Глава 41 Таможенного кодекса Российской Федерации определяет круг лиц, участвующих в производстве по делу о нарушении таможенных правил. В число таких лиц закон включает физическое или юридическое лицо, которое привлекается к ответственности за нарушение таможенных правил, законного представителя, адвоката или лицо, осуществляющее юридическую помощь, эксперта, специалиста, переводчика, свидетеля, понятых.
Общим признаком, объединяющим всех перечисленных лиц, является то, что они вступают в правоотношения с таможенным органом в связи с совершенным правонарушением.
Таможенные органы не перечислены в числе лиц, участвующих в производстве по делу, однако это не является основанием для утверждения, что таможенный орган не является участником производства. Таможенные органы наделяются законом широкими процессуальными правами и обязанностями, они вступают в правоотношения со всеми другими лицами, которые являются участниками процесса. Данный вывод подтверждается анализом статей, содержащихся в гл. 42 Таможенного кодекса Российской Федерации, предусматривающих основания отвода должностных лиц таможенных органов. Так, в соответствии со ст. 316 Кодекса должностное лицо таможенного органа не может вести производство по делу, если оно ранее участвовало в производстве по данному делу в качестве свидетеля, эксперта, специалиста, законного представителя.
Круг участников процесса может быть широким или узким, все участники административного производства имеют специфические права и обязанности, различную степень участия в процессе, которые позволяют выделить среди них прежде всего таможенные органы и лиц, привлекаемых к ответственности, а также их адвокатов и представителей. Таможенные органы и лица, привлекаемые к ответственности, их адвокаты и представители наделяются законом комплексом прав, который выделяет их среди других участников процесса.
Степень участия в процессе лиц, участвующих в производстве по делу, также различна. Участие лиц, привлекаемых к ответственности, их адвокатов и представителей, важно в течение всего производства по делу, роль других участников может проявляться только при проведении отдельных процессуальных действий, например, понятых.
По ряду дел о нарушении таможенных правил в производстве может участвовать только лицо, привлекаемое к ответственности, в других необходимо участие свидетелей, экспертов, переводчиков и других.
Функции, которые выполняются участниками процесса, позволяют выделить в отдельную группу таких участников, как специалист и переводчик, роль которых сводится к оказанию технического содействия лицу, ведущему производство по делу.
Следующую группу участников процесса объединяет их роль в обеспечении получения доказательств. В эту группу входят свидетели, то есть лица, располагающие сведениями об обстоятельствах дела, и эксперты, в качестве которых выступают специалисты, дающие заключение при рассмотрении какого-либо вопроса по поручению должностного лица таможенного органа, ведущего производство по делу.
Как уже указывалось выше, в гл. 41 Таможенного кодекса Российской Федерации в числе лиц, участвующих в производстве по делу о нарушении таможенных правил, таможенные органы не указаны. Тем не менее таможенные органы являются участником производства по делу, что вытекает из ряда положений, содержащихся в гл. 40, 42 и других, анализ которых уже дан.
Основным участником производства по делу является лицо, привлекаемое к ответственности. С учетом особенностей таможенно-правовых отношений им выступает физическое лицо, которое может быть и должностным лицом какой-либо организации, совершившим нарушение таможенных правил при исполнении своих служебных обязанностей. Привлечено к ответственности может быть и юридическое лицо, т. е. организация, отвечающая признакам, определенным Гражданским кодексом Российской Федерации.
При привлечении к ответственности юридического лица в производстве по делу участвуют его органы (руководители или их заместители ). С разрешения должностного лица таможенного органа, в производстве которого находится дело о правонарушении, участвовать в процессе могут другие работники юридического лица. Необходимым условием такого участия являются правомочия, которые позволяют в полном объеме урегулировать все вопросы, связанные с привлечением юридических лиц к ответственности.
В качестве привлекаемого лица может выступать лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Правовое положение такого лица имеет свои особенности, т.к. к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются нормы, содержащиеся в Гражданском кодексе, которые регулируют деятельность юридических лиц. Лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, или по иному называемое индивидуальным предпринимателем, не имеет специальных органов, поэтому в производстве по делу участвует непосредственно данное лицо.
