В Таможенном кодексе Российской Федерации содержится исчерпывающий перечень таможенных органов, которые наделяются законом правом рассматривать дела о нарушении таможенных правил. В указанный перечень входят Государственный таможенный комитет Российской Федерации, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты.
Закон устанавливает не только круг таможенных органов, правомочных рассматривать дела о нарушении таможенных правил, но и определяет их компетенцию, т.е. наделяет соответствующим объемом полномочий по рассмотрению тех или иных дел. При определении органа, который должен рассматривать дело, принимается во внимание прежде всего его компетенция, а также вид лиц, привлекаемых к ответственности.
Правильное определение таможенного органа, который правомочен рассматривать дела о нарушении таможенных правил, имеет большое практическое значение, т.к. компетентный орган наиболее подготовлен к рассмотрению той или
иной категории дел, поскольку должностные лица такого органа имеют соответствующую подготовку, уровень знаний и квалификацию, что самым непосредственным образом отразится на соблюдении требований закона. Определение компетенции таможенных органов позволяет также исключить возможные злоупотребления и субъективизм при решеции вопроса о том, какой орган должен рассматривать дело.
Как уже указывалось выше, дела о нарушении таможенных правил рассматриваются Государственным таможенным комитетом, региональными таможенными управлениями, таможнями и таможенными постами. Закон строго разграничивает компетенцию перечисленных таможенных органов при рассмотрении дел о нарушении таможенных правил, которая зависит от субъекта правонарушения, характера совершенного правонарушения, и места его совершения.
В случае, если субъектом правонарушения выступает физическое лицо, то дело рассматривается таможенным органом, должностное лицо которого вело производство по этому делу.
Если к ответственности привлекается должностное лицо организации или лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, такое дело рассматривается таможней, должностное лицо которой либо должностное лицо нижестоящего по отношению к ней таможенного поста вело производство по этому делу.
В случае необходимости таможня может принять к своему рассмотрению дело, по которому к ответственности привлекается физическое лицо, если производство по этому делу вело должностное лицо нижестоящего таможенного поста. Такая необходимость на практике может вызываться особой сложностью или особым общественным значением, а также местом жительства привлекаемого к ответственности физического лица.
Региональное таможенное управление может принять к своему рассмотрению любое дело, производство по которому вело должностное лицо таможенного органа данного региона, или передать его для рассмотрения в любой другой таможенный орган данного региона, с соблюдением общего правила, что дела, по которым к ответственности привлекаются должностные лица организаций или лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, рассматривались таможней. Рассмотрение дел о нарушении таможенных правил региональными таможенными управлениями вызываются случаями особой сложности или особым общественным значением, а также местом нахождения лица, совершившего правонарушение.
Государственный таможенный комитет Российской Федерации как центральный орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом в России, может принять к своему рассмотрению любое дело о нарушении таможенных правил, совершенное на территории Российской Федерации, или передать его для рассмотрения в любой другой таможенный орган. В последнем случае также должно соблюдаться правило, в соответствии с которым дела в отношении должностного лица организации, а также лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, рассматривались таможенным органом не ниже таможни. Рассмотрение дел Государственным таможенным комитетом Российской Федерации или передача им дел для рассмотрения в другой таможенный орган также может вызываться соответственно исключительной важностью дела, особым общественным значением, совершением правонарушений в нескольких регионах.
Анализ статей гл. 48 Таможенного кодекса Российской Федерации, которая посвящена вопросам рассмотрения дел о нарушении таможенных правил, показывает, что данная стадия состоит из нескольких этапов, которые имеют между собой логическую связь, в связи с чем каждый последующий этап вытекает из предыдущего. Первый этап является как бы подготовительным, т.к. в ходе его реализации решаются предварительные вопросы о возможности рассмотрения дела. Сделав вывод о том, что данное дело о нарушении таможенных правил возможно рассмотреть, должностное лицо таможенного органа приступает к следующему этапу: собственно рассмотрению дела, в ходе которого осуществляется непосредственное исследование обстоятельств совершения нарушения таможенных правил. Следующим этапом рассмотрения дела является вынесение постановления таможенного органа по делу о нарушении таможенных правил, который завершает данную стадию. Каждый из приведенных этапов рассмотрения дела о нарушении таможенных правил имеет свою подробную регламентацию, призванную дополнительно гарантировать права лиц, привлекаемых к ответственности.
