Производство и рассмотрение дел о нарушениях таможенных правил проводится в соответствии с порядком, установленным Таможенным кодексом Российской Федерации, а в части, не урегулированной им, — в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Основания и порядок действий таможенных органов в процессе привлечения лиц к ответственности за нарушения таможенных правил устанавливаются практически исключительно Таможенным кодексом. Вместе с тем, в Таможенном кодексе отсутствуют некоторые нормы и понятия, например, понятие совершения административного правонарушения умышленно или по неосторожности (ст. 11 и 12 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях — далее КоАП), понятие крайней необходимости и необходимой обороны (ст. 18 и 19 КоАП).
В отличие от порядка, установленного Кодексом об административных правонарушениях, который рассматривает лишь две стадии производства по делу (стадию возбуждения дела об административном правонарушении и стадию его рассмотрения), Таможенный кодекс предусматривает процесс производства по делу о нарушении таможенных правил и регламентирует порядок производства конкретных процессуальных действий.
По разному решают эти два законодательных акта и вопрос о начальной стадии производства по делу. В соответствии с Таможенным кодексом дело о нарушении таможенных правил считается заведенным, а производство по нему начатым не только с момента составления протокола о нарушении таможенных правил, но и с момента составления протокола об административном задержании физического или должностного лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил.
Следует отметить, что анализ положений Таможенного кодекса позволяет сделать вывод, что дело считается заведенным с момента фактического получения таможенным органом от органов предварительного следствия, других органов дознания, прокурора или суда материалов, по которым отказано в возбуждении уголовного дела или вынесено постановление о прекращении уголовного дела по признакам контрабанды и иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, при наличии в этих материалах признаков нарушения таможенных правил.
В следующем случае дело считается заведенным при вынесении начальником таможенного органа постановления об
отмене акта о наложении взыскания при использовании упрощенной формы применения взыскания за нарушение таможенных правил и о заведении дела о нарушении таможенных правил1.
В этой связи нельзя не отметить также и положения Федерального закона «О Прокуратуре Российской Федерации», в соответствии со ст. 22 и 25 которого производство по делу об административном правонарушении может быть возбуждено постановлением прокурора или его заместителя.
По общему правилу производство по делу о нарушении таможенных правил ведется обнаружившим его должностным лицом. Однако Таможенный кодекс предоставляет право начальнику таможенного органа или его заместителю, а также некоторым другим должностным лицам таможенных органов поручить ведение производства по делу не должностному лицу, непосредственно обнаружившему правонарушение. Такая передача дела для ведения производства происходит либо в силу объективных причин (длительная командировка, отпуск, болезнь должностного лица, ведущего производство по делу), либо исходя из специфики деятельности структурных подразделений таможенных органов, когда дело, заведенное сотрудником функционального отдела таможенного органа, например, отдела контроля за доставкой товаров, передается после проведения первоначальных процессуальных действий для ведения дальнейшего производства в отдел таможенных расследований.
Поручение руководящего должностного лица таможенного органа, уполномоченного решать вопросы передачи дела для ведения производства от одного сотрудника таможенного органа другому, оформляется либо отдельным письменным распоряжением, либо в виде резолюции непосредственно на протоколе о нарушении таможенных правил, причем в ряде случаев в распоряжении должна быть указана причина такой передачи.
В свою очередь сотрудник, которому поручено ведение дальнейшего производства по делу, выносит соответствуюшее постановление, утверждаемое поручившим ведение производства лицом1 .
Таможенный кодекс не содержит специальной нормы о возможности ведения производства по делу , в том числе составления протокола о нарушении таможенных правил, в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности. При возникновении таких ситуаций интерес представляет вывод Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в соответствии с которым, если лицо, привлекаемое к ответственности, своевременно вызванное для участия в производстве по делу, по вызову не явилось и не заявило ходатайства об отложении производства с указанием причин такой просьбы, таможенный орган вправе осуществить производство по делу в его отсутствие2.
