ОБЖАЛОВАНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА ПО ДЕЛУ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ

Постановление таможенного органа по делу о нарушении таможенных правил, как и любой другой ненормативный акт государственного органа власти, может быть обжаловано физическими, должностными и юридическими лицами, в отношении которых оно принято, их адвокатами и представителями в порядке, установленном действующим законодательством.

Для физических и должностных лиц предусмотрен альтернативный порядок обжалования.

В соответствии со ст. 370 Таможенного кодекса Российской Федерации жалоба на постановление таможенного органа о наложении взыскания по делу о нарушении таможенных правил подается физическими или должностными лицами, их адвокатами и представителями либо в вышестоящий таможенный орган, либо в районный (городской) народный суд по месту нахождения таможенного органа, наложившего взыскание, в течение 20 дней со дня вынесения постановления.

При этом решение по жалобе, принятое вышестоящим таможенным органом, не является окончательным и может, как и изначально, быть обжаловано в районный (городской) народный суд по месту нахождения либо таможенного органа, наложившего взыскание, либо вышестоящего таможенного органа, рассматривавшего жалобу, в течение 10 дней со дня принятия решения по жалобе.

Решение суда является окончательным.

Предусмотренные в настоящей статье сроки обжалования постановлений таможенных органов в случае их пропуска по уважительным причинам могут быть восстановлены вышестоящим таможенным органом по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, его адвоката или представителя.

В настоящей статье ничего не сказано о праве суда в указанных случаях восстанавливать пропущенный срок.

Однако, суд вправе это сделать на основании ст. 105 УПК Российской Федерации, согласно которой лицам, пропустившим установленный законом срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен по заявлению указанных лиц.

Следует отметить, что указанный порядок в отношении физических лиц применяется только в том случае, если нарушение таможенных правил, по которому принято постановление, не связано с предпринимательской деятельностью физического лица.

В противном случае постановление таможенного органа обжалуется данным лицом в порядке, определенном для юридических лиц, который в значительной степени отличается от установленного для физических и должностных лиц.

Согласно ст. 371 Таможенного кодекса постановление таможенного органа о наложении взыскания за нарушение таможенных правил может быть обжаловано предприятием, учреждением или организацией, а также лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в отношении которых оно вынесено, или их адвокатами, либо представителями в вышестоящий таможенный орган в течение 20 дней со дня вынесения постановления.

В течение 10 дней со дня принятия решения по жалобе вышестоящим таможенным органом это решение и /или/ постановление о наложении взыскания может быть обжаловано в установленном порядке.

В данном случае обжалование в установленном порядке означает обращение в арбитражный суд с иском о признании постановления (решения) таможенного органа недействительным.

При отсутствии в Таможенном кодексе специальной нормы, устанавливающей порядок направления жалобы на постановление по делу о нарушении таможенных правил, целесообразно руководствоваться общей нормой, регулирующей порядок направления жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

Такая жалоба направляется в орган (должностному лицу), вынесший постановление по делу об административном правонарушении. Поступившая жалоба в течение 3 суток направляется вместе с делом в орган, правомочный ее рассматривать и которому она адресована.

Подведомственность данной категории дел арбитражному суду установлена ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, вытекающим из административных правоотношений, в том числе, споры о признании недействительными ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и. иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан.

Следовательно, если постановление таможенного органа, представляющее собой ненормативный акт государственного органа, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы организаций и граждан, арбитражный суд по иску заинтересованных лиц признает его недействительным.

При этом, согласно п. 10 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. № ОЩ-7/СЗ-99 в случае, когда региональное таможенное управление оставило постановление таможни без изменения, а жалобу — без удовлетворения, исковое заявление подается в арбитражный суд по месту нахождения таможни, наложившей взыскание. В остальных случаях, независимо от характера постановления, принятого вышестоящим органом, заявления подаются в арбитражный суд по месту нахождения регионального таможенного управления.

В отличие от физических и должностных лиц, которые по своему выбору могут обжаловать постановление таможенного органа либо в вышестоящий таможенный орган, либо в суд, для юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, соблюдение досудебного порядка обжалования является обязательным.

