Сочинение: Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Последний катаклизм"
Сочинение: Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Последний катаклизм"
Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева
«Последний катаклизм»
1.
Когда пробьет последний час природы,
2.
Состав частей разрушится земных
3.
Все зримое опять покроют воды,
4.
И божий лик изобразится в них.
Начиная с 30-ых годов XIX
века Ф.И. Тютчева начинает интересовать философская тема в поэзии. Это выражено
во многих стихотворениях («О чем ты воешь, ветр ночной», «Как океан объемлет
шар земной», «Пожары» и «Последний катаклизм»). В этих стихотворениях автор
пытается ответить на вопрос о том, что будет на Земле после Апокалипсиса.
Гигантский смерч? Пожары? Потоп? Пока что на этот вопрос нельзя дать точный и
однозначный ответ. Но, видимо, Тютчев приходит к выводу, что все сущее на нашей
планете развивалось из воздуха и ветра («Про древний хаос, про родимый»). Затем
наступило, продолжающиеся по настоящее время царство Земли и жизни на ней.
Далее спокойной жизни на Земле положит конец огонь («Пожары»). По всей
видимости, Тютчев пришествием пожаров говорит о грядущей эре Антихриста
(Дьявола, Сатаны).
Дым за дымом бездна дыма
Тяготеет над землей.
Но покроет и землю, и людей, и дьявольские
пожары другая стихия – вода. О покрытии водой «всего зримого» Тютчев пишет
стихотворение «Последний катаклизм».
Здесь, в отличие от «Пожаров», уже нет
огромного количества твердых звуков, так как вода является более мягкой
стихией, чем огонь. Но нельзя сказать, что в «Последнем катаклизме» этих
твердых звуков нет совсем. Но это «последний час природы», то есть, по всей
видимости, - конец света. Рушится «состав частей земных» и даже то, что уцелело
после пожаров.
Но обращает на себя внимание слово
«зримое» из третьей строчки. В Апокалипсисе погибает только все зримое. Значит,
с точки зрения поэта, «последний катаклизм» не убьет бессмертную человеческую
душу.
Очень важно то, что в последней строчке Тютчев говорит о
«божьем лике». То есть после дьявольской эры наступит царство Бога. Бог
окажется сильнее Дьявола, и Он водой покроет все ужасы Земли и огня. И,
возможно, конец света не воспринимается Тютчевым как трагедия потому, что
именно создатель мира (Бог) и уничтожает его. Возможно, Бог построит нечто
более совершенное, чем сегодняшний мир.
|