Дело о нарушении таможенных правил не может быть заведено при наличии ряда обстоятельств, которые установлены ст. 291 Таможенного кодекса. К числу таких обстоятельств, исключающих производство по делу как в отношении физических, так и в отношении юридических лиц, относятся:
отсутствие события таможенного правонарушения, т.е. отсутствие самого деяния;
отсутствие состава таможенного
правонарушения, т.е. объекта (отношения, регулируемого и охраняемого правом),
или объективной стороны (действия либо бездействия ), или субъекта правонарушения,
в качестве которого может выступать физическое лицо, достигшее к моменту
совершения правонарушения 16-летнего возраста, либо юридическое лицо),
или субъективная сторона правонарушения, которая характеризуется виной
в форме умысла либо неосторожности. Данные понятия подробно рассматриваются
в Кодексе об административных правонарушениях. Вместе с тем в отношении
субъективной стороны необходимо отметить, что ч. 6 ст. 231 Таможенного
кодекса не относит этот признак к обязательным элементам состава таможенного
правонарушения,
совершаемого юридическим лицом, а также лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
отмена акта, устанавливающего ответственность за нарушение таможенных правил;
истечение к моменту рассмотрения дела сроков наложения взыскания за нарушение таможенных правил, которые установлены ст. 247 Таможенного кодекса;
наличие по тому факту в отношении лица, привлекаемого к ответственности, постановления о наложении взыскания либо не отмененного в установленном порядке постановления о прекращении дела о нарушении таможенных правил.
Таможенный кодекс предусматривает дополнительные обстоятельства, исключающие производство по делу в отношении физических лиц. К таким обстоятельствам относятся:
недостижение физическим лицом на момент совершения правонарушения 16-летнего возраста;
невменяемость физического лица, совершившего правонарушение, т.е. нахождение физического лица в состоянии, когда оно не могло осознавать значение своих действий или руководить ими вследствие хронического психического заболевания, временного расстройства психики, слабоумия или иного болезненного психического расстройства;
действие физического лица было совершено в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны. В соответствии со ст. 18 Кодекса об административных правонарушениях в состоянии крайней необходимости признается совершение лицом действий хотя и предусмотренных актом, устанавливающим административную ответственность за правонарушение, но действовавшим для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный. Понятие необходимой обороны раскрывается в ст. 19 Кодекса об административных правонарушениях;
издание акта амнистии, если он устраняет применение взыскания за совершение правонарушения;
наличие по тому же факту уголовного дела в отношении физического лица, привлекаемого к ответственности;
смерть физического лица, в отношении которого было начато производство по делу.
Обстоятельство, предусмотренное п. 6 ст. 291 Таможенного кодекса, исключает производство по делу в отношении юридического лица, если правонарушение, совершенное организацией, а также лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, произошло вследствие действия непреодолимой силы.
При установлении обстоятельств, исключающих производство по делу, до передачи дела на рассмотрение должностное лицо, ведущее производство, выносит постановление о прекращении производства по делу. Если такие обстоятельства устанавливаются при рассмотрении дела, в соответствии с ч. 2 ст.365 Таможенного кодекса должностным лицом, рассматривающим дело, также выносится постановление о прекращении производства по делу.
Как указано выше, при прекращении уже заведенного дела выносится постановление о прекращении производства, в то же время Таможенный кодекс не предусматривает порядок оформления решения в том случае, когда обстоятельства,. исключающие производство по делу, устанавливаются в ходе проверки сообщений заявлений и иной информации о подготавливаемом, совершаемом или совершенном правонарушении. С учетом важности и наступлением определенных последствий при принятии такого решения Государственный таможенный комитет России установил, что в этих случаях должностным лицом таможенного органа, проводившим проверку, выносится постановление об отказе в заведении дела о нарушении таможенных правил применительно к порядку, предусмотренному ст. 357 Таможенного кодекса для вынесения постановлений о прекращении производства по делу до передачи его на рассмотрение1 .
Производство по делу о нарушении
таможенных правил предполагает, что оно должно быть проведено в определенном
временном периоде. Законом установлено, что начатое производством дело
должно быть закончено не позднее чем в месячный срок с момента заведения.
Этот срок при наличии необходимости может быть продлен начальником таможни
или лицом, его замещающим, или начальником вышестоящего таможенного органа
или лицом, его замещающим, в пределах сроков наложения взысканий, предусмотренных
ст. 247 Таможенного кодекса.
