Статья: Пейзажная лирика Некрасова
Статья: Пейзажная лирика Некрасова
Криницын А.Б.
Картины
природы никогда не были для Некрасова главной поэтической темой: обыкновенно
все его внимание поглощали напряженные человеческие отношения. Пейзажные
зарисовки, если и возникают в его стихах, то в связи с этими отношениями или
как своеобразная к ним иллюстрация. К примеру, за изображением несжатой полосы
пшеницы поздней осенью встает судьба несчастного пахаря, надорвавшегося на
тяжелой работе и умирающего от мучительного недуга:
Поздняя
осень. Грачи улетели,
Лес
обнажился, поля опустели,
Только
не сжата полоска одна...
Грустную
думу наводит она.
Кажется,
шепчут колосья друг другу:
"Скучно
нам слушать осеннюю вьюгу,
Скучно
склоняться до самой земли,
Тучные
зерна купая в пыли!
<...>
Ветер
несет им печальный ответ:
"Вашему
пахарю моченьки нет.
Знал,
для чего и пахал он и сеял,
Да
не по силам работу затеял.
<...>
Руки,
что вывели борозды эти,
Высохли
в щепку, повисли как плети,
Очи
потускли, и голос пропал,
Что
заунывную песню певал,
Как,
на соху налегая рукою,
Пахарь
задумчиво шел полосою".
(«Несжатая
полоса» 1854 г)
Еще
более резко проступает идеологическая направленность в стихотворении «На
Родине» (1855г.), где красоту «родимых нив» отравляет в сознании поэта тот
факт, что они «возделаны рабами»:
Роскошны
вы, хлеба заповедные
Родимых
нив, -
Цветут,
растут колосья наливные,
А
я чуть жив!
Ах,
странно так я создан небесами,
Таков
мой рок,
Что
хлеб полей, возделанных рабами,
Нейдет
мне впрок!
Точно
так же и Волга, на которой прошло детство Некрасова, несмотря на все ее
великолепие, воспринимается им как «река рабства и тоски», поскольку над ней
раздается стон бурлаков («На Волге» 1860г.). Все это типичные примеры
социального пейзажа в лирике Некрасова.
Мы
привыкли, что пейзажи у Некрасова зачастую хмуры и унылы, подобно описанию
дождливого осеннего дня в уже разобранном нами стихотворении «В деревне», или
же в отрывке «Утро»:
Бесконечно
унылы и жалки
Эти
пастбища, нивы, луга,
Эти
мокрые, сонные галки,
Что
сидят па вершине стога;
Эта
кляча с крестьянином пьяным,
Через
силу бегущая вскачь
В
даль, сокрытую синим туманом,
Это
мутное небо... Хоть плачь!
Однако
встречаются у него картины природы, свободные как от социальной проблематики,
так и от тоскливой хандры. В первой части поэмы «Железная дорога» тоже рисуется
осенняя природа, но автор бесхитростно восторгается ею. Некрасов вступает в
своеобразное поэтическое состязание с Пушкиным, для которого осень являлась
любимейшим временем года и который в своем знаменитом стихотворении («Осень»
1833г.) описал ее подчеркнуто реалистическим языком, но при этом опоэтизировал.
Некрасов воспроизводит пушкинскую «поэзию действительности»:
Славная
осень! Здоровый, ядреный
Воздух
усталые силы бодрит;
Лед
неокрепший на речке студеной
Словно
как тающий сахар лежит;
Около
леса. как в мягкой постели,
Выспаться
можно - покой и простор!
Листья
поблекнуть еще не успели,
Желты
и свежи лежат, как ковер.
Славная
осень! Морозные ночи.
Ясные,
тихие дни...
Нет
безобразья в природе! И кочи,
И
моховые болота, и пни -
Все
хорошо под сиянием лунным.
Всюду
родимую Русь узнаю...
Вслед
за Пушкиным Некрасов показывает, как осенняя природа гармонирует с его телесным
и духовным состоянием[viii] и пробуждает в душе новые
жизненные силы («Воздух усталые силы бодрит»). По словам Н. Скатова,
«некрасовский стих распахнут в природу». Он обновляет поэтические средства,
находя конкретные, до него ни разу не употреблявшиеся сравнения и эпитеты
(воздух – «ядреный», «Лед неокрепший <...> словно как тающий сахар
лежит»). Замечание о том, что «около леса, как в мягкой постели, выспаться
можно…» – звучит просто и непритязательно, но именно своей прозаичной
конкретностью оно позволяет нам лучше войти в состояние поэта и ощутить почти
физически тот «покой и простор», о котором он пишет.
Пусть
Некрасов никогда не вдумывался в метафизику и философию природы, подобно
Тютчеву, но он прочувствовал с детства ее животворную силу и величавую красоту.