Рассмотрение дел о нарушении таможенных правил осуществляется определенными должностными лицами таможенных органов. Если дело рассматривается Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, то его рассмотрение поручается уполномоченному должностному лицу данного органа. Такое поручение должно быть соответствующим образом оформлено в виде приказа. От имени других таможенных органов дела рассматриваются начальниками таких органов или их заместителями. Следует иметь в виду, что руководители структурных подразделений по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил региональных таможенных управлений и таможен и их заместители также наделены полномочиями начальника таможенного органа, однако такими полномочиями они обладают при производстве по делам о нарушении таможенных правил (ч, 2 ст. 290 Кодекса ), но не при их рассмотрении1.
Должностное лицо таможенного органа, осуществляющее рассмотрение дел, наделяется законом широкими полномочиями, которые имеют процессуально-распорядительный характер. Такие полномочия предоставляют ему возможность в полном объеме исследовать все обстоятельства, связанные с совершением нарушения таможенных правил, как при подготовке к рассмотрению дела, так и в ходе непосредственного рассмотрения.
На подготовительном этапе
рассмотрения дела должностное лицо таможенного органа, полномочное рассматривать
дела о нарушении таможенных правил, получив материалы дела, должно разрешить
ряд вопросов, имеющих предварительный характер, для создания условий, которые
в максимальной степени способствовали бы непосредственному рассмотрению.
Вопросы, подлежащие разрешению, перечисляются в ст. 359 Таможенного кодекса
в определенной последовательности, в которой они и должны решаться, поскольку
отрицательный ответ на предыдущий вопрос исключает необходимость разрешать
последующий вопрос. Основной целью данного этапа является исключение возможности
вынесения для непосредственного рассмотрения дел, производство по которым
проведено с нарушением требований Таможенного кодекса.
Первый вопрос, который подлежит разрешению должностным лицом таможенного органа, связан с его компетенцией по отношению к делу, подлежащему рассмотрению. Если будет установлено, что должностное лицо не компетентно рассматривать данное дело, то необходимо приняты меры к направлению дела в соответствующий таможенный орган или должностному лицу, которое вправе его рассмотреть.
Со времени введения в действие Таможенного кодекса законодательство Российской Федерации существенно обновилось. Базой для такого обновления явилось принятие в 1993 г. Конституции Российской Федерации, которая закрепила изменения произошедшие в государстве и обществе. В Конституции Российской Федерации содержится ряд совершенно новых принципиальных положений, относящихся к соблюдению права частной собственности. Согласно ст. 35 Конституции право частной собственности охраняется законом и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В этой связи в практике деятельности таможенных органов возник вопрос о компетентности рассмотрения дел о нарушении таможенных правил, ответственность за которые предусматривает конфискацию товаров и транспортных средств.
Поскольку положения Таможенного кодекса, допускающего применение конфискации таможенными органами, пришли, на первый взгляд, в несоответствие с положениями Конституции Российской Федерации, данный вопрос был вынесен на рассмотрение Конституционного Суда Российской Федерации.
Первая попытка разрешения данного вопроса была предпринята Конституционным Судом при рассмотрении дела о проверке конституционности п. 4 и 6 ст. 242 и ст. 280 Таможенного кодекса. Поводом к рассмотрению дела явился запрос Новгородского областного суда о проверке конституционности указанных норм Таможенного кодекса1.
Постановлением Конституционного Суда от 20 мая 1997 г. по указанному делу было признано, что таможенные органы вправе выносить постановления о конфискации имущества как санкции за совершенное правонарушение при наличии последующего судебного контроля за законностью и обоснованностью такого решения, соответствующим Конституции Российской Федерации. Однако постановление содержало в себе положения, противоположные выводам, содержащимся в постановляющей части. Признавая право таможенных органов применять конфискацию, Конституционный Суд, тем не менее, указал в постановлении, что конфискация имущества может быть применена к частным собственникам — физическим и юридическим лицам лишь после того, как суд вынесет соответствующее решение.
