ОТВЕТ: По числу жертв во всех цивилизованных странах на первом месте — автомобильные травмы, количество которых постоянно растет. В последние годы в РФ ежедневно в ДТП погибает более 100 человек, и более 600 получают увечья. Ежегодный ущерб при этом составляет 12 триллионов рублей.
ОТВЕТ: Существуют следующие виды автотравмы в зависимости от механизма действия автомашины.
1. Столкновение или удар автомашины с человеком, что иногда называют наездом.
2. Переезд колесом или колесами.
3. Повреждения при выпадении из движущегося автомобиля.
4. Травма от сдавливания тела между автомашинами или автомобилем и какими-то предметами.
5. Повреждения, возникающие внутри автомашины у водителя и пассажиров.
6. Комбинированные виды травмы. Виды автомобильной травмы и механизм их образования по фазам показаны в таблице. Эти повреждения не возникают одномоментно, а протекают по фазам.
Каждый вид автотравм в соответствии с фазами приводит к образованию разных повреждений. Среди них интерес представляют характерные для этого вида, т. е. такие, по которым имеется основание определить механизм образования повреждений. (Таблица 11. ПоА.А. Солохину).
Таблица 11
-х- Механизм Виды травмы Фазы травмы повреждения | ||
1 | 2 | 3 |
I. Травма от стол | 1. Соударение | 1. От удара и |
кновения движу | частей автомоби | общего сотря |
щегося автомо | ля с человеком. | сения тела. |
биля с челове | 2. Падение тела на | 2. От удара о |
ком. | автомобиль. | части автомо |
3. Отбрасывание и | биля. | |
падение тела на | 3. От удара о | |
грунт. | грунт. | |
4. Скольжение тела | 4. От трения о | |
по грунту. | грунт. | |
II. Травма при вы | 1. Соударение | 1.0т удара о час |
падении из дви | тела с частями ав | ти автомобиля. |
жущегося авто | томобиля. | 2. От удара о |
мобиля (пасса | 2. Падение на грунт. | грунт. |
жира, водителя). | 3. Скольжение по | 3. От трения о |
грунту. | грунт. |
1 | 2 | 3 |
III. Травма от пе | 1. Соприкоснове | 1. От удара ко |
реезда колесом | ние тела с коле | лесом. |
автомобиля (пе | сом. | 2. От трения о |
шехода). | 2. Перекатывание, | грунт и колесо. |
протаскивание | 3. От сдавле- | |
тела по грунту. | ния и растяже | |
3. Въезд колеса на | ния. | |
тело. | ||
4. Переезд тела ко | ||
лесом и волочение. | ||
IV. Травма в каби | 1. Соприкоснове | 1. От удара о |
не (салоне) авто | ние тела с частя | части кабины |
мобиля (водите | ми автомобиля. | автомобиля. |
ля, пассажира). | 2. Прижатие тела | 2. От сдавления. |
сместившимися | ||
частями кабины. | ||
V. Травма в ре | 1. Соприкоснове | 1. От удара |
зультате сдавле- | ние автомобиля с | частями авто |
ния тела частями | телом. | мобиля. |
автомобиля и | 2. Прижатие тела к | 2. От сдавле |
другими предме | тем или иным дру | ния |
тами. | гим предметам. | |
VI. Комбиниро | 1. Количество фаз | 1. Механизм |
ванные виды | о п ределя ется | повреждения |
травмы. | комби нация м и | определяется |
различных видов | комбинациями | |
травмы. | механизмов в | |
зависимости | ||
от видов автот | ||
равмы. |
ОТВЕТ: Травма от столкновения автомобиля с человеком, при котором основным является удар передними, боковыми и задними частями машины, приводит к образованию повреждений на теле человека и на этой части автомобиля (первая фаза столкновения). Чаще всего встречается удар передней поверхностью (бампер, передний край капота, крыло, фары), что приводит к образованию штамп-повреждений, повторяющих форму детали, наиболее плотно соприкасающейся при ударе. Например, при ударе фарой появляются округлый кровоподтек на бедре или ягодице, при ударе •выступающими деталями с ограниченной поверхностью (болт) — ссадина, точно отображающая размеры этой детали.
