Железнодорожная травма
ВОПРОС 38
Каковы особенности повреждений от действия железнодорожного транспорта?

ОТВЕТ: Железнодорожная травма — совокупность повреждений, возникающих в результате железнодорожных происшествий, занимает второе место после автомобильной. Ее отличают большая тяжесть, обширность повреждений, загрязнения смазочными материалами. Потому это более сложный объект для исследования, так как помимо несчастных случаев железнодорожный транспорт используется для убийств, а иногда для самоубийств. Механизмы железнодорожной травмы такие же, как и при автомобильной.

ВОПРОС 39
Можно ли установить по повреждениям механизм железнодорожной травмы?

ОТВЕТ: Железнодорожные травмы по механизму сходны с наземными, в частности автомобильными, однако повреждения имеют свои особенности. Характерными являются только повреждения от переезда. Столкновение в виде обтекаемой поверхности современных локомотивов не приводит к штамп-повреждениям. Характерны лишь повреждения, нанесенные сбрасывателем, при котором возникают открытые поперечные, оскольчатые переломы голеней, иногда переломы бедер и таза. Почти всегда удар сопровождается хорошо выраженными признаками сотрясения тела. Отбрасывание тела при ударе и скольжение по грунту приводит к дополнительным повреждениям.

Переезд при действии железнодорожного транспорта оставляет наиболее характерные повреждения, и прежде всего расчленение тела или его частей под действием сильного сдавле-ния и размозжения. Поэтому возникает дефект клиновидной формы с расширением со стороны колеса, со стороны рельса вовсе может не быть разделения тканей. По краям разделения образуются полосы осаднения и давления, которые со стороны колеса крупнозубчатые, достигают 12—15 см. Со стороны рельса они относительно ровные и в два раза меньше. Тело сдавливается с силой, равной 15—20 тоннам, сопровождается трением колеса и приводит к выдавливанию подкожно-жировой клетчатки. Образуется тонкая кожа с красноватой корочкой. Вдоль стороны отделения образуются также полосы обтирания. В начале полос можно иногда обнаружить «Т»-об-разную ссадину — первичный щипок колесом, показывающую начало переезда колеса.

При переезде бывают случаи длительного про-таскивания тела, что приводит к полосам волочения с образованием рваных ран и скоплением, особенно в конце полосы множества балластной грязи и смазочного материала, повреждению и загрязнению одежды, к обнажению и шлифовке костей. Выявление деталей повреждения позволяет устанавливать направление движения транспорта, положение тела по отношению к полотну.

Падение с движущегося транспорта, сдавление вагонами, травма внутри вагонов не имеют специфики и характерны для действия тупого предмета, нередко большой тяжести. Падение с высоты и сдавление тела сочетаются с общими признаками действия железнодорожного транспорта.

При железнодорожной травме в связи с разделением тела на множество частей и их повреждением возникают вопросы, связанные с идентификацией личности, при крупномасштабных катастрофах с установлением числа погибших и принадлежности частей трупа конкретному человеку. Так как этот транспорт иногда используется для самоубийства или симуляции самоубийства в целях сокрытия преступления, а также в целях убийства человека, важность представляет установление повреждений, не связанных с действием железнодорожного транспорта, а характерных для борьбы и самообороны, и решение вопроса о прижизнен ности повреждений.

ВОПРОС 40
Как формулировать вопросы при назначении судебно-медицинской экспертизы в случаях железнодорожной травмы?

ОТВЕТ: При назначении экспертизы с подозрением на рельсовую травму помимо указанных выше целесообразно поставить следующие вопросы:

1. Все ли из имеющихся повреждений нанесены железнодорожным транспортом?

2. Имеются ли повреждения другого происхождения, их характер и травмирующее орудие, не явились ли они результатом борьбы и самообороны?

3. Какими частями железнодорожного транспорта могли быть нанесены повреждения?

4. Определить положение потерпевшего по отношению к полотну железной дороги.

5. Не могла ли железнодорожная травма быть получена в связи с самоубийством?

ВОПРОС 41 Каково значение исследования одежды при экспертизе транспортной травмы?

ОТВЕТ: При автомобильной травме на одежде пострадавших могут обнаруживаться повреждения, вдавления и следы-наложения. При наезде и любом сдавлении образуются разрывы, иногда на большом протяжении вследствие захвата и протягивания или растяжения. При статическом ударе — вдавления, загрязнения, повторяющие особенности ударной поверхности орудия. Характер этих повреждений и следов в большой степени зависят от механизма действия автотранспорта и особенностей материала одежды. Встречаются и повреждения, возникшие от острого орудия (стеклом или другой частью транспорта) и тогда они представляют собой не разлохмаченные неровные края, а ровные. Другая часть повреждений и следов образуется от дорожного покрытия. Это следы истирания на одежде и скольжения на обуви от трения, возникающего вследствие передвижения тела по грунту и загрязнения частицами грунта, позволяющие устанавливать направление движения дела. Характерными и значимыми на одежде являются следы, оставляемые протектором колеса при переезде. Особенности этих следов и методы их исследования разбирались при решении вопросов о механизме автотравмы.

При железнодорожной травме повреждения одежды, независимо от характера материала, обычно массивны, затрагивают все слои одежды и имеют загрязнения черного или темно-серого цвета от смазочного материала, шпал и т.д. В связи с большой силой удара, помимо сходных повреждений, образующихся при наезде автотранспортом, остаются отпечатки плотных слоев одежды, прилегающей к коже, а также находящихся в карманах предметов, которые деформируются. Иногда образуются отрывы подошвы обуви или следы скольжения на ней.

Характерным признаком переезда являются полосы давления в виде жёлоба, покрытые налетом железа, выявляемого химической реакцией. Причем обращенная к колесу полоса давления более широкая. На полосе давления, особенно в той части одежды, которая попала между гребнем колеса и рельсом, образуются разрывы, вплоть до ее разделения. При переезде происходит раздробление пуговиц, пряжек и других плотных частей одежды. Волочение тела может привести не только к истиранию одежды, но и к шлифовке мягких тканей и костей. Важно при исследовании одежды в случаях железнодорожной травмы выявить повреждения, имеющие иное происхождение, которые нанесены острым, огнестрельным оружием или тупым, т.е. характерны для борьбы. Повреждения одежды при транспортной травме существенно дополняют повреждения на теле, а в некоторых случаях являются решающими при ответе на тот или иной вопрос.