УПРОЩЕННАЯ ФОРМА ПРИМЕНЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ

В целях обеспечения законности, соблюдения прав физических и юридических лиц Таможенный кодекс Российской Федерации устанавливает виды нарушений таможенных правил и порядок производства по делам о нарушении таможенных правил.

Порядок производства по делам о нарушении таможенных правил включает требования и условия, регулирующие деятельность таможенных органов по заведению, ведению производства и рассмотрению таких дел. Порядок производства устанавливает, как полномочия таможенных органов, так и права и обязанности лиц, участвующих в производстве по делу о нарушении таможенных правил.

Общий порядок производства рассматривается в гл. 38-50 Таможенного кодекса.

Наряду с общим порядком производства закон предусматривает упрощенную форму применения взыскания за нарушение таможенных правил, которая применяется в соответствии с положениями, содержащимися в гл. 51 Таможенного кодекса. Упрощенная форма представляет собой некоторые изъятия из общего порядка и направлена на обеспечение ускоренного рассмотрения ряда составов таможенных правонарушений, перечисленных в законе, но не снижающих общих требований к всесторонности, объективности и полноте выяснения всех обстоятельств совершенного правонарушения.

Использование упрощенной формы применения взыскания за нарушение таможенных правил регулируется ст. 383-386 Таможенного кодекса Российской Федерации. Важное значение в правильном применении закона имеют приказы Государственного таможенного комитета России от 28 апреля 1994 г. № 177 «Об утверждении формы акта о наложении взыскания», от 23 мая 1995 г. № 341 «О порядке приема и учета денежных сумм при использовании акта о наложении взыскания», от 20 января 1995 г. № 33 «Об утверждении Положения о порядке учета и регистрации дел о нарушениях таможенных правил в таможенных органах Российской Федерации», методические рекомендации от 21.01.98 № 01-15/1147 «О процедуре оформления применения взыскания за нарушение таможенных правил в упрощенной форме и контроля за ее применением».

Таможенный кодекс Российской Федерации связывает возможность использования упрощенной формы с тремя условиями. Во-первых, упрощенная форма может использоваться только в отношении ряда нарушений таможенных правил, во-вторых, ее использование возможно лишь с назначением определенных видов взысканий, в-третьих, к использованию упрощенной формы необходимо определенное отношение лица, совершившего нарушение таможенных правил.

Закон устанавливает перечень составов административных правонарушений в сфере таможенного дела, по которым возможно применение упрощенной формы. В этот перечень входят нарушения таможенных правил, предусмотренные ст. 249-253, частями второй и третьей ст. 254, ст. 255-265, 267-270, 272, частью второй ст. 279 и ст.288 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Другим условием использования упрощенной формы за нарушение таможенных правил является наложение взыскания в виде предупреждения или штрафа.

Использование упрощенной формы применения взыскания возможно в отношении физических или должностных лиц при достижении ими 18-летнего возраста, и если они могут самостоятельно в полном объеме сами осуществлять свое право на защиту.

В случае использования упрощенной формы взыскания в отношении организаций, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, необходимо, чтобы в момент обнаружения правонарушения присутствовал руководитель или его заместитель, а также лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, либо их уполномоченный на то представитель.

Необходимо, чтобы указанные выше лица признали факт совершения нарушения таможенных правил, свою виновность (для физических и должностных лиц), выразили согласие на использование упрощенной формы взыскания и готовность реально уплатить штраф, если его применение возможно в соответствии с санкцией статьи.

Изъятия из общего порядка ведения производства по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрения при использовании упрощенной формы выражаются в следующем:

дело о нарушении таможенных правил не заводится;

протокол о правонарушении не составляется;

процессуальные действия не проводятся;

взыскание налагается, как правило, на месте обнаружения нарушения таможенных правил.

При установлении обстоятельств, при наличии которых возможно использование упрощенной формы взыскания, должностное лицо таможенного органа составляет акт о наложении взыскания. Государственный таможенный комитет Российской Федерации определил порядок утверждения должностных лиц, имеющих право на применение взыскания в упрощенной форме1.

Упрощенная форма применения взыскания может использоваться только наиболее профессионально подготовленными должностными лицами таможенных органов, обладающими навыками ведения производства по делам о нарушении таможенных правил2. Такими должностными лицами могут



1 Методические рекомендации ГТК РФ от 21 января 1998 г. №01-15/1147 «О процедуре оформления применения взыскания за нарушение таможенных правил в упрощенной форме и контроля за ее применением».
2 Приказ ГТК РФ от 28 апреля 1994 г. № 177 «Об утверждении формы акта о наложении взыскания», п.5.

быть как должностные лица правоохранительного блока таможенного органа, так и иных структурных прдразделений таможенного органа, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль.

Для наделения должностного лица полномочиями по применению взыскания в упрощенной форме начальник структурного подразделения таможенного органа подает докладную записку начальнику таможенного органа либо лицу, его замещающему, с ходатайством о наделения должностного лица его подразделения такими полномочиями.

Ходатайство должно быть согласовано с заместителем начальника таможенного органа, в подчинении которого находится это подразделение, с заместителем начальника таможенного органа по правоохранительной работе, с отделами таможенных расследований и собственной безопасности.

Должностные лица, в отношении которых подается ходатайство, должны обладать знаниями правовых основ применения взыскания в упрощенной форме. Начальник отдела таможенных расследований при согласовании ходатайства должен принять зачеты у кандидата с целью определения его правовых знаний.

В завершение процедуры начальник таможенного органа или лицо, его замещающее, издает приказ о наделении конкретных должностных лиц полномочиями на применение взыскания в упрощенной форме.

