АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА НОРМАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ

В обеспечении действий должностных лиц таможенных органов Российской Федерации при осуществлении контроля, выявлении фактов нарушений таможенных правил и производства по заведенным делам особое место занимает гл. 63 Таможенного кодекса Российской Федерации, посвященная административным правонарушениям, посягающим на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации, ответственности за противодействие должностным лицам этих органов в их работе.

Она содержит 12 составов административных правонарушений.

В практическом плане эти нормы означают предоставление таможенным органам Российской Федерации дополнительных легитимированных законом средств по обеспечению правопорядка на таможенной границе Российской Федерации.

Особенностью данной категории дел является то, что производство по этим делам проводится должностными лицами таможенных органов применительно к порядку производства по делам о нарушениях таможенных правил, однако рассматриваются дела народными судьями.

Особенностям производства и рассмотрения названной категории дел посвящены ст. 451 — 454 ТК России.

В производстве и рассмотрении дел о нарушениях таможенных правил, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации, появляется новая процессуальная фигура — потерпевший. Его статус и права определены в ст. 450 ТК России.

Гарантией соблюдения законности должностными лицами служит требование руководствоваться только положениями действующего законодательства (ч. 7 ст. 421 ТК России).

Должностные лица не несут ответственности за моральный, физический и имущественный вред, причиненный правонарушителю применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, если причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия (ч. 3 ст. 422 ТК).

К административным правонарушениям, посягающим на нормальную деятельность таможенных органов, относятся следующие проступки:

1) Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица таможенного органа Российской Федерации (ст. 437 ТК России).

Объективная сторона данного правонарушения характеризуется действием, выраженным в виде отказа от исполнения законного требования должностного лица таможенного органа, находящегося при исполнении служебных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 249, 255-257, 263, 264, 285, 440-446 ТК России. Указанные нормы по отношению к ст. 437 являются специальными, т.е. деяния, признаки которых сформулированы в ст. ст. 249, 255-257 или 263 ТК России, совершенные вопреки прямому требованию или распоряжению присутствующего при этом должностного лица таможенного органа, следует квалифицировать не по ст. 437, а соответственно по ст.ст. 249, 255-257 или 263 ТК России.

Совершение деяния, предусмотренного ст. 437, влечет наложение на виновного штрафа в размере до трехкратного минимального размера оплаты труда, при этом размер налагаемого штрафа не может быть ниже одного минимального размера оплаты труда.

Данная норма предусматривает ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица таможенного органа Российской Федерации при выполнении им своих должностных обязанностей в сфере таможенного дела за исключением случаев нарушений лицом таможенных правил, предусмотренных ст. 249, 255—257, 263—264, 285 ТК России, либо административных правонарушений, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации, предусмотренных ст. 440—446 ТК России.

Ответственность в соответствии с данной статьей наступает в случае неповиновения решению должностного лица Российской Федерации, принятому во исполнение положений и предписаний актов законодательства Российской Федерации в сфере таможенного дела, в предусмотренном данными актами порядке и правовой форме.

При неповиновении виновный действует только с прямым умыслом.

2) Оскорбление должностного лица таможенного органа Российской Федерации, лиц, участвующих в проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления, а также производстве по делу о нарушении таможенных правил или в его рассмотрении (ст. 438 ТК России), заключается в любых действиях, унижающих честь и достоинство указанных лиц, выраженных в неприличной форме, если таковые действия не являются преступными.

Данное правонарушение посягает на честь и достоинство должностного лица таможенного органа Российской Федерации, исполняющего свои служебные обязанности, предусмотренные таможенным законодательством, а также лиц, привлекаемых в качестве участников процессуальных и других действий, должностных лиц таможенного органа Российской Федерации в процессе осуществления функций таможенного контроля и производства по делам о нарушении таможенных правил. Обязательным элементом объективной стороны является причинно-следственная связь между оскорблением потерпевшего и исполнением им своих служебных обязанностей, либо участием в процессуальных и иных действиях должностных лиц таможенного органа Российской Федерации в качестве ревизора, эксперта, специалиста, переводчика, свидетеля или понятого. В случае публичного оскорбления должностного лица таможенного органа Российской Федерации при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением наступает уголовю-правовая ответственность, предусмотренная ст. 319 УК.

