В ходе производства по делу о нарушении таможенных правил должностное лицо таможенного органа исследует обстоятельства, связанные с событием правонарушения. Воссоздать указанное событие возможно лишь с помощью фактических данных, которые должны найти свое закрепление в соответствующих источниках доказательств.
Осуществляя производство по делу о нарушении таможенных правил, должностное лицо таможенного органа должно принять меры для обнаружения, закрепления, проверки и оценки доказательств. Эти меры представляют определенные действия, проявлением которых является обнаружение каких-либо данных об исследуемом событии. Такая деятельность должностного лица, ведущего производство по делу, не может происходить без регламентации со стороны закона, т.к. она зачастую связана с ограничением прав граждан, организаций, индивидуальных предпринимателей, поэтому правоотношения, возникающие при проведении процессуальных действий, направленных на получение доказательств, находят детальное правовое регулирование.
Анализ гл. 45 Таможенного кодекса, устанавливающей порядок производства конкретных процессуальных действий, позволяет выявить характерные признаки. Во-первых, каждое процессуальное действие предусмотрено законом. Проведение процессуальных действий, направленных на обнаружение доказательств, не предусмотренных законом, недопустимо. Во-вторых, закон устанавливает правила поведения должностного лица таможенного органа, которым он должен следовать при проведении процессуальных действий. Если при получении доказательств были нарушены такие правила, может возникнуть вопрос о юридической силе доказательств.
Общим требованием, содержащимся в положениях гл. 45 Таможенного кодекса, является также то, что не каждое должностное лицо таможенного органа может проводить процессуальные действия даже при строгом соблюдении установленных правил. Процессуальные действия вправе проводить должностное лицо таможенного органа, в производстве которого находится дело о нарушении таможенных правил, либо другое должностное лицо таможенного органа по его поручению.
Решение о проведении того или иного процессуального действия принимает лицо, в производстве которого находится дело, но в ряде случаев закон устанавливает иной порядок, который сводится к тому, что некоторые процессуальные действия могут быть выполнены после принятия решения соответствующими должностными лицами таможенных органов.
Таможенный кодекс к конкретным процессуальным действиям относит опрос лиц, истребование документов, необходимых для производства по делу, изъятие товаров, транспортных средств, документов и иных предметов, наложение ареста на товары, транспортные средства и иное имущество, таможенное обследование, предъявление товаров, транспортных средств, документов на них и иных предметов для опознания, получение необходимой для производства по делу информации от государственных органов и лиц, проведение ревизии, проверки, инвентаризации по делу, экспертизы.
Должностное лицо таможенного органа, ведущее производство по делу, вправе произвести опрос любого физического лица по существу исследуемого правонарушения, соответственно лицо, вызываемое для опроса, должно явиться по вызову. Результаты опроса лиц фиксируются в протоколе, который составляется должностным лицом таможенного органа.
Закон устанавливает порядок вызова для опроса по делу о нарушении таможенных правил. Этот порядок является общим для всех лиц, которые могут быть вызваны для опроса. Следует отметить, что в отношении несовершеннолетних, не достигших 16-летнего возраста, и задержанных лиц имеются свои особенности.
Вызов лиц для опроса осуществляется повесткой, т.е. письменным официальным извещением о необходимости явиться в соответствующий таможенный орган для дачи объяснений. В повестке должно быть указано, кто вызывается для опроса, куда и к кому, время явки, а также последствия неявки. Получение повестки должно быть подтверждено вызываемым лицом путем расписки.
Повестка может быть вручена при отсутствии вызываемого лица другим лицам: взрослым членам его семьи, представителю администрации по месту работы, учебы и др.
Формами повестки могут служить телефонограмма, телеграмма, с развитием средств связи вызов лиц может осуществляться в других формах.
Свой порядок вызова лица, не достигшего 16 лет, обусловлен возрастными особенностями, кроме того, возникает необходимость присутствия законного представителя такого лица, поэтому вызов последнего проводится через его родителей или других законных представителей.
Лица, задержанные в соответствии со ст. 331 Таможенного кодекса, вызываются для опроса через администрацию места содержания.
Опрос вызванного лица также должен проводиться в порядке, который установлен законом, призванным гарантировать получение наиболее полных и правдивых фактических данных.
Прежде всего, перед опросом необходимо убедиться в личности опрашиваемого, выяснить владеет ли он русским языком, не нуждается ли он в услугах переводчика, разъяснить его права и обязанности. Свидетель должен быть предупрежден об административной ответственности за отказ или уклонение от дачи объяснений, если лицо может нести такую ответственность, т.е. достигло 16-летнего возраста.
