Контрольная работа: Анализ стихотворения "О доблестях, о подвигах, о славе" А.А. Блока
Контрольная работа: Анализ стихотворения "О доблестях, о подвигах, о славе" А.А. Блока
Контрольная
работа
По дисциплине «Литература
с основами литературоведения»
Анализ
стихотворения "О доблестях, о подвигах, о славе" А.А. Блока
студентки 4-го курса Факультета Филологии
СГПИ, группы сурдопедагогики
Анализ стихотворения А. А. Блока
«О доблестях, о подвигах, о славе»
Выполнила: Швидченко А. Н.
Проверила: Сартаева Л.И.
Белая Глина 2010
План
1. Тема стихотворения.
2. Жанр.
3. Сюжет.
4. Художественные средства.
5. Образ лирического героя, авторское «Я».
Список литературы.
1. Тема стихотворения
В
творчестве Александра Блока всегда преобладала тема любви. Радость и печаль
соединились в его любовной лирике, видимо, потому, что идеал утонченной и
возвышенной, гордой и доверчивой, прекрасной и нежной женщины не находил своего
земного воплощения.
Блок
сначала был сильно увлечен своей будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой,
которой посвятил цикл «Стихи о Прекрасной Даме». По словам К.И. Чуковского,
если внимательно вчитаться в эту книгу, то увидишь, что «это подлинная повесть
о том, как один подросток столь восторженно влюбился в соседку, что создал из
нее Лучезарную Деву и весь ее окружающий пейзаж преобразил в неземные селения.
Это было то самое, что сделал Данте с дочерью соседа Партинари». Все стихи
сборника проникнуты жаждой «в земном увидеть неземное» (В. Брюсов). Сугубо
личное переживание переплавляется здесь во вселенское, в мистерию с грядущим
схождением на землю Вечной Женственности.
Шесть
лет Блок писал об одной женщине, посвятил ей 687 стихотворных произведений. В
1903 году поэт обвенчался с Любовью Дмитриевной. На этом и прекратился
лирический дневник, обращенный к Прекрасной Даме. В поэтический мир Блока
входят новые темы, новые образы. В цикле «Возмездие», в котором поэт пророчит
скорый суд и расплату обществу, сковавшему, поработившему и «заморозившему»
человека, публикуется ставшее знаменитым «О доблестях, о подвигах, о славе…» (1908 г.). Стихотворение написано в особой манере и заметно отличается по стилю и тематике от других
стихотворений цикла «Возмездие».
2. Жанр
Это
стихотворение по жанру представляет собой любовное послание. Это разговор с
портретом далекой возлюбленной, некогда покинувшей лирического героя. Однако
герой воспринимает его как живой, одухотворенный образ. Именно поэтому он
называет его не портретом, а лицом и, обращаясь к портрету, он говорит так, как
будто покинувшая его возлюбленная способна услышать его слова, осознать всю
глубину своей ошибки и, может быть, вернуться к герою. Все стихотворение
построено на оппозиции двух образов (лирического героя и его любимой женщины),
что лишь подчеркивает непреодолимое расстояние между ними.
3. Сюжет
Сюжет
стихотворения и его развитие неразрывно связаны с личностью лирического героя.
В первой строфе мы видим, что весь мир героя сосредоточен на образе
возлюбленной. «О доблестях, о подвигах, о славе
4. Художественные средства
"Я
забывал на горестной земле" - эти первые строки подтверждают, что
влюбленным свойственно испытывать чувство полного удовлетворения и гармонии с
миром и самим собой лишь тогда, когда объект любви находится рядом.
Но вот «час
настал», во второй строфе любимая покидает героя. И смысл жизни исчезает вместе
с ней. Потеря внутренних ориентиров полностью выбивает героя из колеи, и он
остается наедине со страстями, которые «терзают» его жизнь.
На протяжении
отрезка времени, заключенного в следующих трех строфах, жизнь лирического героя
наполнена лишь воспоминаниями и болью от осознания потери. Однако в последней
строфе мы видим, что ему наконец удается принять зрелое решение отпустить
утраченную любовь, и в этом несомненно видно взросление героя и его становление
как самодостаточной личности.
a.
Композиция: размер, рифма, ритм.
