БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Сочинение: Доказательства того, что в Гобсеке живут два существа: скряга и философ

Сочинение: Доказательства того, что в Гобсеке живут два существа: скряга и философ

Семенов Артемий

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Тема: «Доказать, что в Гобсеке живут два существа: скряга и философ, существо подлое и возвышенное»


В повести Бальзака «Гобсек» мы встречаем ростовщика, в честь которого автор переименовал повесть (вначале она называлась «Опасности беспутства»). Гобсек – не только крайне колоритная фигура, вокруг которой крутятся все остальные герои, но и человек, обладающий таким характером, который можно встретить только в произведении автора – реалиста: он природно и в то же время ярко сочетает в себе редкостного скупца и человека с незаурядной широтой мысли, два существа совершенно разных, но подходящих друг к другу.

Я хочу проанализировать обе эти стороны сознания Гобсека и выяснить связи и различия между ними.

Первая его личина, бросавшаяся в глаза каждому, кто знал старика – Скупец с большой буквы – человек, для которого есть один бог – Золото. Этот человек дрожит над каждым грошом, с величайшей неохотой отдавая Свои Деньги, пусть даже под огромные проценты. Но его Скупость этим не измеряется: он не желал давать ничего, и даже лишнее движение или повышение голоса, казалось, были для него пустой тратой жизненных сил. Это был, согласно словам другого героя Бальзака, «человек-вексель», которого абсолютно не волновали ничьи чувства. К тому же этот скупец являлся, по сути дела, большим ребенком: достаточно вспомнить его детскую радость, когда он получил бриллианты – это не радость коммерсанта, заключившего удачную сделку, а «злобное торжество дикаря, завладевшего блестящими камешками». Также это подтверждается его последними годами жизни: чисто детское упрямство не давало ему уступить пару франков и в результате лишало огромных барышей. Назовем это создание Ростовщиком.

В целом картина такова: жадный мелочный старик, наживающийся на чужой беде, существо жалкое, душевно скудное, если не сказать бездушное. Таково впечатление, которое получает любой клиент Гобсека.

Но человеку, знающему старика ближе, видна и другая личность, заметная не всем и не сразу. Это Философ, много повидавший и много переосмысливший со времен своей бытности юнгой, когда ему было десять лет. Именно он в моменты благородства и честности является высшей ступенью сознания Гобсека. Плавая из страны в страну, но часто натыкался на острые камни реальности в реке жизни, и понял, что она – не тот тихий романтичный ручеек, который описывали писатели минувшей эпохи. Будучи сильной личностью, он построил на самой прочной скале – Рифе Денег крепость и стал диктовать законы согласно своим убеждениям. Его философия груба, но, в то же время, невероятно жизненна: толкнув нищего лицом в грязь, ты заставишь его трудиться; разоряя же беспутного дворянина, ты ведешь борьбу за нравственность. Давая подачку, ты поощряешь нищенство и оскорбляешь того, кому ее даешь, пусть даже это твой единственный друг. Это – благороднейший человек, имеющий собственные Убеждения и не собирающийся их нарушать. Оставляя графиню с детьми без гроша, он сделал это для того, чтобы они научились жить и выживать, что и произошло; в противном же случае все закончилось бы так же, но без перспективы получения имущества графа на совершеннолетие: оно было бы растрачено молодым бездельником и его матерью. Давая другу в долг под большие (по нашим меркам) проценты, ростовщик давал ему стимул развивать дело и не чувствовать признательности или чувства «долга по гроб жизни».

Философ – высшее чувство справедливости в душе Гобсека, его душа. Ростовщика же можно назвать непонятным для тех времен словом – автопилот.

Как же образовались в одном человеке две столь разные личности? Я представляю это себе так: Гобсек – романтик с обломанными крыльями, но, в отличии от большинства своих собратьев по несчастью, он не отбросил их и не погиб, а превратил в панцирь циника – Философа, оставшись внутри все тем же. Философ же, презирая слабых, попрошаек, разорившихся, но натурой Романтика сочувствуя им, выстроил крепость Ростовщика, снаружи которой видна была лишь бездушная личина. С годами эти личности так сплелись, что почти невозможно стало понять, где же «Я» Гобсека и разглядеть его.






17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011