Опросу руководителя или заместителя руководителя организации, а также индивидуального предпринимателя предшествует проверка их полномочий.
Не допускается одновременный опрос нескольких свидетелей по одному делу.
Порядок опроса зависит от процессуального положения вызываемых лиц. Если для опроса вызывается физическое или должностное лицо, привлекаемое к ответственности, то опрос начинается с вопроса, признает ли указанное лицо себя виновным в совершении правонарушения. Опрос руководителя или заместителя руководителя организации, а также индивидуального предпринимателя, привлекаемых к ответственности, начинается с вопроса, признает ли он факт нарушения таможенных правил. Свидетелю сообщается об обстоятельствах, которые послужили основанием для его вызова.
Затем опрашиваемому предлагается дать свои объяснения по существу дела, т.е. опрашиваемое лицо в свободном рассказе должен осветить известные ему обстоятельства. Такой порядок опроса обусловлен тем, что в свободном рассказе опрашиваемое лицо способно осветить обстоятельства, которые могут быть за рамками той информации, которой владеет должностное лицо таможенного органа, ведущее производство по делу. Иной порядок, например, ответы опрашиваемого только на вопросы должностного лица таможенного органа, может привести к тому, что информация окажется неполной.
После свободного рассказа при необходимости задаются вопросы.
Несовершеннолетие лица, вызванного для опроса, определяет некоторые особенности, соблюдение которых является обязательным условием для допустимости доказательств, полученных с помощью такого лица.
Восприятие фактических обстоятельств несовершеннолетним лицом может быть зависимым от его возраста, в связи с чем закон устанавливает, что при опросе лица, не достигшего 14 лет, обязательно присутствует педагог или психолог, по усмотрению должностного лица таможенного органа, ведущего производство по делу, педагог или психолог может присутствовать при опросе лица в возрасте от 14 до 16 лет. В необходимых случаях вызываются также законные представители или близкие родственники несовершеннолетнего лица, которым перед началом опроса разъясняются их права и обязанности, что должно быть отмечено в протоколе.
Педагог, психолог, законный представитель или близкий родственник присутствуют при опросе, роль их не является самостоятельной. Это характеризуется тем, что присутствие их проявляется лишь в возможности задавать опрашиваемому лицу вопросы и только с разрешения должностного лица таможенного органа, производящего опрос. Заданный вопрос может быть отведен, но он должен быть занесен в протокол.
Производство по делу о нарушении таможенных правил зачастую делает необходимым истребование документов на товары, транспортные средства, которое должно осуществляться в установленном законом порядке.
Должностное лицо таможенного органа, ведущее производство по делу, решение об истребовании документов оформляет в форме требования о представлении документов, которое направляется лицу, у которого такие документы находятся. Закон устанавливает, что документы должны быть выданы или направлены должностному лицу таможенного органа в 5-дневный срок.
Документы, как правило, представляются в подлинниках, однако с согласия должностного лица таможенного органа они могут представляться в копиях, которые должны быть соответствующим образом заверены, т.е. удостоверены подписью, печатью.
Некоторые документы могут иметь важное значение для лица, у которого они были истребованы, поэтому закон допускает возможность возвращения их по истечении срока обжалования постановления по делу. В этом случае в деле остаются заверенные должностным лицом таможенного органа, рассматривавшим дело, их копии.
При непредставлении документов лицом, у которого они находятся, возможно применение меры процессуального принуждения — изъятия необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 337 и 338 Таможенного кодекса.
Закон предусматривает два основания для проведения такого процессуального действия, как изъятие товаров, транспортных средств и иных предметов. Первое основание связано с тем, что товары, транспортные средства и иные предметы имеют признаки вещественных доказательств. Второе основание обусловлено необходимостью обеспечения взыскания сумм возможных штрафов и взыскания стоимости товаров и транспортных средств в качестве санкций за совершенное правонарушение.
Прежде всего необходимо отметить, что изъяты могут быть лишь определенные товары и предметы, которые перечислены в ст. 337 Таможенного кодекса. В качестве таких товаров и предметов выступают:
1) товары и транспортные средства, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил;
2) товары и транспортные средства со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил;
3) транспортные средства, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил;
4) документы;
5) средства идентификации и
6) иные предметы, обладающие указанными в ст. 327 Таможенного кодекса признаками вещественных доказательств.
