3. Порядок рассмотрения дел о нарушении таможенных правил

Разрешив все предварительные вопросы в установленное время, правомочное должностное лицо таможенного органа приступает к рассмотрению дела о нарушении таможенных правил.

Рассмотрение дела происходит в определенном процессуальном порядке, который устанавливается ст. 362 Таможенного кодекса, позволяющем создать необходимые условия для проведения разбирательства. Создание таких условий начинается с мер по организации рассмотрения дела и, прежде всего, с подготовительных действий, выполнение которых позволит в дальнейшем планомерно рассматривать вопросы, содержащиеся в ст. 362 кодекса.

Необходимо отметить, что закон не предусматривает ведение протокола в процессе рассмотрения дела, однако практика выявила такую необходимость. Государственный таможенный комитет России рекомендовал составлять по соответствующей форме протокол рассмотрения дела о нарушении таможенных правил по сложным, многоэпизодным делам, а также по делам, находящимся на контроле в вышестоящих таможенных органах1. Представляется, что ведение протокола должно осуществляться по каждому делу, т.к. в ходе его рассмотрения принимаются процессуальные решения, имеющие важное значение для соблюдения прав его участников. Указанные решения должны найти свое отражение в протоколе, что будет способствовать в дальнейшем объективному рассмотрению жалоб вышестоящим таможенным органом или судом.

Рассмотрение дела начинается с объявления, кто его рассматривает, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какой статьи Таможенного кодекса привлекается к ответственности. Указанные действия открывают непосредственное рассмотрение дела, после чего становится возможным проведение других действий. Оглашение должности, фамилии лица, рассматривающего дело, может повлечь за собой заявление об отводе при наличии обстоятельств, указанных в ст. 316 Таможенного кодекса либо несоответствии должностного лица признакам, содержащимся в ст. 359 Кодекса.

Следующие действия направлены на проверку явки лица, привлекаемого к ответственности, руководителя или заместителя руководителя организации, привлекаемой к ответственности, их адвокатов или представителей. В случае неявки указанных лиц необходимо исследовать ее причины, в зависимости от этого будет решен вопрос о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.



1 ПисьмоГТКРФот 18 июля 1995 г. № 03-43/10147 «О некоторых вопросах ведения производства и рассмотрения дел о нарушении таможенных правил».

Следует отметить, что участие в рассмотрении дела лица, привлекаемого к ответственности, руководителя или заместителя руководителя организации, привлекаемой к ответственности, их адвокатов либо представителей, является необходимым условием рассмотрения дела. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено, лишь когда имеются данные о своевременном извещении такого лица о месте и времени рассмотрения дела, но от него не поступило ходатайства об отложении его рассмотрения, либо данные о том, что ко времени рассмотрения дела лицо находится вне пределов Российской Федерации, а также, когда лицо, могущее быть привлеченным к ответственности за нарушение таможенных правил, не установлено, и в случае нарушения таможенных правил при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях.

При наличии уважительных причин следует решить вопрос об отложении рассмотрения дела. Рассмотрение дела в отсутствие по уважительной причине лица, привлекаемого к ответственности, является существенным нарушением процессуальных требований. Так, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, отменяя постановление о привлечении Исаковой к административной ответственности, указала, что Исакова не была надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем постановление подлежит отмене1.

На практике могут возникнуть случаи, когда при рассмотрении дела необходимо участие сотрудников таможенных служб других государств. При этом следует иметь в виду, что между Российской Федерацией и рядом государств заключены Соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах. В качестве примера можно назвать Соглашение в рамках Содружества Независимых Государств от 15 апреля 1994 г., подписанное в Москве. Согласно ст. 10 Соглашения, если судебные или административные органы одной Стороны в связи с рассматриваемыми таможенными правонарушениями обращаются с соответствующим запросом, то таможенная служба другой Стороны может уполномочить своих сотрудников выступить в качестве свидетелей или экспертов в таких судебных или административных разбирательствах. Эти сотрудники дают показания или заключения по фактам, установленным ими во время исполнения служебных обязанностей. В запросе об участии в судебном или административном разбирательстве должно быть указано, по какому делу и в каком качестве должен выступить сотрудник запрашиваемой таможенной службы.