С объективной стороны правонарушение проявляется в обнаружении вовне (устно, письменн), по телефону, телеграфу, жестами и др.) угрозы совершения насильственных действии. Угроза может быть высказана непосредственно потерпевшему, а также адресована ему чер,ез третьих лиц.

Оскорбление, ответственность за которое предусмотрена ст. 438 ТК, состоит в том, что:

1) потерпевшими являются должностное лицо таможенного органа (инспектор таможенной службы), выполняющее свои служебные обязанности, а также привлекаемые или приглашаемые для участия в проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления, участия в производстве по делу о нарушении таможенных правил или в его рассмотрении лица (ревизоры, эксперты, специалисты, переводчики, свидетели, понятые);

2) оскорбление наносится таким лицам в связи с исполнением ими возложенных на них обязанностей.

Оскорбление указанных лиц влечгт наложение штрафа в размере от 2 до 5 минимальных размеров оплаты труда.

3) Угроза совершения насильственных действий в отношении должностного лица таможенного органа РФ, лиц, участвующих в проведении таможенного ^онтроля, производстве таможенного оформления, а также гроизводстве по делу о нарушении таможенных правил или в f;ro рассмотрении, в том числе понятых (ст. 439 ТК). Под угрозой совершения насильственных действий, квалифицируемо^ по данной статье ТК, понимаются высказывания или иные действия виновного, выражающие реальное намерение т нести легкие телесные повреждения, побои или совершить иные насильственные действия (например, лишить или ограничить свободу) в отношении должностного лица таможенного органа в связи с исполнением им служебных обязанностей, а также в отношении привлекаемых или приглашенных лиц для участия в проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления, участия в производстве по делу о нарушении таможенных правил или в его рассмотрении (ревизоров, экспертов, специалистов, переводчиков, свидетелей, понятых). Угроза убийством, нанесением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества путем поджога по отношению к указанным лицам, применяемая в целях прекращения этими лицами своей деятельности, признается преступлением и наказывается в соответствии со ст. 119 УК. Санкция ст. 439 ТК предусматривает штраф в размере от 2 до 5 минимальных размеров оплаты труда, либо исправительные работы на срок от 1 до 2 месяцев с удержанием 20% заработка, либо административный арест до 15 суток.

Угроза совершения побоев и иных насильственных действий — это обещание нанесения многократных ударов по телу потерпевшего, его избиения, либо совершения иных насильственных действий, причиняющих физическую боль.

Обязательным элементом объективной стороны является причинно-следственная связь между угрозой насилия в отношении потерпевшего и исполнением им своих служебных обязанностей, либо участием в процессуальных и иных действиях должностных лиц таможенного органа Российской Федерации в качестве ревизора, эксперта, специалиста, переводчика, свидетеля или понятого.

Субъективная сторона рассматриваемого проступка — прямой умысел. Виновный сознает, что он угрожает именно должностному лицу, лицу, участвующему в проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления, в производстве по делу о нарушении таможенных правил или в его рассмотрении, понятому, пытаясь прекратить или изменить служебную деятельность указанных лиц в своих интересах, и желает этого. По своему характеру эти интересы могут быть весьма разнообразны: законные или незаконные притязания, личные интересы или интересы близких родственников, знакомых и др.

Угроза применения насилия, опасного для жизни и здоровья, причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью образуют преступление, предусмотренное ст. 318 Уголовного кодекса Российской Федерации (угроза применения насилия в отношении представителя власти).

4) Отказ от выдачи или непредставление товаров, документов, иных предметов и сведений, необходимых для производства по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрения, должностному лицу таможенного органа, в производстве или на рассмотрении которого находится дело, либо действующему по его поручению ревизору или иному специалисту (ст. ст. 440 и 441 ТК России).

Такого характера бездействие, совершенное лицом, привлекаемым к ответственности за нарушение таможенных правил, квалифицируется по ст. 440 ТК и влечет наложение взыскания в виде предупреждения либо в виде штрафа в размере от 2 до 5 минимальных размеров оплаты труда. В случае наложения на нарушителя взыскания в виде штрафа, кроме того, с него взыскивается пеня в размере половины минимального размера оплаты труда за каждый день просрочки в представлении товаров, документов, иных предметов или сведений, начиная со дня истечения установленного срока. Совершение иными лицами такого характера бездействия квалифицируется по ст. 441 ТК и влечет наложение взыскания в виде предупреждения или штрафа в размере от 1 до 3 минимальных размеров оплаты труда.

