ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

1. Понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности

Согласно определению, данному в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченными на то настоящим Федеральным законом (далее органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Цель оперативно-розыскной деятельности — обеспечение безопасности личности, общества и государства (разных, но взаимосвязанных объектов защиты).

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) — это деятельность специальная, направленная на достижение специальной цели. Заниматься ею могут исключительно лишь органы на то уполномоченные, и не органы в целом, а лишь специ-

альные (оперативные) подразделения этих органов (они перечислены в ст. 13 Закона).

Из формулировок задач, изложенных в ст.2 Закона, и принципов (см. ст.З) ясно, что оперативно-розыскная деятельность — это деятельность особого рода, специфическая, кардинально отличающаяся от других тем, что основывается на принципе конспирации, на использовании негласных (т.е. тайных) методов и средств.

Конспиративность — важнейшее и неукоснительное правило оперативно-розыскной деятельности, являющейся главным инструментом борьбы с тщательно скрываемыми, заблаговременно подготавливаемыми, неочевидными преступлениями. Тайным способам совершения преступления противопоставляется адекватная тайная методика противодействия. Это во-первых.

Во-вторых, конспиративность позволяет избежать необоснованной или преждевременной компроментации подозреваемых лиц.

В-третьих, она создает благоприятные условия для обеспечения безопасности лиц, привлеченных к участию в оперативно-розыскной деятельности.

Оперативно-розыскная деятельность включает различные виды деятельности, основном из которых является информационная деятельность. Информационный аспект имеет большое значение. Ибо работа с информацией, работа над информацией, работа с источниками информации составляют главное ее содержание.

Работа с конфидентами (секретными источниками) направлена на добывание: упреждающей информации об устремлениях преступников и признаках возможных посягательств на интересы безопасности защищаемых объектов (выявление); ориентирующей информации о признаках и фактах подготавливаемого или совершаемого посягательства и предотвращение ее вредных последствий (выявление и предупреждение); конкретной фактической информации о состоявшемся преступлении, способствующей его раскрытию и привлечению виновных лиц к ответственности (пресечению).

Специальные технические устройства и криминалистические средства используются для уточнения и перепроверки до-

бытой и получения дополнительной информации. Полученная информация подвергается непрерывной обработке, анализируется и используется в процессе раскрытия механизма преступления и розыска конкретных его участников.

Процесс добывания упреждающей и ориентирующей информации (выявление и предупреждение) носит относительно неконкретный, разведывательно-поисковый характер. Добывание фактической информации о состоявшемся преступлении, раскрывающей его механизм, осуществляется в ходе более ориентированного, «прицельного» розыска конкретных участников и изобличающих их (уликовых) материалов. То есть, оперативно-розыскная деятельность — это и разведывательно-поисковая, и «прицельно»-розыскная деятельность одновременно.

С правовой точки зрения действия сотрудников оперативных подразделений таможенных органов, основываясь на нормах закона и будучи направлены на охрану правопорядка, интересов личности, общества и государства, принципиально отличаются от действий дознавателей-следователей тем, что эти действия «допроцессуальные», хотя и подчиненные априори интересам соблюдения уголовно-процессуаль-ных норм. В отличие от действий дознавателей и следователей, открыто, официально, от имени государства ставящих вопросы по поводу преступления подозреваемому, обвиняемому, свидетелю, эксперту и т.д., сотрудники оперативных подразделений в рамках ОРД, как правило, скрывают перед объектом свою заинтересованность, проявляемый к нему интерес и желание получить от него или о нем те или иные сведения. Поэтому и характер отношений между сотрудником оперативного подразделения и объектом его заинтересованности является, как правило, неправовым, неофициальным, где цели действий или поступков сотрудника замаскированы, так же как и средства и способы используемые им.

Добытая оперативным путем информация закрепляется в оперативных документах, используется в оперативных интересах, не всегда получая процессуальное оформление.

Эта грань трудно различима (хотя и существует) в процессе прицельного розыска, когда оперативный сотрудник стремится как можно быстрее трансформировать добытые оперативные материалы в процессуальные доказательства.

В этом главное отличие оперативно-розыскной деятельности от любой другой правоохранительной или правопри-менительной.

Иными словами, под оперативно-розыскной деятельностью понимается специальная деятельность, в которой используются в сочетании открытые и негласные специальные силы, средства и методы по добыванию и использованию информации о признаках и фактах подготавливаемых, совершаемых и совершившихся посягательств на интересы безопасности личности, общества и государства, в целях обнаружения, предупреждения, пресечения этих посягательств и оказания содействия расследованию преступлений.