Если кто-либо из вышеназванных хозяйствующих субъектов обратится с иском о признании недействительным постановления таможенного органа непосредственно в арбитражный суд, не обжаловав предварительно данное постановление в вышестоящий таможенный орган, арбитражный суд оставляет такой иск без рассмотрения на основании п. 5 ст. 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Жалоба на решение таможенных органов о наложении взыскания за нарушение таможенных правил, подается в арбитражный суд по месту нахождения органа, принявшего обжалуемое решение. Такое разъяснение Высшего Арбитражного Суда РФ потребовалось в связи с тем, что границы региональных таможенных управлений (вышестоящих таможенных органов, рассматривающих первоначально жалобы на соответствующие постановления таможенных органов) и таможен, в которых они осуществляют свою деятельность, могут не соответствовать границам административно-территориальных единиц и границам субъектов Федерации.

При определении подсудности дел, связанных с обжалованием решений о наложении взысканий, необходимо руководствоваться ст. 25 Арбитражного процессуального кодекса РФ, из которой следует, что такие иски предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения лица, чьи действия обжалуются, то есть, исходя из административно-территориального расположения.

В тех случаях, когда региональное таможенное управление оставило постановление таможни без изменения, а жалобу без рассмотрения, иски предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения таможни1.

Часть 3 ст. 371 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае пропуска указанных в настоящей статье сроков по уважительным причинам, эти сроки по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, его адвоката или представителя могут быть восстановлены соответственно вышестоящим таможенным органом или арбитражным судом.

Арбитражный суд при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока руководствуется ст. 99 Арбитражного процессуального кодекса.

В судебной практике причина пропуска срока признается уважительной, в частности, если срок обращения с иском пропущен в связи с несвоевременным получением заявителем постановления таможенного органа, либо решения вышестоящего органа, когда это фактически лишило заявителя возможности подать исковое заявление в срок.



1 Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1996.№9. Ст. 127—128.

В то же время следует обратить внимание на то, что в качестве уважительной причины пропуска срока не может рассматриваться отсутствие у заявителя иска средств для уплаты государственной пошлины. Данная практика основана на том, что в соответствии с п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации «О государственной пошлине» арбитражному суду предоставлено право по ходатайству заинтересованной стороны, исходя из ее имущественного положения, отсрочить или рассрочить уплату госпошлины или уменьшить ее размер.

Одна из основных особенностей, отличающих порядок обжалования, установленный для юридических лиц и частных предпринимателей, от порядка, предусмотренного для физических и должностных лиц, заключается в том, что решение арбитражного суда, принятое по иску о признании недействительным постановления (решения) таможенного органа, может быть обжаловано лицами, участвующими в деле (в том числе и таможенным органом), в апелляционную и кассационную инстанции, а в случае несогласия с судебными актами, принятыми в этих инстанциях, заинтересованное лицо может обратиться в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о принесении протеста на указанные судебные акты. В то же время, как было сказано выше, решение районного (городского) суда, принятое по жалобе физического (должностного) лица на постановление таможенного органа, является окончательным.

Часть первая ст. 372 Таможенного кодекса регулирует порядок обжалования постановлений таможенного органа о прекращении производства по делу о нарушении таможенных правил и о возвращении дела о нарушении таможенных правил для дополнительного производства. В отличие от постановлений о наложении взыскания вышеназванные акты таможенных органов могут быть обжалованы в вышестоящий таможенный орган в пятидневный срок со дня их вынесения. Возможность обжалования таких постановлений в судебных органах Таможенным кодексом не предусмотрена. Решение вышестоящего таможенного органа является окончательным.

Часть 2 данной статьи, касающаяся обжалования постановлений таможенных органов о возбуждении уголовного дела о контрабанде или иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, а также о направлении материалов об этих преступлениях в другие правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, непосредственно не регулирует сам порядок обжалования, а отсылает к уголовно-процессуальному законодательству Российской Федерации.

Согласно ст. 218 УПК Российской Федерации жалобы на действия органов дознания, к каким закон относит и таможенные органы, подаются прокурору непосредственно, либо через лицо, производившее дознание, на действия которого приносится жалоба. Допускаются как письменные, так и устные жалобы. В последнем случае они заносятся в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим жалобу.