Размер стихотворения:
_ _' / _ _' / _ _' /_
_'/ _ _' /_ пятистопный ямб. Этот стихотворный размер использовался многими
поэтами от Шекспира до современников «Серебряного века». Он воссоздает
человеческую речь в рамках эпического или драматического рассказа,
напряженность воли, ему присущи ясность, твердость. Очевидно то, что Блок
использует имен этот размер, чтобы подчеркнуть трагизм, выраженный в
произведении.
Рифма перекрестная.
Первая строка последней
строфы «Уж не мечтать о нежности, о славе…», с одной стороны, завершает
стихотворение, образуя кольцевую композицию. С другой стороны, она содержит
глубокую мысль о том, что личное счастье человека и его социальная роль тесно
связаны между собой.
b.
Тропы. Для придания языку
литературного произведения большей выразительности используются специальные
средства: Эпитеты, сравнение, метафоры.
Первая строка
произведения «О доблестях, о подвигах, о славе…» как бы обманывает ожидание
читателя. Кажется, что речь пойдет о теме гражданского долга. Однако любовные
переживания оказываются для героя на определенном этапе жизни важнее всего, так
велика и безгранична горечь его утраты. Поэт с первых строк намекает читателю
на настроение всего произведения, употребив эпитет «На горестной земле». Во
второй строфе центральным образом является заветное кольцо — символ любовной
верности. Беспредельное отчаяние лирического героя, вызванное уходом
возлюбленной, выражается в эпизоде, когда он выбрасывает «заветное кольцо». Ночь
в данном случае символизирует тьму и неизвестность. Однако, согласно
эстетическим взглядам поэтов-символистов, к которым принадлежал и А.А.Блок,
значение символа никогда не может быть исчерпано до конца. В этом случае оно
может быть воспринято и шире: ночь — это время, когда восстают бесовские силы.
Отчаяние и потеря смысла жизни для рассказчика описываются эпитетами «проклятым
роем», «в сырую ночь».
Чтобы донести до
читателя то, как много значила для героя его избранница, используется
сравнение: «И звал тебя, как молодость свою». Автор указывает на то, что с
уходом любви уходят и лучшие дни жизни нашего героя. Безмятежная юность позади,
настало время сурового взросления.
Метафоры "когда
твоё лицо в простой оправе", "передо мной сияло на столе",
указывающие нам на героиню, отражают то, что лирический герой склонен
обожествлять и идеализировать ее даже после предательства. "Я бросил в
ночь заветное кольцо", "ты отдала свою судьбу другому" – эти
метафоры как бы указывают на выбор обоих персонажей и на то, что пути их
расходятся. Олицетворения "летели дни", "вино и страсть терзали
жизнь мою" Блок использует, чтобы показать, будто над жизнью и судьбой
героя довлеют потусторонние темные силы, с которыми он не желает бороться. Силу
любовного чувства лирического героя актуализирует и мотив сна:
«Я крепко сплю, мне
спится плащ твой синий,
В котором ты в сырую
ночь ушла».
c.
Стилистические фигуры:
Повторы/рефрен: «лицо в
простой оправе». Повторение демонстрирует важность для автора описываемого
объекта, процесса, действия и т.д. При употреблении этой фигуры автор
многократно упоминает о чем-либо особенно его взволновавшем, концентрируя также
и внимание читателя на этом.
Антитеза:
Противопоставление — выразительное средство, позволяющее произвести особо
сильное впечатление на читателя, передать ему сильное волнение автора за счет
быстрой смены противоположных по смыслу понятий, употребляемых в тексте
стихотворения. Так же в качестве объекта противопоставления могут
использоваться противоположные эмоции, чувства и переживания автора или его
героя.
«Когда твоё лицо в
простой оправе
Передо мной сияло на
столе…
Твоё лицо в его простой
оправе
Своей рукой убрал я со
стола»;
Инверсия: «Терзали
жизнь мою», «плащ твой синий», «в сырую ночь ушла», «убрал я со стола».
Инверсия в поэтических текстах выполняет акцентную или смысловую функцию,
ритмообразующую функцию для выстраивания поэтического текста, а также функцию
создания словесно-образной картины.
d.
Поэтическая фонетика:
Ассонанс: «Не знаю, где
приют твоей гордыне / Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий»,
«Все миновалось, молодость прошла! / Своей рукой убрал я со стола».
Анафора придает тексту
дополнительную эмоциональность.
