БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Социальное прогнозирование культуры

Социальное прогнозирование культуры

Культура как объект социального прогнозирования

За последние годы кардинально изменились отношение к культуре, понимание ее важности и роли в современном обществе, признание культуры в качестве одного из важнейших ресурсов социально-экономического развития.
Особенностью современного этапа общественного развития является возрастание социальной роли культуры как одного из факторов, организующих духовную жизнь людей. При этом культура выступает не только как духовный опыт человечества, но и как особая реальность, плодоносящая и созидательная, закладывающая основы истинно человеческого существования, способности сохранить ценности и формы цивилизованной жизни.
Многие современные социологи не просто констатируют возрастание роли культуры как движущей силы общественного развития, но и отмечают то, что социальные изменения получают в основном культурную мотивацию. В самом деле, окружающая человека реальность наполнилась сегодня культурными содержаниями. Люди используют культуру для организации и нормализации собственной жизни и деятельности. Культура регулирует взаимодействия людей, определяет единый масштаб для соотнесения поступков индивида с требованиями социума.
Современный человек погружен в поток жизни. Он часто не может вырваться из этого потока, чтобы заглянуть в будущее. У него порой нет времени даже для того, чтобы осмотреться в настоящем, настолько велик темп, в котором живет нынешнее общество. Между тем верно говорят, что, если ты не думаешь о своем будущем, у тебя его не будет — в настоящем зреет будущее. Эти мысли могли бы послужить лозунгами новой науки — прогностики (футурологии). Ее истоки уходят к предсказаниям, к утопиям социально-политическим, культурным, экономическим.
В XVIII в. в своей утопии «Год две тысячи сороковой» французский писатель и теоретик Просвещения Л. С. Мерсье писал: «О высокочтимый, священный год всеобщего благоденствия, который, увы, я видел только во сне! Придет твой черед, вечность исторгнет тебя из лона своего, и те, кому будет тогда светить солнце, так же равнодушно станут попирать ногами прах мой, как и прах следующих поколений, коих одно за другим поглотит бездна смерти... Мысль долговечнее человека. В этом — великое ее превосходство!» В этих суждениях духовная культура характеризуется как сфера долговечного, непреходящего. Это по-своему верный прогноз, основанный на фундаментальной истине: суррогаты человеческой культуры канут в Лету. Подлинные духовные ценности бессмертны, в них человечество нуждается для сохранения себя как рода. Помимо глобальных представлений о развитии культуры важны конкретные представления о ее далеком и ближайшем будущем, о линиях ее развития, о характере художественных потребностей и их динамике. Освещение этих вопросов является задачей прогностических исследований.
В последнее десятилетие сформировалась специальная научная дисциплина, изучающая тенденции развития художественной культуры и разрабатывающая вопросы научного управления этим развитием. Будущее искусства предсказывается на основе логико-теоретического анализа его современного функционирования. Ныне прогнозирование не только ставит себе цель сконструировать понятийно завершенную модель будущего искусства, но и решает практические задачи сегодняшнего и завтрашнего дня, такие, как развитие сети учреждений культуры, способной удовлетворить потребности населения, определение нормативов потребления художественной культуры с учетом их роста и другие практические задачи. Этот круг проблем во многом определяется планово-управленческими нуждами, поиском научно обоснованных рекомендаций для практики культурного строительства.
К сфере культуры относятся все явления и проблемы, касающиеся реального функционирования искусства в обществе:
1) сфера художественного творчества;
2) потребление художественных произведений;
3) пути и средства хранения, распространения и социального распределения художественных ценностей;
4) управление развитием художественной деятельности, хранением и потреблением ее продуктов.
Возникает вопрос, имеющий значение для прогнозирования: опираясь на какое теоретическое основание можно получить целостное представление о реальном развитии искусства и его тенденциях? Какие факторы при этом следует учитывать и на какую традицию опираться?