С учетом особенностей административного производства закон предусматривает право лица, привлекаемого к ответственности, пользоваться услугами адвоката или другого представителя, осуществляющего юридическую помощь. Однако их участие возможно лишь в одном случае, когда физическое или должностное лицо задерживаются в административном порядке на срок свыше 3 часов. Данное положение Таможенного кодекса следует рассматривать с учетом положений Конституции Российской Федерации, ст. 48 которой устанавливает, что допуск адвоката при любом задержании производится с момента такого задержания1.
При привлечении к ответственности юридического лица руководители или их заместители, выступающие от имени этого лица, должны подтвердить свои полномочия, представив документы, удостоверяющие их служебное положение. В случае участия в производстве других работников юридического лица их полномочия также должны быть подтверждены документами (доверенностью, выпиской из решения собрания и т.д. ).
Участвующий в деле адвокат свои полномочия подтверждает ордером, который выдается юридической консультацией.
Участвовать в производстве по делу может также представитель лица, привлекаемого к ответственности, который действует по поручению данного лица и выражает его интересы. Полномочия такого представителя должны быть выражены в доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Закон предъявляет дополнительные требования к доверенности, которая выдается физическим или должностным лицом, привлекаемым к ответственности, своему представителю. Такая доверенность должна быть удостоверена в нотариальном порядке.
Участие лица, привлекаемого
к ответственности, в производстве по делу по смыслу закона является обязательным,
т.к. только ему могут быть известны все обстоятельства правонарушения (время,
место, способ и т.д.). Только в одном случае закон допускает возможность
ведения производства в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности,
когда такое лицо не проживает и не находится на территории Российской Федерации.
В этом случае по делу может участвовать представитель лица, привлекаемого
к -ответственности. Полномочия представителя должны быть оформлены в соответствии
с законодательством Российской Федерации либо в ином порядке, достаточном
для выполнения своих обязанностей, например, представитель прибыл из другого
государства.
В целях обеспечения прав лица, привлекаемого к ответственности, при отсутствии его представителя в производстве по делу может участвовать консульское должностное лицо иностранного государства, на территории которого лицо, привлекаемое к ответственности, проживает или находится. При неявке лица, его представителя или консульского должностного лица производство по делу ведется в их отсутствие.
По окончании производства по делу лицо, привлекаемое к ответственности, должно быть извещено о завершении дела. Извещение направляется по адресу, имеющемуся в деле.
Вызов лица, привлекаемого к ответственности, для участия в производстве по делу, если такое лицо не проживает и не находится на территории Российской Федерации, проводится в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, международными договорами.
Лицо, привлекаемое к ответственности, наделяется Таможенным кодексом рядом прав, которые позволяют обеспечить защиту его интересов.
Лицо, привлекаемое к ответственности, имеет право знать, за какое нарушение таможенных правил оно привлекается к ответственности. В соответствии со ст. 299 Таможенного кодекса лицо, привлекаемое к ответственности, должно быть ознакомлено с протоколом о нарушении таможенных правил с вручением ему копии этого процессуального документа и разъяснении его прав, о чем должна быть сделана отметка в протоколе.
При одновременном обнаружении двух или более нарушений таможенных правил, совершенных одним лицом, возможно составление одного протокола о нарушении таможенных правил, в котором должны быть указаны место, время совершения и существо каждого нарушения и статья Таможенного кодекса, предусматривающая ответственность за данное нарушение таможенных правил.
Протокол о нарушении таможенных правил может быть составлен в отношении двух или более физических лиц, если имеются достаточные основания полагать, что они совершили правонарушение в соучастии. В этом случае в протоколе должны быть указаны сведения о каждом привлекаемом к ответственности физическом лице, если оно установлено, и его роль в совершении правонарушения, а также персонифицированы конкретные противоправные деяния при описании каждого нарушения таможенных правил1.
При привлечении к ответственности юридического лица в протоколе должны бытьуказаны данные о представителе этого лица (фамилия, имя, отчество, полномочия), присутствовавшего при составлении протокола, которому должны быть разъяснены права, предусмотренные ст. 308 Таможенного кодекса2.
Лицо, привлекаемое к ответственности, имеет право давать объяснения по поводу обстоятельств правонарушения. Объяснения правонарушителя имеют важное значение, т.к. только это лицо обладает полной информацией об исследуемом событии. Полученные объяснения должны быть проверены, как и все другие доказательства.
