Борьба таможенных органов с преступлениями — одна из важнейших задач, стоящих перед ними.
Дознание — одна из форм предварительного расследования преступлений (наряду с предварительным следствием).
Предварительное расследование представляет собой деятельность органов дознания и следователя по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для дела.
Дознание отличается от предварительного следствия по органам, их осуществляющим, по объему прав участников процесса, по срокам процессуальной деятельности, выполняемой этими органами. Согласно УПК РСФСР органами дознания являются: а) милиция; б)командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений; в) органы государственной безопасности; г) начальники исправительно-трудовых учреждений, следственных изоляторов, лечебно-трудовых профилакториев и воспитательно-трудовых профилакториев; д) органы государственного пожарного надзора; е) оперативные органы системы Федеральной пограничной службы РФ; ж) капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой; з) Главное управление налоговых расследований и соответствующие подразделения налоговых расследований; и) таможенные органы РФ.
Закон различает два вида дознания: дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно, и по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.
В первом случае дознание включает возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий для установления и закрепления следов преступления (осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей). Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора. Не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан передать его следователю по подследственности.
Во втором случае дело расследуется полностью, органом дознания предпринимаются все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Срок дознания, по общему правилу, не может превышать одного месяца со дня возбуждения, включая в этот срок составление обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела.
Этот срок может быть продлен прокурором, непосредственно осуществляющим надзор, но не более чем на один месяц, а в исключительных случаях и на больший срок.
В соответствии с действующим законодательством таможенные органы Российской Федерации производят дознание по делам, отнесенным к их компетенции, в частности, контрабанде (ст. 188 УК РФ); незаконном экспорте технологий, научной информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ); невозвращения на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ); невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ); уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ), и только по этой статье таможенными органами производится дознание, по которому предварительное следствие не обязательно.
Дознание в системе таможенных органов осуществляют: Государственный таможенный комитет РФ в лице Регионального таможенного управления по борьбе с таможенными правонарушениями (РТУ по БТП), региональные таможенные управления (РТУ), оперативные таможни и таможни.
Непосредственно дознание проводят должностные лица этих подразделений по поручению начальника соответствующего таможенного органа. Все выносимые дознавателем постановления утверждаются начальником соответствующего таможенного органа или лицом, его замещающим. Начальники таможенных органов несут ответственность наряду с дознавателем за обоснованность возбуждения уголовного дела, качество проведенных следственных действий, соблюдение сроков дознания, своевременность и законность задержания подозреваемого.
Возбуждение уголовного дела — самостоятельная стадия уголовного процесса. При изучении дознания, производимого таможенными органами, следует различать поводы и основания к возбуждению уголовного дела.
Поводами к возбуждению уголовного дела являются:
1) непосредственное обнаружение органом дознания признаков преступления;
2) заявления и письма граждан;
3) сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц о преступлениях;
4) сообщения общественных организаций о преступлениях;
5) статьи, заметки и письма о преступлениях, опубликованные в печати;
6) явка с повинной.
Чаще всего поводом к возбуждению уголовного дела служат сведения о совершенном нарушении, которыми располагают таможенные органы. Такие сведения, как правило, получают в ходе осуществления таможенного контроля, при досмотре транспорта, грузов, личном досмотре, при проверке документов.
Также таможенный орган как орган дознания обязан принимать заявления и сообщения о совершенном или подготавливаемом преступлении в сфере таможенного дела не только от сотрудников таможенных органов. Принимая устное заявление, сотрудник таможенного органа заносит его в протокол, который подписывает заявитель и должностное лицо таможенного органа, принявшее заявление.
Сообщения учреждений, предприятий, организаций и должностных лиц должны быть сделаны в письменной форме. Письменное заявление подписывается лицом, от которого оно исходит.
После получения сообщения должностное лицо таможенного органа в трехдневный срок проводит проверку. В исключительных случаях срок проверки может быть продлен до 10 дней. После проведения проверки начальник таможенного органа или его заместитель обязаны принять одно из следующих решений:
а) о возбуждении уголовного дела;
б) об отказе в возбуждении уголовного дела (выносится мотивированное постановление, о чем уведомляется лицо, предприятие, учреждение, организация, от которых поступило заявление или сообщение, и разъясняется их право на обжалование этого постановления);
в) о передаче протокола и других материалов о преступлении по подследственности (если в поступившем заявлении содержатся сведения о преступлении, не подлежат расследованию дознавателями таможенных органов).
Эти и другие положения конкретизируются в приказах, указаниях и письмах Государственного таможенного комитета РФ.
Основанием к возбуждению уголовного дела являются достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Проблема оснований к возбуждению уголовных дел таможенными органами требует более полного и тщательного изучения с учетом квалификационных признаков конкретного преступления.
Кроме того до возбуждения уголовного дела возможно проведение оперативно-розыскных мероприятий.
В случае обнаружения признаков преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции тамо-
женных органов, начальник таможенного органа или его заместитель сообщают данные прокурору или органам предварительного следствия'.