Противоречия, содержащиеся
в указанном постановлении, привели к повторному рассмотрению данного вопроса
Конституционным Судом в деле о проверке конституционности ст. 266 Таможенного
кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 85 и ст. 222 Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях в связи с жалобами граждан Гаглоевой М.М. и Пестрякова
А.Б.2 Постановлением от 11 марта 1998 г. поданному делу Конституционным
Судом признана не соответствующей Конституции Российской Федерации ст.
226 Таможенного кодекса, поскольку она предусматривает в качестве меры
административной ответственности конфискацию товаров и транспортных средств,
назначаемую без судебного решения. Далее Суд указал, что конфискация во
всяком случае может применяться только в судебном порядке. В этом же постановлении
содержится вывод Суда, что только с вынесением соответствующего судебного
решения конфискация может рассматриваться как мера юридической ответственности,
влекущая утрату собственником его имущества.
Данное положение нашло свое подтверждение в определении Конституционного Суда по жалобе гражданина Терзияна П.М., согласно которому вывод Конституционного Суда Российской Федерации, признавшего, что конфискация имущества в виде санкции за правонарушение может применяться только судом, распространяется на все без исключения иные органы независимо от того, каким нормативным актом (или отдельными его положениями) такое право им предоставлено1.
Вывод о том, что фактическое
обращение имущества в собственность государства возможно лишь на основании
судебного акта, только с вынесением которого конфискация может рассматриваться
как мера юридической ответственности, влекущая утрату собственником его
имущества, нашел свое подтверждение в определении Конституционного Суда
Российской Федерации от 3 декабря 1998 г. № 201-О по делу о рассмотрении
жалобы граждан Васильевой Л.Н., Евсеева А.Н., Евсеева Н.П. и Налетова Л.А.
на нарушение их конституционных прав положением ч. 2 ст. 146 Кодекса РСФСР
об административных правонарушениях2.
В другом своем постановлении от 14 мая 1999 г. № 8-П по делу о проверке конституционности положений части 1 ст. 131 и ч. 1 ст. 380 Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой закрытого акционерного общества «Сибирское агентство «Экспресс» и гражданина Тененева С.И. Конституционный Суд Российской Федерации указал, что по вопросам, касающимся механизма судебного контроля при применении конфискации в качестве санкции за совершение правонарушений административного характера, Конституционным Судом Российской Федерации были приняты два постановления — от 20 мая 1997 г. по делу о проверке конституционности п. 4 и 6 ст.242 и ст. 280 Таможенного кодекса Российской Федерации и от 11 марта 1998 г. по делу о проверке конституционности ст. 266 Таможенного кодекса Российской Федерации, части 2 ст. 85 и ст. 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Оба постановления сохраняют свою силу и, следовательно, сохраняют значение изложенные в них правовые позиции о надлежащей процедуре применения конфискации как меры административного характера. Указанные постановления обязательны для судов, других органов и должностных лиц при применении ими соответствующих статей Таможенного кодекса Российской Федерации, в которых предусмотрена возможность конфискации товаров, транспортных средств и иных предметов за нарушение содержащихся в этих статьях таможенных правил1.
С учетом приведенных выводов Конституционного Суда Верховный Суд Российской Федерации на вопрос обязаны ли судьи рассматривать дела о нарушениях таможенных правил и дела об административных правонарушениях, подведомственные другим органам, в тех случаях, когда встает вопрос о применении санкции в виде конфискации имущества, дал ответ, что предписание ст. 35 (ч. 3) Конституции Российской Федерации о лишении имущества не иначе как по решению суда является обязательным во всех случаях, когда встает вопрос о применении санкции в виде конфискации имущества. Это предписание Конституции России, являясь гарантией права собственности, обязывает органы, рассматривающие дела о таможенных и административных правонарушениях, при привлечении граждан к ответственности обеспечивать соблюдение судебной процедуры2.
В ответе Верховного Суда Российской Федерации содержится информация о судебном рассмотрении дел в отношении граждан, но ничего не сказано о рассмотрении дел в отношении юридических лиц, т.е. позиция Верховного Суда не нашла своего завершения.
Таким образом, рассмотрение таможенными органами дел о нарушении таможенных правил, ответственность за которые предусматривается в виде конфискации товаров и транспортных средств, признается не соответствующим действующему законодательству. В то же время не разработана процедура направления таких дел в суды и их рассмотрения судами, особенно это касается дел, по которым к ответственности за нарушения таможенных правил привлекаются юридические лица. Очевидно, что при таком положении требуются дополнительные разъяснения как со стороны Конституционного Суда, так и со стороны Верховного Суда Российской Федераций, до появления которых дела о нарушении таможенных правил будут рассматриваться таможенными органами.
