ОТВЕТ: Транспортной травмой называются механические повреждения, возникающие у пешеходов, водителей и пассажиров от действия наружных или внутренних частей движущегося транспорта, а также при падении из него. В судебно-медицинской практике этот вид травматизма по частоте смертельных исходов занимает первое место.
ОТВЕТ: Транспортный травматизм по видом транспорта делится на наземный, водный и авиационный. При судебно-медицинской экспертизе чаще всего встречается наземный травматизм, который подразделяется на безрельсовый, (автомобильный, мотоциклетный и тракторный или сельскохозяйственными машинами) и рельсовый, который включает железнодорожный и трамвайный транспорт. Каждый вид транспорта приводит к повреждениям, имеющим свои особенности.
ОТВЕТ: В зависимости от механизма действия и других факторов могут быть получены разные повреждения, характерные для действия тупого предмета. Ссадины, кровоподтеки, ушибленные или рваные раны, переломы костей, вывихи, повреждения внутренних органов, комплекс повреждений вследствие сотрясений тела.
По внешним признакам они могут быть специфичными, т. е. отражающими признаки определенной марки автомашины; характерными, которые позволяют определить факт действия автомобиля или определенного механизма нанесения повреждения; нехарактерные, позволяющие доказать лишь использование тупого травмировавшего предмета; симулирующие использование другого вида орудия — режущего, рубящего, огнестрельного.
ОТВЕТ: В широком смысле множество причин автокатастроф, при которых происходит травми-рование человека, зависит от людей. Это плохое состояние дорог, недостаток специальных устройств (переездов, дорог с односторонним ос- вещением, движением, разметок, светофоров и т. д.), несоответствие количества машин имеющимся дорогам, технические неисправности транспорта и недостаток конструктивных средств безопасности. К тому же водитель и пешеход нередко отличаются недисциплинированностью, невнимательностью и неосторожностью. Особенно опасен такой водитель, управляющий средством повышенной опасности. Имеет значение его профессионализм, состояние здоровья, возрастные изменения, алкогольное опьянение.
ОТВЕТ: Результаты специальных исследований показали, что даже легкая степень опьянения, до 1 %о эта-нола (винного спирта) в крови, ослабляет критическое восприятие водителя, снижает скорость его реакции; при наличии 1,5%о алкоголя вероятность совершения им автоаварии возрастает в 5—10 раз. Например, при скорости автомобиля в 100 км в час водитель при движении должен совершить десятки целенаправленных действий руками и ногами при внезапном возникновении на дороге препятствия. Между восприятием неожиданного препятствия сетчаткой глаза и моментом передачи импульса из мозгового центра к мускулам ноги (чтобы снять ногу с акселератора, перенести ее на педаль тормоза и нажать) проходит примерно 0,15 сек. Если же реакция замедлена, что бывает в нетрезвом состоянии, то торможение наступает на доли секунды позже и машина проедет на несколько метров дальше. Этот путь удлинится, если дорога мокрая, стертые протекторы или некачественное тормозное устройство. Что касается либерального отношения к нетрезвым водителям за рубежом, то оно компенсируется намного более строгим наказанием при аварии. Имеет значение и культура дисциплинированных и законопослушных европейцев, знающих меру в отличие от многих россиян.
ОТВЕТ: Большинство
транспортных происшествий происходит скоротечно при отсутствии свидетелей
или неясных, противоречивых, а иногда ложных, показаниях, когда надежды
следствия и суда возлагаются наряду с технической на судебно-меди-цинскую
экспертизу. Ее проведение позволяет выявить объективные данные и с помощью
научной оценки доказательств по результатам исследования трупа, освидетельствования
пострадавшего и изучения материалов дела определить факт транспортной травмы,
ее вид и механизм действия.