Субъектом правонарушения является физическое лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил по ст. 440 ТК , либо должностное лицо предприятия, учреждения, организации, в отношении которых ведется производство по делу о нарушении таможенных правил.

Отказ может быть заявлен как в устной, так и в письменной форме. Факт устного отказа выдачи или представления товаров, документов, иных предметов и сведений должен быть Отражен в соответствующем документе: протоколе, акте, рапорте, заявлении и т. п.

Субъектом правонарушения, привлекаемого к ответственности по ст. 441 ТК является любое лицо, за исключением лиц, привлекаемых к ответственности за нарушение таможенных правил.

5) Отказ или уклонение лиц, участвующих в производстве по делу о нарушении таможенных правил или в его рассмотрении, от исполнения своих процессуальных обязанностей (ст.ст. 442-445 ТК).

Статья 442 ТК предусматривает ответственность за отказ или уклонение свидетеля от дачи объяснений, т.е. полный или частичный, устный или письменный отказ лица, вызванного в таможенный орган для опроса в качестве свидетеля по делу о нарушении таможенных правил, отвечать на заданные ему вопросы либо неявку такого лица без уважительных причин в таможенный орган, в который ему надлежит явиться. Отказ или уклонение свидетеля от дачи объяснений влечет штраф в размере до одного минимального размера оплаты труда, при этом размер налагаемого штрафа не может быть ниже одной третьей минимального размера оплаты труда. Не подлежит административной ответственности лицо за отказ или уклонение от дачи объяснений против себя самого, своего супруга или близкого родственника. Близкими родственниками считаются мать, отец, родные братья и сестры, усыновители и усыновленные.

Отказ свидетеля от дачи объяснений по делу о нарушении таможенных правил существенно препятствует установлению истины, полному и объективному производству по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрению.

Отказ может быть заявлен как в устной, так и в письменной форме. Факт устного отказа должен быть отражен в соответствующем протоколе опроса свидетеля.

Не является отказом от дачи объяснений по делу о нарушении таможенных правил заявление свидетеля о неосведомленности об обстоятельствах дела или о запамятовании и т.п. Данное обстоятельство может быть оценено как уклонение от дачи объяснений в случае его подтверждения другими средствами доказывания.

Дача объяснений в отношении совершения правонарушения предприятием, учреждением, организацией их должностными лицами не является свидетельствованием против самого себя.

6) Статья 443 ТК устанавливает ответственность должностных лиц государственного органа, предприятия, учреждения или организации за отказ от проведения ревизии, проверки или инвентаризации, назначенной по постановлению начальника таможни или руководителя (заместителя) вышестоящего таможенного органа, если проведение таких проверочных действий предусмотрено уставом или положением этого органа, предприятия, учреждения или организации, а также законодательством РФ.

В данной статье предусматривается ответственность должностных лиц предприятия, учреждения или организации, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, за воспрепятствование проведению ревизии, проверки или инвентаризации, которое может выражаться в физическом или психическом воздействии на лиц, которым поручено проведение ревизии, проверки, инвентаризации, с целью помешать их проведению. Для наличия состава такого правонарушения не имеет значения, достигли ли действия виновного результата, т.е. была проведена проверка (ревизия, инвентаризация) или нет.

Совершение должностным лицом деяния, предусмотренного ст. 443 ТК, влечет наложение предупреждения или штрафа в размере от 1 до 3 минимальных размеров оплаты труда.

7) Статья 444 ТК устанавливает ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере от одной трети до одного минимального размера оплаты труда за отказ или уклонение без уважительных причин эксперта — от дачи заключения, переводчика — от участия в производстве по делу или его рассмотрении, а специалиста — от участия в производстве конкретных процессуальных действий, на которые он вызван, а также от участия в проведении таможенного контроля или таможенного оформления.

Ответственность эксперта исключается, если он отказывается от дачи заключения в силу своей некомпетентности в данном вопросе или из-за недостатка представленных ему материалов для проведения экспертного исследования.

Мотивы отказа или уклонения указанных лиц от выполнения своих процессуальных обязанностей для квалификации содеянного значения не имеют.

Неявку без уважительных причин специалиста или переводчика также следует рассматривать как уклонение от дачи заключения, участия в производстве по делу о нарушении таможенных правил, его рассмотрении или в проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления.