Признав, что рассмотрение дела входит в его компетенцию, должностное лицо таможенного органа выясняет соответствуют ли требованиям Таможенного кодекса протоколы и другие материалы дела, т.к. в соответствии со ст. 248 Таможенного кодекса производство по делам о нарушении таможенных правил осуществляется строго на основании законности.
Установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу о нарушении таможенных правил, т.е. события правонарушения (времени, места, способа и других обстоятельств совершения нарушения таможенных правил), виновности физического лица или должностного лица, факта совершения нарушения таможенных правил юридическим лицом или лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности лица, привлекаемого к ответственности, причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, осуществляется лишь перечисленными в ст. 321 Таможенного кодекса источниками доказательств. Такими источниками являются протоколы и другие документы, составленные при проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления, ведении производства по делу о нарушении таможенных правил, или при его рассмотрении, объяснения лица, привлекаемого к ответственности, объяснения свидетелей, заключение эксперта, вещественные и письменные доказательства.
Приступая к проверке материалов дела, должностное лицо, правомочное рассматривать данное дело, должно определить, устанавливают ли содержащиеся в деле доказательства, факты, которые входят в предмет доказывания по этому делу, т.е. относятся ли они к рассматриваемому делу.
Таможенный кодекс, определяя источники доказательств, требует, чтобы получение их и отражение в них фактических данных о существенных обстоятельствах дела проходило с соблюдением установленного порядка. Установленный законом порядок должен обеспечить всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела. Нарушение установленного порядка для получения доказательств влечет за собой важные последствия. Такими последствиями является недопустимость полученных фактических данных в качестве доказательств, поскольку возникают сомнения в их достоверности.
Проверка соответствия требованиям закона протоколов и других материалов дела начинается с протокола о нарушении таможенных правил, т.к. дело о нарушении таможенных правил считается заведенным, производство по нему начатым с момента составления такого документа. Составление протокола о нарушении таможенных правил имеет важное значение, т.к. проведение процессуальных действий (опрос лица, привлекаемого к ответственности, опрос свидетеля, назначение экспертизы и другие) могут проводится должностными лицами таможенных органов только после заведения дела о нарушении таможенных правил.
Согласно закону составление протокола о нарушении таможенных правил требуется в каждом случае обнаружения такого нарушения. Это требование относится также и к случаям, когда дело уже заведено и по нему проводится производство. Отсутствие протокола о дополнительно выявленном нарушении таможенных правил лишает возможности рассматривать дело в отношении этого эпизода, даже если в материалах дела имеются соответствующие данные о таком событии1.
При выявлении в процессе производства по делу дополнительных фактов нарушений таможенных правил, не нашедших отражения в первоначально составленном протоколе, оформляется дополнительный протокол, в том числе и в случае, если их квалификация совпадает с первоначальной2.
Статья 299 Таможенного кодекса перечисляет необходимые сведения, которые должны содержаться в указанном протоколе. После составления протокола он подписывается должностным лицом, его составившим, и лицом, привлекаемым к ответственности. При наличии свидетелей протокол подписывается и этими лицами.
Может возникнуть ситуация, когда правонарушитель отказывается от подписи. В таком случае в протоколе должна быть сделана соответствующая запись об этом. Лицо, привлекаемое к ответственности, вправе дать объяснения и замечания по содержанию протокола, которые приобщаются к протоколу.
При составлении протокола правонарушителю в обязательном порядке разъясняются его права, о чем должна быть сделана отметка в протоколе. Копия протокола вручается под расписку или высылается правонарушителю.
Закон устанавливает круг должностных лиц таможенных органов, правомочных вести производство по делу, в который входят должностные лица, непосредственно обнаружившие правонарушение, а также другие должностные лица, получившие поручение от начальника таможенного органа или его заместителя. Такое поручение оформляется как отдельным письменным распоряжением, так и в виде резолюции на протоколе о нарушении таможенных правил.