Изъятие товаров, включая валюту Российской Федерации, ценные бумаги в валюте Российской Федерации и валютные ценности, транспортных средств допускается для обеспечения взыскания штрафов или стоимости товаров и транспортных средств, во-первых, в случае привлечения к ответственности физического или должностного лица, которое не имеет в Российской Федерации постоянного места жительства, либо иного лица, не имеющего на территории Российской Федерации филиала, представительства, отделения или другого обособленного подразделения, во-вторых, российских или иностранных организаций, а также индивидуального предпринимателя, оплаченный уставный капитал которых и (или) стоимость иного находящегося на территории Российской Федерации имущества, за исключением товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, не покрывают суммы возможных штрафов и взыскания стоимости товаров и транспортных средств.
Обязанность доказывания наличия постоянного места жительства и других указанных выше обстоятельств закон возлагает на лицо, привлекаемое к ответственности, т.к. эти обстоятельства не входят в предмет доказывания по делу.
Изъятие товаров и транспортных средств для обеспечения возможных штрафов может быть заменено их залогом, либо предоставлением гарантии, либо внесением на депозит причитающихся сумм в порядке, предусмотренном ст. 122 Таможенного кодекса. Такая замена возможна с согласия таможенного органа, в производстве которого находится дело о правонарушении.
Порядок проведения такого процессуального действия, как изъятие товаров, транспортных средств, документов и иных предметов, включает в себя процедуру:
1) оформления решения о проведении изъятия;
2) обеспечения участия определенных лиц в его проведении;
3) регламентацию действий должностного лица таможенного органа по изъятию товаров, транспортных средств и иных предметов.
О проведении изъятия должностное лицо таможенного органа, в производстве которого находится дело, выносит постановление, которое должно быть мотивированным, т.е. должно содержать доводы о необходимости проведения этого процессуального действия. Исполнение постановления может быть поручено другим должностным лицам таможенного органа, поскольку закон не обязывает проводить данное процессуальное действие лицо, ведущее производство по делу.
При проведении изъятия должно быть обеспечено присутствие ряда лиц. Прежде всего речь идет о понятых, присутствие которых должно быть обязательным во всех случаях.
В проведении изъятия участвует также лицо, у которого изымаются товары, транспортные средства, документы и иные предметы. Однако его отсутствие не является обстоятельством, препятствующим проведению данного процессуального действия. В таком случае должно быть обеспечено присутствие других лиц, в качестве которых могут выступать взрослые члены семьи физического лица, у которого проводится изъятие, представители жилищно-эксплуатационной организации по месту его жительства, месту работы, учебы или органа местного самоуправления.
При временном отсутствии руководителя и заместителя руководителя организации, привлекаемой к ответственности, изъятие проводится в присутствии других работников этой организации или представителя органа, осуществившего его государственную регистрацию.
Для участия в проведении изъятия может быть приглашен специалист.
Лицам, участвующим в проведении изъятия, а также присутствующим при нем, должны быть разъяснены их права и обязанности.
Закон запрещает проведение изъятия в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательства. Следует отметить, что в Таможенном кодексе не определено понятие «ночное время», в то же время Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР в ночное время включает период с 22 до 6 часов по местному времени.
Перед началом проведения изъятия должностные лица таможенного органа должны предъявить постановление о проведении данного процессуального действия лицам, у которых находятся товары, транспортные средства, документы и иные предметы, затем они предлагают этим лицам добровольно выдать товары или предметы. При отказе предметы изъятие проводится принудительно, т.е. с применением мер воздействия, которые обеспечивают проведение изъятия, включая вскрытие запертых помещений и хранилищ, при этом не допускается причинение не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и др.
Дополнительные требования закон предъявляет при проведении изъятия документов, составляющих государственную тайну. Изъятие таких документов производится только с согласия начальника таможенного органа или лица, его замещающего, и с санкции прокурора. Если документы принадлежат государственному органу, порядок изъятия документов должен быть согласован с руководством этого государственного органа.
В соответствии с законом изъятию подлежат только товары, транспортные средства, документы и иные предметы, имеющие отношение к делу, т.е. обладающие связью с совершенным правонарушением. Предметы, запрещенные к обращению, изымаются во всех случаях. К ним относятся предметы, которые могут приобретаться лишь по специальным разрешениям (ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации), например, взрывчатые и радиоактивные вещества, оружие, сильнодействующие ядовитые и наркотические вещества и т.д.
О проведении изъятия составляется протокол, в котором перечисляются и описываются все изъятые предметы с указанием их индивидуальных признаков, наименования, количества, веса, стоимости.