Лицо, привлекаемое к ответственности, является активным участником производства по делу, что проявляется в праве представлять доказательства, т.е. данное лицо может в ходе ведения производства по делу передавать должностному лицу таможенного органа имеющиеся у него доказательства, например, какие-либо документы, предметы и т.д., воспользоваться правом давать объяснения об обстоятельствах правонарушения.
Необходимо отметить, что
представлять доказательства является правом, а не обязанностью лица, привлекаемого
к ответственности. Обязанность доказывания возлагается законом на таможенный
орган, на что неоднакратно указывали различные судебные органы3
.
Лицо, привлекаемое к ответственности, имеет право заявлять ходатайства, которые должны быть рассмотрены должностным лицом, ведущим производство по делу. Ходатайства могут быть как об истребовании дополнительных доказательств, так и по процессуальным вопросам, например, о допуске адвоката, о приглашении переводчика.
Закон наделяет лицо, привлекаемое к ответственности, правом на отвод, т.е. делать заявления об отстранении ряда лиц от участия в производстве по делу о нарушении таможенных правил, если они каким-либо образом заинтересованы в исходе дела.
Лицо, привлекаемое к ответственности, при производстве по делу имеет право пользоваться услугами защитника или представителя, осуществляющего юридическую помощь. Такое право возникает лишь в случае административного задержания физического или должностного лица.
В соответствии со ст.26 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на пользование родным языком. Этот конституционный принцип нашел свое закрепление в ст. 306 Таможенного кодекса, согласно которой лицо, привлекаемое к ответственности, вправе пользоваться родным языком или другим языком, которым оно владеет, если он относится к числу распространенных. Соблюдение данного принципа дает возможность лицу, привлекаемому к ответственности, активно участвовать при производстве по делу.
Следует отметить, что ст. 26 Конституции Российской Федерации не содержит каких-либо дополнительных условий для пользования родным языком, поэтому положения, содержащиеся в ст. 306 Таможенного кодекса, о распространенности языка, которым владеет лицо, привлекаемое к ответственности, не может быть принято во внимание. Таможенные органы обязаны обеспечить право лица, привлекаемого к ответственности, на пользование родным языком, что становится реально выполнимым при участии переводчика, т.е. специалиста по переводам с одного языка на другой.
Лицу, не владеющему языком, на котором ведется производство по делу, должен быть обеспечен перевод документов, содержащихся в деле о нарушении таможенных правил, на языке, которым оно владеет.
Лицо, привлекаемое к ответственности, имеет право знакомиться с материалами дела по окончании его производства и делать необходимые выписки. Ознакомление лица, привлекаемого к ответственности, с материалами дела является обязанностью должностного лица таможенного органа, в чьем производстве находилось дело. О факте ознакомления с делом составляется протокол, в котором указываются сведения о таком лице, постраничном объеме предъявленных для ознакомления документов, дата и подпись лица, ознакомленного с материалами дела1.
Закон наделяет лицо, привлекаемое к ответственности, правом на обжалование постановления по делу. Речь в данном случае идет о постановлении по делу о нарушении таможенных правил, вынесенном должностным лицом таможенного органа по результатам рассмотрения дела в порядке, определенном ст. 365 Таможенного кодекса. В то же время, исходя из положений ст. 46 Конституции Российской Федерации, в суд могут быть обжалованы любые решения и действия должностных лиц2.
Перечень прав лица, привлекаемого к ответственности, содержащихся в ст. 306 Таможенного кодекса, не является исчерпывающим. Такое лицо может пользоваться и другими правами, предоставленными ему Таможенным кодексом, например, правом на обжалование решения об административном задержании, просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц, присутствовать при проведении экспертизы и т.д.
В ряде случаев в качестве
лица, участвующего в производстве по делу о нарушении таможенных правил,
может выступать законный представитель, который выражает интересы привлекаемого
к ответственности физического лица, являющегося либо несовершеннолетним,
либо не способного самостоятельно осуществлять свои права в силу физических
или психических недостатков.
Законными представителями могут быть родители, усыновители, опекуны, попечители. Для участия в деле законные представители должны представить документы, удостоверяющие их родственные связи или полномочия, например, свидетельство о рождении, документы об установлении опеки или попечительства. Закон допускает возможность опроса законного представителя в качестве свидетеля, т.к. ему могут быть известны определенные обстоятельства правонарушения.