Продление сроков производства по делу производится в порядке, установленном Государственным таможенным комитетом России. Данный порядок определяет полномочия должностных лиц таможенных органов при продлении сроков, так, срок производства до 6 месяцев вправе продлить начальник таможни или лицо, его замещающее. При продлении срока более чем на 6 месяцев ходатайство о продлении срока направляется в региональное таможенное управление, начальник которого или лицо, его замещающее, правомочны продлить срок производства до 12 месяцев. Продление срока производства более чем на 12 месяцев осуществляется только начальником Регионального таможенного управления по борьбе с таможенными правонарушениями или лицом, его замещающим. Правомочными должностными лицами Регионального таможенного управления по борьбе с таможенными правонарушениями принимается решение и о продлении срока производства по делу более чем на 6 месяцев, если дело находится в производстве таможен, непосредственно подчиненных Государственному таможенному комитету России.
Изъятием из этих общих правил является допущение в исключительных случаях продления до 18 месяцев сроков производства по делам о нарушении таможенных правил, предусмотренном ч. 1 ст. 254 Таможенного кодекса, начальниками региональных таможенных управлений или лицами, их замещающими, а не руководителями Регионального таможенного управления по борьбе с таможенными правонарушениями. Однако дальнейшее продление срока производства по этой категории дел осуществляют только правомочные должностные лица Регионального таможенного управления по борьбе с таможенными правонарушениями.
Рассматриваемый порядок определяет, что при необходимости продления срока производства по делу должностное лицо, ведущее производство по делу, направляет об этом ходатайство с соблюдением соответствующих требований1.
Закон устанавливает, что дело о нарушении таможенных правил может быть заведено при наличии поводов и оснований.
Поводами к заведению дела являются непосредственное обнаружение должностными лицами таможенного органа признаков правонарушения, сообщения и заявления российских и иностранных лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, материалы, поступившие от других правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов, информация, поступившая от таможенных и иных правоохранительных служб и других компетентных органов иностранных государств, международных организаций, материалы, поступившие от других таможенных органов Российской Федерации, т.е. источники, содержащие информацию о правонарушении.
Основанием для заведения дела являются достаточные данные, указывающие на признаки нарушения таможенных правил, предусмотренных соответствующими статьями Таможенного кодекса.
При наличии поводов и оснований протокол о нарушении таможенных правил должен быть составлен немедленно, как того требует ч. 1 ст. 294 Таможенного кодекса. Неисполнение данного положения закона может привести к неверному исчислению срока наложения взысканий в виде предупреждения, отзыва лицензии или квалификационного аттестата, срок наложения которых исчисляется со дня нарушения таможенных правил, а не с даты составления протокола о нарушении таможенных правил.
Таможенный кодекс не содержит
ограничений в сроках проверки сообщений, заявлений и иной информации о
нарушении таможенных правил, проводимой в ходе таможенного контроля и таможенного
оформления. Однако ведомственными актами в целях упорядочения работы таможенных
органов такие сроки могут устанавливаться, например, проверка информации
по фактам непоступления валютной выручки от экспорта товаров в порядке
таможенного контроля должна проводиться в срок не более 30 календарных
дней. В остальных случаях проверка должна быть закончена в срок не более
3 суток со дня получения информации, а в исключительных случаях — в срок
не более 10 суток.
Закон не раскрывает понятие «исключительного случая» для целей ч. 3 ст. 294 Таможенного кодекса, однако из анализа положений, содержащихся в Кодексе, вытекает, что проверка информации о правонарушении должна быть закончена в срок не более 10 суток, в том числе и в случаях, предусмотренных в ст. 295 Таможенного кодекса, устанавливающей полномочия таможенных органов при проверке сообщений и информации о правонарушениях, когда до заведения дела должностные лица таможенных органов имеют право проводить таможенный контроль, получать необходимые для проверки документы, сведения и объяснения.
Производство по делу ведется на русском языке. Участвующим в производстве по делу лицам гарантируется и обеспечивается право пользования родным языком или другим языком, которым они владеют, если такой язык относится к числу распространенных (ст.296 Таможенного кодекса), однако данное положение следует рассматривать во взаимосвязи со статьей 26 Конституции Российской Федерации, не устанавливающей каких-либо ограничений в праве пользования родным языком.
