БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов. Опека и попечительство.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов. Опека и попечительство.

1. Понятие и формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах.Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах:

соблюдения прав человека и гражданина;
предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания;
обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;
преемственности всех видов социального обслуживания;
ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;
приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;
ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.
Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Гражданам пожилого возраста и инвалидам обеспечивается возможность получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в перечни гарантированных государством социальных услуг.
Перечень гарантированных государством социальных услуг утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом потребностей населения, проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
 Граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.
Иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, пользуются теми же правами в сфере социального обслуживания, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
 При получении социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на:
уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;
выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;
согласие на социальное обслуживание;
отказ от социального обслуживания;
конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг;
защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке.
Формы социального обслуживания:
1)          социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское);
2)          полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного     пребывания учреждений социального обслуживания;
3)          стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания  (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях, социального обслуживания независимо от их наименования);
4)          срочное социальное обслуживание;
5)          социально-консультативная помощь.
Закон определяет условия оказания социальных услуг – платно или бесплатно, роль учреждений социального обслуживания в обществе, основные источники финансирования системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, определены права социальных работников и как осуществляется контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг.
В этом же 1995 году был принят еще Закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации; устанавливающий основы правового регулирования в области социального обслуживания населения. В Законе даны основные понятия, раскрывающие сущность новой для России отрасли социального обслуживания. Оно определяется как деятельностью социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и социальной реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Постановлением Правительства РФ от 24 июня 1996 года «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных услуг государственными социальными службами» в соответствии с Федеральным Законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» определено «Положение о предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами». Органам исполнительной власти поручено утвердить тарифы на социальные услуги.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 года «О Федеральном  перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» в соответствии с Федеральным Законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» утверждаются социальные услуги, которые предоставляются государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания:
-     материально-бытовые услуги,
-     услуги по организации питания, быта, досуга,
-     социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги,
-     правовые услуги,
-     содействие в организации ритуальных услуг.
Если исходить из обобщенной системы принципиальных положений о содержании деятельности социального работника, то оказывается возможным и определение круга основных задач, возлагаемых на работников социальной сферы, в процессе непосредственного общения с людьми.
Это, прежде всего:

  • оказывать помощь индивидам и группам, осознавать и устранять затруднения личного, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно влияющие на них;
  • помогать людям справляться с этими затруднениями путем поддерживающего, реабилитирующего, защитного или корректирующего воздействия;
  • защищать беспомощных в соответствии с законом, прибегая к использованию власти;
  • способствовать более широкому использованию каждым клиентом собственных возможностей для социальной самозащиты;
  • использовать все средства и источники для социальной защиты нуждающихся в этом людей и др.

Рассматриваемый круг задач со всей определенностью показывает, что они включают в себя широчайший диапазон тех навыков и умений, которые потребуются социальным работникам для их выполнения.
Если рассмотреть в контексте с задачами социальной работы, круг основных обязанностей, которые должен выполнять социальный работник как профессионал, то в основном это выглядит следующим образом:

  • создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу;
  • выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого;
  • опознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность;
  • содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся и престарелым;
  • наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми;
  • общаться вербально и письменно;
  • организовывать и вести беседу в различных обстоятельствах;
  • вести переговоры, выступать по радио и т.д. 

Поле деятельности социального работника очень широко:
a.     в микрорайонах и на предприятиях он выявляет лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психологической, материальной помощи;
b.     содействует интеграции деятельности различных государственных организаций и учреждений по оказанию социально-экономической помощи населению;
c.      помогает в семейном воспитании;
d.     проводит работу с пенсионерами, инвалидами, детьми;
e.      участвует в работе по созданию центров социальной помощи, социальной реабилитации;
f.       работает с несовершеннолетними правонарушителями и людьми, вернувшимися из заключения и т.д.
Социальный работник сегодня не только человек, оказывающий помощь определенным неблагополучным людям и семьям, но и в определенной степени — политик и общественный деятель, участвующий в реформировании социальной политики и законов, направленных на достижение благосостояния всего общества.
Для выполнения этой многоплановой деятельности социальный работник должен быть готов выступать в разных качествах, играть множество ролей.