Постановление о возбуждении уголовного дела выносит дознаватель и утверждает начальник органа дознания. В нем указываются время и место его вынесения, должность, звание, фамилия лица, вынесшего постановление, повод и основание к возбуждению уголовного дела, статья уголовного законодательства. Кроме того, в постановлении о возбуждении уголовного дела указывается, кому поручается производство дознания (начальнику таможенного органа, как органа дознания, одному или нескольким дознавателям).
Дознаватель, которому поручено производство дознания, выносит постановление о принятии дела к своему производству.
По возбужденному уголовному делу орган дознания, на основании уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия, направленные на обнаружение, закрепление, передачу и использование следов преступления.
Перечень неотложных следственных действий уже, чем следственные действия вообще. К ним относятся: следственный осмотр, освидетельствование, обыск, выемка, допрос свидетелей, потерпевших, задержание. Рассмотрим следственные действия, наиболее характерные при производстве дознания таможенными органами. К ним, кроме неотложных следственных действий, относится и экспертиза.
Исследование практической
деятельности таможенных органов как органов дознания выявило, что при производстве
следственных действий нередки следующие существенные недостатки2:
следственные действия вообще не проводятся, хотя необходимость их проведения вытекает из анализа сложившейся ситуации (отмечено в 22% случаев по изученным уголовным делам);
несвоевременность проведения следственных действий (отмечено в 32% случаев);
их низкая результативность ввиду неприменения технике- криминалистических средств и методов, тактических приемов, специальных познаний и т.д. (отмечено в 68% случаев);
изъятые вещественные доказательства направляются на экспертные исследования (отмечено в 11% случаев).
Рассмотрим некоторые процессуальные, тактические, организационные, психологические и этические особенности указанных следственных действий.
Осмотр — следственное действие, проводимое для непосредственного обнаружения и исследования объектов, имеющих значение для дела, их признаков, свойств, состояния и взаиморасположения. Следственный осмотр осуществляется лицом, производящим дознание, в целях обнаружения следов преступления и других вещественных доказательств, выяснения обстановки и механизма происшествия, установления личности виновного и иных обстоятельств.
Различают следующие виды осмотра: осмотр места происшествия (места преступления), осмотр предметов, осмотр документов, осмотр трупа, осмотр животных, осмотр транспортных средств, осмотр помещений и участков местности, не являющихся местом происшествия, но связанных с делом.
Осмотр производится в присутствии понятых. Дознава-тель вправе привлечь к участию в осмотре обвиняемого, подозреваемого, свидетеля, потерпевшего. В необходимых случаях могут привлекаться специалисты: судебный медик, криминалист, автотехник и др.
Ход и результаты осмотра фиксируются в установленном законом порядке (протокол, схемы, планы, применяются фото-и киносъемка, видеозапись). При производстве осмотра должны строго соблюдаться требования закона (ст. 178, 179, 180, 182 УПК РСФСР).
К общим положениям тактики осмотра относится: а) неотложность; б) объективность, полнота и всесторонность; в)
активность; г) целеустремленность и плановость; д) использование специальных познаний и технико-криминалистических средств; е) соблюдение криминалистических правил обращения с исследуемыми объектами; ж) единое руководство следственным действием1.
Закон предусматривает возможность проведения осмотра места происшествия до возбуждения уголовного дела в случаях, не терпящих отлагательства, в целях получения необходимых оснований для принятия этого процессуального решения.
До прибытия на место происшествия дознаватель должен организовать его охрану, а по прибытии — выяснить, какие произошли изменения с момента обнаружения преступления.
Производство осмотра места происшествия в дипломатических представительствах и приравненных к ним помещениях законодательством не регламентировано. Согласно сложившейся практике, при осмотре места происшествия присутствуют представители МИД РФ и Управления по обслуживанию дипломатических представительств. Целесообразно также присутствие надзирающего прокурора, так как при производстве осмотра может возникнуть необходимость в проникновении в другие помещения, занимаемые дипломатическими представителями, осмотра предметов личного пользования, автомобилей и др.2
К основным недостаткам осмотра
места происшествия относятся: некачественное проведение следственного действия
в результате слабой профессиональной подготовленности участников следственно-оперативной
группы, ее неполного состава (в основном отсутствия специалиста), неприменения
технико-криминалистических средств и т.д. Нередки случаи процессуального
нарушения при изъятии доказательств. Они не описываются в протоколе осмотра
места происшествия.
Довольно типичен процессуальный недостаток, связанный с приглашением понятых. Для осмотра места происшествия на транспортных средствах в случае обнаружения предметов контрабанды в качестве понятых приглашаются проводники поездов, члены летного экипажа, пассажиры и т.д., которые нередко и являются контрабандистами 1.
Необходимость осмотра предметов как самостоятельного следственного действия возникает в следующих случаях: а) когда нет возможности с должной полнотой осмотреть предмет, обнаруженный в процессе проведения осмотра места происшествия из-за большого объема работы, условий, в которых проводится следственное действие (плохое освещение, сильный дождь, мороз и т.д.), отсутствия необходимых технико-криминалистических средств и т.д.; б) предметы изъяты при обыске и выемке; в) представлены свидетелями, потерпевшими, подозреваемыми, обвиняемыми и другими участниками процесса.