Характерным, часто образующимся повреждением при этом механизме являются бампер-повреждения, которые возникают от удара бампером обычно по бедру или голени в зависимости от высоты бампера. На поверхности кожи в месте контакта нередко появляется поперечный полосчатый кровоподтек или ссадина, под которой отмечается размозжение мышцы с кровоизлиянием, но главным является бампер-перелом трубчатой кости бедра или костей голени. Такой поперечный оскольчатый перелом возникает при большой скорости от механизма сдвига, при малой — от сгибания кости. При рассматривании такого перелома сбоку или его рентгенограммы, выполненной в профиль, после сопоставления отломков выделяется отломок клиновидной формы, основание которого показывает место соударения, а острый конец — направление удара. Бампер-перелом изучается после от-сепаровки костей на трупе, а иногда выпиливании отломков с последующим соединением. Отмечается высота повреждения от подошвы стоп (как и всех штамп-повреждений), что с учетом толщины подошвы обуви позволяет судить о высоте бампера. Таким образом, при бампер-повреждении можно установить механизм столкновения, высоту (от земли) расположения бампера травмировавшего автомобиля и направление его движения в момент удара. При сильном ударе образуются преимущественно прямые переломы костей таза, переломы позвоночника в шейном, реже — в верхнегрудном отделе от резкого разгибания тела. Удар грузовой машиной или автобусом может привести к образованию повреждений на голове, в том числе оскольча-тых прямых переломов черепа с кровоизлиянием вокруг перелома и на стороне противоудара. Удар в грудь ведет к односторонним, обычно прямым, переломам ребер, при непосредственном ударе возникают переломы и других костей.
Наконец, в этой фазе столкновения, особенно при ударе, развивается комплекс непрямых повреждений вследствие сотрясения тела.
Вторая фаза проявляется при действии легкового автомобиля, когда центр тяжести в момент удара приходится ниже центра тяжести тела. Это приводит к забрасыванию человека на капот либо на крыло машины, когда он ударяется головой о лобовое стекло или какие-то детали, получая соответствующие повреждения. Затем наступает третья фаза — отбрасывания тела. Для автомашин вагонного типа и грузовых, которые, ударяя выше центра тяжести, приводят сразу к отбрасыванию тела и падению — это вторая фаза (для легковых — третья). При этом, в зависимости от характера грунта, локализации повреждений и силы удара при падении образуются ссадины, кровоподтеки, ушибленные раны на выступающих частях лица и головы, переломы. В третьей (четвертой для легковых машин) фазе скольжения тела по твердому грунту — обширные, иногда полосчатые осаднения с параллельными царапинами вдоль движения, по которым можно установить направление передвижения тела. На одежде при ударе могут быть загрязнения, повторяющие форму ударной поверхности части автомашины, при скольжении — следы истирания от трения в виде истончения, разрывов ткани с поперечными по отношению к направлению движения складки.
Интерес представляют следы скольжения на подошве, по которым можно судить о положении потерпевшего, направлении удара, а также определить, стоял он в момент удара или шел, когда следы выражены только на одной подошве.
ОТВЕТ: Травма от переезда колесами автомобиля чаще встречается в комбинации с ударом или иным механизмом, также возникает по фазам, хотя н менее выраженным. Первая фаза — это удар и трение колесом, затем, при перекатывании через тело и сдавление его, наконец, про-таскивание тела по грунту.
Переезд сопровождается тяжелыми повреждениями, что приводит, в зависимости от тяжести транспорта, направления переезда к деформации головы с многооскольчатым открытым переломом костей. При переезде по передней поверхности туловища — к деформации грудной клетки с образованием множественных переломов ребер, а также переломов грудины. При перекатывании колеса по спине — к переломам лопатки, остистых отростков позвонков. Причем более тяжелые повреждения наблюдаются со стороны въезда колеса, а также разрывы, отрывы и перемещения внутренних органов; печень при сдавлении о позвоночник делится на две части с размозженными краями. Переезд и сдавление таза сопровождается переломом конечностей, разрывом сочленений, промежности, мочевого пузыря, прямой кишки. Переезд через конечности приводит к размозжению мышц, оскольчатым переломам трубчатых костей с образованием крупного отломка со стороны накатывания колеса.
К характерным для переезда относятся: множественные параллельные надрывы и разрывы кожи от растяжения, обширные отслоения кожи, которые образуются от давящего вращения колеса. Отслоения видны при дополнительных «лампасных» разрезах конечностей, когда оторванные размозженные мягкие ткани образуют полость, наполненную кровью.
Специфичными являются следы загрязнения на одежде и теле человека, а также повреждения на коже, оставляемые колесом в виде отпечатка его протектора. Они имеют большое су-дебно-медицинское значение, поэтому требуют осторожности при снятии одежды и перевозке трупа, т. к. рисунок этих загрязнений может не сохраниться. На коже рисунок просматривается в виде позитивных ссадин или загрязнений от сдавления выступающих частей колеса или негативных отпечатков — в виде кровоподтеков, ввиду того, что кровь перемещается в места, соответствующие углублениям протектора. Значение следов протектора в доказательстве переезда, установлении направления движения и локализации переезда, в предположении марки автомашины огромно. Это требует правильной фиксации особенностей следа путем масштабного фотографирования, описания, сохранения одежды, а затем назначения криминалистической автотехнической экспертизы, при которой при помощи фотосмещения или фотоналожения может быть решен вопрос о тождестве предполагаемой машины.