При производстве по делам о нарушении таможенных правил по ряду составов правонарушений необходимо установить стоимость незаконно перемещенных товаров, в других случаях определение стоимости товаров и транспортных средств непосредственно связано с применением санкций в виде штрафа или взыскания стоимости, поэтому таможенный орган производит оценку изъятых товаров, транспортных средств и иных предметов.
Оценка производится на основании государственных регулируемых цен, если они установлены, при их отсутствии — на основании свободных (рыночных) цен.
Государственный таможенный комитет указал на строгое выполнение требований закона об обязательной оценке товаров, транспортных средств и иных предметов на основании установленного порядка, т.к. на практике допускалась оценка на основании указанной в таможенной декларации фактурной стоимости. Наиболее часто это требование закона не соблюдается при применении мер взыскания по,ст. 271 Таможенного кодекса, когда с момента таможенного оформления товаров с указанием в грузовой таможенной декларации их фактурной стоимости и совершением (обнаружением) правонарушения прошел определенный период времени и стоимость товаров могла измениться под влиянием таких факторов, как естественный износ, убыль при нормальных условиях транспортировки и хранения.
Определение стоимости товаров и транспортных средств на день обнаружения правонарушения в таких случаях должно производиться, как правило, на основании заключения экспертов.
Проведение экспертизы допускается и при отсутствии реальной возможности предъявления товаров эксперту для их оценки. Определение экспертом стоимости товаров в случае их отсутствия производится по документам на основании анализа условий контракта, нормативов по амортизации и естественной убыли и т.п.
Применение при исчислении штрафа и взыскания стоимости данных о фактурной стоимости допустимо лишь в ситуациях, связанных, например, с выдачей товаров перевозчиком без разрешения таможенного органа (ч. 1 ст. 254 Таможенного кодекса), когда с момента совершения правонарушения и до его обнаружения прошел период времени, не дающий оснований предполагать существенного изменения за данный временной промежуток стоимостных характеристик товара.
Государственный таможенный комитет разъяснил, что, исходя из ст. 339 Таможенного кодекса, под свободными (рыночными) ценами следует понимать цены внутреннего российского рынка1.
Изъятая иностранная валюта пересчитывается в валюту Российской Федерации по действующему на день обнаружения правонарушения курсу Центрального банка Российской Федерации.
В ряде случаев изъятие товаров,
транспортных средств и иных предметов в силу определенных причин является
невозможным (большой объем, отсутствие надлежащих условий для хранения
в другом месте, невозможность перемещения, например, зданий, сооружений
и т.д.). В таких случаях в соответствии с законом возможно наложение ареста
на товары, транспортные средства и иное имущество, который выражается в
запрещении распоряжаться таким имуществом.
Наложение ареста закон связывает с наличием определенных условий. Во-первых, наложение ареста возможно, если лицо, привлекаемое к ответственности, неоднакратно нарушало таможенные правила, во-вторых, если это лицо привлекается к ответственности за совершение нескольких правонарушений, в-третьих, если совершенное правонарушение наносит существенный ущерб интересам государства. Для наложения ареста достаточно наличия одного из перечисленных условий.
Решение о наложении ареста принимает начальник таможенного органа либо лицо, его замещающее, с вынесением об этом мотивированного постановления. Следует иметь в виду, что согласно ч. 2 ст. 290 Таможенного кодекса руководители и заместители руководителей структурных подразделений по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил региональных таможенных управлений и таможен наделены полномочиями начальника таможенного органа при производстве по делам о нарушении таможенных правил. В этой связи Государственный таможенный комитет России указал, что с целью обеспечения законности и обоснованности принятия некоторых процессуальных решений, включая наложение ареста, такие решения следует принимать руководителям таможенного органа, названным в соответствующих нормах закона, т.е. начальникам и лицам, их замещающим1. Эти же лица определяют, где должно находиться имущество, на которое наложен арест.
Порядок проведения рассматриваемого процессуального действия аналогичен порядку изъятия товаров, транспортных средств, документов и иных предметов, установленному ст. 338 Таможенного кодекса.
Законодательством Российской Федерации устанавливается перечень имущества, которое признается необходимым для физического лица, привлекаемого к ответственности, и лицам, находящимся на его иждивении, в связи с чем арест на такое имущество не допускается.
Лицо, принявшее на хранение имущество, на которое наложен арест, предупреждается об уголовной ответственности.
В ряде случаев при производстве по делу о нарушении таможенных правил возникает необходимость провести проверку на определенной территории либо в помещении, т.е. обследование. Порядок проведения таможенного обследования рассматривается в ст. 341 Таможенного кодекса.