Независимо от того, осматривались ли предметы, изымаемые во время проведения следственных действий, или представленные участниками процесса, следователь вправе произвести их следственный осмотр, создав для этого максимально благоприятные условия. Результаты осмотра отражаются в самостоятельном протоколе.
Осмотр предметов состоит из трех этапов: подготовительного, рабочего и заключительного.
На подготовительном этапе готовятся технико-криминалистические средства, выбирается место осмотра. Как правило, это кабинет дознавателя, но может быть и другое помещение, например, лаборатория экспертно-криминалистическо-го подразделения.
К тактическим приемам, реализуемым
в рабочей стадии осмотра предмета, относятся: фиксация выявленных признаков
по определенной системе; обеспечение сохранности предмета и принятия мер,
препятствующих уничтожению выявленных признаков и оставлению своих следов.
Осматривая предмет, необходимо применять такие средства и приемы, которые не приводят к его изменению или утрате. Необходимо помнить, что он может быть в дальнейшем направлен на экспертное исследование. Поэтому следует строго соблюдать правила обращения с осматриваемыми объектами. Необходимо исключить также возможность оставления на предмете посторонних следов.
В процессе расследования преступлений органами дознания ГТК РФ приходится осматривать самые различные документы: удостоверяющие личность тех или иных лиц, транспортные, торговые, собственно таможенные, учредительные, иные.
На основании осмотра документов можно выдвинуть версии о широком круге обстоятельств расследуемого преступления: личности преступника, способе, времени и месте совершения преступления и т.д.
Тактическая рекомендация неотложности осмотра приобретает здесь особое значение, поскольку документы более, чем другие объекты подвержены изменению, легко могут быть уничтожены.
Как и другие виды осмотра, осмотр документов подразделяется на три этапа: подготовительный, рабочий, заключительный.
На начальном периоде рабочего этапа осмотра документа следователь должен получить общее представление о документе. При этом выясняется:
а) что из себя представляет документ, который осматривается;
б) у кого и где хранится данный документ;
в) внешний вид документа и его реквизиты;
г) происхождение документа, от кого поступил документ к адресату.
Содержание дальнейших действий следователя при осмотре документа зависит от того, какую предположительную роль этот документ может играть в деле: вещественного доказательства или средства удостоверения тех или иных фактов и обстоятельств. При осмотре документов — вещественных доказательств следователь доступными ему средствами решает вопрос о подлинности документа, изучая для этого содержание и форму документа, материал документа и его отдельные части: подписи, оттиски печатей и штампов. Для выявления признаков подделки применяются специальные приемы осмотра — под косым углом зрения или освещения, на просвет, через увеличительное стекло, в невидимых лучах спектра и т.п. Для повышения эффективности осмотра следователь в необходимых случаях может воспользоваться помощью специалиста (криминалиста, химика).
Рекомендуется следующая последовательность осмотра документов: а) уяснить назначение документа, а также соответствие оформляемой им операции или удостоверение факту; б) изучение его содержания, включая основной текст, надписи, резолюции, пометки; в) изучение реквизитов документа: бланка, оттисков печатей, штампов, наличие фотографий, подписей должностных лиц, даты, номера; г) изучение краев документа; д) изучение повреждений на лицевой и оборотной стороне документа; е) изучение следов подделки документа путем подчистки, травления, дописки или внесения новых записей, вклейки новых знаков, переклейки фотографий, подделки оттисков печатей и штампов, подделки подписей.
В процессе производства дознания таможенными органами производится осмотр транспортных средств, служащих средством перемещения промышленных и продовольственных товаров, людей, животных и т.д., приобретенных за рубежом и т.д. Целью осмотра является установление состояния транспортного средства, обнаружение предметов, скрытых во внутренних полостях, обнаружение специально оборудованных тайников, обнаружение следов преступления и соответственно следов преступника.
Осмотр транспортного средства
следует производить в определенной последовательности. При этом важное
значение приобретает знание дознавателем мест возможного устройства тайников1.
После осмотра автотранспортного средства осматривается передняя часть (бампер, номерной знак, облицовка радиатора, фары, крылья, капот, лобовое стекло, колеса и т.д.), боковые (двери и их ручки, стекла, стойки и т.д.), задняя (бампер, крышка багажника, номерной знак, рассеиватели задних фар, задние колеса и т.д.), крыша кабины (кузова), нижняя и внутренняя (салон), кабина. При осмотре нижней части обращают внимание на наличие отсоединяющихся деталей и частей, затем исследуют внешний вид узлов, которые могут оставить следы или на дорожном покрытии или при переезде через препятствие.
Осмотром внутреннего пространства фиксируют состояние ветрового стекла, боковых стекол, зеркала заднего вида, рулевого колеса и т.д.
В процессе осмотра с помощью специалиста осуществляется проверка технического состояния транспортного средства. При этом проверяется: состояние приводов рулевого управления, величина люфта рулевого колеса, отсутствие или наличие тяги в системе гидропривода тормозов, действие всех деталей, величина давления в шинах, состояние дверных замков, действие осветительных приборов и т.д.