Закон предоставляет лицу, привлекаемому к ответственности, право на участие в производстве по делу адвоката или лица, осуществляющего юридическую помощь. Основанием для участия в производстве по делу адвоката или лица, осуществляющего юридическую помощь, является административное задержание лица, привлекаемого к ответственности, которое вправе заявить ходатайство о приглашении указанных лиц. Такое ходатайство может заявить законный представитель лица, привлекаемого к ответственности.
Участие в деле адвоката или лица, осуществляющего юридическую помощь, Таможенный кодекс связывает с административным задержанием правонарушителя на срок свыше 3 часов, однако данное положение необходимо рассматривать с учетом положений Конституции Российской Федерации, о которых речь шла выше.
На практике возможна ситуация, когда адвокат или лицо, осуществляющее юридическую помощь, не могут в силу различных причин принять участие в деле (отсутствие в населенном пункте, болезнь, участие в другом деле). В таких случаях, если явка указанных лиц невозможна в течение 24 часов с момента административного задержания, должностное лицо таможенного органа, ведущее производство по делу, предлагает правонарушителю или его законному представителю пригласить другого адвоката либо осуществляющего юридическую помощь представителя или обеспечить участие другого адвоката через юридическую консультацию. Обращение должностного лица таможенного органа является обязательным для руководства юридической консультации, которое в течение 24 часов обязано обеспечить участие адвоката.
Закон наделяет адвоката и осуществляющего юридическую помощь представителя широким кругом прав. Прежде всего, указанные лица имеют право иметь с лицом, подвергнутым административному задержанию, свидания наедине без ограничения их количества и продолжительности.
Адвокат и осуществляющий юридическую помощь представитель вправе присутствовать при производстве процессуальных действий по делу о нарушении таможенных правил, проводимых с участием лица, подвергнутого административному задержанию. Право указанных лиц на присутствие при производстве процессуальных действий не значит, что оно участвует в его проведении. Процессуальное действие проводится должностным лицом таможенного органа, в производстве которого находится дело о нарушении таможенных правил. Адвокат и осуществляющий юридическую помощь представитель могут задавать вопросы при проведении процессуального действия с разрешения должностного лица, ведущего производство по делу.
Другим условием присутствия указанных лиц при проведении процессуального действия является проведение последнего с участием лица, подвергнутого административному задержанию. При проведении процессуальных действий без участия лица, подвергнутого задержанию, адвокат или осуществляющий юридическую помощь представитель не вправе требовать своего присутствия при проведении таких действий.
Адвокат и осуществляющий юридическую помощь представитель вправе знакомиться с некоторыми материалами дела, которыми являются протокол административного задержания и другие материалы, явившиеся основанием для административного задержания, а также протоколы процессуальных действий, произведенных с участием задержанного. С иными материалами, не относящимися к указанным обстоятельствам, адвокат или осуществляющий юридическую помощь представитель заявлять ходатайства об ознакомлении не вправе.
С целью обеспечения реального участия адвоката по делу о нарушении таможенных правил закон допускает возможность освобождения полностью или частично лица, подвергнутого административному задержанию, от оплаты оказанных адвокатом услуг. Такое освобождение может быть вызвано материальным положением задержанного. В этом случае оплата услуг адвоката производится за счет средств федерального бюджета, о чем выносится постановление начальником таможенного органа или его заместителем.
В число лиц, участвующих в производстве по делу о нарушении таможенных правил, закон включает эксперта, в качестве которого выступает специалист в определенной отрасли знаний.
Должностное лицо таможенного органа, в производстве которого находится дело, определяет случаи, когда участие эксперта является необходимым. Из содержания ст.311 Таможенного кодекса следует, что в качестве эксперта может быть вызвано любое лицо, которое обладает необходимыми познаниями для дачи заключения. В связи с этим эксперт обязан явиться по вызову должностного лица таможенного органа и дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам. За отказ или уклонение от дачи заключения без уважительных причин эксперт несет ответственность, установленную Таможенным кодексом (ст. 444 ).