Глубокое проникновение в ее бытие, противопоставленное суетным человеческим
устремлениям, мы находим в маленькой лирической зарисовке, принадлежащей,
несмотря на свою немногословность, к вершинам русской пейзажной лирики:
В
столицах шум, гремят витии,
Кипит
словесная война,
А
там, во глубине России -
Там
вековая тишина.
Лишь
ветер не дает покою
Вершинам
придорожных ив,
И
выгибаются дугою,
Целуясь
с матерью-землею,
Колосья
бесконечных нив...
Русский
пейзаж дан всего несколькими чертами, но сразу связывается с концептами тишины,
вечности (как и в знаменитом пейзаже И. Левитана «Над вечным покоем»),
матери-земли, дороги, а завершается образом медленно зреющих, наливающихся
жизнью и новой силой колосьев. Задается и идея любви, которой движется мир –
через поцелуй колосьев Земле. Подобный прием резкого переключения из одного
смыслового плана (житейского, временного, суетного) в иной (природный, вечный,
безмолвный) позже с необыкновенной силой убедительности применил Лев Толстой в
сцене ранения князя Андрея Болконского под Аустерлицем, когда тот неожиданно
видит над собой только бесконечное спокойное небо.
Природа
оказывается для Некрасова средством успокоения, отдохновения от тягот жизни,
исцеления душевных ран; именно к ней, на ее грудь он припадает, черпая новые
жизненные силы. Особую роль играют восторженные описания весенней природы,
поражающие ликованием жизненных сил и кипящей радостью бытия:
Но
люблю я, весна золотая,
Твой
сплошной, чудно - смешанный шум;
Ты
ликуешь, на миг не смолкая,
Как
дитя, без заботы и дум.
<...>
По
холмам, по лесам, над долиной
Птицы
севера вьются, кричат,
Разом
слышны - напев соловьиный
И
нестройные писки галчат,
Грохот
тройки, скрипенье подводы,
Крик
лягушек, жужжание ос,
Треск
кобылок, - в просторе свободы
Все
в гармонию жизни слилось...
Я
наслушался шума иного...
Оглушенный,
подавленный им,
Мать
- природа! иду к тебе снова
Со
всегдашним желаньем моим -
Заглуши
эту музыку злобы!
Чтоб
душа ощутила покой
И
прозревшее око могло бы
Насладиться
твоей красотой.
Другой
ликующе радостный пейзаж мы найдем в стихотворении «Зеленый шум», где
рассказывается о том, как приход весны исцелил душу крестьянина, заставив его
отказаться от задуманного «косматой зимой» греха смертоубийства изменившей ему
жены:
Как
молоком облитые,
Стоят
сады вишневые,
Тихохонько
шумят;
Пригреты
теплым солнышком,
Шумят
повеселелые
Сосновые
леса;
А
рядом новой зеленью
Лепечут
песню новую
И
липа бледнолистая,
И
белая березонька
С
зеленою косой! <...>
Идет
- гудет Зеленый Шум,
Зеленый
Шум, весенний шум!
Природа
исцеляет душу лирического героя и в поэме «Рыцарь на час» (с очень редким в
поэзии ночным осенним пейзажем), и в поэме «Тишина», где природа должна утишить
боль от поражения России в Крымской войне:
Все
рожь кругом, как степь живая,
Ни
замков, ни морей, ни гор...
Спасибо,
сторона родная,
За
твой врачующий простор!
Уже
по приведенным примерам нетрудно заметить, как Некрасов любил в русском пейзаже
вид колосящихся полей. Они давали ощущение широты, простора, кроме того,
являлись зримым воплощением народного труда и богатства страны, соединением
открытой красоты и производительной силы земли. Образы зерна и колоса, кроме
того, являются древнейшими символами созидательного труда, культуры и развития
(само слово «культура» происходит от латинского «colo, cultum» – пахать,
обрабатывать поле), а в религиозном контексте – вечной жизни и воскресения,
восходящими к евангельским словам: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное
зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт
много плода» (Ин.12, 24)[ix]. Иисус Христос в одной из
Своих притч называет Себя сеятелем, сеющим в людских душах семена веры и
Царствия Небесного (Мф. 13; 3-8). Если Пушкин в свое время написал горделивый
стих «Свободы сеятель пустынный…», в котором, уподобляя себя Христу,
отказывался от проповеди свободы для крепостных, то Некрасов пишет, скрыто полемизируя
с предшественником, стихотворение «Сеятелям», напротив, призывая народных
просветителей к самоотверженному служению:
Сеятель
знанья на ниву народную!
Почву
ты. что ли, находишь бесплодную.
Худы
ль твои семена?
Робок
ли сердцем ты? слаб ли ты силами?
Труд
награждается всходами хилыми,
Доброго
мало зерна!
<...>
Сейте
разумное, доброе, вечное.
Сейте!
Спасибо вам скажет сердечное
Русский
народ...
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru
|