Особый вид осмотра — освидетельствование, которое производится с целью установления на теле человека следов преступления, особых примет и иных признаков, свидетельствующих о связи его с событием преступления. Освидетельствованием можно установить, имеются ли на теле человека: а) особые приметы, какие именно и где; б) какие-либо повреждения и где; в) частицы тех или иных веществ, которые он мог унести с места происшествия или, наоборот, принести с него; г) данные, позволяющие судить о его профессиональной принадлежности.
О производстве освидетельствования дознаватель от своего имени составляет постановление, которое утверждается начальником органа.
Освидетельствование производится в присутствии понятых, а в необходимых случаях с участием врача. Освидетельствование может сопровождаться осмотром одежды и обуви освидетельствуемого.
Дознаватель не присутствует при освидетельствовании лица другого пола, если освидетельствование сопровождается обнажением этого лица. Освидетельствование в этом случае проводится врачом в присутствии понятых.
При освидетельствовании не допускаются действия, унижающие достоинство или опасные для здоровья освидетель-ствуемого лица (ст. 181 УПК РСФСР).
Значение освидетельствования особенно велико при расследовании контрабанды и неуплаты таможенных платежей, поскольку путем проведения данного следственного действия можно установить наличие контакта преступника с тем или иным объектом; выявить тайники и предметы контрабанды на теле, одежде, обуви, а также во внутренних полостях; установить употребление наркотических и психотропных веществ, а также состояние наркотического опьянения и т.д.
На подготовительном этапе следует решить следующие вопросы: а) провести мероприятия, направленные на установление личности освидетельствуемого; б) в необходимых случаях подготовить средства для доставки его на место проведения следственного действия; в) определить место и время проведения освидетельствования; г) подготовить необходимые технические средства; д) определить круг лиц, которые будут участвовать в освидетельствовании; е) исходя из сложившейся ситуации в соответствии с решаемой задачей наметить тактику проведения следственного действия.
Рабочий этап освидетельствования начинается с установления личности освидетельствуемого и объявления ему постановления, в котором указывается, кто подлежит освидетельствованию, в каких пределах и кем оно будет проведено, а также подчеркивается, что постановление обязательно для исполнения.
Следует выяснить, имеются ли у освидетельтсвуемого какие-либо ходатайства, и если они законные, то по возможности удовлетворить их.
Если подозреваемый (обвиняемый) заявит о своем нежелании быть освидетельствуемым, то его необходимо предупредить о возможности применения к нему принудительных мер.
О результатах освидетельствования составляется протокол по тем же правилам, что и протокол осмотра.
Для производства ОБЫСКА необходимо иметь достаточные основания полагать, что в помещении либо в другом месте или у какого-либо лица находятся предметы или документы, которые могут иметь значение для дела (ст. 168 УПК РСФСР).
Обыск — следственное действие, направленное на принудительное обследование личности, помещений, сооружений, участков местности, находящихся в ведении обыскиваемого лица и членов его семьи, или какой-либо организации, для отыскания и изъятия скрываемых объектов, имеющих значение для дела, а также для обнаружения разыскиваемого лица или трупа1.
Поскольку обыск связан с определенными ограничениями и нарушениями прав граждан, для его проведения требуется соблюдение установленных законом гарантий: мотивированное постановление лица, производящего дознание, и санкция прокурора (в надлежащих случаях — согласие или просьбы дипломатического представителя зарубежного государства). В исключительных случаях, не терпящих отлагательства, он может быть произведен без санкции, но с обязательным последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов.
При производстве обыска обязательно присутствие понятых. Также при обыске должно быть обеспечено присутствие лица, у которого проводится обыск, либо совершеннолетних членов его семьи. Если же их присутствие не возможно, то приглашаются представители жилищно-эксплуатационной организации или органа местного самоуправления.
Дознаватель обязан принять все необходимые меры к неразглашению обстоятельств интимной жизни обыскиваемого или других лиц, должен строго ограничиться изъятием предметов и документов, имеющих отношение к делу, а также запрещенных к обращению.
При подготовке к обыску необходимо
собрать всю возможную информацию о личности обыскиваемого, месте обыска,
искомых предметов, разработать тактический план обыска.
Производство обыска начинается с предъявления обыскиваемому постановления о производстве обыска и предложения добровольно выдать требуемые предметы и документы.
Закон допускает возможность проведения личного обыска (ст. 172 УПК РСФСР). Статья 172 УПК устанавливает основания, при которых личный обыск производится без вынесения о том отдельного постановления и без санкции прокурора. Это возможно: 1) при задержании и заключении под стражу; 2) при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится выемка или обыск, скрывает при себе предметы или документы, могущие иметь значение для дела. Личный обыск может проводится только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола. При личном обыске обследуется одежда, обувь, тело и носильные вещи обыскиваемого. Нередко личному обыску предшествует личный досмотр. Однако это не является основанием для исключения обыска.
При производстве личного обыска должны быть обеспечены безопасность и здоровье обыскиваемого и его достоинство. В необходимых случаях может быть приглашен врач.
О результатах обыска составляется протокол, который должен содержать подробное описание всего обнаруженного и изъятого при обыске. Протокол подписывается понятыми, копия его вручается лицу, у которого был произведен обыск, членам его семьи или представителям местной администрации.