Для проведения экспертизы порой необходимо, чтобы эксперт обладал необходимой информацией об обстоятельствах совершенного правонарушения, поэтому закон предоставляет эксперту ряд прав, которые не являются такими всеобъемлющими, как у лица, привлекаемого к ответственности, а относятся исключительно к предмету экспертизы. Так, эксперт вправе знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, с разрешения должностного лица таможенного органа, в производстве которого находится дело о нарушении таможенных правил, присутствовать при ведении производства и задавать лицу, привлекаемому к ответственности, и свидетелям вопросы.
Закон предусматривает случаи, когда эксперт может отказаться от дачи заключения. Эксперт может отказаться от дачи заключения, когда представленных материалов недостаточно для ответов на поставленные вопросы либо он не обладает необходимыми знаниями для выполнения возложенной на него обязанности. Данные обстоятельства исключают ответственность эксперта.
Должностное лицо таможенного органа, в производстве которого находится дело, может не обладать необходимыми знаниями в применении технических средств, фиксации следов правонарушения, создании условий для сохранности изымаемых вещественных доказательств и т.д.
В таких случаях проведение по делу о нарушении таможенных правил некоторых конкретных процессуальных действий делает необходимым привлечение специалиста, участие которого повышает качество получаемых доказательств, позволяет более полно и всесторонне оценить взаимосвязь событий, имеющих значение для дела. Закон предъявляет два требования к лицу, привлекаемому в качестве специалиста, во-первых, это лицо должно обладать специальными знаниями и навыками, во-вторых, быть не заинтересованным в исходе дела. Соответственно должностное лицо таможенного органа, ведущее производство по делу, должно убедиться в компетентности специалиста и его объективности.
Вопрос о привлечении специалиста к участию в производстве процессуальных действий решается должностным лицом, в производстве которого находится дело о нарушении таможенных правил, но в некоторых случаях участие специалиста закон делает обязательным, например, участие педагога или психолога при опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, является обязательным. Требование такого должностного лица о вызове специалиста является обязательным для специалиста, а также руководителя организации, где работает специалист. Привлечение специалиста не требует вынесения специального постановления. Порядок вызова специалиста, если он является работником экспертного учреждения, определяется самим экспертным учреждением. В случаях необходимости вызов специалиста может оформляться в письменном виде соответствующим должностным лицом таможенного органа с согласия начальника этого органа или его заместителя1.
Закон налагает на специалиста
определенные обязанности, в частности, он обязан участвовать в производстве
конкретных процессуальных действий, используя свои специальные знания и
навыки для оказания содействия должностному лицу таможенного органа в обнаружении,
закреплении и изъятии доказательств, обращать внимание указанного должностного
лица на связанные с этим обстоятельства и давать пояснения по поводу выполняемых
им действий и по другим вопросам, требующим специальных знаний и навыков.
Специалист обязан участвовать в проведении ревизий, проверок и инвентаризаций, помогать должностному лицу таможенного органа, ведущему производство по делу, а также ревизорам и лицам, проводящим проверки и инвентаризации, правильно изложить в протоколах и в актах ревизий, проверок и инвентаризаций выявленные факты и обстоятельства.
Отказ или уклонение специалиста от выполнения своих обязанностей без уважительных причин влекут ответственность, которая установлена ст. 444 Таможенного кодекса. Наличие уважительных причин такую ответственность исключает. Насколько причины носят уважительный характер определяется в каждом конкретном случае.
Для выполнения возложенных обязанностей специалист обладает рядом прав, перечисленных в ст. 312 Таможенного кодекса, которые вытекают из специфической роли специалиста, например, делать заявления, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств, знакомиться с относящимися к конкретным процессуальным действиям протоколами и актами ревизий, проверок и инвентаризаций, в проведении которых он участвовал, давать консультации по поводу вопросов, требующих специальных знаний и навыков.
Необходимо отметить, что правовое положение специалиста существенно отличается от правового положения эксперта. Во-первых, специалист не заменяет эксперта, т.к. перед ними поставлены различные цели использования их специальных познаний. Специалист, как уже указывалось выше содействует должностному лицу, ведущему производство по делу, в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, в связи с чем он располагает сведениями об обстоятельствах дела, что позволяет опросить его в качестве свидетеля. Эксперт подвергает исследованию уже собранные доказательства, на основании которого он получает новые доказательства. Во-вторых, производство экспертизы это самостоятельное процессуальное действие, которое проводится с соблюдением определенных законом правил.