Проведение таможенного обследования имеет своей целью обнаружение:
1) товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил;
2) товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами правонарушения;
3) иных предметов, обладающих признаками вещественных доказательств;
4) документов, необходимых для производства по делу.
Обследованию могут быть подвергнуты территории, помещения или транспортные средства.
Решение о проведении таможенного обследования выносится должностным лицом таможенного органа, в производстве которого находится дело, о чем выносится мотивированное постановление.
Порядок проведения обследования аналогичен порядку проведения изъятия. При проведении обследования возможно применение технических средств (фото-киносъемка, видеозапись).
Ход обследования фиксируется в протоколе.
В целях обнаружения следов правонарушения и вещественных доказательств, выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, должностное лицо таможенного органа, ведущее производство по делу, вправе производить осмотр местности, помещений, товаров, транспортных средств, документов на них и иных предметов.
Осмотр имеет свои особенности, т.к. он может быть составляющим элементом таких действий, как составление протокола о нарушении таможенных правил, проведения таможенного обследования, изъятия товаров, транспортных средств, документов на них и иных предметов. Как самостоятельное процессуальное действие осмотр допускается:
1) если товары, транспортные средства, документы на них и иные предметы оказались у должностного лица таможенного органа в результате проведения таможенного контроля, производства таможенного оформления или ранее проведенных процессуальных действий;
2) в иных случаях — при наличии согласия владельца этих товаров, транспортных средств, документов на них и иных предметов на проведение такого осмотра.
При проведении осмотра обязательно присутствие понятых, могут быть приглашены для участия: лицо, привлекаемое к ответственности, специалист, свидетель.
В ходе осмотра возможно проведение измерений, применение технических средств, составление планов, схем, чертежей, получение проб, образцов, изготовление копий.
Результаты осмотра фиксируются в протоколе.
По решению должностного лица таможенного органа, ведущего производство по делу, товары, транспортные средства, документы на них и иные предметы могут быть предъявлены для опознания. Порядок проведения этого процессуального действия регламентирован ст. 343 Таможенного кодекса.
В качестве опознающих могут выступать: физическое лицо или должностное лицо, привлекаемое к ответственности, руководитель или заместитель руководителя организации, индивидуальный предприниматель, а также свидетель.
Опознать какой-либо предмет можно по каким-то признакам, приметам, поэтому перед проведением этого процессуального действия опознающий должен быть предварительно опрошен об индивидуальных признаках и приметах опознаваемых предметов. Если опознающий не может назвать такие признаки и приметы, проведение опознания не имеет смысла.
Другим требованием закона к порядку опознания является то, что предметы для опознания предъявляются в группе однородных предметов. Общее количество предъявляемых на
опознание предметов должно быть не менее трех, куда входит опознаваемый предмет и группа других предметов. Однородность характеризуется одинаковостью, т.е. предметы должны быть такими же.
Опознание проводится с обязательным присутствием понятых.
Ход опознания фиксируется в протоколе с указанием, кто, в каких условиях, какие предметы опознавал, индивидуальные признаки предметов и т.д.
Таможенный кодекс регулирует порядок получения необходимой для производства по делу информации от государственных органов и лиц. Должностное лицо таможенного органа, ведущее производство по делу вправе получать необходимую информацию, имеющую значение для правильного разрешения дела. Такая информация может быть получена на основании письменного запроса. В запросе о получении информации или в требовании о представлении документов, необходимых для производства по делу, следует указывать кому адресованы запрос или требование, номер дела о нарушении таможенных правил, в связи с чем и в отношении кого оно заведено, какие конкретно документы запрашиваются либо относительно каких обстоятельств должна быть представлена информация1. Государственный орган или лицо, имеющие соответствующую информацию, получив письменный запрос, обязаны безвозмездно предоставить ее должностному лицу таможенного органа.
Должностное лицо вправе запрашивать информацию, составляющую служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
Неисполнение запроса может повлечь за собой изъятие документов в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом.
Обязательным требованием закона является обеспечение должностным лицом таможенного органа неразглашения полученной им информации, которая может использоваться лишь в интересах дела. Передача информации другим лицам не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
При производстве по делу для установления обстоятельств, имеющих значение для дела, могут назначаться различные проверки (ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности лиц, привлекаемых к ответственности, а также инвентаризации их товаров и транспортных средств). Проведение ревизий, проверок финансово-хозяйственной деятельности, инвентаризаций требует много времени, что определенным образом отражается на работе организаций, поэтому закон предусматривает, что назначение таких проверок возможно лишь в случаях, когда исчерпаны другие меры для установления фактических обстоятельств.