1 Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 8.

Следующая группа действий направлена на установление личности лица, привлекаемого к ответственности, и проверке полномочий других лиц, которыми могут быть руководители организаций, привлекаемых к ответственности, либо их заместители или другие работники с полномочиями, определенными ,в ст.306 Таможенного кодекса. При привлечении к ответственности лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, устанавливается личность такого лица.

Следует иметь в виду, что в рассмотрении дела наряду с вышеперечисленными лицами могут участвовать адвокаты или осуществляющие юридическую помощь представители таких лиц, а также иные их представители, которые должны быть допущены к участию в рассмотрении дела должностным лицом, рассматривающим такое дело, т.е. об этом необходимо вынести решение.

Полномочия руководителей организаций или их заместителей подтверждаются документами, удостоверяющими их служебное положение. Полномочия других лиц должны быть удостоверены в порядке, установленном в ст. 306 Таможенного кодекса.

Затем осуществляются действия, направленные на разъяснение лицам, участвующим в рассмотрении дела, их прав и обязанностей. Права лица, привлекаемого к ответственности, перечислены в ст. 308 Таможенного кодекса, права и обязанности эксперта — в ст. 311, специалиста — в ст.312, переводчика — в ст. 313, свидетеля — в ст. 314.

Если лицо, привлекаемое к ответственности, не владеет русским языком, решается вопрос о приглашении переводчика

Разъяснение прав участникам рассмотрения дела предполагает их реализацию, которая может выразиться в заявлении отводов и ходатайств. Заявленные отводы и ходатайства должны быть разрешены должностным лицом, рассматривающим дело, т.е. удовлетворены или отклонены.

На этом подготовительные действия завершаются, и должностное лицо таможенного органа приступает к исследованию обстоятельств правонарушения, которое начинается с оглашения протокола о нарушении таможенных правил, после чего лицо, привлекаемое к ответственности, руководитель или заместитель руководителя организации, привлекаемой к ответственности, их адвокаты или представители вправе ознакомиться со всеми материалами дела, представить предметы и документы, если они могут быть доказательствами по делу.

В ходе рассмотрения обстоятельств нарушения таможенных правил должностное лицо таможенного органа исследует доказательства, имеющиеся в деле, заслушивает дополнительные объяснения лица, привлекаемого к ответственности, руководителя или заместителя руководителя организации, привлекаемой к ответственности, их адвокатов или представителей. В необходимых случаях должностное лицо таможенного органа может проводить процессуальные действия, перечисленные в гл. 45 Таможенного кодекса.

При рассмотрении дела о нарушении таможенных правил требуют выяснения следующие вопросы:

было ли совершено нарушение таможенных правил;

виновно ли физическое лицо или должностное лицо, привлекаемое к ответственности, в его совершении;

подлежит ли лицо ответственности;

имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за нарушение таможенных правил;

другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Ответ на первый вопрос имеет принципиальное значение при рассмотрении дела о нарушении таможенных правил, т.к. только установив событие правонарушения, предусмотренное соответствующей статьей Таможенного кодекса, которая должна действовать на момент рассмотрения дела, можно обсуждать последующие вопросы. При отрицательном ответе на этот вопрос следует прекращение производства по делу. Однако установление события правонарушения не во всех случаях влечет ответственность, т.к. оно может быть вызвано действием непреодолимой силы.

При привлечении физического или должностного лица к ответственности не менее важным является вопрос о наличии в их действиях вины, которая может выражаться в умышленном или неосторожном совершении правонарушения. Отсутствие вины влечет прекращение производства по делу на основании п. 2 ст. 291 Таможенного кодекса. При обсуждении вопроса о виновности следует установить, не действовало физическое лицо в психически болезненном состоянии или состоянии крайней необходимости, либо необходимой обороны. Установление таких обстоятельств также влечет прекращение производства по делу.

