|
Сочинение: Своеобразие романтических рассказов М. Горького
Сочинение: Своеобразие романтических рассказов М. Горького
М.
Горький в юности мечтал о красоте, о добре, хотел, чтобы мир был ярким, полным
незаурядными личностями. Достаточно прочесть хотя бы один из его ранних
рассказов, чтобы убедиться в этом. Девизом ранних произведений Горького можно
было бы выбрать слова из его ранней поэмы: “Я в этот мир пришел, чтобы не
соглашаться”.
Романтические
произведения М. Горького имеют ряд особенностей. Наличие рассказчика и
слушателя является одной из них. Во многих рассказах повествование ведется не
самим автором, а одним из героев. Их именами нередко названы рассказы (“Емельян
Пиляй”, “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”). Повествованию предшествует, как правило,
какое-нибудь незначительное внешнее событие: тень или искры, как в “Старухе
Изергиль”, или поведение Нонки в “Макаре Чудре”. Слушатель передает разговор с
рассказчиком, описывает окружающую их природу, портреты действующих лиц.
Слушатель помогает читателю представить ярче и полнее то, о чем повествует
рассказчик. Но слушатель имеет и свою точку зрения, часто отличную от точки
зрения рассказчика. Эта оценка не высказана'прямо. Например, в конце рассказа
перед слушателем является видение - тени Радды и Лойко Зобара, которым море
поет гимн, и “никак не может красавец Лойко поравняться с гордой Раддой”. Их
появление в конце рассказа помогает понять авторскую позицию -как бы прекрасны
ни были в своем стремлении к абсолютной свободе романтические герои, их жизнь
бесплодна и призрачна, она может быть уподоблена тем самым теням, в которые и
превратились Лойко и Радда.
Герои
романтических рассказов Горького благородны, горды, нередко излишне горды.
Поэтому конфликты рассказов очень напряженны, борьба героев бескомпромиссна.
Герои легенд, рассказанных старухой Изергиль, - Данко и Ларра -
противопоставляются друг другу. Тень Ларры и искры сердца Данко подобны двум
полюсам: добру и злу, эгоизму и самоотверженности. Полуживотное происхождение
Ларры становится источником эгоизма, а не самоотверженности и человеколюбия.
Ларра не понимает людей. Он - тень, он бессмертен и отвержен. Бессмертие Данко
другого рода. Данко мечтает освободить людей от злобы, ненависти и бессилия,
научить их любить жизнь и помочь им выйти из дикого леса, в который они попали.
Но не так-то просто преобразить человеческую душу, и потому нашелся этот самый
“осторожный” человек, который наступил на горящее сердце Данко.
Многие
рассказчики (Изергиль, Макар) восхищаются героями своих легенд и иногда сравнивают
себя с ними, желая найти сходство или, наоборот, не желая этого. И с горечью
замечают, что “красавцев становится все меньше”.
Еще
одна отличительная черта ранних горьковских рассказов - яркий, многоцветный
пейзаж. По мысли автора, сила и могущество природы бесконечны, и только она
может помочь человеку окрепнуть духом, стать лучше, добрее, перестать быть
мелочным и озлобленным. Море, ночь, луна, звезды, бескрайние степи - все это
создает неповторимую атмосферу романтической возвышенности описываемого,
помогает лучше раскрыть душу героев.
М.
Горький постоянно пытался найти героическую личность не только в легендах, но и
среди босяков и бродяг, за которыми наблюдал во время своих скитаний по Руси.
Примером может стать герой рассказа “Челкаш”, которого трудно отнести к
положительным или отрицательным героям. Но ведь герои легенд Изергиль и Макара
Чудры тоже не были идеальны. Вспомнить хотя бы Лойко Зобара - он был
конокрадом, но в то же время это была благородная и страстная личность. Нельзя
однозначно судить и о Гавриле. Челкаш и Гаврила вместе мечтают о будущем,
вспоминают минувшее, говорят о жизни. Однако Челкаш намного сложнее Гаврилы,
потому что он выстрадал жизненные идеалы, которых придерживался. Гаврила же
всего боится, боится Челкаша, боится моря, стихии. Свобода - понятие, ярко
выраженное в ранней прозе Горького, тоже воспринимается ими по-разному. Для
Гаврилы: “Пошел- куда хошь, делай - что хошь”. Для Челкаша все по-иному.
Горький отмечает некое родство своего главного героя с морской стихией. Море не
только символ человеческого бытия, таинственного и чудесного, но и соотносится
с образом человеческой души - непостижимой и противоречивой.
По-моему,
наиболее яркая и объединяющая все раннее творчество Горького черта - это мысль,
что человек несовершенен, но в нем заложено стремление к гармонии, свободе и
счастью.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
|