Выемка — следственное действие, состоящее в изъятии предметов и документов, имеющих значение для дела, когда точно установлено, у кого и где именно они находятся (ст. 167 УПК РСФСР).
Процессуальным основанием для производства выемки является мотивированное постановление лица, производящего дознание. Фактическим основанием для производства выемки является убежденность следователя, лица, производящего дознание, что конкретно-определенные предметы или документы находятся у определенного лица и в определенном месте.
Выемка почтово-телеграфной корреспонденции, а также документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной, производится только с санкции прокурора и в порядке, согласованном с руководителем соответствующего учреждения.
При отказе выдать требуемые предметы или документы, выемка может быть осуществлена принудительно.
Производство как выемки, так и обыска в ночное время не допускается, кроме случаев, не терпящих отлагательства.
В необходимых случаях для проведения выемки может быть вызван специалист.
О результатах выемки составляется протокол, копия которого вручается лицу, у которого была произведена выемка.
Таможне как органу дознания предоставлено право задержания подозреваемого в совершении преступления.
Задержание — кратковременная мера принуждения, применяемая к лицу, подозреваемому в совершении преступления, — с целью выяснения причастности задержанного к преступлению и решению вопроса о возможном заключении под стражу.
Как самостоятельное процессуальное действие, проводимое в отношении конкретного лица, задержание в порядке ст. 122 УПК РСФСР возможно, если:
лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
очевидцы прямо укажут на него, как на лицо, совершившее преступление;
на подозреваемом, или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
Срок задержания не может превышать 72 часов.
По каждому факту задержания дознаватель составляет протокол, который утверждается начальником таможенного органа. Далее дознаватель обязан в течение 24 часов сообщить прокурору о задержании, а в течение 48 часов с момента получения извещения дать санкцию на заключение под стражу либо освободить задержанного.
По сравнению с другими следственными
действиями задержание содержит больший фактор риска1. Это и
реальная опасность для жизни и здоровья участников, окружающих лиц; быстрая
смена ситуации; высокая степень ответственности принимаемых решений; необходимость
быстрого принятия решений в условиях дефицита времени и т.д.
Особые требования предъявляются к руководителю следственно-оперативной группы: наличие организаторских и коммуникативных способностей, умение быстро оценивать сложившуюся ситуацию и принимать оптимальные решения и т.д.
В процессе подготовки к задержанию важное значение приобретает подбор участников следственно-оперативной группы, их инструктаж, оснащение средствами оперативной, криминалистической и иной техники, оружием, специальными средствами, имеющимися на вооружении таможенных органов (наручники, резиновые палки, слезоточивые газы и т.д.), рациями.
К общим положениям тактики задержания относится:
внезапность задержания;
применение отвлекающих моментов;
психологическое воздействие на преступников;
максимальное использование имеющихся сил и средств.
Порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступления, регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»1.
Допрос — процессуальное действие, сущность которого заключается в получении показаний (информации), имеющей значение для дела. Это самый распространенный способ получения доказательств о событии преступления.
Различают допрос подозреваемого (обвиняемого), свидетеля, потерпевшего.
Вызов и допрос подозреваемого производится в соответствии со ст. 145-147, 150-152 УПК РСФСР. Если подозреваемый находится на свободе, он вызывается на допрос повесткой, которая вручается под расписку. В случае неявки без уважительной причины он может быть доставлен приводом.
Перед допросом подозреваемому объявляется, в каком преступлении он подозревается, разъясняются его права: право на защиту, право знать, в чем он подозревается, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, заявлять отводы, приносить жалобы на действия и решения лица, производящего дознание (ст. 52 УПК РСФСР).
В соответствии с уголовно-процессуальным законом доз-наватель обязан допросить обвиняемого немедленно после предъявления ему обвинения. Допрос обвиняемого не может производится в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательства.
При производстве дознания таможенными органами защитник может участвовать при допросе обвиняемого лишь в том случае, если подозреваемый задерживается в порядке ст. 122 УПК РСФСР, так как все дела, за исключением дел об уклонении от таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, после завершения дознания передаются следователю для проведения дальнейшего следствия и предъявления обвинения.
Допрос свидетелей производится по правилам, определенным гл. 12 УПК РСФСР. Очевидцами преступления могут быть как граждане, так и сотрудники таможни, поскольку наиболее часто обнаружение преступления происходит именно ими.
Соблюдение требований процессуального закона в связи с допросом свидетелей, потерпевших заключаются в следующем:
не могут быть допрошены в качестве свидетеля: защитник обвиняемого (об обстоятельствах дела, которые стали ему известны в связи с выполнением обязанностей защитника), лицо, которое в силу своих физических или психических недостатков не способно правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания; адвокаты, представитель профессионального союза или другой общественной организации — об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением ими обязанностей представителя (ст. 72 УПК РСФСР), священник по обстоятельствам, которые стали известны из исповеди граж-
данина (ч. 2 ст. 13 Закона РСФСР «О свободе вероисповедания»)1;
в соответствии со ст. 36 «Декларации прав и свобод человека и гражданина» никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется законом2;
при допросе свидетелей, потерпевших в возрасте до 14 лет, а по усмотрению следователя при допросе названных лиц от 14 до 16 лет — вызывается педагог. В случае необходимости вызываются также законные представители несовершеннолетнего или его близкие родственники.
