Постановление по делу о нарушении таможенных правил — это решение должностного лица таможенного органа, принятое в результате рассмотрения дела. Вынесенное по делу постановление влечет за собой наступление определенных последствий: взыскивается штраф, конфискуется имущество и т.д. Наличие постановления является обстоятельством, препятствующим заведению дела о нарушении таможенных правил по факту, по которому данное постановление вынесено. Таможенный кодекс предусматривает пять видов постановлений, которые могут быть вынесены в результате рассмотрения дела:
1) о наложении взыскания;
2) о прекращении производства по делу;
3) о возбуждении уголовного дела о контрабанде или иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации;
4) о направлении материалов в другие правоохранительные органы Российской Федерации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о контрабанде или иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации;
5) о возвращении дела для дополнительного производства.
Перечисленные постановления можно подразделить на два вида. К первому виду можно отнести постановления о наложении взыскания и о прекращении производства по делу, т. к. они дают окончательную оценку материалам дела.
Ко второму виду относятся.другие постановления, поскольку они не носят окончательного характера ввиду того, что требуется проведение дознания, предварительное следствие, дополнительное производство по делу о нарушении таможенных правил.
Закон предъявляет определенные требования к содержанию постановления по делу о нарушении таможенных правил, анализ которых позволяет сделать вывод, что постановление состоит из трех частей: вводной, описательной и постановляющей.
В вводной части указываются: наименование таможенного органа Российской Федерации, от имени которого вынесено постановление; должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, вынесшего постановление; сведения о дате и месте рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривалось дело, если это лицо установлено. На необходимость полного отражения данных о лице, в отношении которого выносится постановление, отмечается в письме Государственного таможенного комитета России, в соответствии с которым при привлечении по делу к ответственности юридического лица следует указывать сведения о представителе этого лица (фамилию, имя, отчество, полномочия)1.
В описательной части должны
быть изложены: обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; указание
на статью Таможенного кодекса, предусматривающую ответственность за нарушение
таможенных правил.
В постановляющей части содержатся: принятое по делу решение; сведения о сроках и порядке обжалования постановления.
Государственным таможенным комитетом России утверждены две формы постановления. Форма «А» постановления используется при вынесении постановления о наложении взыскания, а также в случае, если одновременно с вынесением такого постановления принимаются решения, предусмотренные пунктами 2 - 5 ч. 1 ст. 365 Таможенного кодекса. Форма «Б» постановления используется только при вынесении постановлений, предусмотренных п. 2 - 5 ч. 1 ст. 365 Таможенного кодекса1.
В постановлении должен быть решен вопрос об изъятых товарах, транспортных средствах, документах на них и иных предметах, об имуществе, на которое наложен арест, о залоге, гарантии, суммах, внесенных на депозит, вещественных доказательствах и об издержках по делу.
Нередко в ходе производства по делу принимаются меры по обеспечению сохранности товаров и транспортных средств, документов и иных предметов, являющихся вещественными доказательствами, в связи с чем проводится их изъятие, наложение ареста, могут быть приняты меры по обеспечению исполнения постановления о наложении взыскания, для чего могут быть получены гарантии банка или другой кредитной организации, наложен арест на имущество правонарушителя, применены залог имущества или внесение денежных сумм на депозит таможенного органа.
При вынесении постановления по делу обязательно следует определить судьбу вещественных доказательств, руководствуясь положениями ст. 327 Таможенного кодекса.
В отношении вещественных
доказательств могут быть приняты следующие решения: конфискация в установленных
законом случаях, например, ч. 1 ст. 254, ст. 271, 273, 274, 276 и др.,
возврат их законным владельцам, отчуждение, если вещественные доказательства,
относятся к имуществу, которое в соответствии с законом не может принадлежать
гражданам или юридическим лицам (предметы, которые могут приобретаться
лишь по специальным разрешениям, например, оружие, взрывчатые вещества
и др.), уничтожение, если вещественные доказательства не представляют ценности
и не могут быть использованы. Документы, выступающие в качестве вещественных
доказательств, остаются в деле о нарушении таможенных правил в течение
всего срока хранения этого дела или передаются заинтересованным государственным
учреждениям.
В постановлении по делу о нарушении таможенных правил должно быть принято решение в отношении изъятых товаров и транспортных средств, их залоге, наложения ареста на имущество, внесения денежных сумм на депозит, предоставления гарантии банка или иной кредитной организации для обеспечения взыскания штрафа или стоимости товаров и транспортных средств. При этом следует иметь в виду, что изъятые, заложенные или арестованные товары и транспортные средства и другое имущество возвращаются лицу, у которого они были изъяты, залогодателю или лицу, у которого они находились в момент наложения ареста, в течение 2 месяцев после уплаты сумм наложенного взыскания, гарантия банка или иной кредитной организации прекращает свое действие после уплаты штрафа или стоимости товаров, а суммы, внесенные на депозит, используются для исполнения взыскания.
