Сочинение: Анализ стихотворения Пушкина "Сожженное письмо"
Сочинение: Анализ стихотворения Пушкина "Сожженное письмо"
Анализ
стихотворения А.С. Пушкина «Сожженное письмо».
В своем творчестве поэт
А.С. Пушкин всегда обращался к волнующим его темам. Это темы свободы,
творчества, поэта и, конечно же, любви. Ведь Пушкин - прежде всего поэт-лирик. Лирика дает наиболее полное
представление об идеалах и жизненных ценностях поэта. В его стихотворениях все
значимо: каждый образ, каждая деталь, потому что только с помощью таких приемов
можно выразить все богатство и разнообразие переживаний.
Стихотворение «Сожженное
письмо» относится к одному из лучших примеров любовной лирики. Это произведение
поэт написал, будучи в ссылке в Михайловском, во время работы над «Евгением
Онегиным». А в минуты тягостных раздумий он вспоминал Е.К. Воронцову, которая
произвела на него огромное впечатление. Пушкин получал от нее письма, об одном
из которых, вполне возможно, он пишет в своем стихотворении «Сожженное письмо».
Это стихотворение рисует
картину сожжения лирическим героем письма любимой. Письмо дорого автору, он
обращается к нему, как к живому существу: «Прощай, письмо любви. Прощай! Она
велела…».
Читатель видит перед
собой взволнованного человека, который собирается «предать огню» все, что было
ему дорого, сжечь «все радости свои». Ему жаль расставаться с любовным
посланием, он колеблется, но «Час настал, гори письмо любви».
Это стихотворение
проникнуто болью и горечью уже с самого начала. Герой оставляет за возлюбленной
право на выбор, даже если он не в его пользу. Кажется, что у лирического героя
не остается ни на что сил, но он тверд в выполнении желаний любимой: «…прощай:
она велела». И опять же прощается герой не с письмом, а с любовью, которая его
покидает. Настроение лирического героя не равномерно. Едва успокоившись, он тут
же снова начинает страдать; это видно, благодаря тому, что автор использует
восклицательные предложения и умолчание.
Сюжет стихотворения, в
общем-то, прост: любимая женщина потребовала от поэта, чтобы он уничтожил ее
письмо, что он, собственно, и делает; письмо сгорает, поэт грустит.
В соответствии с сюжетом
в стихотворении три части. Первая и третья части занимают по 4 стиха, а вторая
- три двустишия. Первая часть - монолог поэта, обрекающий письмо на гибель;
третья часть - монолог, обещающий сожженному письму - пеплу - бессмертие. Таким
образом, части первая и третья противоположны, как понятия "смерть"
и "бессмертие".
В конце стихотворения
поэт обращается уже не к письму, как в начале стихотворения, а к тому, что от
него осталось, к «пеплу милому». Образ любимой проступает для автора сквозь
пепел. В самом пепле он видит черты любимой. Он просит у него остаться «век со
мной на горестной груди». Тем самым, мы понимаем, что письмо сгорело, но
чувства поэта еще не превратились в пепел, ему больно и трудно. Пепел –
воспоминание о радостном и горьком. Воспоминание становится пеплом.
Все стихотворение вообще
написано в достаточно быстром темпе. Чувства автора выражены без особых
поэтических тропов, лишь при помощи восклицаний, придающих картине сожжения
письма моментальность. Почти в каждой строке используется градация. Например:
Минуту!.. вспыхнули! пылают – легкий дым,
Виясь,
теряется с молением моим.
Переживания лирического
героя читателю помогают понять и многочисленные эпитеты: «жадное пламя», «милый
пепел», « бедная отрада», «унылая судьба», «горестная грудь». Пепел Пушкин
называет «милым», а также «бедной отрадой», так как это единственный след,
единственное воспоминание о сгоревшей любви, без которой лирический герой не
видит счастья в своей «унылой судьбе».
В первых трех
четверостишиях рифма парная (смежная), а в последнем трехстишии, две строки
рифмуются по тому же принципу, что и в четверостишиях, а последняя строка не
имеет рифмы. Мне кажется, что автор этим хотел показать, что от горя и
разочарования у героя опускаются руки. Рифма в стихотворении мужская, строфика
– одиннадцатистишье.
В этом произведении
невозможно четко определить жанр. Оно сочетает в себе определенные черты
романса, и даже элегии. Но его можно назвать и посланием, так как в нем
присутствует обращением к «письму любви».
Как уже говорилось в
стихотворении «Сожженное письмо» автор обращается к теме любви. Но в нем
просматривается и тема прощания. Сожженное письмо – символ прощания с любовью.
Я считаю, что стихотворение
«Сожженное письмо» - это настоящий шедевр русской любовной лирики: наполненный
великими переживаниями, но вместе с этим необычайно лаконичный.
|