«И вспомнил я тебя пред
аналоем,
И звал тебя, как
молодость свою…»
Даже по прошествии лет
лирический герой все вспоминает тот роковой день прощания:
«Я звал тебя, но ты не
оглянулась,
Я слёзы лил, но ты не
снизошла».
e.
Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.
Синонимы: доблести,
подвиги, слава; милая, нежная.
Архаизмы: час настал,
аналой, гордыня.
5. Образ лирического героя,
авторское «Я»
В
стихотворении "О доблестях, о подвигах, о славе" появляется образ
опустошенного жизнью человека с нелегкой судьбой. Стихотворение
автобиографично, ведь в этот период от него уходит его первая любовь — Любовь
Дмитриевна, внучка знаменитого химика Менделеева, и уходит к близкому другу
Блока — поэту Андрею Белому.
Расставшись с любимой, герой потерял смысл жизни, он потерял
самого себя. Не встречает он больше и настоящей любви, на жизненном пути он
сталкивается лишь со страстью. Мы
видим, что, лишившись возлюбленной, герой разуверился в жизни, потерял
нравственную опору. Утрата превратила беспечную жизнь героя в существование.
Его терзают вино и страсть, но это не духовная жизнь, а лишь греховная пародия
на нее, сжигающая и опустошающая душу. Символично, что герой вспоминает
возлюбленную перед аналоем (аналой — высокий столик с покатым верхом, на
который в Церкви кладут иконы и священные книги). Очевидно, в любви он ищет
спасения для своей заблудшей души. Также именно перед аналоем в Храме
проводится обряд венчания. Этот образ использован, чтобы показать, как дороги
герою уже забытые клятвы вечной любви и верности.
Строка «Все
миновалось, молодость прошла!» подчеркивает, что время нельзя повернуть вспять.
Человек, погрузившись в свои страдания, а потом, стремясь утешиться, проводя
дни в поисках истины в вине, потерял не только любовь. Он потерял все.
Честолюбивые мечты юности безвозвратно ушли в прошлое. Жизненные планы остались
нереализованными. Только осознав это, лирический герой нашел в себе силы убрать
портрет возлюбленной со стола. Однако, потеряв возлюбленную, лирический герой
не озлобился против нее. Спустя годы он все еще называет ее милой и нежной.
Разрыв воспринимается им как роковая случайность, в которой виновата гордыня.
Всю жизнь он
лелеял надежду на ее возвращение. Портрет, убранный со стола в финале
стихотворения, свидетельствует об окончательной утрате этой надежды, но
одновременно это и определенный мужественный шаг человека, в котором разум, наконец,
победил болезненное, разросшееся до вселенских масштабов чувство. Однако в этот
прощальный жест героя А.А.Блок сумел вложить столько горя и тоски, что
читатель, даже понимая правильность совершенного поступка, все равно продолжает
сочувствовать несчастному человеку.
В
стихотворении ярко выражено драматургическое начало, что характерно для лирики
А.А.Блока в целом. Типичный любовный треугольник превратился в безутешную драму
разбитого сердца. Некоторые образы в стихотворении также напоминают детали театрального
реквизита.
В этот
непростой период поэт порывает со своими друзьями-символистами. Казалось, что
Блок топит отчаяние в вине. Но, несмотря на это, главной темой стихов периода
“Страшного мира” все же остается любовь. Но та, о ком поэт пишет свои
великолепные стихи, уже не прежняя Прекрасная Дама, а роковая страсть,
искусительница, разрушительница. Она мучит и сжигает поэта, а он не может
вырваться из-под ее власти.
Даже о
пошлости и грубости страшного мира Блок пишет одухотворенно и красиво. Хотя он
уже и не верит в любовь, не верит ни во что, но образ незнакомки в стихах этого
периода все же остается прекрасным. Поэт ненавидел цинизм и пошлость, их
никогда не было в его стихах.
Список литературы
1.
Александров
А.А. Блок в Петербурге-Петрограде, Лениздат, 1987; серия “Выдающиеся деятели
науки и культуры в Петербурге-Петрограде-Ленинграде”.
2.
Блок
А. Стихотворения и поэмы.- М.: Правда, 1978.
3.
Блок
А. Лирика. Театр.- М.: Правда, 1981.
4.
Липатов
В.С. Краски времени.- М.: Мол. Гвардия, 1983.
|