По мнению Тиэра и Макфитерса, социальный работник должен выполнять не менее 11 ролей:
— полевой работник;
— брокер;
— адвокат;
— мобилизатор;
— корректировщик поведения;
— учитель;
— помогающий;
— консультант;
— менеджер по информации;
— администратор;
— оценщик.
Хотя этот перечень далеко не полон, он дает некоторое представление о разнообразии ролей социального работника и широком поле его деятельности.
Рассматриваемые задачи социальной работы, роли, функции и обязанности социального работника не исчерпывают всей его деятельности, но они позволяют проследить и выявить главную, стержневую идею, как бы объединяющую все остальные слагаемые трудной и крайне необходимой ныне профессии социального работника, а именно умение, желание идти к людям, находить формы общения с ними, чтобы помочь им.
Т.е. общение выступает как одна из главных ролей социального работника. При этом общение происходит на разных уровнях: социальный работник как представитель государства, оказывающий помощь членам общества; социальный работник-группа, и наконец, социальный работник и клиент. Последнее наиболее значимо, т.к. в конечном счете самым главным является конкретный человек.
Поэтому овладение навыками общения считается очень важным и значимым при подготовке социальных работников.
К ним относятся:

  • Умение выслушать других с пониманием и целенаправленно.
  • Умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для анализа и оценки ситуации.
  • Умение создать и развивать отношения.
  • Умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по теории личности и диагностические методы.
  • Умение добиться доверия подопечных.
  • Умение обсуждать острые проблемы в позитивном эмоциональном настрое.
  • Умение вести исследования или интерпретировать выводы.
  • Умение посредничать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами.
  • Умение налаживать межинституциональные связи.
  • Умение интерпретировать социальные нужды и докладывать о них в соответствующих службах, институтах.
  • Умение активизировать усилия подопечных по решению собственных проблем.

В работе с персоналом необходимо осуществлять индивидуальный подход к людям на основе не только глубокого изучения личных и профессионально-деловых качеств, но и выявления интересов и потребностей, создавая условия для всемерного развития творческих способностей и максимальной трудовой отдачи.
Следует также проводить оценку работы персонала социальных служб. При этом очень важно, чтобы она была объективной т.к. это поможет избежать ошибок и рационально использовать каждого работника.
В ее основу должны быть положены принципы:

  • Объективность и независимость.
  • Увязывание результатов оценки с профессиональным ростом, материальным положением и социальным статусом оцениваемого.

Чтобы аттестация проходила на высоком организационно-методическом уровне целесообразно использовать методы экспертных оценок, тестирование.
Очень важно, чтобы в социальном менеджменте были развиты такие направления как:

  • формализация методов и систем отбора социальных работников;
  • разработка научного подхода к анализу потребностей в управленческом персонале;
  • отбор и обучение способных работников. 