В случае определенных обстоятельств (длительная командировка, отпуск, болезнь и др. должностного лица, ведущего производство по делу), возможна передача дела другому должностному лицу. Передача дела осуществляется по письменному распоряжению начальника таможенного органа или его заместителя с указанием причин такого решения.
С целью индивидуализации ответственности за производство по делу практика выработала требование, в соответствии с которым должностное лицо, которому поручено производство по делу, выносит постановление о принятии дела к своему производству, которое утверждается начальником таможенного органа или его заместителем1.
Ряд требований к протоколам и другим материалам дела закон предъявляет в связи с необходимостью соблюдения интересов лица, привлекаемого к ответственности, которые гарантируются правами на пользование родным языком, личное участие при производстве процессуальных действий, возможность юридической помощи, обязательное в некоторых случаях участие в деле его представителей.
Таможенный кодекс устанавливает, что производство по делу ведется на русском языке. Участвующие в производстве по делу лица, не владеющие русским языком, вправе делать заявления, давать объяснения, заявлять ходатайства на родном языке или другом языке, которым они владеют, если такой язык относится к числу распространенных, а также пользоваться услугами переводчика. При проверке соответствия требованиям закона протоколов и других материалов дела необходимо установить соблюдено ли право пользования родным языком. Следует отметить, что данное право закреплено в ст. 26 Конституции Российской Федерации1 без каких-либо оговорок, поэтому ограничение на право пользования родным языком, содержащееся в ст. 296 Таможенного кодекса, не основано на Конституции Российской Федерации. Государство в лице таможенных органов обязано обеспечить соблюдение такого права.
В целях обеспечения объективного исследования всех обстоятельств, связанных с совершением правонарушения, закон предусматривает участие лица, привлекаемого к ответственности, в производстве по делу о нарушении таможенных правил. Участвуя в производстве по делу, лицо, привлекаемое к ответственности, получает реальную возможность осуществлять защиту своих прав. При привлечении к ответственности юридического лица в производстве по делу участвуют их руководители. Вместо руководителей могут выступать их заместители или другие работники, если в их служебные обязанности входит полное урегулирование всех вопросов, связанных с привлечением юридического лица к ответственности, В последнем случае необходимо также разрешение должностного лица, в производстве которого находится дело.
Следует иметь в виду, что
полномочия руководителей юридического лица или их заместителей должны быть
подтверждены документами, удостоверяющими их служебное положение. Полномочия
других работников юридического лица подтверждаются доверенностью или другим
документом, например, выпиской из решения общего собрания.
Свои права лицо, привлекаемое к ответственности, может реализовывать как лично, так и с помощью адвокатов или представителей, которые могут участвовать в производстве по делу только в случаях административного задержания физического лица или должностного лица на срок свыше 3 часов. Полномочия адвокатов должны быть удостоверены ордером юридической консультации, полномочия представителя лица, привлекаемого к ответственности, должны быть выражены в доверенности. Доверенность от имени физического лица или должностного лица, привлекаемых к ответственности, должна быть удостоверена в нотариальном или приравненном к нему порядке.
В практике возникают случаи, когда производство по делу проводится в отношении лица, не проживающего и не находящегося в пределах Российской Федерации. При возникновении таких ситуаций следует проверить, насколько полно выполнены требования ст. 307 Таможенного кодекса.
На практике нередко к ответственности за нарушение таможенных правил привлекаются лица, не проживающие на территории России, и после составления протокола о нарушении таможенных правил выехавшие к постоянному месту жительства за пределы Российской Федерации. В таких случаях в интересах указанных лиц могут действовать их представители с соответствующим подтверждением своих полномочий.
Если такой представитель отсутствует, то в производстве по делу может участвовать консульское должностное лицо иностранного государства, на территории которого проживает или находится лицо, привлекаемое к ответственности.
По окончании производства по делу лицо, привлекаемое к ответственности, должно быть извещено об этом. Такое извещение направляется по адресу, имеющемуся в материалах дела.
При подготовке к рассмотрению дела необходимо проверить полноту реализации прав лица, привлекаемого к ответственности, предусмотренные ст. 308 Таможенного кодекса.
