РАЗДЕЛ VI. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

ПОНЯТИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

В современной литературе под функцией государственного органа понимается относительно самостоятельные направления его деятельности, которые служат достижению определенных целей1. Правоохранительные функции таможенных органов — это направления правоохранительной деятельности таможенных органов. Их четыре: дознание, оперативно-розыскная деятельность, производство и разрешение дела о нарушении таможенных правил.

Хотя при общенаучном подходе к понятию функции не требуется, чтобы ту или иную функцию обслуживал непременно какой-либо специально на то приспособленный элемент в виде специального субъекта, в системе таможенных органов для каждой из этих функций выделены специальные подразделения: отделы дознания, оперативно-розыскные отделы и отделы таможенных расследований. Рассмотрим, как указанные подразделения таможенных органов реализуют правоохранительные функции.

Таможенные органы Российской Федерации как органы дознания.

Статья 222 ТК устанавливает, что таможенные органы являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей, о незаконных валютных операциях и иных деяниях с валютными ценностями, касающихся таможенного дела, а также по делам об иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов РФ. К последним, например, относятся незаконный экспорт товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения (ст. 78.1 УК), невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран (ст. 78.2 УК), нарушение таможенного законодательства РФ (ст. 169.1 УК).



1 Якубович НА Процессуальные функции следователя //Проблемы предварительного следствия в уголовном судопроизводстве. М. 1980. С. IS-32.
 

По указанным видам преступлений на таможенные органы возлагается обязанность по принятию необходимых предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. Помимо этого органы дознания обязаны принимать также меры, необходимые для предупреждения и пресечения преступлений (ст. 118 УПК). В своей деятельности при производстве дознания таможенные органы в полном объеме руководствуются требованиями Уголовно-процессуального кодекса. При наличии признаков любого из преступлений, совершенных в сфере таможенного дела, таможенный орган возбуждает уголовное дело. В соответствии со ст. 112 УПК в постановлении о возбуждении уголовного дела указывается время, место, кем оно составлено, повод и основание к возбуждению дела, статья уголовного закона, по признакам которого оно возбуждается. Копия постановления о возбуждении уголовного дела должна немедленно направляться таможенным органом прокурору.

Непосредственно после возбуждения уголовного дела таможенный орган, руководствуясь предписаниями УПК, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и обнаружению лиц, его совершивших. Для этого установлен срок в 10 суток. К неотложным следственным действиям относятся: осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей, а также назначение необходимой в конкретном случае экспертизы. Кратко охарактеризуем неотложные следственные действия, которые проводятся таможенными органами.

Осмотр места происшествия, местности, помещений, предметов и документов производится для обнаружения следов преступления и других вещественных доказательств, выяснения обстановки происшествия, а равно иных обстоятельств, имеющих значение для дела. Согласно ст. 178 УПК в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр может быть произведен до возбуждения уголовного дела. В этих случаях, при наличии к тому оснований (например, обнаружение наркотических средств в провозимых через таможенную границу вещах; боеприпасов, хранившихся на таможенных складах и т.п.), уголовное дело возбуждается немедленно после проведения осмотра. Осмотр производится в присутствии понятых. К участию в осмотре могут быть привлечены обвиняемый, подозреваемый, потерпевший, свидетель, а также специалист в какой-либо отрасли знания. При осмотре в необходимых случаях может производиться измерение, составление планов, схем, изготовление слепков и оттисков следов, а также кино-, фото-, видеосъемка. Осмотр предметов и документов, обнаруженных при выемке или обыске, осмотре места происшествия, местности и помещения осуществляется на месте производства соответствующего следственного действия. В случае, если для осмотра предметов или документов потребуется продолжительное время, или по иным основаниям (ухудшение погодно-климатических условий), осмотр осуществляется по месту производства следствия. В таких случаях изымаемые предметы упаковываются и опечатываются.

Обыск представляет собой следственное действие, направленное на отыскание и изъятие предметов и ценностей, добытых преступным путем, орудий преступления, а также других предметов и документов, которые могут иметь значение для дела. В соответствии со ст. 168 УПК обыск производится только в тех случаях, когда имеются достаточные данные полагать, что искомые предметы и документы находятся в каком-либо месте или у какого-либо лица. Для производства обыска должно быть вынесено мотивированное постановление должностного лица, ведущего дознание, и только с санкции прокурора или его заместителя. В случаях, не терпящих отлагательства, обыск может быть произведен без санкции прокурора, но с последующим сообщением прокурору в суточный срок о произведенном обыске. После предъявления постановления лицу, у которого производится обыск, предлагается выдать орудия преступления (например, ножи, кинжалы, пистолеты, автоматы, винтовки), предметы и ценности, добытые преступным путем (любые похищенные вещи, видеотехнику, антиквариат, иконы, драгоценности), а также предметы и документы, могущие иметь значение для дела (фотографии, видеокассеты, чертежи, книги бухгалтерской отчетности). Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться их сокрытия, можно ограничиться изъятием выданного и не производить дальнейших поисков. При производстве обыска могут вскрываться запертые помещения (склады, гаражи) и хранилища (сейфы, шкафы), если владелец отказывается добровольно их открыть. Необходимо принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные при обыске обстоятельства интимной жизни лица, занимающего данное помещение, или других лиц. Лицо, производящее обыск, вправе запретить лицам, находящимся в помещении или месте, в котором производится обыск, а также лицам, приходящим в это помещение или место, покидать его, а также сноситься друг с другом или иными лицами до окончания обыска (ст. 170 УПК). Это необходимо для того, чтобы избежать выноса искомых предметов либо их сокрытия. В случае необходимости проводится личный обыск. Согласно ст. 172 УПК личный обыск без вынесения об этом отдельного постановления и без санкции прокурора может производиться: 1) при задержании или заключении под стражу; 2) при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или в ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, могущие иметь значение для дела. Личный обыск может производиться только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола. Обыск в помещениях, занимаемых дипломатическими представительствами, а равно в помещениях, в которых проживают члены дипломатических представительств и их семьи, может производиться лишь по просьбе или с согласия дипломатического представителя. Согласие дипломатического представителя на обыск испрашивается через Министерство иностранных дел. При производстве обыска в указанных помещениях обязательно присутствие прокурора и представителя МИД.

