РАЗДЕЛ I. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

ТАМОЖЕННЫЕ РЕЖИМЫ

1. Общие положения

Перемещение товаров и транспортных средств через российскую таможенную границу производится в соответствии с заявленными таможенными режимами. Понятие «таможенный режим» служит для обозначения специальной системы мероприятий и совокупности методов (приемов), обеспечивающих комплексное применение инструментов таможенного регулирования, с помощью которого осуществляется государственное воздействие на развитие внешнеэкономических отношений' .

В узкоспециальном значении, используемом в российском таможенном законодательстве, это понятие обозначает «совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для таможенных целей» (ст. 18 ТК РФ).

Таможенный режим является основной категорией российского таможенного законодательства. С ее помощью определяется конкретный порядок перемещения товара через таможенную границу в зависимости от его предназначения (цели перемещения), условия его нахождения и допустимое использование на (вне) таможенной территории, а также права и обязанности бенефициара таможенного режима.



'Основы таможенного дела: Учеб./Под общ. ред. В.Г.Драганова. М. 1998.

В Таможенном кодексе РФ содержится общий перечень видов таможенных режимов:

I) выпуск для свободного обращения; 2) реимпорт; 3) транзит; 4) таможенный склад; 5) магазин беспошлинной торговли; 6) переработка на таможенной территории; 7) переработка под таможенным контролем; 8) временный ввоз (вывоз); 9) свободная таможенная зона; 10) свободный склад; 11) переработка вне таможенной территории; 12) экспорт; 13) реэкспорт; 14) уничтожение товаров; 15) отказ в пользу государства; 16) вывоз отдельных товаров в государства — бывшие республики СССР; 17) вывоз товаров для представительств РФ за рубежом.

В зависимости от роли и места таможенных режимов в общем процессе хозяйственной деятельности их можно условно разделить на две группы. Для первой характерен общий, без каких-либо изъятий и ограничений порядок применения таможенных средств и методов регулирования. С экономической точки зрения таможенные режимы этой группы выступают как относительно самостоятельные и завершенные коммерческие операции (выпуск для свободного обращения, экспорт, реимпорт, реэкспорт).

Вторую группу составляют так называемые экономические таможенные режимы, отличающиеся более гибким использованием таможенно-правовых инструментов регулирования и выступающие своего рода результатом их адаптации к разнообразным потребностям участников внешнеэкономической деятельности. Таможенные режимы второй группы, предоставляя определенные экономические выгоды, допускают использование товара только в строго определенных целях. Разрешение на применение таких таможенных режимов выдается только при наличии экономического обоснования проведения предполагаемых операций. Таким образом, предоставление экономических таможенных режимов носит целевой и индивидуализированный характер.

Правовой механизм использования таможенных режимов объективно предполагает наделение таможенной администрации значительными полномочиями. Это выражается в первую очередь в принятии таможенным органом (его должностным лицом) решения о возможности помещения конкретного товара под определенный таможенный режим, т.е. предоставлении в каждой конкретной ситуации разрешения на использование данного режима либо отказе в таковом, исходя из экономической оценки допустимости и целесообразности данной операции с учетом общей концепции государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Экономические таможенные режимы предоставляют их бенефициарам заранее определенные экономические выгоды и преимущества в форме полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов (либо возврата ранее уплаченных таможенных платежей), неприменения мер экономической политики (количественных ограничений, лицензирования и других средств нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности).

Из установленных в Таможенном кодексе РФ видов таможенных режимов к группе экономических можно отнести следующие: транзит, таможенный склад, магазин беспошлинной торговли, переработка на таможенной территории, переработка под таможенным контролем, временный ввоз (вывоз), свободная таможенная зона, свободный склад, переработка вне таможенной территории. Перечисленные таможенные режимы имеют своей целью решение определенных экономических задач и прямо или косвенно связаны с коммерческой деятельностью.

С известной долей условности экономические таможенные режимы можно разделить на три группы: режимы, непосредственно отвечающие интересам торговли (таможенный склад, магазин беспошлинной торговли), промышленности (режимы переработки) и международных перевозок (транзит).

В зависимости от предназначения, цели использования товаров, помещаемых под экономические таможенные режимы, различают:

а) режимы складирования (таможенный склад, свободный склад) — товары сохраняются в неизменном состоянии в ожидании иного предназначения без какого-либо использования, кроме осуществления некоторых операций, позволяющих обеспечить хранение товара (например, переупаковка, сортировка и т.д.);

б) режимы переработки (переработка на (вне) таможенной территории, переработка под таможенным контролем) товары могут потребляться при соблюдении заранее установленных условий и требований и только в определенных операциях по их обработке и переработке с целью полного либо частичного изменения состояния этих товаров;

в) режимы, предусматривающие пользование товарами (режим временного ввоза/вывоза) — товары ограниченной номенклатуры могут использоваться по своему назначению, при этом пользование временно ввезенными (вывезенными) товарами исключает любые операции по их переработке и обработке и не должно приводить к изменению состояния товаров, кроме естественной убыли.

Предлагаемые варианты классификации таможенных режимов имеют практическое значение прежде всего для уяснения их роли в механизме таможенного регулирования и более детального изучения различных аспектов их правовой регламентации: выбор и изменение таможенного режима, особенности таможенного оформления и таможенного контроля, место и время пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы, пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу.

Законодательство, касающееся порядка применения таможенных режимов, имеет, к сожалению, ряд пробелов, которые не позволяют «заработать» в полной мере отдельным таможенным режимам. Комплексным правовым регулированием охвачены режимы реимпорта, таможенного склада, уничтожения товаров, магазина беспошлинной торговли, отказа в пользу государства. Использование перечисленных таможенных режимов на практике регламентируется специальными положениями, утвержденными приказами ГТК РФ. Положение о конкретном таможенном режиме разрабатывается на основе соответствующих статей ТК РФ и охватывает, как правило, все основные вопросы, возникающие на практике в связи с помещением товаров и транспортных средств подданный таможенный режим. Но даже при этом сохраняются отдельные сферы отношений между таможней и декларантом, не урегулированные правом. В этих случаях должностные лица таможни действуют на основе дискреционных полномочий, т.е. по собственному усмотрению. Подобная ситуация не является исключительно российская практикой. Во многих странах допускается наделение таможенников разумным объемом дискреционных полномочий, компенсируя это соответствующим правом декларанта обжаловать решение таможенного органа в суде или по каналам административной юстиции.

Большинство установленных ТК РФ таможенных режимов до сих пор ждет принятия конкретного комплексного подзаконного акта. Пока они урегулированы фрагментарно через указания, разъяснения, письма ГТК РФ.

Очевидно, что отсутствие систематизированного законодательства препятствует укреплению режима законности в таможенной сфере. Отставание в правовом регулировании таможенного механизма негативно воздействует на российские внешнеэкономические отношения.