Современные прогностические исследования художественной культуры охватывают разные ее стороны (в том числе социальные, демографические, экономические) и учитывают специфику разных форм художественной деятельности. Прогнозирование художественной культуры — научное исследование перспектив ее развития (вероятностная информация о ее будущем).
Каждый прогноз имеет две составляющие:
1) осмысление тенденций развития в свете потребностей их изменения;
2) конкретные решения, влияющие на процесс культурного развития.
Футурология искусства учитывает разные типы взаимодействия художественной традиции с новой художественной тенденцией:
1) продолжение традиции, ее совершенствование и развитие;
2) развитие по принципу контраста (отталкивание, творчество «наоборот» по отношению к устоявшейся художественной системе);
3) развитие искусства с опорой на непосредственно предшествующий материал;
4) развитие искусства с опорой на материал «через эпоху» (традиции не «отцов», а «дедов»);
5) синтез разных тенденций и традиций.
Футурология художественной культуры исходит из трех ее моделей: целевой, реально существующей и плановой. Последняя является этапом перехода от существующей к целевой. Это позволяет научно обоснованно предсказывать процессы художественно-культурного развития, что помогает решать многие его экономические, организационные и управленческие вопросы. Задача прогнозирования искусства состоит не только в том, чтобы представить себе картину предвидимого будущего, но и в том, чтобы помочь его становлению в желательном и научно обоснованном направлении.
Научная действенность прогноза во многом зависит от знания исторического опыта, от предшествующей традиции изучения и осмысления объекта. История и теория объекта — это необходимая и, пожалуй, даже достаточная предпосылка прогнозирования его развития. История и теория художественной культуры — база прогнозов ее развития. Значение истории для прогнозирования можно увидеть в появлении специального типа ретроспективных моделей прогнозирования, строящихся на основе изучения прошлого развития объекта. Историко-ретроспективный анализ явлений и закономерностей развития художественной культуры может дать плодотворные и точные прогностические результаты.
Предвосхищению будущего способен помочь прыжок через разрыв в информации. Это одно из изумительных свойств человеческого разума. Имея ряд данных, мы, опираясь на наши знания, интуицию, предшествующий опыт, можем представить себе будущее.
Есть один принцип, который применим только в разговоре о будущем искусства: «я так хочу». В другой области прогнозирования это невозможно, но искусство в своем развитии должно учитывать пожелания и потребности зрителя, читателя, слушателя, обладающего специальной подготовкой. Этот принцип осуществляется при прогнозировании художественной культуры с помощью экспертных оценок: производится отбор специалистов-экспертов, а затем они опрашиваются по специально разработанной для данного исследования системе. Опросы эти бывают индивидуальные и коллективные, очные и заочные, одноразовые и панельные. Разработанный в общей теории прогнозирования метод экспертных оценок пока еще недостаточно эффективен: экспертные суждения часто противоречат друг другу, дают взаимоисключающую информацию. Как их обрабатывать, как использовать для создания целостного прогноза — этот вопрос требует уточнения. Метод экспертных оценок порою дает «сбои» в силу величайшей сложности феноменов искусства и их рецепционной подвижности и неравности себе.
Методологически плодотворен прогностический прием изучения «опережающих групп». Потребности в художественной культуре, способность ее восприятия, вкус, художественно-рецепционный горизонт распределяются неравномерно среди групп читателей, слушателей, зрителей.
Есть группы наиболее высококультурных, подготовленных реципиентов, способных адекватно воспринимать наиболее высокие художественные ценности и тяготеющих к ним в своих запросах. Именно такого рода «опережающая» группа и становится моделью изучения функционирования художественной культуры в обществе будущего.
Моделирование художественно-культурных процессов (матрицы, графы, «дерево проблем», «дерево целей», создание математических моделей и т. д.) — важный метод и методика прогнозирования развития культуры.
Практика, теория и методология прогнозирования культуры еще находятся в стадии становления. Идет процесс совершенствования методов прогнозирования. Прогностические исследования культуры пока еще дают не целостную картину ее будущего развития, а только некоторые ее фрагменты.
 

