РАЗДЕЛ VII. ОБЖАЛОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ И РЕШЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ. КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

ОБЖАЛОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ И РЕШЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Право граждан и организаций обжаловать акты субъектов власти — атрибут демократического государства. Право одной стороны использовать власть должно быть уравновешено правом другой стороны обжаловать акт, требовать его пересмотра. Жалоба представляет собой обращение к должностным лицам государственных органов по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина. Жалобу следует отличать от предложения, под которым понимается привлечение внимания на несовершенство организации, деятельности или регулирования в той или иной области и указания на пути их совершенствования, а также от заявления — обращения по поводу реализации права или законного интереса участника внешнеэкономической деятельности, не связанного с его нарушением.

Подаваемые в таможенные органы жалобы можно разделить на жалобы, рассматриваемые в административном (внесудебном) порядке (административные жалобы) и жалобы, рассматриваемые в процессе отправления правосудия (судебные жалобы). Административные жалобы можно подразделить на общие и специальные жалобы.

Порядок рассмотрения таможенными органами общих жалоб регулируется Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Путем подачи общей жалобы могут быть обжалованы акты и действия любого органа и должностного лица. Такая жалоба подается в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены орган, учреждение или должностное лицо, действие которых обжалуется. Запрещается передача жалобы на рассмотрение того органа или должностного лица, на действие которых подана жалоба. Право на жалобу не ограничивается по содержанию и по форме, а также кругу лиц, имеющих право подачи жалобы. Анонимные заявления и жалобы не рассматриваются. По форме общая жалоба может быть письменной или устной, индивидуальной или коллективной. Общий срок рассмотрения жалоб граждан — один месяц. Из этого правила сделаны исключения для жалоб, не требующих дополнительного изучения и проверок, — до 15 дней, для жалоб военнослужащих и членов их семей и т.д.

Подаваемая в таможенные органы специальная жалоба отличается от общей рядом особых признаков: 1) установлением особого порядка ее рассмотрения; 2) специальными основаниями для обжалования, сформулированными в законе; 3) конкретным определением круга лиц, имеющих право подачи жалобы; 4) четким определением адресата жалобы; 5) специальными сроками подачи жалоб и специальными, более краткими сроками рассмотрения жалоб; 6) процедурными особенностями производства по конкретным видам жалоб.

Предусмотренная разд. XIII ТК жалоба — это разновидность специальной жалобы. Положения разд. XIII ТК распространяются на все случаи обжалования решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц. Круг решений таможенных органов, которые могут быть обжалованы, не ограничен. Обжаловать можно, например, решения об установлении страны происхождения товара, его таможенной стоимости, определения кода товара согласно ТН ВЭД, отказ в выдаче лицензии на учреждение таможенного склада или склада временного хранения, магазина беспошлинной торговли и т.д. Рассмотрим основные положения теории обжалования в таможенном законодательстве.

Во-первых, право на обжалование принадлежит любому лицу (как физическому, так и юридическому), чьи интересы затрагивают таможенные правоотношения. Право на обжалование могут реализовать и недееспособные лица, чьи права защищают их родители, усыновители, опекуны или попечители либо иные представители (адвокаты). Лица, чьи права нарушены одним и тем же актом (действием или бездействием), могут объединиться и подать коллективную жалобу. Этот вопрос применительно к искам решен в ст. 35 ГПК РСФСР.

Во-вторых, правовые нормы, содержащиеся в разд. XIII ТК, не применяются при обжаловании мер административной и уголовной ответственности.

В-третьих, объектом обжалования могут быть решения, действия и бездействие таможенных органов. Под решениями таможенных органов следует понимать как нормативные, так и правоприменительные акты. В частности, можно обжаловать нормативные приказы ГТК, когда они, по мнению лица, в конкретной ситуации нарушили его права или свободы, а также различные ненормативные приказы, распоряжения и иные правовые акты, издаваемые таможенными органами в пределах своей компетенции. Действия таможенных органов могут предприниматься как на основе решений таможенных органов или должностных лиц, так и нигде не фиксироваться (например, нарушение правил таможенного досмотра грузов, личного досмотра пассажира и т.д.). Под бездействием таможенного органа, которое может обжаловаться, понимается несовершение действия или непринятие решения в течение трехмесячного срока, исчисляемого со дня получения таможенным органом или его уполномоченным должностным лицом просьбы о принятии решения или совершения действия (ст. 387 ТК РФ). Например, бездействием является нерассмотрение заявления о выдаче таможенным органом лицензии (на учреждение склада временного хранения, таможенного склада и т.п.), нерассмотрение жалобы на должностное лицо таможенного органа, непринятие решения и несовершение необходимых действий по поданной лицом таможенной декларации.

В-четвертых, лицо имеет право обжаловать решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц, если они затрагивают это лицо непосредственно и индивидуально. Любое лицо имеет право на обжалование, если считает свои права и законные интересы ущемленными. В жалобе должно быть указано, в чем гражданин видит неправомерность направленных против него решений или действий.

В-пятых, таможенным законодательством определены случаи, когда действия таможенных органов не подлежат обжалованию. Это относится к отклонению запроса о принятии предварительного решения (ст. 394), аннулированию, изменению и отзыву предварительного решения (ст. 396).

В-шестых, в отличие от общего правила, существующего в административном праве, для лица, подавшего жалобу, решение таможенного органа (должностного лица) может быть менее благоприятным, чем обжалуемое решение (ч. 1 ст. 415).

