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем;

13) организует разработку и использование эффективных технологических процессов экспертизы заявок на официальную регистрацию программ для, ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, учета и контроля уплаты патентных пошлин и регистрационных сборов, подготовки официальных изданий Роспатента, патентной информации и информации об официально зарегистрированных программах для ЭВМ, базах данных, топологиях интегральных микросхем, а также информации о зарегистрированных договорах и лицензиях, указанных в подпункте 7;

14) организует производство информационных продуктов и оказание физическим и юридическим лицам информационных и правовых услуг в области охраны объектов промышленной собственности, правовой охраны программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, обеспечивает в установленном порядке соответствие условий выполнения этих работ требованиям законодательства РФ;

15) осуществляет аттестацию и регистрацию патентных поверенных, а также контроль за выполнением патентными поверенными требований, предъявляемых к их деятельности, ведет государственный реестр патентных поверенных;

16) осуществляет в установленном порядке международное сотрудничество в области охраны объектов промышленной собственности, правовой охраны программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, принимает меры по обеспечению выполнения обязательств РФ, вытекающих из соответствующих международных договоров РФ, осуществляет международный обмен патентной документацией и информацией, организует изучение и использование зарубежного опыта, в этой области;

17) организует подготовку и повышение квалификации специалистов в области охраны интеллектуальной собственности, обеспечивает разработку примерных учебных планов и программ курсов и дисциплин;

18) проводит систематический анализ состояния дел в области охраны объектов промышленной собственности, правовой охраны программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, организует проведение научно-исследовательских работ в этой области, обеспечивает использование их результатов для совершенствования своей деятельности;

19) организует и проводит мероприятия по пропаганде роли и значения интеллектуальной собственности и ее охраны;

20) публикует отчеты о своей деятельности для сведения российской и мировой общественности;

21) разрабатывает и реализует мероприятия по совершенствованию организации и функционирования Роспа-тента и подведомственных ему организаций.

Столь подробный перечень функций Роспатента понадобился для того, чтобы показать, что это ведомство фактически выполняет главную роль в сфере охраны интеллектуальной собственности.

В заключение добавим, что Роспатент возглавляет генеральный директор, который назначается на должность и освобождается от должности Правительством РФ.

Генеральный директор несет персональную ответственность за реализацию возложенных на Роспатент задач и осуществление им своих функций.

 

Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур

 

Указом Президента РФ от 09. 07. 97 г. № 710 «О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» определено, что названный комитет является центральным органом исполнительной власти РФ «в проведении государственной политики по развитию конкуренции, ограничению монополистической деятельности, пресечению недобросовестной конкуренции и защите прав потребителей».

Этим же указом установлено, что проекты постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, решения министерств, ведомств, других органов государственного управления и местной администрации по вопросам создания, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов (в случаях, предусмотренных Законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»), предоставления льгот и преимуществ или установления ограничений для отдельных хозяйствующих субъектов, а также по вопросам, затрагивающим законные интересы потребителей, «подлежат согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур или его территориальными управлениями».

 

Межведомственная комиссия по вопросам обеспечения охраны объектов интеллектуальной собственности

 

Эта комиссия создана постановлением Правительства РФ от 07. 03. 95 г. № 228 в целях координации действий государственных органов по обеспечению соблюдения законодательства РФ в области охраны объектов интеллектуальной собственности и обязательств, вытекающих из международных договоров РФ в этой области, предотвращению недобросовестной конкуренции и созданию цивилизованного рынка объектов интеллектуальной собственности.

Положение об этой комиссии было утверждено Правительством 09. 09. 95 г. Об эффективности ее деятельности пока трудно сказать что-либо определенное.

 

Входит ли в круг обязанностей отраслевых федеральных органов исполнительной власти охрана объектов интеллектуальной собственности?

 

В последние годы вопросам охраны интеллектуальной собственности стало придаваться большое значение, и во многих вновь утвержденных положениях о конкретных федеральных министерствах и ведомствах появились нормы, непосредственно обязывающие их обеспечивать охрану соответствующих объектов интеллектуальной собственности и прав на них физических и юридических лиц.

Такие нормы содержатся, например, в положениях о Министерстве науки и технологий РФ, о Министерстве РФ по атомной энергии, о Министерстве общего и профессионального образования РФ, о Министерстве связи РФ, о Министерстве внутренних дел РФ, о Министерстве финансов РФ, о Государственном таможенном комитете РФ, о Министерстве внешних экономических связей РФ и многих других.

 

Общественные объединения по охране права интеллектуальной собственности

 

Государство всемерно поддерживает общественную инициативу в сфере охраны интеллектуальной собственности. Только в последние два-три года в органах юстиции зарегистрирован ряд общественных объединений, которые ставят своей целью активно защищать права физических и юридических лиц на интеллектуальную собственность. При поддержке со стороны государства было создано упоминавшееся выше Российское авторское общество. Зарегистрированы Российское общество по управлению правами исполнителей, Российское общество

правообладателей в аудиовизуальной сфере, Фонд охраны интеллектуальной собственности, Российская антипиратская организация и многие другие.

Важно, чтобы общественные объединения фигурировали не формально, как это чаще всего бывает, а активно действовали и решительно отстаивали интересы правообладателей интеллектуальной собственностью. Тем более что нарушений прав граждан и организаций в этой сфере еще немало.

 

Какова роль судебных органов в сфере охраны интеллектуальной собственности?

 

Статистические данные свидетельствуют о небольшом числе обращений в суд за защитой права интеллектуальной собственности.

В первом полугодии 1997 г. на рассмотрении гражданских судов первой инстанции находилось всего 462 таких дела. С вынесением решения суды рассмотрели 141 дело. По 107 делам, или более чем по 75%, иски о защите интеллектуальной собственности были удовлетворены, что вполне можно рассматривать как свидетельство достаточно высокой ориентации праводержателей в тонкостях действующего законодательства об охране интеллектуальной собственности.