1.2 Нормативная база развития культуры в РФ

Культурный комплекс представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, решающих специфические задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества и сохранению самобытности народов.
Социальные гарантии каждого человека на общедоступность культурных благ в пределах их нормативной величины, объём которой должен постоянно возрастать. Эти положения закреплены Основным законом – Конституцией Российской Федерации.
Правовой базой сохранения и развития отечественной культуры является целая серия законов РФ, среди которых ведущая роль отводится Закону РФ от 9 октября 1992 г. №3612-1 “Основы законодательства Российской Федерации о культуре”. Деятельность библиотек, музеев, театров, киноотрасли регулируется дополнительно принятыми специальными законами.
Различные отрасли культуры регламентируют следующие нормативные документы:
Федеральный закон
Дата:  22.10.2004
Номер:  125-ФЗ


"Об архивном деле в Российской Федерации"

Федеральный закон
Дата:  25.06.2002
Номер:  73-ФЗ 


"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"

Федеральный закон
Дата:  06.01.1999
Номер:  7-ФЗ


«О народных художественных промыслах»

Федеральный закон
Дата:  22.08.1996
Номер:  126-ФЗ


"О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации"

Федеральный закон
Дата:  26.05.1996
Номер:  54-ФЗ


"О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"

Федеральный закон
Дата:  20.02.1995
Номер:  24-ФЗ


"Об информации, информатизации и защите информации"
 

Федеральный закон
Дата:  29.12.1994
Номер:  78-Ф3


"О библиотечном деле" (с изменениями от 22 августа 2004 г.)
 

Федеральный закон
Дата:  29.12.1994
Номер:  77-ФЗ


"Об обязательном экземпляре документов" (с изменениями от 27 декабря 2000 г., 11 февраля 2002 г.)
 

Закон РФ
Дата:  09.07.1993
Номер:  5351-1


"Об авторском праве и смежных правах" (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.) 

Закон РФ
Дата:  15.04.1993
Номер:  4804-1


"О вывозе и ввозе культурных ценностей" (с изменениями от 2 ноября 2004 г.)
 

Закон РФ
Дата:  09.10.1992
Номер:  3612-1


"Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (с изменениями от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г.) 

Закон РФ
Дата:  27.12.1991
Номер:  2124-1


"О средствах массовой информации" (с изменениями от 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г.)
 

 
Действующее законодательно в сфере культуры предусматривает, что государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, с этой целью государство намеревается:
Ø     осуществлять бюджетное финансирование государственных и в необходимых случаях негосударственных организаций культуры;
Ø     стимулировать бюджетное финансирование посредством предоставления налоговых льгот предприятиям, физическим лицам, вкладывающим свои средства в эти цели;
Ø     устанавливать особый порядок налогообложения некоммерческих организаций культуры;
Ø     способствовать развитию благотворительности в области культуры;
Ø     осуществлять поддержку малообеспеченных граждан.
В зависимости от собственника учреждения культуры могут быть государственными, муниципальными, негосударственными, со смешанной формой собственности. Государственные и муниципальные учреждения создаются учредителем (учредителями), регистрируют свои уставы и оформляют договорные обязательства сторон с указанием порядка пользования материальных финансовых ресурсов. При финансировании учреждений по установленным нормативам право на получение дополнительных источников финансирования не ограничиваются.  Необходимо заметить, что в отличие от образования по учреждениям культуры правительством РФ не утверждались типовые положения, регламентирующие порядок их деятельности и финансирование. В то же время бюджетное финансирование является основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федераций.

Финансовые средства  организации  культуры  образуются  за счет: Ø     бюджетных ассигнований и других поступлений от учредителя; Ø     доходов от платных форм культурной деятельности; Ø     платежей за оказание  услуг  по  договорам  с  юридическими  и физическими лицами; Ø     добровольных пожертвований,  субсидий,  средств, полученных по завещаниям; Ø     кредитов банков и иных кредитных учреждений; Ø     других доходов     и     поступлений    в    соответствии    с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, государственная политика в сфере культуры в первую очередь направлена на обеспечение необходимых условий для реализаций конституционных прав граждан РФ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступа населения к культурным ценностям.
 

Список литературы

 1.     Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I

"Основы законодательства Российской Федерации о культуре"
(с изменениями от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г.)

2.     Беликов В.Н. Основы социального проектирования. М.: Норма, 2007
3.     Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А.Технология про­гнозных разработок социальных процессов. М.: Проспект, 2002
4.     Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурологи. Редактор-составитель И.В. Бестужев-Лада. М.: Academia, 2000.
5.     Фокина М.В. Основы социального прогнозирования. М.: Дикс, 2004





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011