5. Доказательства по делам о нарушении таможенных правил

Как уже указывалось выше, производство по делу о нарушении таможенных правил представляет процесс, т.е. совокупность действий по исследованию совершенного правонарушения. Как всякое исследование, производство по делу предполагает установление определенных обстоятельств, в качестве которых выступают явления, сопутствующие правонарушению. К таким явлениям закон относит: событие правонарушения, совершаемое в определенное время, в определенном месте, определенным способом; виновность физического лица или должностного лица; факт совершения нарушения таможенных правил юридическим лицом, а также лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности лица, привлекаемого к ответственности; причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения. Указанные обстоятельства подлежат доказыванию по каждому делу и составляют предмет доказывания.

Производство по каждому конкретному делу предполагает наличие своих обстоятельств, характерных для определенного состава правонарушения. Установить такие обстоятельства возможно путем анализа норм, содержащихся в гл. 43, рассматривающей вопросы доказательств по делу о нарушении таможенных правил, гл. 39, в которой перечислены виды нарушений таможенных правил, гл. 40 об общих условиях производства по делам о нарушении таможенных правил и т.д. Нормы, содержащиеся в указанных главах, раскрывают существенные признаки состава правонарушения, которые должны быть установлены, обстоятельства, исключающие ответственность и другие.

Первостепенное значение имеет установление события правонарушения, т.е. действия или бездействия, времени, места, способа и иных обстоятельств, к которым следует отнести круг лиц, принимавших участие в совершении правонарушения, роль каждого участника и т.д. Установление перечисленных обстоятельств имеет важное практическое значение, например, время совершения правонарушения может исключить ответственность, поскольку соответствующий закон, предусматривающий ответственность, не вступил в силу или освобождает от ответственности в связи с амнистией.

При привлечении физического или должностного лица к ответственности не менее важным является вопрос о наличии в их действиях вины, которая может выражаться в умышленном или неосторожном совершении правонарушения. Отсутствие вины влечет прекращение производства по делу на основании п. 2 ст. 291 Таможенного кодекса. При обсуждении вопроса о виновности следует установить не действовало ли лицо в психически болезненном состоянии или состоянии крайней необходимости. Наличие таких обстоятельств также влечет прекращение производства по делу.

Определенные особенности имеет предмет доказывания по делу, по которому привлекается к ответственности юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Указанные лица несут ответственность за сам факт совершения таможенных правил (за исключением случаев, когда правонарушение произошло вследствие действия непреодолимой силы), т.е. при привлечении их к ответственности наличие вины доказывания не требует1.

На степень и характер ответственности оказывают влияние смягчающие и отягчающие обстоятельства, предусмотренные ст. 236 и 237 Таможенного кодекса, поэтому их установление также является обязательным.

Нельзя признать, что производство по делу проведено с достаточной полнотой, если не будут выяснены причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения, что может отрицательно сказаться на предупреждении правонарушений.

Установление перечисленных обстоятельств возможно с помощью доказательств, т.е. фактов, подтверждающих или опровергающих их существование. Получение доказательств является одной из основных задач, решаемых в процессе производства по делу о нарушении таможенных правил. Закон устанавливает порядок получения доказательств, а также источники, из которых они могут быть получены. К источникам доказательств относятся протоколы и другие документы, составленные при проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления, ведении производства по делу о нарушении таможенных правил или при его рассмотрении, объяснения лица, привлекаемого к ответственности, объяснения свидетелей, заключение эксперта, вещественные и письменные доказательства. Данные о правонарушении, полученные из каких-то других источников, не могут в соответствии с законом выступать в качестве доказательств и приводиться в обоснование вины физического лица или факта совершения правонарушения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.



1 Письмо ГТК РФ от 22 марта 1994 г. № 03-117а/2923 «О практике применения отдельных положений раздела X ТК РФ». П. 8.

Из приведенного выше видно, что факты, выступающие в качестве доказательств, должны обладать определенными качествами, которые в теории доказательств называют относимостью и допустимостью доказательств.

Относимость доказательств представляет собой отношение к исследуемому событию, которое позволяет устанавливать факты, входящие в предмет доказывания. Относимость доказательств определяется по каждому конкретному составу правонарушения, т.к. одни и те же фактические данные могут дать необходимую информацию по одному из видов составов правонарушений, а по другому не иметь никакого значения.