Закон определяет, что местом ведения производства по делу является таможенный орган, в зоне деятельности которого обнаружено это правонарушение. Зона деятельности определяется в приказе Государственного таможенного комитета России о создании таможенного органа. Однако в случаях, вызываемых необходимостью, по решению вышестоящего таможенного органа дело может быть передано для ведения производства в таможенный орган, в регионе деятельности которого правонарушение было совершено. Правомочия вышестоящего таможенного органа в решении вопросов о месте ведения производства по делу этим не ограничиваются, т.к. он может принять к своему производству любое дело о нарушении таможенных правил или передать его с данной целью в любой из нижестоящих таможенных органов Российской Федерации.
Дела о нарушении таможенных правил, находящиеся в производстве или на рассмотрении, могут быть соединены в одном производстве или может быть осуществлено выделение дела. Соединение и выделение дел производятся по постановлению должностного лица, в производстве или на рассмотрении которого находится дело, а также начальника этого либо вышестоящего таможенного органа или его заместителей. Постановления выносятся по форме, утвержденной Государственным таможенным комитетом России1.
Закон не содержит предписаний об обязательном соединении или выделении дел, более того, выделение дела допускается только в случаях, вызываемых необходимостью, если это не отразится на всесторонности, полноте и объективности разрешения дела. Что касается соединения дел, то в одном производстве могут быть соединены лишь дела, за совершение которых привлекается к ответственности одно и то же лицо или привлекаются к ответственности несколько лиц в соучастии.
Правильное решение вопроса о соединении дел имеет большое практическое значение, т.к. соединение в одном производстве дел, не вызываемое необходимостью, отрицательно сказывается на исследовании обстоятельств правонарушения, соблюдении сроков производства по делу, влекущие истечение к моменту рассмотрения дела сроков наложения взысканий.
В качестве примера необходимости соединения в одном производстве дел можно привести разъяснение Государственного таможенного комитета, в соответствии с которым при составлении дополнительного протокола о нарушении таможенных правил в случае выявления в процессе производства по делу дополнительных фактов правонарушений, не нашедших отражения в первоначально составленном протоколе, . после регистрации данного протокола выносится постановление о соединении дел в одном производстве по правилам ч. 1 и 3 ст. 298 Таможенного кодекса.
В соответствии со ст. 299 Таможенного кодекса о каждом случае обнаружения нарушения таможенных правил (за исключением наложения взыскания за правонарушение с применением упрощенной формы) должностное лицо таможенного органа составляет протокол.
Из приведенного требования закона во взаимосвязи его с рассмотренными ранее положениями ч. 2 ст. 289 Таможенного кодекса вытекает, что протокол должен составляться по всем случаям обнаружения нарушения таможенных правил. Не составляют исключения и случаи, когда таможенные органы получают от органов предварительного следствия, других органов дознания, прокурора или суда материалы, по которым отказано в возбуждении уголовного дела или вынесено постановление о прекращении уголовного дела по признакам контрабанды и иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, при наличии в этих материалах признаков нарушения таможенных правил, если в поступивших материалах отсутствует протокол о нарушении таможенных правил, соответствующий вменяемому лицу нарушению таможенных правил1.
Составление протокола обязательно также и при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором, и при отмене постановления начальника или заместителя начальника таможенного органа акта о наложении взыскания в упрощенной форме и вынесении постановления о заведении дела о нарушении таможенных правил.
На необходимость соблюдения
норм таможенного законодательства об обязательном составлении протокола
в каждом случае обнаружения правонарушения неоднократно указывалось в письмах
Государственного таможенного комитета России, в частности, от 22 марта
1994 г. № 03-117а/2923 «О практике применения отдельных положений разд.
X ТК РФ», от 11 апреля 1995 г. № 01-13/5096 «О порядке процессуального
оформления переквалификации по делам о нарушении таможенных правил», от
29 января 1998 г. № 01-15/1868 «О некоторых вопросах изменения субъекта
ответственности при производстве по делам о нарушении таможенных правил».
Вместе с тем закон не препятствует составлению одного протокола при одновременном обнаружении двух и более правонарушений, совершенных одним лицом1.
Требования, предъявляемые при составлении протокола о нарушении таможенных правил, подробно рассматриваются в ст. 299 Таможенного кодекса, форма протокола установлена Государственным таможенным комитетом2.
Таможенные органы Российской Федерации являются органами дознания по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188 «Контрабанда», ст. 189 «Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники», ст. 190 «Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран», ст. 193 «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте», ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица» Уголовного кодекса Российской Федерации.
