|
Сочинение: Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Дума"
Сочинение: Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Дума"
М.Ю. Лермонтов «Дума»
«Дума» - стихотворение зрелого
Лермонтова, обнажающее общественно-духовный кризис последекабрьского поколения.
Оно замыкает предшествующие социальные, политические, нравственные изыскания
поэта и подводит итог прошлому душевному опыту, отражая бесцельность
жизнедеятельности лермонтовских современников. После «Думы» и других близких по
времени произведений поэта («И скучно и грустно», «Герой нашего времени», «Как
часто пестрою толпою окружен») в творчестве Лермонтова стали особенно заметны
поиски выхода из идейного кризиса. Поэтому «Дума» неразрывно связана как с
предшествующими ей («Монолог», «Он был рожден для счастья, для надежд»), так и
с последними стихотворениями, в которых наметилось внимательное наблюдение за
действительностью с намерением найти социальную и идеологическую опору.
Наиболее полно этот процесс выразился в «Родине», но прямое отношение к нему
имеют и «Соседка», «Завещание», «Памяти А.И. Одоевского» - в них прослеживается
неослабевающий интерес к противостоящей лирическому герою «толпе», образу
«простого человека».
Настроениям «Думы»
созвучна лирика декабристов после восстания, поэтов-любомудров, кружка Н.В.
Станкевича, философская проза романтиков.
Центральная идея «Думы» -
осуждение духовной апатии поколения, неспособного «угадать» свое предназначение
и найти высокие гражданские и нравственные идеалы. Именно она определяет
структуру стихотворения. Лермонтов делит «Думу» на части: шестнадцатистишие,
восьмистишие, двенадцатистишие и снова восьмистишие. В первой строфе, осуждая
свое поколение, поэт говорит нам о философских (5 и 9 стихи), психологических
(10 стих), политических (11 стих) аспектах проблемы. Во второй строфе поэт
раскрывает причину упадка, обращаясь к прошлому, что выражается в употреблении
глаголов прошедшего времени по преимуществу (примеры). В третьей строфе
наличие глаголов настоящего времени (примеры) определяет описание поэтом
ситуации, сложившейся в годы его жизни. В четвертой же Лермонтов приходит к
мысли о будущем, ему важном мнении потомков о своем поколении, даже если их
отношение к нему будет отрицательным. Такую противоречивость в мыслях поэта
отражают и разнородные рифмы: прилагательные рифмуются с местоимениями (примеры),
существительные с прилагательными (примеры), глаголы с существительными
(примеры), наречия с прилагательными (примеры), существительные с
наречиями (примеры)
Кольцевая композиция
подчеркивает беспросветное будущее поколения («Его грядущее иль пусто иль
темно» - «И прах наш с строгостью судьи и гражданина / Потомок оскорбит
презрительным стихом...»). Мысль о бездействии поколения (единственное действие
- приближение к смерти), переданная в той или иной форме, оказывается
замкнутой. Глубокий элегизм поддержан падающим ритмом, создаваемым укороченными
стихами и последовательным уменьшением ударений в стихе - переходом от шести
стопного ямба к пяти и четырех стопному.
Личную трагедию Лермонтов
осмыслил и как трагедию поколения. Уже в первом стихе («Печально я гляжу на
наше поколенье!») лирический герой («Я») становится частью «обличаемого» целого
(«наше»): все, что присуще поколению, присуще и лирическому герою. Однако
этому противостоит энергия отрицания лирическим героем его поколения. Непокорность,
непримиримость лирического героя прорывается в резко оценочных эпитетах,
осуждающих все поколение («Перед опасностью – позорно малодушны,/ И перед
властию - презренные рабы!»)
Лирический герой живет сразу в двух
сферах: он находится в круге поколения и одновременно выходит за его пределы,
осуждая своих современников. Двойной угол зрения автора проявляется в
следующем: лирический герой оценивает ситуацию и извне («Я гляжу»), и изнутри
(«на наше»). Лирический конфликт состоит в контрастном сочетании порыва к
борьбе и обреченности, чувства личной исключительности и переживания ее утраты.
В финале оба конфликта уступают место историческому конфликту: потомок
презрительно отвергает современное поколение. «Дума» становится «похоронной
песнью» поколению и самому себе как его части.
Так в стихотворении
«Дума» выразилась важная тенденция творчества зрелого Лермонтова, когда
потерянность поколения в исторической жизни сопровождается ослаблением
индивидуальности, личного начала, желания раствориться в поколении («Толпой
угрюмою и скоро позабытый / Над миром мы пройдем без шума и следа»)
Снятие противопоставления лирического
героя и «толпы», характерного для романтизма, означает переосмысление традиций.
Поэтическая мысль «Думы» реализуется во внутреннем движении от элегической
интимности печального размышления к мрачному трагическому обобщению, от высокой
романтической ноты к скорбной и горькой иронии. Рядом с традиционной лексикой
психологической и гражданской лирики, широко вводятся слова философского и
эстетического содержания («познанье», «сомненье», «добру», «злу»), а также
прозаизмы («не шевелят», «остаток», «касались»). Чем дальше развенчивается
поколение, тем прозаичнее стиль, не лишенный, однако, ораторского
воодушевления, резких оценочно-экспрессивных эпитетов. Характеристика поколения
сопровождается все более крепнущими нотами осуждения, чувствами горечи и
насмешки, иронии и сарказма. Бытовая окраска заключительных строф совпадает с
наибольшей силой эмоционального осуждения.
Смена интонации и
сочетание в «Думе» различных стилистических пластов обусловили своеобразие
жанровой формы, отличной как от «унылой» элегии, так и от высокой
обличительной сатиры. Совмещение философско-элегической медитации с иронией
превращает стихотворение в «социальную элегию» - форму, специфическую для
Лермонтова: «социальная элегия» поэта вбирает в себя нравственные,
исторический, философические, политические стороны жизни «поколенья» в их
психологическом преломлении. Равнодушие к добру и злу, осмысление высоких
страстей, неспособность к жертве, иссушение ума наукой, малодушие перед
опасностью, «угрюмость» и историческая никчемность, бесславие - все духовные
муки и пороки поколенья восходят к скепсису, неверию, «бремени познанья и
сомненья». Лермонтов не усматривает в сомнении и отрицании ни положительных
ценностей, ни пути к истине. Позиция его в «Думе» такова: сомнение и отрицание
бессильны и бесплодны, как и лучшие порывы души, не приводящие к каким-либо
позитивным результатам («зарытый скупостью и бесполезный клад»), что и становится
духовной бедой поколения.
Современники были
потрясены тонами стихотворения, писали о лирическом «вопле», стоне души, об
обличении в нем «черной стороны нашего века» и не могли не признать суровой и
беспощадной, хотя и лиричной правды, заключенной в нем (В.Г. Белинский, В.Н
Майков, Герцен)
Несмотря на голоса
критиков, отметивших в «Думе» неосновательность субъективной оценки всего
поколения, стихотворение вызвало громкий общественный резонанс, заставив
«многих вздрогнуть». «Дума» создала в русской лирике особую жанровую
традиционную социальной элегии, проникнутой глубоким трагизмом, в которой поэт
осуждает свое поколение при отождествлении себя с ними.
|