Сочинение: Анализ стихотворения В.В. Маяковского "Скрипка и немножко нервно..."
Сочинение: Анализ стихотворения В.В. Маяковского "Скрипка и немножко нервно..."
Стихотворение В.В.
Маяковского «Скрипка и немножко нервно...» (1914) - одно из оригинальных и
непривычных для солидной публики начала 20 века произведений.
Нетрадиционность и вызов
заявлены уже в заглавии стихотворения. Нелогично и странно сближены и соединены
союзом «и» образ предметного мира и человеческое переживание. Парадоксальность
присутствует во всей поэтической ситуации, в неожиданной развязке истории.
Фантастический, абсурдный
и вместе с тем совершенно реальный с психологической точки зрения мир предстает
в этом стихотворении.
Участниками полилога и
необычной истории становятся инструменты театрального оркестра: скрипка,
барабан, геликон, лирический герой, музыканты.
У каждого есть свой
характер и голос, соответствующий звучанию в оркестре: равнодушный и громкий
барабан, которому надоели все сантименты, «глупая тарелка», «меднорожий,
потный» грубиян- геликон и такие же насмешники, не понимающие страданий
одиночества музыканты. Фонетические партии инструментов очень выразительны:
тарелка вылязгивала: «Что это? Как это?», большая труба - геликон: «дура,
плакса, вытри».
Стихотворение сюжетно, в
нем есть свой конфликт, два главных героя, душевно близких, ранимых и способных
на нелогичные поступки. Они противостоят толпе равнодушных и грубых «других».
Поэт рисует образ скрипки
как существа нежного, нервного, по-детски непосредственного, не получающего
понимания у громких и грубых собратьев. Ее беззащитность и единственность
подчеркнуты тем, что только у нее одной отсутствует речевая партия. За скрипку
говорит поэт, изображая ее поведение и выражая реакции: издергалась, упрашивая,
и вдруг разревелась по-детски.
«Без слов», «без такта» с
деревянной шеей скрипка вызывает сострадание. Маяковский подчеркивает
одиночество тонкой души подбором слов с дважды повторенным предлогом «без» и
выделением» их в отдельные строчки: и вдруг разревелась/так по-детски; без
слов, / без такта.
Антитеза, лежащая в
основе композиции произведения, находит воплощение в противопоставлении шума и
молчаливого плача, в соединении вульгаризмов с эвфемизмами и даже восклицанием
«Боже!». Сочувствие поэта скрипке, выражено синонимической заменой грубоватого,
просторечного «разревелась» эвфемизмом - неологизмом «выплакивалась». Однако
бранных слов сниженной лексики в стихотворении значительно больше, что
заостряет мотив одиночества и бессилия: шмыгнул, глупая, вылязгивала,
меднорожий, дура, плакса, ору, в миг, наплевать. Даже хорошее слово «голова» в
речи музыкантов звучит иронично как осуждение.
Автохарактеристика
лирического героя - вся в действии, в совершении алогичного поступка,
подготовленного сценой плача скрипки, скандала и отторжения ее «чужо» смотрящим
оркестром.
Внутренние колебания
лирического героя выражены Маяковским, через систему жестов и алогичного
выкрика:
Я встал,
шатаясь полез через ноты,
сгибающиеся от ужаса
пюпитры,
зачем-то крикнул:
«Боже!»
бросился на деревянную
шею.
В искреннем признании
лирический герой обнаруживает свою боль:
«...я вот тоже
ору-
а доказать ничего не
умею!»
Родной душе поведал
лирический герой о самом сокровенном - о трагическом одиночестве, невозможности
«доказать» очевидное для него, невероятное - для них, «чужих», «других».
Пренебрежением к публике
звучит решительное заявление, выраженное в откровенно грубой форме: «А мне -
наплевать!». И следом, - полное непосредственности признание: «Я - хороший».
Трогательно после экстравагантного признания звучит заключающий стихотворение
вопрос:
«Знаете что, скрипка?
Давайте -
будем жить вместе!
А?».
Не будь этого «А?» - было
бы просто смешно. Единственный звук и знак передают интонацию человека
деликатного, нежного, в чем-то тоже растерявшегося и неуверенного в себе, как
скрипка, которая «выплакивалась», не находя сочувствия.
Фантастическое и
реальное, грубое и нежное, комическое и драматическое - таков мир
стихотворения. Чтобы вместить его и придать разговору естественную интонацию,
Маяковский обратился к свободному, акцентному, в основном пятиударному стиху с
ритмическими обрывами. Парадоксальности ситуации удивительно соответствуют
неожиданные, ассонансные рифмы: «по-детски - Кузнецкий», «влип как -
наплевать», «хорошо - ушел», «где-то - это».
Из-за членения стиха на отдельные
строчки, рифма воспринимается не столь отчетливо, как в классических стихах, но
этот стилевой прием связан с общим образно эмоциональным напряжением
стихотворения «Скрипка и немного нервно» и всего творчества раннего
Маяковского.
|