В качестве уважительной причины отказа от дачи заключения, участия в проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления, либо в производстве по делу о нарушении таможенных правил или его рассмотрении в качестве переводчика, могут рассматриваться факты о недостаточном объеме специальных познаний и/или практических навыков у лица, которое привлекается в качестве специалиста или переводчика, а также такие обстоятельства, как болезнь и т. п.

Не является правонарушением и отказ эксперта и специалиста от участия в производстве по делу о нарушении таможенных правил и в его рассмотрении по основаниям, предусмотренным ст. 318 ТК.

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.

8) В ст. 445 ТК предусмотрена ответственность за отказ или уклонение должностного лица предприятия, учреждения, организации от выполнения постановления или поручения о проведении экспертизы либо требования о вызове специалиста или переводчика для участия в проведении таможенного контроля, таможенного оформления, производстве по делу о нарушении таможенных правил или его рассмотрении.

Санкция данной статьи предусматривает наложение на виновное лицо взыскания в виде предупреждения или штрафа в размере до двукратного минимального размера оплаты труда, при этом размер налагаемого штрафа не может быть ниже половины минимального размера оплаты труда.

Если должностное лицо организации отказывается от выполнения постановления или поручения таможенного органа Российской Федерации о проведении экспертизы либо требования дать заключение, ссылаясь на отсутствие в организации компетентных специалистов или на недостаточность представленных для экспертизы или заключения материалов, то в случае подтверждения этих обстоятельств действия должностного лица организации не образуют правонарушение.

Субъектом ответственности является должностное лицо организации, которой направлено постановление или поручение таможенного органа Российской Федерации о проведении экспертизы либо требование о вызове специалистов или переводчика для участия в проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления, производстве по делу о нарушении таможенных правил или его рассмотрении.

9) Воспрепятствование должностному лицу таможенного органа Российской Федерации в проведении таможенного обследования и других процессуальных действий (ст. 446 ТК), предусмотренных ТК, т.е. физическое или психическое воздействие, совершенное в целях противодействия деятельности должностного лица таможенного органа, затрудняет сбор доказательств по делу о нарушении таможенных правил, установления истины по делу. Если такое воспрепятствова-ние не влечет уголовной ответственности или ответственности в соответствии с ТК, то санкция ст. 446 ТК предусматривает ответственность в виде вынесения предупреждения либо наложения штрафа в размере до 5 минимальных размеров оплаты труда, либо административный арест на срок до 15 суток. В случае, если воспрепятствование осуществлению работниками таможни процессуальных действий было совершено под угрозой совершения насильственных действий в отношении должностного лица таможенного органа, лиц, участвующих в производстве по делу о нарушении таможенных правил или в его рассмотрении, в том числе понятых, содеянное квалифицируется по ст. 439 ТК.

Правонарушение признается оконченным с начала физического или психического воздействия в целях противодействия законной деятельности работников таможенного органа в проведении процессуальных действий по делу о нарушении таможенных правил. Для квалификации по ст. 446 ТК не имеет значения, фактически нарушена деятельность таможенников.

10) Пользование имуществом, на которое наложен арест, без разрешения таможенного органа РФ либо несоблюдение требований и ограничений на такое пользование (ст. 447 ТК). При невозможности изъятия товаров, транспортных средств и иных предметов, обладающих признаками вещественных доказательств по делам о таможенных правонарушениях, на основании мотивированного постановления начальника (заместителя) таможенного органа производится арест такого имущества. Подвергнутое аресту имущество передается под расписку на хранение тому лицу, которое определено в постановлении о наложении ареста. Таким образом собственник либо иной законный владелец имущества ограничивается в праве пользования имуществом по собственному усмотрению. Данное ограничение является временным и направлено на обеспечение установления истины по делу о нарушении таможенных правил и реализацию ответственности за правонарушение. Нарушение требований, установленных таможенным органом на пользование имуществом, на которое наложен арест, влечет ответственность — штраф в размере до 10-кратного минимального размера оплаты труда, при этом размер влагаемого штрафа не может быть ниже 4 минимальных размеров оплаты труда. Наложение административного взыскания не освобождает лицо, совершившее правонарушение, от возмещения причиненного в результате пользования указанным имуществом материального ущерба.