По этой же причине решение о проведении ревизии, проверки, инвентаризации принимается:
1) начальником таможни;
2) начальником вышестоящего таможенного органа или их заместителями;
3) либо руководителями структурных подразделений по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил регионального таможенного управления или Государственного таможенного комитета России или их заместителями. Решение о проведении ревизии, проверки, инвентаризации оформляется постановлением.
Перечисленные выше должностные лица таможенных органов определяют какой организации и кому из специалистов следует поручить проведение проверки, ревизии или инвентаризации.
Порядок проведения ревизии, проверки и инвентаризации и оформления их результатов установлен законодательством Российской Федерации. Результаты указанных проверок должны быть сообщены проверяемому лицу в 5-дневный срок по их завершении.
Порядок назначения экспертизы, взятия проб и образцов для ее проведения, права лица, привлекаемого к ответственности, а также его адвоката и представителя при назначении экспертизы рассматривается в ст. 346-348 Таможенного кодекса. До назначения экспертизы выясняются необходимые сведения о специальности и компетентности эксперта.
Закон устанавливает, что проведение экспертизы назначается лицом, в производстве которого находится дело. Решение о производстве экспертизы оформляется постановлением, которое выносится после заведения дела о нарушении таможенных правил.
В постановлении о назначении экспертизы указывается: дата и место составления постановления, наименование таможенного органа, назначившего экспертизу, номер дела о нарушении таможенных правил;
должность и фамилия лица, назначившего производство экспертизы;
основания для назначения экспертизы;
наименование экспертного учреждения, в котором должна быть произведена экспертиза, а если проведение экспертизы назначено вне экспертного учреждения — фамилия, имя, отчество, специальность и должность лица, которому поручается производство экспертизы;
вопросы, поставленные перед экспертом;
материалы, представленные в распоряжение эксперта (объекты исследования — предметы, документы, в том числе пробы и образцы);
в случае дополнительной или повторной экспертизы — заключения предыдущих экспертиз1.
Для проведения экспертизы в ряде случаев необходимо представить пробы и образцы, порядок получения которых также регулируется законом.
Решение о получении проб и образцов принимает должностное лицо таможенного органа, в производстве которого находится дело, о чем выносится постановление.
Закон разрешает получение
проб и образцов у 1) физического или должностного лица, привлекаемого к
ответственности, 2) руководителя или заместителя руководителя организации,
привлекаемой к ответственности, 3) других работников такой организации,
4) индивидуального предпринимателя, привлекаемого к ответственности. В
необходимых случаях взятие проб и образцов возможно и у других лиц.
Для получения проб и образцов должностное лицо таможенного органа вправе привлекать к участию соответствующего специалиста для оказания необходимой помощи. Получение проб и образцов может проводиться с присутствием понятых.
Закон перечисляет какие пробы и образцы могут быть получены для проведения экспертизы:
1) образцы подписи;
2) образцы почерка;
3) пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы.
Понятия «пробы» и «образцы» раскрываются в ведомственных документах Государственного таможенного комитета России. Под пробой понимается оптимально необходимая часть образца товара, тождественная по составу и свойствам всему объекту исследования (экспертизы). Под образцом товара понимается единица продукции, являющаяся тож-* дественной по структуре, составу и свойствам всей серии (партии) продукции1.
О взятии проб и образцов составляется протокол. На экспертизу пробы и образцы направляются соответствующим образом упакованными и опечатанными.
Лицо, привлекаемое к ответственности, вправе ознакомиться с постановлением о назначении экспертизы и с заключением эксперта, а также ходатайствовать о назначении дополнительной или повторной экспертизы. Такое право возникает у лица, привлекаемого к ответственности, после окончания производства по делу о нарушении таможенных правил. Адвокат или осуществляющий юридическую помощь представитель могут ознакомиться с постановлением о назначении экспертизы и с заключением эксперта, а также заявить ходатайство о назначении дополнительной или повторной экспертизы только на стадии рассмотрения дела.
Ознакомившись с указанными выше документами, лицо, привлекаемое к ответственности, вправе:
1) заявить отвод эксперту;
2) просить назначении эксперта из числа указанных им лиц;
3) представлять дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;
4) присутствовать с разрешения должностного лица таможенного органа, в производстве которого находится дело, при проведении экспертизы и давать объяснения эксперту.
При удовлетворении таких ходатайств должностное лицо таможенного органа, в производстве которого находится I, дело, изменяет или дополняет постановление о назначении 1, экспертизы, поручает проведение экспертизы другому эксперту, при наличии оснований назначает дополнительную или повторную экспертизу.