Перед началом допроса этим лицам разъясняются их права и обязанности. С разрешения следователя они могут задавать вопросы свидетелю или потерпевшему. Следователь вправе отвести заданный вопрос, однако отведенный вопрос Должен быть занесен в протокол. Лица, присутствующие при допросе несовершеннолетних свидетеля или потерпевшего, после прочтения протокола вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол, просить об уточнении или дополнении записи показаний.
Свидетели и потерпевшие, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, не предупреждаются об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний (ст. 158 УПК РСФСР).
О каждом допросе дознавателем составляется протокол.
К общим положениям тактики допроса относятся: неотложность; активность, заключающаяся в инициативности ведения допроса дознавателем; целеустремленность; объективность и полнота; учет биологических, социальных и психологических особенностей личности допрашиваемого.
Подготовка к допросу включает: а) собирание данных, относящихся к предмету допроса и к личности допрашиваемого; б) тактическое обеспечение допроса — его планирование; в) подготовка доказательств, которые, возможно, потребуется предъявить; г) выбор момента, места допроса, способа вызова на допрос; д) техническое обеспечение допроса.
Учет свойств личности свидетеля, потерпевшего чрезвычайно важен при установлении психологического контакта с ними.
Как правило, допрос свидетелей, потерпевших осуществляется в условиях бесконфликтной ситуации.
В современных условиях борьбы с преступностью, особенно с ее организованными формами, остро стоит проблема обеспечения личной безопасности свидетелей, потерпевших. Поэтому необходимо продумать действия, предусматривающие согласование с указанными лицами места и времени их допроса; предупредить лиц, присутствующих при производстве следственных действий в соответствии со ст. 139 УПК РСФСР о недопустимости разглашения данных предварительного следствия, в том числе и о личности свидетелей, потерпевших; избрать более строгую меру пресечения в отношении обвиняемых, подозреваемых, оказывающих воздействие на свидетелей и потерпевших; не указывать в протоколах допроса (ст. 141 УПК РСФСР) адреса, номера телефонов, а также сведения о месте работы или учебы допрашиваемых; вручить подсудимому (ст. 237 УПК РСФСР) только копии обвинительного заключения, без списка лиц, подлежащих вызову в зал судебного заседания.
Экспертиза — это понятие исследований, проводимых в соответствии с уголовно-процессуальным или гражданско-процессуальным законом лицом, обладающим специальными познаниями в науке, технике, искусстве, ремесле, в целях установления обстоятельств (фактических данных), имеющих значение для дела.
О назначении экспертизы дознавателем выносится постановление (определение), в котором указываются объекты, подлежащие экспертному исследованию, формулируется задание (вопросы) эксперту и указывается, кому поручается производство экспертизы (экспертному учреждению или конкретному сведущему лицу). Постановление (определение) является основанием для производства экспертизы.
В системе ГТК России имеется сеть таможенных лабораторий. В 1991 г. была создана Центральная таможенная лаборатория (ЦТЛ) — главное экспертно-исследовательское учреждение. Постепенно таможенные лаборатории стали создаваться и в других регионах. В настоящее время помимо ЦТЛ имеется 9 региональных таможенных лабораторий, которые вносят существенный вклад в борьбу с таможенными правонарушениями, решая следующие вопросы в процессе производства экспертиз: классификация товаров согласно ТН ВЭД; оценка рыночной стоимости товаров исходя из качественных показателей (марки, сорта, вида, натуральности и др.); исследование оттисков печатей, штампов; подлинности акцизных марок; соответствия товаров установленным требованиям к их безопасности (за исключением микробиологических показателей); установления химического состава товаров (вещества); установления попадания товаров под условия лицензирования экспорта (двойное применение, особый порядок некоторых наименований товаров и др.); идентификация наркотических средств и СДЯВ; возможность реализации и определения потребительской стоимости обращенных в федеральную собственность товаров; определение страны происхождения товаров; определение норм выхода продукции и их идентификация; идентификация одноразруша-ющих веществ1.
Деятельность таможенных лабораторий
регламентируется ведомственными нормативными актами: Приказом ГТК РФ №264
от 25 июня 1993 г. «Об утверждении нормативно-методических документов,
принятых коллегией по вопросу «О программе развития таможенных лабораторий
ГТК России»», приказом ГТК РФ №426 от 10 июля 1996 г. «Об утверждении Положения
о ЦТЛ и Общего положения о таможенной лаборатории». Кроме того, ГТК РФ
разослал письма, разъясняющие положения указанных приказов: № 03-149/17414
от 7 декабря 1995 г. «О некоторых вопросах по применению приказа ГТК РФ
№ 264 от 25 июня 1993 г.», № 11-17/2149 от 30 августа 1996 г. «О некоторых
вопросах, касающихся применения приказа ГТК Российской Федерации», №426
от 10 августа 1996 г. «Об утверждении Положения о ЦТЛ и Общего положения
о таможенных лабораториях», письмо УБТП ГТК РФ № УБТП-11-17/826 от 27 марта
1996 г. «Об экспертных возможностях таможенных лабораторий», которым объявляется
перечень действующих таможенных лабораторий и сведения об их экспертных
возможностях.