Таможенное законодательство предусматривает двух-звенный порядок обжалования, включающий первоначальное и вторичное обжалование. Процедура обжалования решений, действий или бездействия таможен и их должностных лиц начинается с подачи жалобы вышестоящему должностному лицу. Первоначальные жалобы на решения, действия и бездействие таможенных органов и их должностных лиц подаются вышестоящему таможенному органу (в ГТК или региональное таможенное управление). Первоначальная жалоба подается в письменной форме (ст. 411). Подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого действия или решения, за исключением случая, когда таможенный орган (должностное лицо), которому жалоба подана, имеет «достаточные основания полагать, что обжалуемое решение или действие не соответствует законодательству Российской Федерации» (ч. 2 ст. 412). В этом случае таможенный орган (должностное лицо) может полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого действия или решения.

Таможенный кодекс четко устанавливает сроки подачи и рассмотрения первоначальной жалобы (ст. 408, 409). Она подается в течение трех месяцев со дня уведомления лица о принятии решения или совершения действия. В случае неуведомления лица о принятом решении жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня принятия решения. В отношении бездействия первоначальная жалоба может быть подана в течение трех месяцев со дня истечения трехмесячного срока после получения соответствующими таможенными органами либо их должностными лицами письменной просьбы о принятии решения. Если указанные сроки для подачи жалобы были пропущены, по заявлению лица, подавшего жалобу, они могут быть восстановлены вышестоящим таможенным органом (должностным лицом) либо ГТК. Срок для рассмотрения первоначальной жалобы составляет один месяц. Вышестоящий таможенный орган или ГТК может продлить сроки рассмотрения жалобы, но не более чем на два месяца.

Лицо, подавшее жалобу, вправе изъять или аннулировать поданную жалобу в любой момент до принятия решения по ней. В этом случае лицо лишается права на повторную подачу первоначальной жалобы, кроме случаев, когда откроются новые обстоятельства по делу (ст. 414). К основным обязанностям лица, подавшего первоначальную жалобу, относится оказание содействия таможенным органам и их должностным лицам при рассмотрении ими обстоятельств дела.

Должностное лицо таможенного органа принимает решение по первоначальной жалобе в письменной форме. Содержание такого решения доводится до сведения лица, подавшего жалобу. Решение по жалобе, имеющее общее значение, подлежит опубликованию.

Если решение таможенного органа или его должностного лица по первоначальной жалобе не удовлетворяет заявителя, он вправе на вторичное обжалование. Вторичные жалобы на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц при проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления, ведении производства по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрении (за исключением обжалования постановлений таможенных органов по таким делам и актов о наложении взыскания по упрощенной форме) и по другим вопросам, не затрагивающим экономической политики Российской Федерации, подаются в один из следующих органов: во-первых, в суд или арбитражный суд по месту нахождения таможенного органа либо по месту работы должностного лица таможенного органа, чьи решения, действия или бездействие обжалуются, во-вторых, прокурору и, в-третьих, вышестоящему таможенному органу.

Для обращения в суд с жалобой устанавливается срок в один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления о решении по первоначальной жалобе или со дня истечения месячного срока после подачи первоначальной жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ. Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом. Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе заявителя или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения). Подача жалобы оплачивается государственной пошлиной. Для физических лиц она составляет 15 % минимального размера оплаты труда (ст. 4 Закона РФ «О государственной пошлине»). Жалоба рассматривается судом по правилам гражданского, а арбитражным судом — арбитражного судопроизводства. По результатам ее рассмотрения суд выносит решение. Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение, бездействие) незаконным, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Если обжалуемое действие или бездействие суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы. Решение суда, вступившее в законную силу, является обязательным и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации, в том числе и таможенными органами. Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные российским законодательством. Судебные издержки, связанные с рассмотрением жалобы, могут быть возложены судом на гражданина, если суд вынесет решение об отказе в удовлетворении жалобы, либо на таможенный орган (его должностное лицо), если установит, что его действия (решения, бездействие) были незаконными.

Вторичные жалобы на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц подведомственны арбитражному суду, если заявитель стремится защитить свои нарушенные и оспариваемые права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст.5 Федерального закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации»). Арбитражные суды рассматривают и разрешают дела по экономическим спорам, к которым, в частности, относятся споры: о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами (например, по договору об осуществлении деятельности в качестве таможенного брокера, договору о залоге как способе обеспечения уплаты таможенных платежей и т.д.); об изменении условий или о расторжении договоров; о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств; о признании права собственности и об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения; о возмещении убытков; о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов таможенных органов, не соответствующих законам и иным нормативным актам и нарушающих права и законные интересы предприятий и организаций. Порядок рассмотрения исков к таможенному органу и их обжалования подробно урегулирован арбитражным процессуальным законодательством.

Вторичные жалобы на решения, действия или бездействие ГТК и его должностных лиц могут быть поданы в территориальные органы прокуратуры. Надзор за исполнением законов таможенными органами осуществляют транспортные прокуроры. В случае установления факта нарушения закона прокурор опротестовывает акты, противоречащие закону, либо вносит представление об устранении нарушения таможенного законодательства. Протест на противоречащее закону решение, действие или бездействие таможенного органа (его должностного лица) приносится прокурором или его заместителем в этот таможенный орган (должностному лицу) и подлежит обязательному рассмотрению в течение десятидневного срока со дня его поступления. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Вторичная жалоба может быть также подана вышестоящему таможенному органу. Это вытекает из того, что на них возложен контроль за соблюдением законности нижестоящими таможенными органами и их должностными лицами. Согласно ст. 419 ТК РФ вышестоящим таможенным органам или вышестоящим должностным лицам таможенных органов предоставляется право в любое время отменить или изменить решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа, а также принять любые предусмотренные нормативными актами меры в отношении неправомерных действий или бездействия нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов.