Судебно-медицинская экспертиза в России представляет собой единую государственную службу в системе здравоохранения. Судебно-медицинскую службу образуют Республиканский центр судебно-медицинской экспертизы и областные (краевые, республик — субъектов Федерации) бюро судебно-медицинской экспертизы. Последние имеют в своем составе городские, межрайонные и районные отделения судебно-медицинской экспертизы.
В административно-хозяйственном отношении судебно-медицин-ские учреждения подчиняются соответствующим министерствам, управлениям, комитетам и отделам здравоохранения. Методическое и научно-практическое руководство осуществляют судебно-ме-дицинские учреждения в следующей соподчиненпости: Республиканский центр судебно-медицинской экспертизы — бюро судебно-медицинской экспертизы субъектов Федерации (областные, краевые, республиканские, Москвы, Петербурга) —городские, межрайонные, районные отделения судебно-медицинской экспертизы.
Организационная структура бюро судебно-медицинской экспертизы показана на схеме 32. В бюро судебно-медицинской экспертизы проводят все основные виды судебно-медицинских экспертиз. Экспертизу живых людей и трупов выполняют специали-
Начальник бюро | |||
Организационно-методический отдел (кабинет): отделение внедрения новых технологий; отделение программного и математического обеспечения кабинет по работе с жалобами и заявлениями | |||
Отдел судебно-медицинскои экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц (отдел судебно-медицинскои экспертизы живых лиц) | |||
Отдел судебно-медицинскои экспертизы трупов с гистологическим отделением | |||
Отдел судебно-медицинскои экспертизы вещественных доказательств со следующими отделениями и лабораториями: судебно-биологическое отделение; судебно-химическое отделение; судебно-бактериологическое (вирусологическое) отделение; медико-криминалистическое отделение; спектральная лаборатория; лаборатория судебно-медицинских молекулярно-генетических исследовании | |||
Отдел сложны х экспертиз | |||
Отделдежурной службы | |||
Административно-хозяйственное отделение | |||
сты самостоятельных отделов, в один из которых (танатологичес-кий) обычно включается судебно-гистологическая лаборатория. Кроме того в составе бюро имеются отделы: судебно-химических, судебно-биологических и медико-криминалистических исследований. В судебно-химическом отделе эксперты — судебные химики выполняют исследования по выявлению и определению количественного содержания в биологических средах разнообразных веществ, послуживших причиной отравления и интоксикации, а также изучают другие вопросы, требующие специальных знаний в области судебной химии. В составе этого отдела может быть образована самостоятельная судебно-биохимическая лаборатория. В судебно-биологическом отделе определяют свойства крови, волос, спермы и других выделений, частиц органов и тканей, обнаруживаемых на различных вещественных доказательствах. В состав этого отдела включаются лаборатории цитологических и молекулярно-генетических исследований. В медико-криминалистическом отделе исследуют поврежденные ткани методами сте-реомикроскопии, спектрографии, рентгенографии, фотографии и др. Выполняют также исследования костных останков в целях идентификации личности. В составе этого отдела при необходимости организуются остеологическая, судебно-баллистическая и другие лаборатории.
Штаты судебно-медицинских учреждений определяются специальным приказом министра здравоохранения и зависят от реальной экспертной нагрузки в регионе.
В единой системе государственной судебно-медицинской службы России важное место занимают базовые бюро судебно-медицинской экспертизы (схема 33). Они создаются в крупных регионах и отличаются гибкой организационной структурой, меняющейся в зависимости от объема и содержания процессуальной и ведомственной работы, наличия в своем составе специализированных экспертных центров и высококвалифицированных специалистов, современной научной, методической и материально-технической базы, способности выполнять межрегиональные экспертные функции. Наделив базовые бюро не только исследовательскими, но и некоторыми организационно-контрольными функциями, Главный судебно-медицинский эксперт получает дополнительный инструмент управления судебно-медицинской службой регионов.
Система управления судебно-медицинской службой крупного региона (схема 34), в особенности несущего функции базового бюро, складывается из общих (присущих любому судебно-меди-цинскому учреждению) и особенных положений, определяющихся частным вариантом организационно-штатной структуры кон-
ховыми, предпринимательскими и иными территориальными, межрегиональными и зарубежными структурами.
Одним из обязательных условий, обеспечивающих действенное функционирование системы управления, является долгосрочное программное прогнозирование и документальное закрепление порядка организации и функционирования каждого из составляющих ее элементов.
Одним из важнейших элементов в настоящее время является финансово-экономическое управление судебно-меднцинской службой, которое включает:
а) систему бюджетного 4зинансирования плановых, текущих и долгосрочных программ;
б) систему внебюджетного финансирования, включающую оплату специальных экспертных исследований, подготовки внешних кадров, возмещение стоимости экспертных исследований, проводимых в судебном заседании, оплату ритуальных услуг;
в) систему финансово-экономического управления качеством экспертной работы.
Деятельность судебно-мединннских
учреждений не исчерпывается процессуальными задачами. Специалисты судебно-меди-цинских
учреждений всех уровней выполняют значительную ведомственную работу, направленную
на совершенствование медицинского обеспечения. Это — выявление и изучение
причин различных видов смертельного травматизма и дефектов медицинской
помощи, профилактические мероприятия по снижению числа отравлений техническими
жидкостями, случаев алкогольного опьянения и утоплении, выявление причин
скоропостижной смерти, изучение и установление причин недостатков в работе
по адаптации и акклиматизации и др.