К элементам тактики назначения судебных экспертиз относят подготовку материалов для проведения экспертизы, выбор времени проведения, экспертного учреждения или эксперта, постановку вопросов перед экспертом, оценку заключения эксперта.
К объектам направляемых на экспертизу относятся следы, собранные в процессе производства дознания и проведения таможенных расследований, сведения о рассматриваемых объектах, материалы уголовных дел, образцы для сравнительного исследования.
Специфика таможенного дела состоит в том, что перемещение через таможенную границу — одна из форм внешнеэкономической деятельности и совершается в значительной мере гражданами-предпринимателями и юридическими лицами.
Поэтому расследование таможенных преступлений может потребовать проверки финансовых операций и счетов в банках и в иных коммерческих организациях у лиц, привлеченных к уголовной ответственности. Проверка финансово-хозяйственной деятельности возможна и в связи с нарушением таможенных правил. Возникает вопрос, не противоречат ли подобные проверки обеспечению банковской тайны? Закон «О банках и банковской деятельности» обязывает банки и другие кредитные организации хранить тайну об операциях, счетах и вкладах их клиентов.
Справки по операциям и счетам
физических лиц, юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, выдаются таможенным органам
в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.
Если же имеется согласие прокурора, то такие сведения могут быть выданы
органам, проводящим расследование по уголовным делам1 , в том
числе и таможенным.
Но возникает другой вопрос, может ли таможенный орган, проводя дознание, наложить арест на денежные средства и иные ценности, находящиеся на счетах, вкладах или на хранении и кредитных организациях? Закон «О банках и банковской деятельности» решает этот вопрос однозначно: арест может быть наложен как судом или Арбитражным Судом, судьей, а также по постановлению органа предварительного следствия при наличии санкции прокурора. Таким образом таможенный орган не может наложить арест на денежные средства, поскольку не является органом предварительного следствия. Как известно, предварительное расследование включает дознание и предварительное следствие. Поэтому подобные действия входят в компетенцию следователя.
Если обратиться к нормам уголовного процесса, то они также не предусматривают возможность наложения ареста на имущество (в том числе и денежные средства) органами дознания.
Основания и порядок наложения
ареста на имущество определены ст. 175 УПК РСФСР. Наложение ареста производится
в целях обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества.
Такое право, в соответствии со ст. 175 УПК РСФСР, принадлежит только следователю.
Статья 119 УПК РСФСР также не предусматривает наложение ареста на имущество
в перечне неотложных следственных действий. Однако на практике таможенный
орган, проводя дознание, в случае необходимости не только проверяет наличие
вкладов на счетах банков, но и производит наложение на них ареста. Признание
за органом дознания такого права обосновывается, например, ссылкой на Закон
СССР от 12 июня 1990 г. «О внесении изменений и дополнений в Основы уголовного
судопроизводства Союза ССР и союзных республик», которым наложение ареста
на имущество внесено в перечень неотложных следственных действий. В ст.
119 УПК РСФСР указанное дополнение не внесено. Однако, по распространенному
мнению, в соответствии с Законом РСФСР от 24 октября 1990 г. (ст. 4) данная
норма подлежит применению1 .
Статья 4 Закона РСФСР «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» устанавливает, что акты органов СССР, изданные до принятия этого закона, действуют на территории РСФСР, если они не приостановлены законодательным органом или Правительством РСФСР. Вряд ли ссылка на закон от 24 октября 1990 г. может служить исчерпывающей аргументацией для включения в перечень неотложных следственных действий дополнительного действия, не предусмотренного действующим российским законодательством. После принятия Закона «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» в УПК РСФСР неоднократно вносились изменения и дополнения, однако установленный исчерпывающий перечень неотложных следственных действий остался неизменным.
Вместе с тем при нарушении таможенных правил, т.е. совершении правонарушения, представляющего меньшую общественную опасность, чем преступление, таможенным органам предоставлено право наложения ареста на товары, транспортные средства и иное имущество лица, привлеченного к ответственности. При наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах в банках и иных кредитных учреждениях, производство каких-либо операций по таким счетам прекращается (ст. 340 ТК РФ). Специфика внешнеэкономической деятельности, характер совершаемых действий при таможенных преступлениях и необходимость обеспечения в дальнейшем возможной конфискации обусловливает необходимость наложения ареста на имущество, в том числе и денежные вклады, в оперативном порядке, до передачи дела следователю. Поэтому в ст. 175 УПК РСФСР необходимо внести соответствующее дополнение, придав таким образом законный порядок сложившейся практике.
Статья 48 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину право на получение квалифицированной юридической помощи. Каждый задержанный имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания (ч.2 ст. 48 Конституции РФ).
Согласно уголовно-процессуальному законодательству, при производстве дознания таможенными органами защитник может участвовать лишь в единственном случае: если подозреваемый задерживался в порядке ст. 122 УПК РСФСР.