Взимание денежных средств в виде штрафов может осуществлять должностное лицо, назначенное приказом руководителя таможенного органа и заключившее договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Перед заключением договора начальник таможенного органа обязан ознакомить должностное лицо с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации1.

Акт о наложении взыскания составляется по форме, установленной Государственным таможенным комитетом Российской Федерации2. Акт состоит из трех частей — вводной, описательной и постановляющей.



1 Приказ ГТК РФ от 23 мая 1995 г. № 341 «О порядке приема и учета денежных сумм при использовании акта о наложении взыскания», п. 2.1.
2 Тамже, п.1.

В вводной части акта о наложении взыскания должно содержаться наименование таможенного органа, должностным лицом которого составляется акт; дата его составления; фамилия и инициалы должностного лица, составившего акт; краткие сведения о лице, совершившем нарушение таможенных правил, его представителе, если он имеется. В акте выделяется специальная графа, в которой лицо, совершившее нарушение таможенных правил, или его представитель письменно подтверждает признание им факта совершения правонарушения, свою виновность, согласие с использованием упрощенной формы применения взыскания и выражает свою готовность уплатить штраф немедленно.

В описательной части указывается краткое обозначение нарушения таможенных правил и указание на статью Таможенного кодекса, предусматривающую ответственность за это нарушение. Признаки совершенного нарушения таможенных правил в акте о наложении взыскания должны быть отражены достаточно полно (время, место, существо нарушения и пр.).

В постановляющей части указывается вид взыскания, а в случае наложения штрафа — его размер и отметка об уплате штрафа. При наложении взыскания в виде штрафа, установленного применительно к размеру минимальной месячной оплаты труда, должностное лицо таможенного органа, составившее акт о наложении взыскания, прикладывает к акту справку о размере минимальной месячной оплаты труда на день совершения правонарушения.

Штраф уплачивается наличными деньгами в валюте Российской Федерации или в иностранных валютах, курсы которых котируются Центральным банком Российской Федерации. В случае уплаты штрафа в иностранной валюте в акте о наложении взыскания подлежит указанию размер штрафа в валюте Российской Федерации, вид и количество уплачиваемой иностранной валюты и ее курс на день уплаты штрафа1.

Акт подписывается соответствующим должностным лицом, лицом, совершившим нарушение таможенных правил, или его представителем.



1 Приказ ГТК РФ от 23 мая 1995г.№341 «О порядке приема и учета денежных сумм при использовании акта о наложении взыскания», п. 2.1.

Должностные лица таможенных органов, которым в соответствии с приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 03 декабря 1992 г. № 579 «О введении личных номерных печатей сотрудников таможенных органов Российской Федерации» для осуществления возложенных на них обязанностей выданы личные номерные печати, помимо подписи на каждом экземпляре акта о наложении взыскания проставляют оттиски личной номерной лечати.

Лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил с использованием упрощенной формы, может дать свое объяснение, форма которого установлена Государственным таможенным комитетом Российской Федерации1.

К акту о наложении взыскания прилагаются копии документов, подтверждающих факт нарушения таможенных правил (таможенные декларации, документы контроля доставки, товарно-транспортные накладные и т.д.). Копии документов не прилагаются в исключительных случаях, когда отсутствуют технические возможности и т.п., о чем должностное лицо таможенного органа, составившее акт, представляет рапорт с указанием причин.

Решение должностного лица о наложении взыскания по упрощенной форме может быть обжаловано начальнику или заместителю начальника таможенного органа, должностное лицо которого составило акт, в течение 10 дней со дня составления такого акта.

Решение начальника или заместителя начальника таможенного органа по жалобе является окончательным и дальнейшему обжалованию в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами Российской Федерации об административных правонарушениях, не подлежит. Не обжалуются такие решения и в арбитражные суды2.



1 Методические рекомендации ГТК РФ от 21 января 1998 г. № ОI -15/1147 «О процедуре оформления применения взыскания за нарушение таможенных правил в упрощенной форме и контроля за ее применением», п. 1.4.
2 Письмо Высшего Арбитражного Суда от 12 апреля 1994 г. № ОЩ-7/03-99, п. II.

Начальник или заместитель начальника таможенного органа, должностное лицо которого составило акт о наложении взыскания, после рассмотрения указанного акта в связи с жалобой или в порядке контроля за соблюдением должностными лицами таможенных органов законности, принимает одно из следующих решений:

1) оставляет взыскание без изменения, а жалобу — без удовлетворения;

2) своим постановлением отменяет акт о наложении взыскания и освобождает от ответственности лицо, на которое было наложено взыскание;

3) своим постановлением отменяет акт о наложении взыскания и выносит постановление о заведении дела о нарушении таможенных правил или возбуждает уголовное дело о контрабанде или иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов;

4) своим постановлением изменяет меру взыскания за нарушение таможенных правил, но без усиления взыскания.

О принятом решении сообщается лицу, привлеченному к ответственности за нарушение таможенных правил.

Начальник таможенного органа или заместитель начальника таможенного органа по правоохранительной работе в порядке контроля за соблюдением должностными лицами данного таможенного органа законности при применении взыскания в упрощенной форме не реже одного раза в месяц рассматривает составленные акты о наложении взыскания и прилагаемые к ним документы, обращая внимание на обоснованность квалификации правонарушения и наложенного взыскания1.



1 Методические рекомендации ГТК РФ от 21 января 1998 г. №01-15/1147 «О процедуре оформления применения взыскания за нарушение таможенных правил в упрощенной форме и контроля за ее применением», п. 3.1.