Допустимость доказательств означает возможность или другими словами разрешение на использование источников доказательств, из которых они получены, и с соблюдением закона, регламентирующего их получение. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Таковыми признаются доказательства, если при собирании и закреплении были нарушены гарантированные Конституцией Российской Федерации права человека и гражданина или установленный порядок их собирания и закрепления, а также если собирание и закрепление доказательств осуществлено ненадлежащим лицом или органом в результате действий, не предусмотренных законом.

Следует отметить, что теория доказательств классифицирует доказательства по их роли в установлении совершения правонарушения, по источнику происхождения, отношению к основному факту.

Как уже указывалось выше, производство по делу о нарушении таможенных правил имеет целью установление фактических данных, для чего проводятся процессуальные действия, направленные на обнаружение и закрепление доказательств, их проверку и оценку. Оценка доказательств является важным этапом в сборе фактических данных о совершенном правонарушении, в ходе которого делается вывод о достоверности или недостоверности полученных доказательств, находящийся в основе принимаемых по делу решений. Оценка доказательств приводит должностное лицо таможенного органа к выводу о необходимости проведения дополнительных процессуальных действий по дальнейшему сбору доказательств, разработке дополнительных мероприятий, направленных на получение фактических данных.

Оценке подлежит как каждое полученное доказательство, так и их совокупность, т.е. сумма всех доказательств. В результате принимается решение, при наличии вывода об объективности, полноте и всесторонности выяснения всех обстоятельств, по всем вопросам, подлежащим доказыванию по делу, перечисленным в ст. 320 Таможенного кодекса.

Объективность выяснения всех обстоятельств предполагает, что производство по делу проведено непредвзято, беспристрастно, а содержащиеся выводы отвечают истинности.

Полнота должна свидетельствовать о наличии доказательств в достаточной степени, чтобы прийти к правильному выводу.

Всесторонность означает, что в ходе производства по делу были исследованы все стороны такого явления, как правонарушение.

Важным принципом оценки доказательств является их рассмотрение на основе внутреннего убеждения должностного лица, ведущего производство по делу. Внутреннее убеждение представляет прочно сложившееся мнение о правильности оценки и выводах по делу. При оценке доказательств должностное лицо таможенного органа действует независимо от других должностных лиц, мнение которых не может иметь обязательной силы. Внутреннее убеждение предполагает, что никакие доказательства не имеют заранее установленной силы, т.е. не обладают никакими преимуществами.

Такой подход к оценке доказательств, основанный на подчинении только закону, дает возможность критически рассмотреть все полученные доказательства, выявить их недостатки и достоинства.

Производство по делу о нарушении таможенных правил проводится должностным лицом таможенного органа, на котором лежит обязанность доказывания всех обстоятельств совершенного правонарушения. Закон предоставляет право лицу, привлекаемому к ответственности, представлять доказательства, давать объяснения, но это его право, а не обязанность. В своих постановлениях Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации неоднакратно указывали, что обязанность доказывания законности применения административного взыскания лежит на органе, вынесшем обжалуемое решение1.

Установление фактических данных, как уже указывалось, осуществляется лишь перечисленными в ст. 321 Таможенного кодекса источниками доказательств.

Одним из таких источников являются протоколы и другие документы, составленные при проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления, ведении производства по делу о нарушении таможенных правил и при его рассмотрении. Протоколы составляются при опросе свидетелей, изъятии товаров, транспортных средств и документов на них, наложении ареста на товары, транспортные средства и иное имущество, при проведении таможенного обследования территорий, помещений или транспортных средств и т.д. При проведении таможенного контроля составляются документы контроля доставки товаров и транспортных средств, акты изъятия документов, протоколы личного досмотра и т.д. Таможенное оформление товаров и транспортных средств сопровождается составлением целого ряда документов, например, грузовой таможенной декларации, декларации таможенной стоимости и т.д.



1 Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1996. № 8, Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 5 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением таможенного законодательства». П. 11.

Лицо, привлекаемое к ответственности, вправе давать объяснения по поводу его привлечения к ответственности, а также в связи с известными ему обстоятельствами по делу и имеющимися в деле доказательствами. Давать объяснения — право лица, привлекаемого к ответственности, которым оно может и не воспользоваться.