Закон предусматривает порядок действий должностных лиц таможенных органов при выявлении признаков контрабанды или иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, в процессе ведения производства по делу о нарушении таможенных правил, а также в ходе проведения таможенного контроля или таможенного оформления.
При установлении признаков
контрабанды или иных преступлений, производство дознания по которым отнесено
к компетенции таможенных органов, в процессе ведения производства по делу
или при его рассмотрении решается вопрос о возбуждении уголовного дела.
Следует отметить, что в случае возбуждения уголовного дела в отношении
физического лица в соответствии с требованиями п. 11 ст. 291 Таможенного
кодекса дело о нарушении таможенных правил подлежит прекращению.
Признаки преступлений, о которых сказано выше, могут быть установлены при проведении таможенного контроля или таможенном оформлении. В этом случае составляется протокол с соответствующей квалификацией выявленного правонарушения. Статьей 300 Таможенного кодекса предусмотрено, что при этом противоправное деяние квалифицируется в соответствии со ст. 219, 220, 221 Таможенного кодекса либо со статьей уголовного законодательства, однако при этом необходимо иметь в виду несовпадение по объективной стороне деяний, предусмотренных указанными статьями Таможенного кодекса, с объективной стороной составов преступлений действующего Уголовного кодекса Российской Федерации. По таким материалам в срок не более 3 суток, а в исключительных случаях — не более 10 суток начальник таможенного органа или его заместитель обязаны принять решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела, либо о передаче протокола и других материалов о преступлении по подследственности.
До принятия одного из перечисленных решений проводится проверка по данному факту в порядке производства по делу о нарушении таможенных правил.
В ст. 301 Таможенного кодекса нашло закрепление положение о так называемой двусубъектности ответственности, предусматривающее необходимость ведения производства по делу о нарушении таможенных правил в отношении юридического лица независимо от расследования уголовного дела в отношении физических лиц или должностных лиц в случае выявления признаков нарушения таможенных правил, совершенного юридическим лицом.
Административная ответственность за нарушения таможенных правил по соответствующим ст. гл. 39 Таможенного кодекса наступает для юридических лиц и в случае совершения их работниками в связи с исполнением последними служебных функций контрабанды или иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов. Направление материалов дела о таможенном правонарушении по подследственности или прокурору не освобождает таможенные органы от обязанности продолжения производства по этим материалам и принятия решения об административной ответственности юридических лиц1.
Таможенный кодекс предписывает необходимость проведения в общем порядке производства по делу о нарушении таможенных правил при наличии признаков такого нарушения при отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела.
В соответствии с законом начальник таможенного органа или его заместитель обязаны сообщить прокурору или органам предварительного следствия данные о выявленных таможенными органами признаках других преступлений, помимо отнесенных к компетенции таможенных органов. Например, таможенные органы обязаны при выявлении в ходе проведения таможенного контроля и производства таможенного оформления товаров и транспортных средств нарушений законодательства по интеллектуальной собственности действовать в соответствии с порядком, предусмотренным ст.304 Таможенного кодекса2, т.к. Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за нарушение авторских и смежных прав (ст. 146 ), нарушение изобретательских и патентных прав (ст. 147 ), незаконное использование товарного знака (ст. 180 ).
При производстве по делам
о нарушении таможенных правил и их рассмотрении таможенные органы осуществляют
взаимодействие с таможенными службами иностранных государств, иными компетентными
органами иностранных государств и международными организациями. Такое взаимодействие
организовывается через Государственный таможенный комитет России в порядке,
предусмотренном законодательством Российской Федерации и международными
договорами Российской Федерации, включая договоры, заключаемые Государственным
таможенным комитетом России.
Российская Федерация присоединилась к Международной конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений, которая заключена в Найроби 9 июня 1977 г.. В соответствии со ст.2 присоединившиеся к данной конвенции государства соглашаются, что их таможенные службы будут оказывать друг другу взаимное содействие в целях предотвращения, расследования и пресечения таможенных правонарушений.
Российской Федерацией с рядом
государств заключены двусторонние соглашения о сотрудничестве и взаимной
помощи в таможенных делах, в том числе включающие вопросы по оказанию помощи
в расследовании таможенных правонарушений. В рамках Содружества Независимых
Государств подписано Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных
делах от 15 апреля 1994 г.