Реализацией конституционного права пользования родным языком является обязанность должностного лица таможенного органа, ведущего производство по делу о нарушении таможенных правил, обеспечить лицо, привлекаемое к ответственности, услугами переводчика. В качестве переводчика выступает физическое лицо, владеющее языками, знание которых необходимо для перевода при производстве по делу, а также понимающее знаки немого или глухого. Это единственное требование, которое предъявляет закон к переводчику, хотя, представляется, что переводчик, кроме этого, должен быть еще и не заинтересованным в исходе дела.
В соответствии с законом переводчик назначается должностным лицом таможенного органа, в производстве которого находится дело. На практике такое назначение оформляется постановлением. Переводчик обязан явиться по вызову должностного лица таможенного органа и выполнить полно и точно порученный ему перевод. В качестве переводчика может выступать и работник таможенного органа.
Отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей без уважительных причин влекут ответственность, которая установлена ст. 444 Таможенного кодекса.
Для выяснения всех обстоятельств по делу важное значение по абсолютному большинству дел ,о нарушениях таможенных правил имеют объяснения свидетелей, в качестве которого может быть вызвано любое физическое лицо или должностное лицо. Основанием для вызова лица в качестве свидетеля является предположение, что ему могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по делу.
Закон определяет, что не все лица могут опрашиваться в качестве свидетелей. Во-первых, свидетелем не может выступать адвокат и оказывающий юридическую помощь представитель лица, привлекаемого к ответственности, об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с оказанием таких услуг и помощи, во-вторых, лицо, которое в силу своих физических или психических недостатков не способно правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать им правильное объяснение, в-третьих от обязанности давать объяснения освобождаются супруг и близкие родственники лица, привлекаемого к ответственности, что вытекает из положений ст. 51 Конституции Российской Федерации.
Должностное лицо таможенного органа, в производстве которого находится дело, вызывает свидетеля, а последний обязан явиться в соответствующее время в таможенный орган и дать правдивые объяснения, т.е. сообщить все известное ему по делу и ответить на поставленные вопросы. Как правило, опрос свидетеля проводится в таможенном органе, однако закон в ряде случаев делает исключение, предоставляя возможность опроса свидетеля в месте его пребывания ввиду болезни, старости, инвалидности и других уважительных причин, препятствующих его явке в таможенный орган. Закон не исключает и других причин опроса свидетеля в месте его пребывания.
Отказ или уклонение свидетеля от дачи объяснений без уважительных причин влекут ответственность, которая установлена ст. 442 Таможенного кодекса.
При проведении некоторых процессуальных действий необходимо участие лиц, привлекаемых для засвидетельствования фактов, содержания и результатов производства таких действий. Указанными лицами в соответствии со ст. 315 Таможенного кодекса являются понятые.
Закон определяет перечень процессуальных действий, при проведении которых необходимо участие понятых, — осмотр, изъятие товаров и транспортных средств, документов на них и иных предметов, предъявление их на опознание, таможенное обследование, наложение ареста на товары, транспортные средства и иное имущество. Данный перечень не является исчерпывающим, участие понятых возможно при проведении и других процессуальных действий.
Из тех целей, которые должны быть достигнуты с участием понятых, следует, что понятые должны присутствовать в течение всего времени производства процессуального действия. Только при соблюдении этого условия они могут в дальнейшем при необходимости быть опрошены в качестве свидетелей об обстоятельствах проведения процессуального действия.
Закон предъявляет требования к числу понятых, которые должны участвовать в производстве процессуального действия: их должно быть не менее 2. Кроме этого, понятые должны быть незаинтересованными в исходе дела лицами. В связи с этим в качестве понятых не могут выступать должностные лица таможенных органов, на которые возложены обязанности по проведению таможенного контроля и производства таможенного оформления, ведению производства по делам о нарушении таможенных правил и дознания, а также иные работники таможенных или других правоохранительных органов, в производстве или на рассмотрении которых может впоследствии находиться дело о нарушении таможенных правил либо дело о контрабанде или об иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов.
В ходе производства процессуальных
действий понятые вправе делать замечания, которые подлежат внесению в протокол.