В ряде случаев закон требует при проведении некоторых процессуальных действий участия понятых, например, при осмотре, изъятии товаров, транспортных средств, предъявлении на опознание и др. В качестве понятых выступают любые не заинтересованные физические лица, их не может быть менее двух. Отсутствие понятых при проведении процессуальных действий, когда их участие является обязательным, признается существенным нарушением требований Таможенного кодекса.
Убедившись, что протоколы и другие материалы дела соответствуют требованиям закона, должностное лицо таможенного органа, правомочное рассматривать дело, должно выяснить не имеется ли обстоятельств, влекущих прекращение дела. Такие обстоятельства перечислены в ст. 291 Таможенного кодекса. На практике наиболее часто встречающимися при подготовке к рассмотрению дела обстоятельствами являются отсутствие состава таможенного правонарушения, истечение к моменту рассмотрения дела сроков наложения взыскания за нарушение таможенных правил, наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к ответственности, постановления о наложении взыскания или не отмененного в установленном порядке постановления о прекращении дела о нарушении таможенных правил, наличие по тому же факту уголовного дела в отношении физического лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил.
Следующий вопрос, который необходимо выяснить при подготовке к рассмотрению дела, это достаточность собранных по делу материалов для его рассмотрения по существу, и не подлежит ли оно возвращению для дополнительного производства. Решая вопрос о достаточности собранных по делу материалов для его рассмотрения по существу, следует иметь в виду полноту выяснения обстоятельств, указанных в ст. 320 Таможенного кодекса. Если при производстве по делу такие обстоятельства исследованы не полно, например, отсутствуют данные о времени, месте, способе совершения нарушения таможенных правил, то налицо недостаточность материалов, что может воспрепятствовать рассмотрению дела и вынесению по нему решения.
Установив, что материалов для рассмотрения дела недостаточно в результате неполноты производства по делу, должностное лицо принимает решение о возвращении его для дополнительного производства. Неполным производство по делу можно признать, когда не были опрошены лица, объяснения которых имеют важное значение для дела, или когда такой опрос хотя и был проведен, но поверхностно, без выяснения обстоятельств, имеющих существенное значение, не были проведены необходимые экспертизы, истребованы документы. В определенных случаях на полноте производства может отразиться неправильное выделение дела. При этом следует иметь в виду, что не всякая неполнота влечет в обязательном порядке возвращение дела для дополнительного производства. В соответствии со ст. 360 Таможенного кодекса если неполнота производства может быть восполнена в ходе рассмотрения дела, то дело не должно возвращаться для дополнительного производства, т.к. определенные пробелы могут быть устранены в процессе рассмотрения дела путем получения необходимых документов, опроса свидетелей, назначения экспертиз и т.д.
Кроме неполноты, основаниями для возвращения дела для дополнительного производства могут служить иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела. Статья 360 Таможенного кодекса не содержит перечня таких обстоятельств, но из анализа соответствующих глав и статей кодекса в качестве таких обстоятельств можно назвать основания к отмене или изменению постановления о наложении взыскания за нарушение таможенных правил или о прекращении производства по делу, перечисленные в ст.374 Таможенного кодекса.
Одним из таких оснований является односторонность производства по делу, когда оно проводилось исключительно в одном направлении без проверки объяснений лица, привлекаемого к ответственности, об обстоятельствах, свидетельствующих об отсутствии состава правонарушения или смягчающих ответственность.
Другим основанием возвращения дела для дополнительного производства может служить несоответствие выводов о совершении лицом правонарушения фактическим обстоятельствам делам, когда такие выводы не подтверждаются доказательствами, имеющимися в деле, или не учтены обстоятельства, которые могли повлиять на выводы о совершении лицом правонарушения, либо выводы содержат существенные противоречия, оказавшие влияние на решение вопроса о наличии состава правонарушения.
Еще одним основанием возвращения дела для дополнительного производства является существенное нарушение процессуальных требований Таможенного кодекса, а в части, не урегулированной им, законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях. Такими нарушениями могут быть ведение производства по делу неправомочным лицом, безосновательное недопущение к участию в деле против их желания лица, привлекаемого к ответственности, руководителя или заместителя руководителя организации, привлекаемых к ответственности, их адвокатов или представителей, либо иное ущемление законных прав участников производства по делу, если такое ущемление повлияло на всесторонность, полноту и объективность производства по делу о нарушении таможенных правил.