Лицо, привлекаемое к ответственности, является самым заинтересованным лицом в исходе дела, поэтому его объяснения могут не отвечать действительному положению, значит его объяснения подлежат всесторонней проверке и оценке наряду с другими доказательствами, собранными по делу.

Обстоятельства правонарушения в той или иной степени могут быть известны свидетелям, т.е. лицам, которые лично присутствовали при совершении правонарушения, либо располагают сведениями об обстоятельствах дела. Свидетель может быть опрошен о любых обстоятельствах, подлежащих установлению по делу, в том числе о личности физического лица или должностного лица, привлекаемого к ответственности, и о своих взаимоотношениях с ним. Если свидетель сообщает сведения, ссылаясь при этом на других лиц или на содержание документов, он должен сообщить необходимые данные для того, чтобы можно было вызвать для опроса это лицо, либо истребовать соответствующий документ. Фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности, не могут служить в качестве доказательства.

По некоторым делам о нарушениях таможенных правил доказательства могут быть получены в результате экспертных исследований.

Экспертиза назначается, когда для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле, в связи с чем необходимо произвести исследование вещественных доказательств, документов. Экспертиза может быть назначена только при наличии оснований с соблюдением порядка, установленного законом и указаниями Государственного таможенного комитета Российской Федерации1.



1 Приказ ГТК РФ от 25 июня 1993 г. № 264 «Об утверждении нормативно-методических документов, принятых коллегией по вопросу «О программе развития таможенных лабораторий ГТК России», Приложение № I. П. 1.3.

Назначение экспертиз при производстве по делам о нарушениях таможенных правил носит распространенный характер, поскольку таможенные органы в своей практической деятельности постоянно сталкиваются с перемещением различных товаров, которые при возникновении спорных ситуаций зачастую подвергаются различного рода исследованиям, в том числе экспертным.

В ходе исследования эксперт, используя специальные познания, сообщает фактические данные, являющиеся доказательствами, которые имеют значение по делу. Такие данные, как физическая и химическая структура вещества, марка, сорт, вид, качество товаров, могут быть получены только в результате проведения соответствующей экспертизы.

Экспертиза может проводиться экспертами таможенных лабораторий, которые в соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса созданы Государственным таможенным комитетом России для проведения экспертиз в таможенных целях. В настоящее время действует сеть таких лабораторий, которыми проводятся материаловедческие, идентификационные, химические, сертификационные, технологические, товароведческие, экологические искусствоведческие и другие экспертизы1.

Проведение экспертиз возможно в других экспертных учреждениях, например, Министерстве юстиции Российской Федерации, либо специалистами, назначенными должностным лицом таможенного органа, в производстве которого находится дело.

В качестве эксперта может быть вызвано любое физическое лицо при условии, что оно обладает необходимыми познаниями для дачи заключения. Решение должностного лица таможенного органа о назначении экспертизы является обязательным для эксперта, которому поручено проведение экспертизы, а также для руководителей организации, где работает эксперт.



1 Приказ ГТК РФ от 25 июня 1993 г. № 264 «Об утверждении нормативно-методических документов, принятых коллегией по вопросу «О программе развития таможенных лабораторий ГТК России», «Положение об организации производства таможенных экспертиз в таможенных лабораториях ГТК Российской Федерации», п. 1.2.

Вопросы, которые ставятся на разрешение эксперта, не могут выходить за пределы его специальных познаний, в свою очередь, эксперт также не может выходить за такие пределы. Например, эксперт не может отвечать на вопросы, носящие правовой характер, их разрешение относится к компетенции должностного лица таможенного органа, ведущего производство по делу.

Заключение эксперта представляет собой мотивированный ответ на поставленные вопросы, которое излагается от имени эксперта в письменной форме. Заключение состоит из трех частей: вводной, исследовательской и выводов.

Во вводной части заключения указываются: наименование экспертизы, ее номер, является ли она дополнительной, повторной, комиссионной или комплексной; наименование органа, назначившего экспертизу, сведения об эксперте (должность, фамилия, имя, отчество, образование, специальность, ученая степень) и др.

