Глава 18
ТРАВМАТИЗМ И ЕГО ВИДЫ

Травматизмом называют совокупность повреждений, которые возникают у определенных контингентов населения при сходных обстоятельствах трудовой и непроизводственной деятельности. Виды травматизма:

Производственный:

— промышленный,

— сельскохозяйственный.

Непроизводственный:

— бытовой,

— спортивный.

Военный.

К производственному травматизму относят случаи, предусмотренные Постановлением Правительства РФ № 279 от 11.03.1999г.

Расследованию и учету производственных травм подлежат несчастные случаи, происшедшие на производстве с работниками и другими лицами при выполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию организации или индивидуального предпринимателя. К таким лицам относятся: а) работники, выполняющие работу по трудовому договору (контракту); б) граждане, выполняющие работу по гражданско-трудовому договору; в) студенты и учащиеся, проходящие производственную практику в организациях; г) лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду администрацией организации; д) другие лица, участвующие в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя.

Подлежат учету как несчастные случаи на производстве: травма, в том числе полученная в результате нанесения телесных повреждений другим лицом, острое отравление, тепловой удар, ожог, обморожение, утопление, поражения электрическим током, молнией, излучением, укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушений зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности либо его смерть.

Производственные происшествия охватывают следующие временные промежутки: а) в течение рабочего времени на территории организации или вне территории организации (включая установленные перерывы), а также во время, необходимое для приведения в порядок орудий производства, одежды и тому подобного перед началом или по окончании работы, а также при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и праздничные дни; б) при следовании к месту работы или с работы на предоставленном работодателем транспорте либо на личном транспорте при соответствующем договоре или распоряжении работодателя о его использовании в производственных целях; в) при следованию к месту командировки и обратно; г) при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на автотранспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в

поезде и тому подобное); д) при работе вахтово-экспедицион-ньш методом во время междусменного отдыха, а также при па-хождении на судне в свободное от вахты и судовых работ время;

е) при привлечении работника в установленном порядке к участию в ликвидации последствий катастрофы, аварии и других чрезвычайных происшествий природного или техногенного характера; ж) при осуществлении не входящих в трудовые обязанности работника действий, но совершаемых в интересах работодателя или направленных на предотвращение аварии или несчастного случая.

Основная цель судебно-медиципских исследований при расследовании случаев производственного травматизма:

— определить объективно (независимо от известных обстоятельств) свойства повреждающего фактора и механизм его действия;

— изучив условия производства, принципы, порядок и особенности работы пострадавшего на конкретной машине или механизме, сформулировать суждение о возможном возникновении всех обнаруженных повреждений при обстоятельствах, установленных в ходе расследования.

Общая методика судебно-медицинских исследований при расследовании случаев производственного травматизма показана на схеме 25.

Основную долю в промышленном травматизме составляют механические повреждения, которые можно сгруппировать следующим образом:

— обвалы, обрушения, падение и отбрасывание различных предметов;

— попадание в работающие машины и механизмы;

— воздействие внутрипроизводственных транспортных средств;

— падение с высоты и на плоскости;

— выстрелы из строительно-монтажных огнестрельных устройств;

— взрывы котлов, баллонов со сжатым газом, взрывоопасных и взрывчатых веществ.

Повреждения могут иметь морфологические особенности, характерные для производственных травм: множественные грубые повреждения при падении с высоты вместе с обрушившимися конструкциями и предметами; отсутствие или малозначительность повреждений при отдельных фазах автомобильной травмы из-за малой скорости транспортного средства; множественные наружные повреждения, связанные с ограниченным объемом производственной зоны (шахты, горные выработки и др.); комбинированные травмы; повреждения от выстрелов из строительно-монтажных огнестрельных устройств и др.

Схема 25. Общая методика судебно-медицинских исследований при расследовании производственных травм.

В условиях сельскохозяйственного производства наиболее часто встречается механическая травма, которая является результатом транспортных происшествий (повреждения колесными и гусеничными тракторами, их прицепами, другой транспортной техникой), контакта с движущимися деталями работающих сельскохозяйственных машин (соломорезок, кормодро-билок, трансмиссий специальной техники, плугов, культиваторов, других почвообрабатывающих машин и орудий). В целом ряде случаев в повреждениях отражаются конструктивные особенности причинивших их частей и деталей: гусеничных траков, лемехов, выступов специальных рам, зубьев бороны, валь-цев и ножей кормоприготовительных машин, деталей трансмиссий и др.

К непроизводственному травматизму следует относить повреждения, полученные в бытовых условиях, при занятиях спортом и происшествиях, связанных с эксплуатацией личного транспорта.

Бытовой травматизм охватывает широкий круг травм, возникающих при самых разнообразных видах домашних работ (от кулинарных до строительных), конфликтных ситуациях в быту между отдельными гражданами. Систематизируют бытовые травмы в зависимости от вида повреждающего воздействия:

механические повреждения, термические травмы, электротравмы и др.

Спортивный травматизм классифицируется по видам спорта. Хотя случаи смертельного спортивного травматизма относительно редки, они возникают при занятиях почти всеми видами спорта: гимнастикой, легкой и тяжелой атлетикой, прыжками в воду, различными видами единоборств (бокс, самбо, дзю-до и др.), фехтованием, конным спортом, техническими видами спорта (автомобильным, мотоциклетным, водномо-торным, авиационным, парашютным и др.), зимними видами (хоккеем, горнолыжным и конькобежным спортом) и многими другими. Многообразие действующих повреждающих факторов приводит к большому полиморфизму спортивных повреждений.