Признав, что событие правонарушения имело место, физическое или должностное лицо виновно в его совершении, необходимо установить, подлежит ли лицо ответственности, т.к. закон связывает ее наступление с наличием определенных обстоятельств. Например, если физическое лицо не достигло на момент совершения правонарушения 16 лет, оно не может быть привлечено к ответственности. Другими основаниями для освобождения от ответственности могут явиться малозначительность совершенного нарушения таможенных правил, издание акта амнистии, если он устраняет применение взыскания за нарушение таможенных правил, истечение к моменту рассмотрения дела сроков наложения взыскания. В последнем случае следует иметь в виду, что такие взыскания, как предупреждение, штраф, отзыв лицензии или квалификационного аттестата, могут быть наложены на физических или должностных лиц не позднее 2 месяцев со дня обнаружения нарушения таможенных правил, а на организации, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, — не позднее 6 месяцев со дня обнаружения правонарушения.

В то же время взыскания в виде конфискации товаров и транспортных средств и взыскания стоимости товаров и транспортных средств могут быть наложены независимо от времени совершения или обнаружения нарушения таможенных правил. Другим принципиальным обстоятельством является то, что они могут налагаться независимо от того, являются ли они основными или дополнительными взысканиями. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации разъяснил, что ограничений в применении таможенными органами взысканий, предусмотренных п. 4-6 ст. 242 Таможенного кодекса в качестве дополнительных в тех случаях, когда истек срок для применения основного взыскания, Таможенный кодекс не устанавливает. Отсюда следует, что дополнительные взыскания могут быть применены и тогда, когда основное взыскание в установленном порядке не было наложено1.

Материалы о совершении лицом нарушения таможенных правил могут поступить в таможенный орган после проведения проверки в соответствии с требованиями уголовно-про-цессуального закона, завершившейся отказом в возбуждении уголовного дела, либо после прекращения уголовного дела. В таком случае срок наложения взыскания исчисляется с момента получения таможенным органом решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении уголовного дела.

Возможны ситуации, когда лицо совершает несколько нарушений таможенных правил в течение какого-то периода времени. В таком случае течение срока наложения взыскания прерывается и исчисление срока начинается с момента обнаружения нового правонарушения.

При совершении одним лицом двух или более правонарушений действует правило, согласно которому взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строго наказания более строгим.

Установив, что лицо подлежит ответственности, необходимо установить имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за нарушение таможенных правил, которые перечислены соответственно в ст. 236 и 237 Таможенного кодекса.



1 Указание ГТК РФ от 23 июля 1996 г № ОI -14/804 «Об обзоре практики рассмотрения споров, связанных с применением таможенного законодательства».

При наличии определенных обстоятельств закон допускает назначение более мягкой меры воздействия, чем это предусмотрено санкцией статьи Кодекса, с обязательным указанием мотивов принятия такого решения, что на практике нередко игнорируется. Государственный таможенный комитет России указал на недопустимость невыполнения требований закона1.

При назначении взыскания следует иметь в виду разъяснение Государственного таможенного комитета России о том, что взыскание в виде штрафа, установленного применительно к размеру минимальной месячной оплаты труда, может применяться и в отношении юридического лица2.

Статья 364 Таможенного кодекса не содержит исчерпывающего перечня вопросов, которые необходимо разрешить при вынесении постановления по делу. Помимо перечисленных вопросов это могут быть вопросы, связанные с вещественными доказательствами, издержками и т.д.

Только выяснив с достаточной полнотой перечисленные вопросы, можно вынести постановление по делу о нарушении таможенных правил.



1 Письмо ГТК РФ от 22 марта 1994 г. № 03-117а/2923 «О практике применения отдельных положений раздела X ТК РФ», п.9.
2 Там же, п.4.