11) Незаконное воздействие или вмешательство с целью повлиять на принимаемое решение либо осуществляемое действие (ст. 448 ТК) означает воздействие на должностных лиц таможенных органов непосредственно или на их родственников, знакомых в какой бы то ни было форме (прямое указание, просьба, обещание каких-то благ в случае того или иного решения вопроса), совершаемое с целью повлиять на принимаемое таможенным органом или его должностным лицом решение либо на осуществляемое должностным лицом таможенного органа действие. Данные действия, совершенные любым физическим лицом, влекут предупреждение или штраф в размере от 1 до 3 минимальных размеров оплаты труда.

Субъектом рассматриваемых административных правонарушений могут быть только физические лица (в том числе должностные лица, представители юридического лица, индивидуальные предприниматели).

Вмешательство или воздействие со стороны должностных лиц предприятий, учреждений и организаций с целью повлиять на принимаемое таможенным органом Российской Федерации или его должностным лицом решение может выражаться в совершении действий, объективно затрудняющих деятельность таможни, создающих для должностных лиц таможни неблагоприятные условия и т. п.

В процессе производства по административному делу необходимо установление причинно-следственной связи между предстоящим принятием должностным лицом таможенного органа решения либо осуществлением этим должностным лицом действий, направленных на реализацию его должностных полномочий, и действиями лица, осуществляющего вмешательство или воздействие на принимаемое решение или проведения действия.

Субъективная сторона административных правонарушений, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов, характеризуется только прямым умыслом.

Производство по делам о вышеназванных правонарушениях, осуществляется по правилам ТК, состоящим из положений настоящей главы (ст. 449-453), а также положений, установленных гл. 40-46 разд. X ТК, а в части, не урегулированной им, — в соответствии с КоАП.

Производство по делам об административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов, проводится уполномоченными на то должностными лицами таможенных органов, в порядке производства по делам о нарушениях таможенных правил. Непосредственное рассмотрение таких дел и вынесение по ним решений находится в ведении судей районных (городских) судов (ст. 449 ТК).

В соответствии со ст.450 ТК потерпевшим может быть признано должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, а также ревизор, эксперт, специалист, переводчик, свидетель и понятые в связи с их участием в проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления, в производстве по делу о нарушении таможенных правил или в его рассмотрении. Потерпевшими не могут быть признаны таможенный орган Российской Федерации, экспертные организации и т.п.

Потерпевший имеет право знакомиться с материалами дела, пользоваться услугами адвоката или осуществляющего юридическую помощь представителя, представлять доказательства, заявлять ходатайства, присутствовать при рассмотрении дела, обжаловать постановление по делу, заявлять отводы должностному лицу таможенного органа Российской Федерации или народному судье, в производстве или на рассмотрении которого находится дело, при этом правом давать показания он может воспользоваться только лично . Решение о признании лица потерпевшим производится путем внесения отметки в протокол об административном правонарушении либо в протокол опроса потерпевшего. Юридическое лицо вправе возместить причиненный в процессе производства по делу о нарушении таможенных правил, при проведении таможенного контроля или при производстве таможенного оформления имущественный ущерб в граж-данско-процессуальном порядке.

Статья 451 ТК определяет особенности- производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов.

Если административное правонарушение, посягающее на нормальную деятельность таможенных органов, совершено одновременно с нарушением таможенных правил или в момент его обнаружения, допускается указание в протоколе о нарушении таможенных правил сведений, необходимых для рассмотрения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящей главой.

Должностное лицо таможенного органа Российской Федерации не может вести производство по делу об административном правонарушении, посягающем на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации, а эксперт, ревизор, специалист не могут принимать участие в его производстве или рассмотрении, если одно из этих лиц является потерпевшим или его родственником. Настоящее правило не распространяется на обязанность должностного лица таможенного органа Российской Федерации, в отношении которого совершены противоправные действия, составить протокол об административном правонарушении, посягающем на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации. Народный судья не может рассматривать дело при наличии таких же обстоятельств.

В ходе производства по делу о нарушении таможенных правил или его рассмотрения материалы об административном правонарушении, посягающем на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации, должны быть выделены в отдельное производство.

При прекращении дела о таком правонарушении копия постановления в 3-дневный срок вручается или высылается лицу, в отношении которого велось дело, а также потерпевшему или его представителю; такое постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим либо их представителями в 10-дневный срок со дня вынесения решения вышестоящему должностному лицу таможенного органа или в районный (городской)суд.