Во время занятий спортом у детренированных или ослабленных людей при неадекватно высоких нагрузках может наступить внезапная смерть от острой сердечно-сосудистой недостаточности. Отдельные спортсмены в период ответственных соревнований принимают стимулирующие фармакологические средства, запрещенные международными и отечественными спортивными правилами. Повышенная затрата энергии, к которой приводит прием допинга, влечет в последующем быстро развивающуюся общую слабость. Последствиями могут быть резкое падение артериального давления и смертельный исход.

При судебно-медицинской оценке спортивных травм очень важно тщательно изучить правила и приемы конкретного вида спорта, выяснить, следовал ли погибший спортсмен или его соперник этим правилам, каковы были реальные действия пострадавшего и его соперника в момент травмы, были ли обеспечены необходимые средства и условия спортивной безопасности, соблюдались ли правила медицинского контроля за состоянием здоровья спортсмена при подготовке и проведении соревнования. Помимо тщательного всестороннего секционного исследования трупа и гистологического исследования внутренних органов (в первую очередь сердца, головного мозга, надпочечников, вилочковой железы) обязательным является судеб-но-химическое исследование крови, мочи и внутренних органов.

Под военным травматизмом понимают совокупность повреждений, возникающих у военнослужащих в мирное и военное время.

В мирное время различают травматизм при боевой подготовке, обслуживании боевой техники, транспортных перевозках, занятиях физкультурой и спортом, хозяйственных работах, бытовых ситуациях. Повреждения, которые возникают при последних трех разновидностях, не отличаются какими-либо особенностями в различных видах и родах войск. Своеобразие военного транспортного травматизма зависит от вида транспортных средств. Различают автомобильный, железнодорожный, танковый, авиационный, воднотранспортный и другие виды транспортного травматизма. Травматизм при нарушении правил эксплуатации техники отражает специфику военной службы в мотострелковых, танковых, артиллерийских, парашютно-десантных и других войсках. В ходе судебно-медицинского исследования удается установить свойства повреждающих предметов и особенности механизма их образования. Сопоставление результатов экспертизы и обстоятельств происшествия позволяет определить причину возникновения травмы. Основные причины травматизма: нарушение правил техники безопасности, недостатки в организации занятий и работ, отсутствие или недостатки инструктажа, личная небрежность, самонадеянность или недисциплинированность пострадавшего.

В военное время различают боевой и небоевой травматизм. Боевой травматизм — повреждения, возникающие в период боевых действий от повреждающего действия различных видов боевого оружия. К ним относятся: огнестрельные повреждения, взрывная травма, термические ожоги, поражение боевыми отравляющими веществами и др. Боевая травма — предмет изучения патологической анатомии. Небоевой травматизм охватывает повреждения, возникающие в межбоевой период во время тактических и тактико-специальных занятий и других видов боевой подготовки, при обслуживании боевой техники, выполнении инженерных, саперно-технических, строительных, хозяйственных и других работ. Повреждения, полученные в небоевых условиях, изучают и оценивают в процессе судебно-ме-диципской экспертизы. К пебоевым травмам относят различного рода самоповреждения.

В судебно-медиципской практике чаще всего приходится сталкиваться со случаями травматизма на транспорте.

В связи с эксплуатацией транспортной техники представители определенных групп населения при сходных обстоятельствах получают сходные по характеру травмы. Совокупность этих повреждений называют транспортным травматизмом. В зависимости от видов транспортных средств различается: наземный, подземный, воздушный и водный травматизм (схема 26).

При проведении судебно-медицинской экспертизы исследуют и оценивают только повреждения. Эксперты не занимаются выяснением причин транспортных происшествий, вопросами профилактики и пр. Поэтому в судебной медицине синонимом транспортного травматизма является транспортная травма. Повреждения, полученные в условиях транспортных происшествий, отличаются большим морфологическим разнообразием. Нередко их вызывают разнообразные повреждающие факторы (механические, термические, химические). Поэтому целесообразно рассмотреть транспортную травму в самостоятельной рубрике (см.гл.19).

Наибольшим разнообразием отличается травматизм на наземном транспорте. Это связано в первую очередь с разнообразием видов транспортных средств, которые сводятся в две большие группы: колесный транспорт и неколесный транспорт. К колесному транспорту относят рельсовый (поезда, трамваи и др.) и нерельсовый (автомобили, мотоциклы, тракторы на колесном ходу и др.). Неколесный подразделяют на гусеничный (танки, тракторы на гусеничном ходу и др.) и негусеничный (лифты, эскалаторы и др.). В подземных условиях (в шахтах, тоннелях, метро и др.) травма причиняется почти всеми основными видами наземного транспорта. Однако ограниченные объемы, в которых эксплуатируются транспортные средства, и своеобразные производственные режимы их использования обусловливают специфику повреждений, причиняемых человеку, определяют особенности методики судебно-медицинской экспертизы. Их выделяют в самостоятельную группу подземного транспортного травматизма. Травматизм на воздушном транспорте называют авиационной травмой, а на водном — воднотранспортной травмой.

Наиболее изучены в судебно-медицинском отношении автомобильная, мотоциклетная, железнодорожная и авиационная травмы.