Признав, что заявленные ходатайства являются не обоснованными, должностное лицо таможенного органа, в производстве которого находится дело, должен вынести мотивированное постановление, с которым вправе ознакомиться лицо, подавшее ходатайство.
Перечисленные выше конкретные процессуальные действия выполняются лицом, в производстве которого находится дело о нарушении таможенных правил. Однако на практике возникают случаи, когда то или иное процессуальное действие необходимо выполнить в другом городе, области, а лицо, ведущее производство по делу, в силу различных причин выехать туда не может. При наличии таких обстоятельств лицо, в производстве которого находится дело, может поручить производство отдельных процессуальных действий должностному лицу другого таможенного органа.
Поручение о проведении процессуальных действий должно содержать необходимый объем информации для его выполнения, в частности, необходимо отразить сведения:
1) об основных обстоятельствах дела;
2) о правовой квалификации правонарушения;
3) о лицах, в отношении которых необходимо произвести процессуальные действия (фамилия, имя, отчество физического лица или должностного лица, его место проживания, место работы, правовая форма юридического лица, его регистрационный номер, юридический и фактический адреса, номера телефонов и т.п.);
4) о документах, если они имеются, на перемещенные товары и транспортные средства;
5) о перевозчиках и принадлежащих им транспортных средствах;
6) о товарах, являющихся непосредственными объектами правонарушения;
7) о сроке исполнения поручения.
В поручении указываются также другие сведения, имеющие значение для исполнения поручения, и перечень действий, подлежащих выполнению. Для производства опроса необходимо указать, какие обстоятельства должны быть выяснены.
Поручение подписывается начальником запрашивающего таможенного органа или его заместителем или начальником отдела таможенных расследований. К поручению должны быть приложены копии необходимых для его исполнения документов.
При направлении поручения о проведении изъятия как самостоятельного процессуального действия, наложении ареста на имущество, проведении таможенного обследования, проведении ревизии, проверки, инвентаризации, для выполнения которых в соответствии с законом требуется вынесение мотивированного постановления, такое постановление выносится соответствующим должностным лицом запрашивающего таможенного органа. Постановление прилагается к поручению в необходимом для его исполнения количестве экземпляров.
Поручение в соответствии с законом должно быть исполнено в 5-дневный срок со дня его получения должностным лицом таможенного органа, которому оно передано на исполнение.
При невозможности исполнить все перечисленные в поручении действия в указанные сроки исполняющие его должностные лица должны сообщить о причинах этого запрашивающему таможенному органу и указать сроки завершения исполнения поручения.
Должностное лицо таможенного органа для надлежащего исполнения поручения вправе производить не указанные в нем необходимые процессуальные действия, если они неразрывно связаны с перечисленными в поручении.
При осуществлении для исполнения поручения розыскных действий по установлению места нахождения лица, привлекаемого к ответственности, свидетелей, товаров, транспортных средств, а также предметов и документов об этом составляются непроцессуальные документы (рапорты, служебные и докладные записки, справки и т.д.).
При невозможности исполнить поручение в целом или частично исполняющие его должностные лица должны сообщить запрашивающему таможенному органу о причинах этого с приложением документов, подтверждающих принятие всех необходимых мер по его исполнению1.
При проведении таких процессуальных действий, как опрос лиц, изъятие товаров, транспортных средств, документов и иных предметов, наложение ареста на товары, транспортные средства и иное имущество, проведение таможенного обследования, осмотр, предъявление товаров, транспортных средств, документов на них и иных предметов для опознания, взятие проб и образцов для проведения экспертизы составляется протокол, т.е. документ, в котором фиксируется все происходящее я ходе указанных действий.
Протокол составляется также при доставлении лица, привлекаемого к ответственности, в таможенный орган или его задержании.
В протоколе находят отражение фактические данные об обстоятельствах совершенного правонарушения, которые затем оцениваются в качестве доказательств. При проверке доказательств именно протокол, его содержание о фактических обстоятельствах, дает основание оценивать доказательства с точки зрения полноты, всесторонности и объективности.
Доказательства, нашедшие свое закрепление в протоколе, оцениваются с точки зрения взаимосвязи с совершенным правонарушением, т.е. их относи мости.
Если в ходе производства по делу о нарушении таможенных правил оценка доказательств возможна в результате непосредственного восприятия, например, в результате опроса свидетеля, то в дальнейшем такая оценка может происходить только с помощью протокола.