Выемка производится в тех случаях, когда имеются точные данные о том, что предметы и документы, имеющие значение для дела, находятся у определенного лица или в определенном месте. Правила осуществления выемки аналогичны порядку производства обыска.

Освидетельствование подозреваемого, обвиняемого, свидетеля или потерпевшего производится для обнаружения на теле освидетельствуемого следов преступления или наличия особых примет (шрамов, татуировок, родимых пятен), если при этом не требуется проведение судебно-медицинской экспертизы. В соответствии со ст. 181 УПК освидетельствование производится в присутствии понятых, а в необходимых случаях с участием врача. Если оно сопровождается обнажением освидетельствуемого, то при этом необходимо присутствие понятых того же пола. Следователь не присутствует при освидетельствовании лица другого пола, если освидетельствование сопровождается обнажением этого лица. В этом случае освидетельствование производится врачом в присутствии понятых. При освидетельствовании не допускаются действия, унижающие достоинство или опасные для здоровья освидетельствуемого лица.

Задержание подозреваемого в совершении преступления производится в порядке, предусмотренном ст. 122 УПК. Таможенный орган вправе задерживать подозреваемого в случаях, когда, во-первых, лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения, во-вторых, очевидцы прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление и, в-третьих, на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. Если у таможенного органа имеются иные данные (например, оперативно-розыскные), дающие основания подозревать конкретное лицо в совершении преступления, оно может быть задержано в одном из следующих случаях: при покушении на побег, при отсутствии постоянного места жительства, когда не установлена личность подозреваемого. О каждом случае задержания подозреваемого орган составляется протокол с указанием оснований, мотивов, дня и часа, года и месяца, места задержания, объяснений задержанного. В течение 24 часов орган дознания должен сделать письменное сообщение прокурору, который обязан в течение 48 часов дать санкцию на заключение под стражу или освободить задержанного (ст. 122 УПК).

Допрос подозреваемого, свидетеля, потерпевшего осуществляется в соответствии с предписаниями УПК. В соответствии со ст. 52 подозреваемым признается лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, либо лицо, к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения. Подозреваемый вправе (но не обязан) давать показания по поводу обстоятельств, послуживших основанием для его задержания или заключения под стражу, а равно по поводу иных известных ему обстоятельств по делу (ст. 76 УПК). Он также имеет право: на защиту; знать, в чем он подозревается; давать объяснения; представлять доказательства; заявлять ходатайства; знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, а также с материалами, направляемыми в суд в подтверждение законности и обоснованности применения к нему заключения под стражу в качестве меры пресечения; заявлять отводы; приносить жалобы на действия и решения лица, производящего дознание, следователя, прокурора; участвовать при рассмотрении судьей жалоб.

Свидетель может быть допрошен о любых обстоятельствах, подлежащих установлению по данному делу, в том числе о личности обвиняемого, потерпевшего и о своих взаимоотношениях с ними. Не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности (ст. 74 УПК). Дача показаний — обязанность свидетеля. В случае неявки на допрос без уважительной причины свидетель может быть подвергнут приводу. За отказ или уклонение от дачи показаний свидетель несет уголовную ответственность. Аналогичные правила установлены и для допроса потерпевшего. Порядок вызова и допроса свидетеля и потерпевшего регламентирован в главе 12 УПК.

По выполнении неотложных следственных действий таможенный орган, не ожидая указаний прокурора и окончания срока производства дознания, который не должен превышать 10 суток со дня возбуждения уголовного дела, передает дело следователю. После передачи дела таможенный орган может производить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, таможенный орган продолжает принимать оперативно-розыскные меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах.

Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов регламентируется ст. 224-226 Таможенного кодекса и Федеральным законом России «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года.