2. Опыт опеки и попечительства над детьми

Самым распространенным средством защиты детей, оставшихся без попечения родителей является институт опеки и попечительства.
Государство через органы опеки и попечительства осуществляет свою заботу о детях-сиротах и детях, оставшихся по различным причинам без родительского попечения.
Семейный кодекс РФ определяет, во-первых, над кем устанавливаются опека или попечительство; во-вторых, - в каких целях. На опеку (попечительство) могут быть переданы дети, оставшиеся без попечения родителей. В качестве цели опеки и попечительства ГК РФ называет защиту прав и интересов, воспитание несовершеннолетнего. В комментируемой статье установлены содержание, воспитание, образование, а также защита прав и интересов ребенка. Подобного рода различие не имеет принципиального характера и объясняется тем, что ГК РФ рассматривает опеку и попечительство как гражданско-правовой институт, а для Семейного кодекса РФ - это прежде всего форма устройства детей, оставшихся без родительской заботы.
Обеспечить содержание ребенка - непременная предпосылка его развития, роста. Оказание ему материальной поддержки со стороны его родителей относится поэтому к главным обязанностям матери и отца. Злостное уклонение от выполнения этих обязанностей является основанием для лишения родительских прав. Но если родителей нет либо они не могут или не хотят содержать своих несовершеннолетних детей, возникает проблема жизнеобеспечения последних, которая может быть решена путем возложения на опекуна или попечителя обязанности распорядиться причитающимися подопечному средствами; с другой стороны, при отсутствии родительского попечения возникает необходимость обеспечивать и воспитание ребенка, на что он также имеет право. Хотя СК не предусматривает в качестве самостоятельного право несовершеннолетнего на образование, само собой разумеется, что получение им основного общего образования - одна из важных предпосылок его воспитания, осуществляемого опекуном (попечителем). Отсутствие заботы опять-таки может быть восполнено с помощью опекуна или попечителя, которому предстоит защищать все права и интересы своего подопечного. ГК РФ обращает внимание на то обстоятельство, что защита прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан (в число которых входят несовершеннолетние) обеспечивается путем возложения на опекуна (попечителя) установленных законом прав и обязанностей.
Опека устанавливается над малолетними, к которым относятся дети, не достигшие 14 лет. Права и обязанности опекуна по воспитанию подопечного, связанные с психическим, духовным, нравственным развитием ребенка, с определением способов его воспитания, выбором образовательного учреждения, обеспечением общения ребенка с его родителями, близкими родственниками, не зависят от степени зрелости подопечного, но каждый раз определяются педагогической целесообразностью. Лишь в некоторых исключительных случаях необходимо учитывать мнение самого несовершеннолетнего.
Другое дело - защита имущественных прав ребенка, находящегося под опекой. Здесь опекун, восполняя отсутствующую дееспособность своего подопечного, совершает за него все юридически значимые действия. Но в любом случае при осуществлении и защите как личных, так и имущественных прав ребенка благодаря опекуну несовершеннолетний становится полноценным участником любых правоотношений, его конституционные права как гражданина становятся реальностью.
Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет. Таким образом, основанием для установления попечительства над ребенком служит возрастной критерий, а не его состояние. Однако при этом учитывается, что в этом возрасте он обладает достаточной психической, социальной зрелостью для самостоятельных действий и поступков. Правда, в части, касающейся осуществления им прав личного характера, защиты попечителем этих прав, разницы между опекой и попечительством, по общему правилу, не существует. Что же касается имущественных, жилищных прав подопечного, то их защита попечителем имеет свои особенности и осуществляется в соответствии с требованиями гражданского законодательства.
Относительная свобода, предоставленная несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе в гражданско-правовой сфере, не означает, что им вовсе не нужна помощь в осуществлении тех прав и обязанностей, обладателями которых они являются. Эта помощь со стороны попечителя отличается большим разнообразием: она может заключаться в совете, как поступить в данной ситуации, в посещении учреждений, организаций, способных так или иначе помочь подростку.
Попечитель призван также ограждать своего подопечного от всякого рода злоупотреблений со стороны третьих лиц, бороться за трезвый образ его жизни и т.п. Здесь попечитель выступает в нескольких ролях: во-первых, как родитель, который не может безразлично относиться к своим детям; во-вторых, как их законный представитель, управомоченный на защиту прав и интересов несовершеннолетнего; в-третьих, как лицо, содействующее в осуществлении подопечным своих прав и обязанностей.
Опекун (попечитель) назначается органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Местом жительства несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет, считается место жительства его родителей. То же самое можно сказать о детях более старшего возраста. Таким образом, опека (попечительство) устанавливается не по фактическому местонахождению ребенка, а там, где зарегистрировано место его жительства. Чаще всего здесь легче выяснить, почему нет родителей, а если они есть, то почему не проявляют заботы о своих детях. Все документы, необходимые для установления опеки (попечительства), принимаются управомоченным на то лицом, которое готовит проект постановления органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя). Выносится это постановление главой местной администрации единолично. Оно обязательно для исполнения всеми юридическими, физическими лицами и действительно на всей территории Российской Федерации.