В исследовательской части заключения описывается процесс исследования и его результаты, а также дается научное объяснение установленным фактам. Каждому вопросу, разрешаемому экспертом, должен соответствовать определенный раздел исследовательской части. При необходимости одновременного исследования двух и более вопросов, тесно связанных между собой, результаты излагаются в одном разделе.

Выводы эксперта излагаются в виде ответов на поставленные вопросы в той последовательности, в которой вопросы изложены во вводной части заключения. На каждый из поставленных вопросов должен быть дан ответ по существу либо указано на невозможность его решения по тем или иным причинам. Выводы излагаются четким и ясным языком, не допускающим различных толкований1.

В ходе проведения экспертизы эксперт может установить имеющие для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы. В таком случае он вправе включить доводы об этих обстоятельствах в свое заключение.



1 Приказ ГТК РФ от 25 июня 1993 г. № 264 «Об утверждении нормативно-методических документов, принятых коллегией по вопросу «О программе развития таможенных лабораторий ГТК России», «Положение об организации производства таможенных экспертиз в таможенных лабораториях ГТК Российской Федерации», п.п. 4.1, 4.2,4.3.

Хотя заключение эксперта основывается на специальных познаниях, тем не менее оно не является обязательным для должностного лица таможенного органа, ведущего производство по делу. Заключение эксперта оценивается наравне с другими доказательствами, однако свое несогласие с выводами эксперта должностное лицо таможенного органа должно мотивировать при принятии решения по делу.

В случае недостаточной ясности или полноты заключения эксперта должностным лицом таможенного органа может быть назначена дополнительная экспертиза для уточнения процесса исследования и содержания выводов, а также для более полной аргументации данного заключения. При этом перед экспертом могут быть поставлены новые вопросы либо вопросы, предложенные ранее, но не решенные экспертом в полном объеме.

При наличии сомнений в правильности заключения или в случае его необоснованности может быть назначена повторная экспертиза.

Экспертное исследование может проводиться как одним экспертом, так и при участии нескольких экспертов, что определяет такую экспертизу как комиссионную или комплексную. Комиссионная экспертиза проводится экспертами одной специальности в случаях сложности исследования либо при проведении повторной экспертизы. Комплексная экспертиза назначается, когда экспертам разных специальностей поручается исследование одного объекта либо для получения общего заключения требуется проведение отдельных экспертиз, которые являются исходным условием для производства следующей экспертизы.

При проведении экспертизы несколькими экспертами они до дачи заключения совещаются между собой. Если эксперты придут к общему заключению, оно подписывается всеми экспертами. При наличии разногласий каждый эксперт дает свое заключение отдельно.

Эксперт проводит исследования только по поручению должностного лица таможенного органа, ведущего производство по делу, поэтому он не вправе приступать к исследованию без письменного указания руководства таможенной лаборатории (структурного подразделения), исследовать товары, пробы и образцы, материалы дела, не указанные в поручении (постановлении) о назначении экспертизы и не являющиеся объектами исследования, самостоятельно собирать и использовать данные, не предоставленные ему в установленном законом порядке, решать вопросы, относящиеся к правовой оценке действий лиц, а также другие вопросы, выходящие за пределы его компетенции, привлекать других лиц к участию в производстве порученной ему экспертизы1 .

Не являются заключением эксперта в процессуальном значении различного рода заключения, акты, справки и иные документы, содержащие исследования и выводы, если эти документы были подготовлены не по поручению должностных лиц таможенных органов, в производстве или на рассмотрении которых находится дело о нарушении таможенных правил, или не по поручению должностных лиц других правоохранительных органов, у которых находились материалы, имеющие отношение к делу. Такие документы могут быть признаны доказательствами, если они обладают признаками вещественных или письменных доказательств.

Фактические данные об обстоятельствах правонарушения могут быть получены с помощью вещественных доказательств, которыми выступают при определенных обстоятельствах предметы материального мира. Вещественными доказательствами по делу о нарушении таможенных правил служат, во-первых, товары и транспортные средства, являвшиеся непосредственными объектами такого правонарушения, во-вторых, товары и транспортные средства со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу с сокрытием предметов, являвшихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, в-третьих, документы и средства идентификации, использованные для незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, в-четвертых, иные предметы, сохранившие на себе следы правонарушения либо могущие служить средством к обнаружению нарушения таможенных правил и выявлению лиц, совершивших правонарушение, а также к установлению фактических обстоятельств дела.