Протоколы об административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов, подлежат обязательной регистрации в соответствии с приказом ГТК России от 14 марта 1996 г. № 137, утвердившим Положение о порядке учета и регистрации дел об административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 452 ТК по окончании производства по делу об административном правонарушении, посягающем на нормальную деятельность таможенных органов, начальник (заместитель) таможенного органа или уполномоченное должностное лицо ГТК выносит постановление о передаче такого дела для рассмотрения судьей районного (городского) суда не позднее чем за 15 дней до истечения срока наложения взыскания. Срок не может превышать 2 месяцев (ч. 2 ст. 454 ТК) со дня совершения правонарушения. Для длящихся правонарушений (например, уклонение свидетеля от дачи объяснений), 2-месячный срок исчисляется со дня их обнаружения.

Указанное постановление должно содержать наименование таможенного органа Российской Федерации, от имени которого вынесено постановление; фамилию, имя, отчество должностного лица, вынесшего постановление; дату и место его вынесения; сведения о лице, в отношении которого вынесено постановление; изложение обстоятельств, установленных при проведении производства по делу; указание на статью настоящего Кодекса, предусматривающую ответственность за совершение правонарушения; наименование районного (городского) народного суда, куда направляется дело для рассмотрения его народным судьей.

В постановлении также указывается об издержках, возникших при ведении производства по делу.

Вынесение постановления таможенным органом Российской Федерации о передаче дела об административном правонарушении, посягающем на нормальную деятельность таможенных органов, для рассмотрения народным судьей районного (городского) народного суда является особенностью производства по данным категориям административных дел.

Данное постановление является резолютивным документом, в котором должностное лицо таможенного органа оценивает совокупность доказательств, собранных по делу, и принимает решение о полноте производства по делу.

Судья районного, городского народного суда оценивает доказательства, собранные по делу, руководствуясь собственным правосознанием, и не связан с выводами, содержащимися в постановлении таможенного органа о передаче дела об административном правонарушении, посягающем на нормальную деятельность таможенных органов, для рассмотрения народным судьей районного (городского) народного суда.

Народный судья районного (городского) народного суда рассматривает дело об административном правонарушении, посягающем на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации, единолично, в порядке и с соблюдением условий, предусмотренных ТК и КоАП РСФСР (ст. 255-265). Дела о таких правонарушениях рассматриваются в 15-дневный срок со дня получения судьей материалов дела. Рассмотрев дело, судья выносит одно из следующих постановлений:

1) о наложении административного взыскания;

2) о прекращении производства по делу (при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, или объявлении устного замечания, или передаче материалов дела органу предварительного расследования для возбуждения уголовного дела).

Постановление народного судьи о наложении административного взыскания или о прекращении производства по делу является окончательным и обжалованию не подлежит.

При совершении одним лицом двух и более административных правонарушений, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации, административное взыскание налагается применительно к правилам, предусмотренным ст. 238 Кодекса. При совершении одним лицом нарушения таможенных правил, предусмотренного разд. X Кодекса, и административного правонарушения, посягающего на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации, взыскания за эти правонарушения налагаются за каждое правонарушение в отдельности.

Взыскание за совершение административного правонарушения, может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Время административного задержания, если оно продолжалось сутки и более, подлежит зачету при наложении взыскания в виде административного ареста или исправительных работ. Время административного задержания и срок нахождения под административным арестом засчитываются сутки за сутки. Одни сутки административного задержания засчитываются за 3 дня исправительных работ.

К военнослужащим и иным лицам, указанным в ст. 232 Кодекса, исправительные работы и административный арест не могут быть применены.

При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации, в соответствии со ст. 238 ТК взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгого наказания более строгим.

При совершении одним лицом нарушения таможенных правил, предусмотренного разд. X ТК, и административного правонарушения, посягающего на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации, производство по делам ведется самостоятельно, взыскания за эти, правонарушения налагаются за каждое правонарушение в отдельности и в строгом порядке рассмотрения, предусмотренном для каждой из этих категорий дел.

В соответствии с Федеральным законом № 10-ФЗ от 27 января 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации «О статусе воен-

нослужащих» от 15 декабря 1994 г. военнослужащие не могут быть подвергнуты мере административного взыскания в виде штрафа. Не могут быть применены к данной категории лиц исправительные работы и административный арест. Таким образом, в отношении военнослужащих по данным категориям дел может быть наложено в качестве меры взыскания только предупреждение.