Подозреваемый (обвиняемый) вправе назвать избранного им для защиты своих интересов конкретного защитника. В случае невозможности явки именно этого защитника по истечении 24 час. задержания или заключения под стражу подозреваемый (обвиняемый) обеспечивается другим защитником.
При проведении дознания защитником может быть только адвокат (т.е. член коллегии адвокатов, работающий в юридической консультации), а также представитель общественной организации, в которой работает лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело (ст. 47 УПК РСФСР).
С момента допущения к участию в деле защитник вправе: участвовать в допросе подозреваемого или обвиняемого, а также в иных следственных действиях, производимых с их участием; знакомиться с протоколом задержания и постановлением о привлечении в качестве обвиняемого, а по окончании дознания — со всеми материалами дела и выписывать из него необходимые сведения; представлять доказательства; заявлять отводы; приносить жалобы на действия и решения лица, производящего дознание.
Защитник не вправе отказаться от принятой на себя защиты подозреваемого или обвиняемого.
Таможенные органы как органы дознания правомочны привлекать в качестве обвиняемого только по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 194 («Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица»), так как по этим преступлениям не обязательно проведение предварительного следствия и расследование производится в форме дознания.
После установления события преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, получения фактических данных, свидетельствующих о виновности конкретного лица в совершении указанного преступления, отсутствия обстоятельств, устраняющих его уголовную ответственность, дознаватель привлекает это лицо в качестве обвиняемого, о чем выносит мотивированное постановление о привлечении конкретного лица в качестве обвиняемого. Это постановление утверждается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим.
В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого должны быть указаны: время и место его составления; кем составлено постановление; фамилия, имя, отчество привлекаемого в качестве обвиняемого; преступление, в совершении которого обвиняется данное лицо, место, время и другие обстоятельства совершения преступления; уголовный закон, предусматривающий ответственность за данное преступление.^. 144 УПК РСФСР).
Предъявление обвинения должно последовать не позднее 2 суток с момента вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого. В случае неявки подозреваемого без уважительной причины по вызову дознавателя он может быть доставлен приводом. В случае если имеет место привод, предъявление обвинительного заключения происходит в день привода.
Если не известно место пребывания обвиняемого или он не явился по вызову дознавателя, обвинение может быть предъявлено по истечении 2 суток.
О том, что предъявление обвинения выполнено, указывают подписи обвиняемого и дознавателя на постановлении о привлечении в качестве обвиняемого с указанием времени предъявления обвинения. В случае отказа обвиняемого от подписи, дознаватель удостоверяет на постановлении, что обвиняемому текст постановления объявлен.
При предъявлении обвинения дознаватель обязан разъяснить обвиняемому его права, о чем делается отметка на постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, которая удостоверяется подписью обвиняемого.
Согласно ст. 150 УПК РСФСР немедленно после предъявления обвинения дознаватель обязан допросить обвиняемого. Эта же статья определяет порядок производства допроса и его фиксации.
По окончании дознания по ст. 188, 189, 190, 193 УК РФ, дознаватель таможенных органов составляет постановление о передаче уголовного дела следователю.
В постановлении должны быть кратко изложены обстоятельства дела. Выносится постановление дознавателем и утверждается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим. Таможенный орган не вправе приостановить и прекратить уголовное дело об указанных выше преступлениях. При передаче дела все документы должны быть подшиты, пронумерованы и занесены в опись.
После передачи дела следователю таможенный орган как орган дознания может производить следственные действия по этому делу только по поручению следователя.
Дела о контрабанде расследуются следователями органов внутренних дел, прокуратуры, органов Федеральной службы безопасности РФ.
Преступления, связанные с незаконным экспортом технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ), а также невозвращением на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ), расследуются следователями ФСБ. Дела о невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте передаются таможенными органами следователям органов внутренних дел 1.
По окончании дознания по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 194 УК РФ, по которым предварительное следствие не обязательно, дознаватель таможенного органа, признав собранные доказательства достаточными для составления обвинительного заключения, знакомит обвиняемого, а в необходимых случаях и его защитника, со всеми материалами дела, рассматривает ходатайства обвиняемого и его защитника о производстве следственных действий, истребовании и приобщении к делу доказательств и по всем иным вопросам, имеющим значение для дела (ст. 199, 201, 202, 203, 204 УПК РСФСР).
Далее, руководствуясь уголовно-процессуальным законом, дознаватель таможенного органа составляет обвинительное заключение — процессуальный акт, завершающий дознание и формирующий его итоги, на основании которого обвиняемый подлежит преданию суду.
После составления обвинительного заключения все материалы дознания представляются прокурору на утверждение. Прокурор утверждает обвинительное заключение либо прекращает его по основаниям, предусмотренным законом.
Прокурор вправе возвратить дело органу дознания со своими письменными указаниями для производства дополнительного дознания либо вернуть дело органу дознания для пересоставления обвинительного заключения, либо вправе самостоятельно составить новое обвинительное заключение.
После утверждения или составления
обвинительного заключения прокурором уголовное дело направляется в суд.