Протокол содержит не только фактические данные о правонарушении, в нем излагается порядок проведения процессуального действия. При изучении протокола происходит проверка соблюдения требований закона должностным лицом таможенного органа, в производстве которого находилось дело, о порядке проведения такого действия. Таким образом, с помощью протокола доказательства проверяются на предмет их допустимости.
В силу изложенного закон предъявляет к протоколу, составленному при производстве по делу, определенные требования.
Протокол составляется должностным лицом таможенного органа, он может быть составлен как в ходе выполнения процессуального действия, так и непосредственно после его окончания, например, когда процессуальное действие требует продолжительного времени.
В протоколе должно содержаться его наименование, место и дата производства процессуального действия, время начала и окончания действия, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол, фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в указанном действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком, содержание действия, последовательность его проведения, выявленные при этом существенные для дела факты и обстоятельства.
При применении технических средств, фото-киносъемки, видеозаписи и т.д. эти обстоятельства должны найти отражение в протоколе и должно быть отмечено, что об этом были уведомлены лица, участвовавшие в производстве процессуального действия.
Лица, участвовавшие при производстве процессуального действия или присутствовавшие при его проведении, должны быть ознакомлены с его содержанием, предварительно им следует разъяснить их право делать замечания по ходу процессуального действия, которые подлежат внесению в протокол.
Протокол должен быть подписан всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствующими при его производстве.
К протоколу прилагаются видеозаписи, фотоснимки, фонограммы, схемы, планы, чертежи, которые выполнялись при производстве процессуального действия.
Протокол составляется по форме, установленной Государственным таможенным комитетом России. Если протокол составляется в произвольной форме, то он должен соответствовать требованиям, предъявляемым законом.
Закон предусматривает в ряде случаев обязательное вручение копии протокола доставленному лицу, а также задержанному лицу. Копия протокола процессуального действия вручается лицам, у которых:
1) проведено изъятие товаров, транспортных средств, документов и иных предметов;
2) наложен арест на товары, транспортные средства и иное имущество;
3) проведено таможенное обследование территории, помещений или принадлежащих им транспортных средств. Указанным лицам протокол вручается независимо от того привлекаются они к ответственности или нет.
Наряду с общими требованиями, закон устанавливает дополнительные правила, обязательные при составлении протокола опроса.
Опрашиваемое лицо вправе собственноручно изложить свои объяснения по существу дела или устные объяснения могут быть занесены в протокол должностным лицом таможенного органа, в производстве которого находится дело. Объяснения опрашиваемого лица, по возможности дословно, заносятся в протокол от первого лица. При необходимости в протокол могут быть записаны вопросы, заданные опрашиваемому лицу, и его ответы.
Свидетель, достигший 16-летнего возраста, перед опросом предупреждается об административной ответственности за отказ или уклонение от дачи объяснений, о чем делается в протоколе соответствующая отметка с подписью свидетеля. Такая отметка не делается, если свидетель является супругом или близким родственником привлекаемого к ответственности лица.
При участии в опросе переводчика или специалиста в протоколе указывается о разъяснении им прав и обязанностей.
Перед опросом лицу, привлекаемому к ответственности, разъясняется его право на отводы должностного лица, ведущего производство по делу или специалиста.
По окончании опроса опрашиваемое лицо должно ознакомиться с содержанием протокола, в котором он должен расписаться, при этом опрашиваемый вправе требовать дополнения или изменения записи его устных объяснений.
Присутствующие при опросе лица вправе знакомиться с содержанием протокола, в котором они также должны расписаться. Указанные лица имеют право изложить свои замечания при их наличии.
Если протокол опроса был переведен на другой язык в письменном виде, он должен быть подписан переводчиком и опрашиваемым лицом.
Закон устанавливает необходимость удостоверения факта отказа от подписи или невозможности подписания протокола.
При отказе лица подписать протокол об этом делается отметка в протоколе за подписью должностного лица таможенного органа, составившего протокол, а также понятых, если они присутствовали при проведении этого процессуального действия. Лицо, отказавшееся от подписи вправе изложить мотивы своего отказа, которые должны быть занесены в протокол.
При невозможности подписать
протокол в силу физических недостатков или по другим причинам должностным
лицом таможенного органа делается отметка об этом в протоколе за подписью
понятых, если они присутствовали при проведении процессуального действия.
При отсутствии понятых приглашается постороннее лицо, не заинтересованное
в исходе дела, которое с согласия опрашиваемого лица удостоверяет своей
подписью правильность записи его объяснений. Это правило касается только
лица, привлекаемого к ответственности, или свидетеля.