Если ребенок, подлежащий устройству на опеку (попечительство), и будущий опекун (попечитель) проживают на территории разных государств СНГ, в таком случае действует Конвенция "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам", где сказано: "опекуном или попечителем лица, являющегося гражданином одной Договаривающейся Стороны, может быть назначен гражданин другой Договаривающейся Стороны, если он проживает на территории Стороны, где будет осуществляться опека или попечительство".
Срок установления опеки (попечительства) - один месяц с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости устройства ребенка. Тем самым сводится к минимуму возможность его оставления без заботы со стороны лиц, управомоченных на защиту его прав и интересов. Если почему-либо в этот срок не удается оформить опеку (попечительство), органы опеки и попечительства действуют в соответствии со ст. 123 Семейного кодекса.
Опекун (попечитель) получает опекунское удостоверение. Одновременно заводится личное дело подопечного.
Орган опеки и попечительства осуществляет постоянный надзор за деятельностью опекунов (попечителей) с помощью контрольных проверок, проводимых не менее двух раз в год. Надзор за выполнением обязанностей опекуна (попечителя) сочетается с оказанием ему различного рода помощи в воспитании подопечного, бытовых вопросах, вопросах материального обеспечения и т.д.
По достижении малолетним подопечным 14 лет опека прекращается. В таких случаях опекун автоматически становится попечителем без всякого дополнительного на этот счет решения. Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении подопечным 18 лет, а также в случае вступления его в брак либо в случае его эмансипации. Кроме того, опека и попечительство могут прекратить свое существование вследствие освобождения или отстранения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей.
Утрата попечения со стороны родителей не всегда носит постоянный характер, поэтому может возникнуть проблема освобождения опекуна (попечителя) от принятых им на себя обязательств. Например, родители (один из них) возвращаются из мест лишения свободы, восстанавливают свое здоровье, меняют к лучшему свой образ жизни и т.п. В подобного рода случаях возвращение ребенка к родителям и прекращение вследствие этого опеки (попечительства) не всегда соответствует интересам ребенка.
Такой возврат не может быть осуществлен автоматически, т.к. при этом возникает спор между не лишенным родительских прав родителем и опекуном (попечителем). Этот спор следует рассматривать по аналогии со ст. 68 Семейного кодекса. При отказе родителям (одному из них) в иске о возврате ребенка опека (попечительство) сохраняется. После удовлетворения иска родителей опека (попечительство) прекращается с момента вступления решения суда в законную силу.
Нередко происходит усыновление подопечного опекуном или попечителем. Не исключается также усыновление подопечного другими лицами, если это не противоречит интересам ребенка. В любом случае в результате усыновления подопечного меняется его семейно-правовой статус, а опека (попечительство) прекращается. Выносить специальное постановление об освобождении опекуна (попечителя) при этом не требуется.
Вместе с тем опекун (попечитель) не может беспричинно отказаться от заботы о ребенке. Но если уважительные причины (серьезная болезнь, инвалидность, тяжелые семейные обстоятельства и т.п.) не дают возможности должным образом осуществлять опекунские обязанности, то просьба опекуна (попечителя) об освобождении его от ранее принятых на себя обязательств подлежит удовлетворению, а опека (попечительство) прекращается на основании специального постановления органа опеки и попечительства. Если в таких случаях найти другого опекуна (попечителя) невозможно, орган опеки и попечительства призван оказать помощь в преодолении препятствий в осуществлении действующей опеки (попечительства).
Опекун (попечитель), который не хочет заботиться о подопечном, защищать его права и интересы, выполнять опекунские обязанности, подлежит отстранению от исполнения обязанностей. То же самое должно произойти, если опекун (попечитель) не просто бездействует, но совершает поступки, противоречащие интересам подопечного. При этом не имеет значения, наступили или нет негативные последствия неправомерного поведения опекуна (попечителя), или опекун (попечитель) оставляет подопечного без надзора и необходимой помощи, когда его жизнь, здоровье в опасности. Прекращая опеку (попечительство) в таких случаях, орган опеки и попечительства не только отстраняет опекуна (попечителя), но и вправе все имеющиеся у него материалы направить прокурору. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию подопечного ребенка, если это связано с жестоким обращением с ребенком, опекун (попечитель) может быть привлечен к уголовной ответственности.
Список литературы
1.     Конституция РФ. М.: Норма, 2009.
2.     Агапов Н.В. Правовые основы социального обслуживания населения. М,: Академия, 2009*
3.     Альперович В.Д. Социальная геронтология. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003
4.     Бирюков В.Н. Опека и попечительство: ключевые вопросы. М.: Инфра-М, 2007*
5.     Основы социальной медицины: Учебно-методическое пособие /Под ред. А.В. Мартыненко. - М.: Социум, 2001
6.     Социальная работа /Под общей редакцией проф. В.И.Курбатова. - М., Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2004
7.     Черносвитов Е.В. Социальная медицина. - М.: Владос, 2000. - 304с.


[1]Агапов Н.В. Правовые основы социального обслуживания населения. М,: Академия, 2009 с. 143 [2] Альперович В.Д. Социальная геронтология. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997. [3] 0сновы социальной медицины: Учебно-методическое пособие /Под ред. А.В. Мартыненко. - М.: Социум, 1998. [4]Бирюков В.Н. Опека и попечительство: ключевые вопросы. М.: Инфра-М, 2005 с. 55 [5] Бирюков В.Н. Опека и попечительство: ключевые вопросы. М.: Инфра-М, 2005 с. 71 [6] Бирюков В.Н. Опека и попечительство: ключевые вопросы. М.: Инфра-М, 2005 с. 98





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011