Возвращение дела для дополнительного производства может быть вызвано неправильной квалификацией совершенного правонарушения, т.е. когда не применен закон, который подлежал применению, либо применен закон, не подлежащий применению, или закон истолкован неправильно в противоречии с его точным смыслом. В последнем случае в качестве примера можно привести ошибки, связанные с привлечением к ответственности на основании ст. 288 Таможенного кодекса должностных или иных лиц за невыполнение требований, действующих в таможенном деле. На практике такие лица привлекались к ответственности с нарушением положения, содержащегося в ст. 288 кодекса, в соответствии с которым они могут нести ответственность, когда к таковой привлекается за нарушение таможенных правил организация, где работают указанные лица на основании трудового договора или договора гражданско-правового характера1.
Решение о возвращении дела для дополнительного производства составляется в письменной форме и направляется таможенному органу либо должностному лицу таможенного органа, которым поручается проведение дополнительного производства. Такое решение должно быть мотивированным, с указанием почему дело возвращается для дополнительного производства и какие обстоятельства должны быть дополнительно выяснены. Статья 360 Таможенного кодекса не содержит ссылки на форму документа, в котором указанное решение должно быть выражено. На практике решение о возвращении дела для дополнительного производства выносится в виде постановления.
Разрешая предварительные вопросы, должностное лицо таможенного органа, правомочное рассматривать дело о нарушении таможенных правил, должно выяснить извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения.
Лица, участвующие в деле, перечислены в гл. 41 Таможенного кодекса. Ими являются лицо, привлекаемое к ответственности, его представитель и адвокат (ст. 306), законный представитель (ст. 309), эксперт (ст. 311), специалист (ст. 312), переводчик (ст. 313), свидетель (ст. 314). При решении вопроса надлежит ли вызывать для рассмотрения дела эксперта, специалиста, свидетеля, необходимо исходить из задачи обеспечить полное, всестороннее и объективное рассмотрение дела. Лицо, привлекаемое к ответственности, его представитель и адвокат, законный представитель, переводчик вызываются во всех случаях.
Должностное лицо, правомочное рассматривать дело о нарушении таможенных правил, должно проконтролировать приняты ли меры по обеспечению взыскания штрафа, стоимости товаров и транспортных средств и их возможной конфискации. Без принятия таких мер может стать нереальным исполнение принятого по делу решения в части наложенного административного взыскания, т.е. по существу лицо, привлеченное к ответственности останется без наказания за совершенное правонарушение, что, в свою очередь, отрицательно отразится на предупредительном воздействии исполнения законов.
Последним вопросом, который необходимо выяснить на предварительном этапе рассмотрения дела, является вопрос о ходатайствах лица, привлекаемого к ответственности, его адвоката или представителя. Указанные ходатайства могут поступить уже после окончания производства по делу и относиться к вызову дополнительных свидетелей, истребованию документов и т.д. Данные ходатайства должны быть рассмотрены с принятием соответствующих решений об их удовлетворении или отказе в удовлетворении. Закон не устанавливает форму такого решения, но, несомненно, оно должно быть в письменной форме, что будет способствовать реализации права на обжалование.
Таможенный кодекс устанавливает сроки рассмотрения дел о нарушении таможенных правил, которые исчисляются со дня получения правомочным должностным лицом таможенного органа материалов, необходимых для разрешения дела (ст. 361). Указанная статья ограничивает эти сроки 15 днями, если нарушение таможенных правил допущено физическим лицом, и одним месяцем, если правонарушителями являются другие лица, т.е. должностные лица, юридические лица, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Соблюдение сроков имеет важное значение для полного рассмотрения дела, т.к. некоторые доказательства со временем могут быть утрачены, и обеспечения прав лица, привлекаемого к ответственности, поскольку нередко в ходе производства по делу изымается имущество или на него накладывается арест, что препятствует нормальной хозяйственной деятельности.
Срок рассмотрения дела может
быть продлен правомочным должностным лицом таможенного органа при наличии
ходатайства лица, привлекаемого к ответственности, его адвоката или представителя.
При этом следует иметь в виду, что закон допускает продление срока рассмотрения
дела при условии соблюдения общего срока наложения взыскания за нарушение
таможенных правил, которые предусмотрены ст. 247 Таможенного кодекса.