1 Приказ ГТК РФ от 25 июня 1993 г. № 264 «Об утверждении нормативно-методических документов, принятых коллегией по вопросу «О программе развития таможенных лабораторий ГТК Российской Федерации», «Положение об организации производства таможенных экспертиз в таможенных лабораториях ГТК Российской Федерации», п. 2.4.

Вещественные доказательства как носители определенной доказательственной информации должны быть приобщены к делу, подробно описаны в протоколах о нарушении таможенных правил, изъятия, производства таможенного обследования или в иных протоколах. Информация о вещественных доказательствах может быть зафиксирована на фотографиях или с помощью других технических средств.

В связи с необходимостью приобщения вещественных доказательств к делу лицо, владеющее предметом, которое обладает признаками такого доказательства, обязано предъявить его должностным лицам таможенного органа.

В отдельных случаях, если вещественные доказательства в соответствии с законом не подлежат конфискации, они могут быть возвращены лицу, у которого были изъяты.

Вещественные доказательства, подвергающиеся быстрой порче, после осмотра возвращаются лицу или передаются соответствующим организациям для использования по назначению. Вопрос о возврате стоимости таких предметов, вырученной от их реализации, решается при принятии решения по делу.

Производство по делу может продолжаться достаточно продолжительное время, поэтому необходимо принять меры к обеспечению сохранности вещественных доказательств, которые помимо информации нередко имеют высокую стоимость. Не все вещественные доказательства возможно хранить при деле, например, транспортные средства. В таких случаях должностное лицо таможенного органа, ведущее производство по делу, должно поместить вещественное доказательство в соответствующее место, о чем составляется справка, которая прилагается к делу. Вещественные доказательства должны храниться до окончательного разрешения дела, которое закон связывает с истечением срока обжалования постановления таможенного органа по делу или до принятия решения вышестоящим таможенным органом, районным судом или арбитражным судом, рассматривавшим жалобу на постановление таможенного органа по делу.

Одновременно с вынесением решения по делу о нарушении таможенных правил должна быть определена судьба вещественных доказательств. Такое постановление может быть вынесено в ходе производства по делу в соответствии со ст. 291 Таможенного кодекса, когда следует решить и вопрос о вещественных доказательствах.

В постановлении по делу может быть принято решение о конфискации вещественных доказательств, если те же вещественные доказательства, в отношении которых не было принято такого решения, относятся к имуществу, ограниченному в гражданском обороте , например, предметы, приобретаемые лишь по специальным разрешениям (оружие, взрывчатые вещества и другие ), подлежат отчуждению в 3-дневный срок в соответствии с действующим законодательством.

Не представляющие ценности вещественные доказательства подлежат уничтожению.

Некоторые особенности закон содержит в отношении таких вещественных доказательств, как документы, которые остаются в деле в течение всего срока хранения этого дела либо передаются заинтересованным государственным организациям. Остальные вещественные доказательства хранятся на складе временного хранения, о чем уведомляется лицо, у которого они были изъяты.

Частным случаем определения судьбы вещественных доказательств является передача их по окончании дознания по уголовному делу о контрабанде или других преступлениях, проведение дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, и материалов по указанным преступлениям в орган предварительного следствия, на который с момента такой передачи возлагается ответственность за обеспечение их сохранности и возмещение расходов, связанных с их хранением.

Таможенный кодекс в качестве источника доказательства рассматривает письменные доказательства, которыми являются акты, справки, письменные сообщения и др. В указанных документах организации, индивидуальные предприниматели, физические или должностные лица излагают или удостоверяют факты или обстоятельства, имеющие значение для дела.

Письменные доказательства могут быть составлены по инициативе таможенного органа, например, акт ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности, по инициативе организации (акт инвентаризации), ими могут быть документы, не связанные с правонарушением, но исследование их может помочь установить новые фактические данные. Например, приказы, инструкции могут определить круг лиц, ответственных за совершение действий, имеющих отношение к делу о нарушении таможенных правил.

На данные доказательства распространяются общие требования о хранении доказательств, они должны находиться в деле.

Письменные доказательства могут быть признаны вещественными доказательствами, если они отвечают признакам, указанным в ст. 327 Таможенного кодекса.