Статья 224 ТК устанавливает, что таможенные органы РФ осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое российским законодательством преступлением, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов РФ, а также при запросах международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ по таможенным вопросам. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов (ОРД) — это вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями таможенных органов в пределах их компетенции путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств. ОРД базируется на принципах законности, уважения прав и свобод личности, конспирации, сочетания гласных и негласных начал. Должностным лицам таможенных органов, осуществляющим ОРД, запрещается действовать в интересах какой-либо политической партии, общественного объединения или религиозной организации, а также принимать негласное участие в работе органов представительной или судебной власти. Основаниями для проведения ОРД являются: наличие возбужденного уголовного дела; информация о противоправном деянии, о лицах, скрывающихся от следствия, суда или уклоняющихся от уголовного наказания; поручение следователя, указания прокурора или определение суда; запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств.

В соответствии со ст. 15 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» таможенные органы, осуществляющие ОРД, имеют право: 1) проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия (опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочные закупки, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных и иных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент); 2) сотрудничать с лицами, изъявившими желание содействовать органам, осуществляющим ОРД; 3) использовать в ходе оперативно-розыскных мероприятий служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства, иное имущество частных лиц; 4) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств таможенных органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, сотрудничающих с этими органами на конфиденциальной основе; 5) создавать предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения оперативно-розыскных задач; 6) использовать компьютерные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, а также другие технические средства, необходимые им для достижения поставленных перед ними целей.

Таможенные органы, осуществляющие ОРД, обязаны: 1) принимать меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства; 2) исполнять письменные поручения органов дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий; 3) выполнять на основе договоров о правовой помощи запросы соответствующих международных правоохранительных организаций (например, Интерпола) и правоохранительных органов иностранных государств; 4) соблюдать правила конспирации и др.

Результаты оперативно-розыскной деятельности используются для подготовки и осуществления следственных действий и проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших. Эти результаты могут служить поводом для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться по уголовным делам в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Лицо, полагающее, что действия таможенного органа, осуществляющего ОРД, привели к нарушению его прав и свобод, может обжаловать эти действия в вышестоящий орган, прокурору или в суд. Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана, вправе истребовать от таможенного органа, осуществляющего ОРД, сведения о полученной о нем информации, в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих разглашение государственной тайны. При отказе предоставить вышеуказанные сведения лицо такой отказ может обжаловать в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на орган, осуществляющий ОРД. В случае, если будет установлен факт нарушения должностным лицом таможенного органа, осуществляющим ОРД, прав и законных интересов физических и юридических лиц, вышестоящий орган, прокурор либо судья обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда.

Функция производства и рассмотрения дел о нарушении таможенных правил представляет собой регламентированную законом административно-процессуальную деятельность таможенных органов РФ и их должностных лиц по заведению, производству, рассмотрению и разрешению дел о нарушениях таможенных правил. Эта деятельность выражается в определенных таможенно-процессуальных отношениях, обязательным участником которых является уполномоченное должностное лицо таможенного органа. Такая деятельность не всегда связана с наложением и исполнением взысканий за нарушения таможенных правил. В ходе рассмотрения дела производство по нему может быть прекращено в связи с истечением сроков наложения взыскания или по другим основаниям (ст. 291 ТК), либо должностное лицо таможенного органа, рассматривающее дело, может освободить нарушителя от ответственности в связи с малозначительностью совершенного им нарушения таможенных правил (ст. 240 ТК). Поэтому о таможенном процессе правильно говорить как о деятельности по рассмотрению и разрешению дел о нарушениях таможенных правил. Основными задачами такой деятельности являются: справедливое рассмотрение дела и обеспечение правильного применения материальных и процессуальных норм таможенного законодательства, а также предупреждение новых правонарушений в сфере таможенного дела.

Таможенно-процессуальная деятельность слагается из системы связанных между собой процессуальных действий. Вся система процессуальных действий и каждое отдельное действие производятся в предусмотренном законом процессуальном порядке, обязательном для всех участников таможенного процесса. Процесс правоприменения по делам о нарушениях таможенных правил состоит из совокупности стадий, сменяющих одна другую в строгой последовательности. ТК выделяет следующие стадии таможенного процесса: во-первых, возбуждение дела и производство по делу о нарушении таможенных правил (данная стадия в ТК именуется как производство по делу о нарушении таможенных правил), во-вторых, рассмотрение дела о нарушении таможенных правил, в-третьих, обжалование (опротестование) постановления таможенного органа по делу о нарушении таможенных правил, в-четвертых, исполнение постановления таможенного органа о наложении взыскания за нарушение таможенных правил. На первой стадии выявляются факт и обстоятельства совершения правонарушения, данные о лице, его совершившем, собираются доказательства по делу. На второй — компетентный таможенный орган рассматривает дело и выносит постановление по делу о нарушении таможенных правил. На третьей (факультативной) стадии вышестоящий таможенный орган пересматривает постановление по делу в связи с жалобой лица, в отношении которого вынесено постановление, его адвоката или представителя, либо в связи с протестом прокурора, либо в порядке контроля за соблюдением законности должностными лицами таможенных органов. Четвертая стадия — исполнение постановления о наложении взыскания — начинается либо после истечения срока на обжалование, либо после рассмотрения жалобы или протеста и оставления их без удовлетворения.