Лицо, производящее дознание, обязано в течение 24 часов направить поступившую жалобу вместе со своими объяснениями прокурору.

Принесение жалобы до ее разрешения не приостанавливает исполнение постановления органа дознания (таможенного органа).

Статья 219 УПК предусматривает обязанность прокурора в течение трех суток по получении жалобы рассмотреть ее и уведомить заявителя о результатах рассмотрения. В случае отказа прокурор обязан изложить мотивы, по которым жалоба признана неосновательной.

Жалобы на действия и решения прокурора приносятся вышестоящему прокурору (ст. 220 УПК Российской Федерации).

Статьи 373—375 Таможенного кодекса регулируют порядок рассмотрения вышестоящим таможенным органом постановления по делу о нарушении таможенных правил в связи с жалобой лица, в отношении которого оно вынесено, протестом прокурора, либо в порядке контроля, и определяют компетенцию вышестоящего таможенного органа при принятии решения по делу о нарушении таможенных правил.

При этом в качестве вышестоящего таможенного органа следует рассматривать:

для таможен регионального подчинения — региональные таможенные управления;

для таможен центрального подчинения и региональных таможенных управлений — Государственный таможенный комитет Российской Федерации.

Если постановление по делу о нарушении таможенных правил вынесено в отношении физического лица начальником таможенного поста, то рассматривать жалобу на данное постановление в качестве вышестоящего таможенного органа вправе начальник таможни и его заместители.

Жалоба на постановление таможенного органа по делу о нарушении таможенных правил рассматривается в течение месяца со дня поступления в вышестоящий таможенный орган. Если жалоба не требует дополнительного изучения и проверки, она должна быть рассмотрена не позднее 15 дней со дня поступления. В порядке исключения начальнику вышестоящего таможенного органа, или его заместителю, а при рассмотрении жалобы Государственным таможенным комитетом Российской Федерации — начальнику соответствующего структурного подразделения Комитета или его заместителю, предоставлено право продлить срок рассмотрения жалобы до 3 месяцев.

Протест прокурора подлежит рассмотрению в течение 10 дней с момента его поступления в вышестоящий таможенный орган.

Вышестоящий таможенный орган при рассмотрении постановления по делу о нарушении таможенных правил вправе принять одно из следующих решений:

1) оставить постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения;

2) отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение или возвратить для дополнительного производства;

3) отменить постановление и прекратить производство по делу;

4) изменить меру взыскания с тем, чтобы взыскание не было усилено;

5) отменить постановление о наложении взыскания и вынести постановление о возбуждении уголовного дела о контрабанде или иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, либо о направлении материалов в другие правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Основаниями к отмене или изменению постановления о наложении взыскания или о прекращении производства по делу о нарушении таможенных правил являются:

1) односторонность или неполнота производства по делу, либо его рассмотрения;

2) несоответствие выводов, изложенных в постановлении, фактическим обстоятельствам дела;

3) существенное нарушение процессуальных требований Таможенного кодекса и законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях, которое может быть выражено в вынесении постановления неправомочным должностным лицом таможенного органа, либо ущемлении законных прав участников производства по делу о нарушении таможенных правил;

4) неправильная квалификация содеянного;

5) неприменение либо неправильное применение мер взыскания, предусмотренных Кодексом.

Согласно ст. 376 Таможенного кодекса подача жалобы или принесение протеста не приостанавливают исполнение постановления таможенного органа по делу о нарушении таможенных правил, за исключением постановления о наложении взыскания за нарушение таможенных правил. Подача жалобы или принесение протеста не приостанавливают исполнение постановления о наложении взыскания в виде предупреждения.

Статьей 377 Таможенного кодекса предусмотрено, что вышестоящий таможенный орган приостанавливает рассмотрение жалобы, если материалы дела, постановление по кото-

рому обжаловано, истребованы органами предварительного следствия в связи с возбуждением или расследованием уголовного дела, либо рассматриваются прокурором в порядке надзора.

О приостановлении рассмотрения жалобы должностным лицом таможенного органа выносится постановление.

Рассмотрение жалобы возобновляется также постановлением должностного лица, рассматривающего жалобу, после того, как отпали основания для приостановления.