Сочинение: Анализ стихотворения О.Э. Мандельштама "Внутри горы бездействует кумир…"
Сочинение: Анализ стихотворения О.Э. Мандельштама "Внутри горы бездействует кумир…"
«Внутри горы
бездействует кумир…»
Внутри горы бездействует кумир
В покоях бережных, безбрежных и
счастливых,
А с шеи каплет ожерелий жир,
Оберегая сна приливы и отливы.
Когда он мальчик был и с ним
играл павлин,
Его индийской радугой кормили,
Давали молока из розоватых глин
И не жалели кошенили.
Кость усыпленная завязана
узлом.
Очеловечены колени, руки,
плечи,
Он улыбается своим тишайшим
ртом,
Он мыслит костию и чувствует
челом
И вспомнить силится свой облик
человечий.
Анализ
стихотворения О. Э. Мандельштама
«Внутри
горы бездействует кумир…»
Белов Андрей (Череповец)
Стихотворение было написано
в период с 10-го по 26-е декабря 1936-го года, т. е. оно входит во «вторую
воронежскую тетрадь», создававшуюся О. Э. Мандельштамом в исключительно тяжелых
условиях и ставшую одной из лучших книг (так – книгой – назвал ее Б. Л.
Пастернак) поэта. (По воспоминаниям Н. Штемпель, Мандельштам, будучи в
Воронеже, говорил: «…если вам есть что сказать, скажете при всех
обстоятельствах и вместо десяти нудных томов напишете один»[1].)
Текст этот интересен тем,
что допускает огромное количество разнообразных, даже взаимоисключающих,
интерпретаций. Можно проанализировать его имманентно, действительно как
стихотворение о неком кумире, сделанном из слоновой кости, а можно, например, и
такое толкование существует, увидеть здесь намек на фигуру Сталина, скрытого за
кремлевскими стенами, «в покоях бережных», и пытающегося «вспомнить свой облик
человечий» и т.д.
Стихотворение состоит из
трех строф, первые две из которых равны по своему объему (четверостишия), в
последней же – добавлена одна дополнительная строка (aBaaB),
что сделано автором, в частности, именно для создания эффекта концовки (такой
прием часто используется в финальных строфах). Задержанная во времени,
завершающая стихотворение строка звучит более убедительно, тем более, что
строка эта необычайно важна для смысла текста в целом (ее, метафорически
говоря, вес больше веса других стихов).
Последняя строка
диссонирует со всем остальным текстом, посвященным описанию, в принципе,
счастливой жизни: сначала жизни бездействующего кумира, у которого «с шеи
каплет ожерелий жир», затем дается ретроспективное обращение к его детству («с
ним играл павлин», «его индийской радугой кормили»), и вновь – синхронное
повествованию описание статуи («улыбается своим тишайшим ртом»). Завершающая же
строка как бы сбивает читателя с толку: для нас так и остается непонятным,
доволен кумир своею бездеятельной жизнью или нет, почему он «вспомнить силится
свой облик человечий»? По всей видимости, у кумира никогда человеческого облика
и не было (детство его – это детство статуи: ему «давали молока из розоватых
глин», «не жалели кошенили»), но опять же неясно, как эта черта его
характеризует: придает она трагический оттенок стихотворению, или, возможно,
сатирический? В тексте прямого ответа на данный вопрос мы не найдем.
С точки зрения ритмики стихотворение
также достаточно интересно. Оно написано ямбом, преимущественно шестистопным,
однако строгой заданности количества стоп в строке в нем нет, размер стиха
меняется: 1. 5656; 2. 6564; 3. 66666. Среднее количество языковых ударений на
строку – четыре, т. е. в стихотворении имеется большое количество пиррихиев, и
в целом оно, конечно, несколько тяготеет к акцентной системе (хотя это лишь
тяготение, не более).
Язык стихотворения – очень
насыщенный, образные. Автор использует метафорические эпитеты («покои
бережные»), метафоры («ожерелий жир», «сна приливы и отливы»), необычно яркие
сочетания слов, позволяющие ему многократно усилить эстетическое воздействие на
читателя («кость усыпленная завязана узлом» и др.).
Стихотворение «Внутри горы
бездействует кумир…», безусловно, является одним из шедевров О. Э. Мандельштама
и одной из загадок его творчества, причем загадка эта, на самом деле,
заключается, в большей мере, не в идейном содержании текста и не в его
творческой истории, тоже по-своему интересных (о чем было сказано выше), но в
пластике и совершенстве поэтического языка О. Э. Мандельштама, точнее – в
удивительном и таинственном для нас способе достижения этих пластики и
совершенства, в том впечатлении, которое за их счет создается.
[1]
Штемпель Н. Е. Мандельштам в Воронеже // Новый мир. – 1987. - №10. – С. 217.
|