ОТВЕТ: Травма от сдавления машиной и препятствием или двумя автомашинами, а также при перевора-чивани и придавливании тела к земле нередко возникает при предшествующем ударе либо выпадении тела из машины, чем и обусловлены повреждения в этой фазе. К характерным повреждениям относят отпечатки в виде ссадин, кровоподтеков твердых предметов, частей одежды, ее рисунка и складок, однако наружных повреждений немного и они незначительны по тяжести. Сильное сдавление приводит к разрыву паренхиматозных органов и их перемещению наружу или в другую полость, а также к переломам костей. Сдавление груди и живота опасно развитием компрессионной механической асфиксии.
ОТВЕТ: Травма, полученная
внутри кабины или салона автомашины встречается часто при столкновении,
ударе о неподвижное препятствие, переворачивании автомашины, а также при
резком ускорении или торможении. Основными являются повреждения, возникающие
при ударе и сдавлении внутренними частями автомобиля, в результате резкого
перемещения тела. Так, при столкновении автомашины находящиеся внутри водитель
и пассажир смещаются вперед. Водителя можно установить по ряду характерных
повреждений. Это образующиеся от сдавления груди рулевым колесом ссадина
или кровоподтек, обычно неполной кольцевидной
формы, переломы грудины
и ребер, разрывы кожи между первым и вторым пальцами; ссадины или раны
передней поверхности коленного сустава, переломы надколенника при перемещении
вперед и сдавлении панелью приборов; повреждения голеностопных суставов;
повреждения на лице в виде кровоподтеков, ушибленных ран, переломов костей
лицевого отдела черепа; перелом вертлужной впадины таза, иногда с лобковой
костью, вывихи бедра при резком упоре ногами. Если водитель или пассажир
был пристегнут ремнями безопасности, то у него образуется полосчатый кровоподтек,
реже другие повреждения от сдавления ремнем, и вместе с тем, снижается
число тяжелых травм вследствие удерживания тела от перемещения по салону.
При резком изменении скорости, что бывает при ударе в машину сзади, у водителя
и пассажиров наблюдается хлыстообразные переломы VI—VII шейных позвонков,
реже — IV—V поясничных, разрывы связок и межпозвоночных дисков вследствие
отбрасывания, сдавления кзади, разгибания шейного отдела позвоночника и
запрокидывания головы. Профилактическим средством таких переломов служит
подголовник.
Для установления места пассажира следует, учитывая механизм автотравмы, обратить внимание на локализацию и характер повреждений.
ОТВЕТ: Травма от выпадения из кузова, кабины или салона автомашины приводит к повреждениям от удара о дорожное покрытие дороги, сотрясения тела и скольжения. В зависимости от положения тела в момент приземления, высоты падения, рельефа и плотности грунта могут возникать разные повреждения, характерные для падения с высоты (о чем будет сказано ниже), а также повреждения скольжения.
Иногда наблюдаются комбинированные повреждения, когда после выпадения из машины совершается переезд или наезд другой машиной. В таких случаях выявляются повреждения, характерные для этих механизмов.
ОТВЕТ: В зависимости от конкретных обстоятельств дела при подозрении на автотравму перед судебно-медицинской экспертизой ставится ряд вопросов. Кроме общих из них (о причине и давности наступления смерти, наличии и характере травмы, алкогольном опьянении и др.), могут решаться такие вопросы:
1. Имеются ли повреждения, характерные для автомобильной травмы?
2. Каков механизм и последовательность образования повреждений?
3. Характерны ли повреждения для удара, переезда, сдавления или выпадения из автомашины, получения травмы внутри нее?
4. Какой частью машины и на какой высоте от земли был нанесен удар и в каком направлении?
5. Какими, передними или задними, колесами произошел переезд, в каком месте и в каком направлении?
6. Было ли волочение потерпевшего и в каком направлении?
7. Характерны ли повреждения для водителя или пассажира?
8. Какое положение занимал пострадавший в момент травмы?
9. Каким видом автомашины (грузовым, легковым, автобусом) нанесены повреждения?
10. Могли ли повреждения быть нанесены автомашиной определенной марки?
11. Не могли ли повреждения быть нанесены конкретным автомобилем?
12. Каково было состояние здоровья потерпевшего, не страдал ли он сердечно-сосудистыми заболеваниями, болезнями органов зрения, слуха и др.?
13. Нет ли повреждений, не связанных с автотравмой?
В зависимости от возникших
у следователя версий могут быть поставлены и другие вопросы.