|
Изложение: Борис Андреевич Пильняк. Красное дерево
Изложение: Борис Андреевич Пильняк. Красное дерево
В
первой короткой главе две части разделены отточием, в них даны самые
выразительные штрихи русского быта: описаны юродство и юродивые, но также
русские мастеровые и ремесленники. «Нищие, провидоши, побироши, волочебники,
лазари, странницы, убогие, пустосвяты, калики, пророки, дуры, дураки, юродивые
— это однозначные имена кренделей быта святой Руси, нищие на святой Руси,
калики перехожие, убогие Христа ради, юродивые ради Христа Руси святой — эти
крендели украшали быт со дня возникновения Руси, от первых царей Иванов, быт
русского тысячелетия. О блаженных макали свои перья все русские историки,
этнографы и писатели». «И есть в Петербурге, в иных больших российских городах
— иные чудаки. Родословная их имперская, а не царская. С Елизаветы возникло
начатое Петром искусство — русской мебели. У этого крепостного искусства нет
писаной истории, и имена мастеров уничтожены временем. Это искусство было делом
одиночек, подвалов в городах, задних каморок в людской избе в усадьбах. Это
искусство существовало в горькой водке и жестокости…»
Итак,
на Руси есть чудаки и… чудаки. И тех и других можно увидеть в городе Угличе,
называемом автором русским Брюгге или российской Камакурой. Двести верст от
Москвы, а железная дорога в пятидесяти верстах. Именно здесь застряли развалины
усадеб и красного дерева. Конечно, создан музей старинного быта, но наиболее
красивые вещи хранятся в домах у бывших хозяев. В городе немало несчастных,
вынужденных существовать продажей за бесценок русской старины. Этим пользуются
наведывающиеся в глушь дельцы-оценщики из столицы, чувствующие себя
благодетелями, спасителями народного творчества и мировой культуры. По наводке
Скудрина Якова Карповича «с паршивой улыбочкой, раболепной и ехидной
одновременно», ходят они по домам, навещая то старух, то одиноких матерей, то
выживших из ума стариков, убеждая их отдать самое ценное из того, что у них есть.
Как правило, это вещи старых мастеров, за которые они если не сейчас, так потом
выручат большие деньги. И изразцы, и бисер, и фарфор, и красное дерево, и
гобелены — все в ходу. С реестром, созданным услужливым Яковом Карповичем,
молчаливо входят в дом некие братья Бездетовы. Глядя вокруг себя как бы слепыми
глазами, они беззастенчиво начинают все мять и щупать — прицениваться. Из самой
бедности и нищеты эти юроды выуживают для себя сладкие кусочки. Сугубые
материалисты, они твердо знают, что почем сегодня при новом режиме и сколько
они будут иметь.
Большой
местный мыслитель Яков Карпович Скудрин вообще-то уверен, что очень скоро
пролетариат должен исчезнуть: «Вся революция ни к чему, ошибка, кхэ, истории. В
силу того, да, что еще два-три поколения, и пролетарьят исчезнет, в первую
очередь, в Соединенных Штатах, в Англии, в Германии. Маркс написал свою теорию
расцвета мышечного труда. Теперь машинный труд заменит мышцы. Вот какая моя
мысль. Скоро около машин останутся одни инженеры, а пролетарьят исчезнет, пролетарьят
превратится в одних инженеров. Вот, кхэ, какая моя мысль. А инженер не
пролетарий, потому что чем человек культурней, тем меньше у него фанаберских
потребностей, и ему удобно со всеми материально жить одинаково, уровнять
материальные блага, чтобы освободить мысль, да, — вон, англичане, богатые и
бедные, одинаково в пиджаках спят и в одинаковых домах живут, а у нас — бывало
— сравните купца с мужиком — купец, как поп, выряжается и живет в хоромах. А я
могу босиком ходить и от этого хуже не стану. Вы скажете, кхэ, да, эксплуатация
останется? — да как останется? — мужика, которого можно эксплуатировать, потому
— что он, как зверь, — его к машине не пустишь, он её сломает, а она стоит
миллионы. Машина дороже того стоит, чтобы при ней пятак с человека экономить, —
человек должен машину знать, к машине знающий человек нужен — и вместо прежней
сотни всего один. Человека такого будут холить. Пропадет пролетарьят!»
Если
прогноз будущего пролетариата, данный устами несимпатичного, но весьма разумно
мыслящего героя, дан как бы с надеждой на торжество мудрости, то прогноз
будущего современной женщины мало оптимистичен. С развалом семьи, вызванным
крушением социальных устоев, очень много будет одиноких матерей и просто
одиноких женщин. Новое государство поддерживает и будет поддерживать
матерей-одиночек.
Встретив
свою сестру Клавдию, младший сын Скудрина, сбежавший из дома коммунист Аким,
выслушивает такой её монолог: «Мне двадцать четыре. Весной я решила, что пора
стать женщиной, и стала ей». Брат возмущен: «Но у тебя есть любимый человек?» —
«Нет, нету! Их было несколько. Мне было любопытно… Но я забеременела, и я
решила не делать аборта». — «И ты не знаешь, кто муж?» — «Я не могу решить кто.
Но мне это неважно. Я — мать. Я справлюсь, и государство мне поможет, а мораль…
Я не знаю, что такое мораль, меня разучили это понимать. Или у меня есть своя
мораль. Я отвечаю только за себя и собою. Почему отдаваться — не морально? Я
делаю, что я хочу, и я ни перед кем не обязываюсь. Муж?.. Мне он не нужен в
ночных туфлях и чтобы родить. Люди мне помогут, — я верю в людей. Люди любят
гордых и тех, кто не отягощает их. И государство поможет…»
Аким-коммунист
— хотел знать, что идет новый быт — быт был древен. Но мораль Клавдии для него
— и необыкновенна, и нова».
Однако
есть ли что-нибудь на земле, что остается неизменным? Без сомнения, это небо,
облака, небесные пространства. Но… также «искусство красного дерева, искусство
вещей». «Мастера спиваются и умирают, а вещи остаются жить, живут, около них
любят, умирают, в них хранят тайны печалей, любовей, дел, радостей. Елизавета,
Екатерина — рококо, барокко. Павел — мальтиец. Павел строг, строгий покой,
красное дерево, темно-ампир, классика. Эллада. Люди умирают, но вещи живут, и
от вещей старины идут «флюиды» старинности, отошедших эпох. В 1928 году — в
Москве, Ленинграде, по губернским городам — возникли лавки старинностей, где
старинность покупалась и продавалась ломбардами, госторгом, госфондом, музеями:
в 1928 году было много людей, которые собирали «флюиды». Люди, покупавшие вещи
старины после громов революций, у себя в домах, облюбовывая старину, вдыхали
живую жизнь мертвых вещей. И в почете был Павел-мальтиец — прямой и строгий,
без бронзы и завитушек».
|