Закон предусматривает случаи, когда при вынесении постановления может быть установлено, что изъятие товаров и транспортных средств, их залог, внесение сумм на депозит, наложение ареста на имущество, предоставление гарантии по тем или иным причинам явились необоснованными, например, при прекращении дела о нарушении таможенных правил. При таких обстоятельствах изъятые, заложенные, арестованные товары и транспортные средства, депозитные суммы должны быть возвращены соответствующему лицу, гарантия банка или иной кредитной организации прекращает свое действие с момента установления необоснованности требования о ее предоставлении.
В постановлении по делу о нарушении таможенных правил должен быть разрешен вопрос об издержках, понесенных таможенными органами в процессе производства по делу и его рассмотрении. В издержки в соответствии со ст. 353 Таможенного кодекса включаются:
1) суммы, выплачиваемые свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам, понятым;
2) суммы, израсходованные в связи с проведением ревизии, проверки и инвентаризации;
3) суммы, израсходованные на хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств;
4) иные расходы, понесенные таможенными органами при производстве по делу о нарушении таможенных правил или его рассмотрении.
Издержки по делу о нарушении таможенных правил возлагаются на лицо, в отношении которого вынесено постановление о наложении взыскания, или относятся на счет федерального бюджета. Взыскание издержек с лица, в отношении которого производство по делу прекращено, за исключением освобождения лица от ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения и прекращения производства по делу в связи с наличием по тому же факту уголовного дела в отношении физического лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, законом не предусмотрено.
В постановлении о наложении взыскания должно быть указано, в каком размере подлежат взысканию издержки с каждого лица, если правонарушение совершено в соучастии.
Расходы таможенного органа при производстве по делу и его рассмотрении должны быть соответствующим образом подтверждены в документах, приобщаемых к делу.
Издержки по делам о нарушении таможенных правил составляют значительные суммы, поэтому Государственный таможенный комитет России неоднократно обращал внимание на необходимость полного их взыскания1.
Постановление по делу о нарушении таможенных правил должно быть подписано должностным лицом таможенного органа, рассматривавшим дело, и объявлено по окончании рассмотрения дела.
Если дело завершается вынесением лостановления о наложении взыскания либо о прекращении производства по делу, то в этих случаях копия постановления вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, или его представителю в течение трех дней со дня вынесения постановления.
В процессе рассмотрения дела могут быть установлены обстоятельства, исключающие производство по делу, которые перечислены в ст. 291 Таможенного кодекса. В таком случае выносится постановление о прекращении производства по делу. Закон допускает еще одно основание для прекращения производства: малозначительность совершенного правонарушения.
Имеющиеся в деле материалы могут свидетельствовать о наличии признаков контрабанды или иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов. При выявлении в ходе рассмотрения дела таких обстоятельств выносится постановление о возбуждении уголовного дела.
В некоторых случаях при рассмотрении дела может быть вынесено постановление о направлении без возбуждения уголовного дела материалов, в которых усматриваются признаки контрабанды или иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, в другие правоохранительные органы. Такое решение может быть принято в случае, когда органы предварительного следствия или прокурор затребуют эти материалы для рассмотрения по существу, а также в случае, когда отсутствует необходимость в производстве неотложных следственных действий.
Возможна ситуация, когда в процессе рассмотрения дела будут установлены неполнота производства или иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела по существу, о которых речь шла выше. В этом случае принимается решение о возвращении дела для дополнительного производства, которое оформляется в виде постановления.
В ходе рассмотрения дела о нарушении таможенных правил должны быть приняты меры к установлению причин и условий, способствовавших совершению правонарушения. Такими причинами могут быть недобросовестное отношение работников организаций к исполнению своих трудовых обязанностей, недостатки в ведении отчетности, нарушении каких-либо технологий и т.д. При установлении таких обстоятельств у должностного лица таможенного органа, рассматривавшего дело, возникает обязанность внесения соответствующим государственным органам, организациям предложений о принятии мер по устранению этих причин и условий.
Внесение предложений о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, является важным процессуальным действием, направленным на формирование у граждан, руководителей организаций правосознания, исключающего совершение правонарушений. Соответственно документ о принятии таких мер, который вносится должностным лицом таможенного органа, должен отвечать определенным требованиям, своим содержанием показывать, что его появление вызвано серьезным исследованием обстоятельств дела. В предложениях о принятии мер по устранению причин и условий следует указывать на конкретные факты, которые явились такими причинами и условиями, нашедшие свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, при этом следует избегать общих формулировок, не имеющих под собой конкретных доказательств.
Внесение предложений обязывает руководителей государственных органов и организаций принять соответствующие меры по устранению причин и условий, способствовавших нарушениям таможенных правил, и сообщить об этом в месячный срок в таможенный орган.
При рассмотрении, дела о
нарушении таможенных правил должностное лицо таможенного органа может прийти
к выводу о противоправном характере сделки, которая может иметь самое непосредственное!
отношение к совершенному правонарушению. В таком случае должностное лицо,
рассматривающее дело, вправе в соответствии со ст.367 Таможенного кодекса
предъявить в суд ис^о признании такой сделки недействительной. На практике
выявлялись случаи, когда юридические лица совершали сделки в противоречии
с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах,
или сделки совершались лицами, не имевшими лицензию на занятие соответствующей
деятельностью.