11. ПЕРЕРАБОТКА ТОВАРОВ ВНЕ ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ

Переработка товаров вне таможенной территории — таможенный режим, при котором российские товары вывозятся без применения к ним мер экономической политики и используются вне таможенной территории Российской Федерации с целью их переработки и последующего выпуска продуктов переработки в свободное обращение на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.

При переработке товаров вне таможенной территории могут осуществляться операции, указанные в ч.1ст. 59 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Государственный таможенный комитет Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации вправе устанавливать ограничения на отдельные операции по переработке товаров вне таможенной территории.

Таможенный режим переработки товаров вне таможенной территории не может быть использован если вывоз товаров дает основание требовать возврата ввозных таможенных пошлин, налогов, освобождения от них либо получения выплат, предоставляемых при вывозе, если товары до вывоза были выпущены в свободное обращение с полным освобождением от ввозных таможенных пошлин, налогов, — до окончания пользования таким освобождением, а также в иных случаях, определяемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики и Министерством финансов Российской Федерации. Однако юридическая практика дает нам обратные примеры.

Президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации рассмотрел 6 октября 1998 г. протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение от 24 декабря 1996 г. и постановление апелляционной инстанции от 17 февраля 1997 г. арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-13818/ 96. При этом, заслушав и обсудив доклад судьи и выступле-
ние заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего протест, Президиум установил следующее.

Акционерное общество открытого типа «Фосфорит» обратилось в арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным постановления Кингисеппской таможни от 20 сентября 1996 г. № 15700-285/96 о применении штрафных санкций, предусмотренных ст. 273 Таможенного кодекса Российской Федерации за нарушение таможенного режима экспорта, выразившееся в невыполнении обязанности по зачислению валютной выручки на счет в уполномоченном банке на территории Российской Федерации.

Решением от 24 декабря 1996 г. исковое требование было удовлетворено. Постановлением апелляционной инстанции от 17 февраля 1997 г. решение оставлено без изменения. В кассационном порядке законность решения и постановления не проверялась. В протесте заместителя Генерального прокурора Российской Федерации предлагается названные судебные акты отменить, в удовлетворении искового требования отказать.

Президиум считает, что протест подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, согласно контракту от 06 декабря 1994 г. № 56-94-2 в адрес фирмы «HELV Duengemittel Gm BH» (Германия) истцом была осуществлена экспортная поставка продукции на 3695985 долл. США по упомянутым в постановлении о нарушении таможенных правил четырем грузовым таможенным декларациям.

В соответствии с паспортом сделки от 19 декабря 1994 г. № 1/17528127/000/00413 валютная выручка должна была поступить на счет в уполномоченном Банке на территории Российской Федерации не позднее 31 января 1995 г.

Поскольку в указанный срок валютная выручка в полной сумме не поступила, ответчик применил штрафные санкции, предусмотренные ст. 273 Таможенного кодекса Российской Федерации, о чем вынесено постановление о нарушении таможенных правил от 20 сентября 1996 г. № 15700-285/96.

Принимая решение об удовлетворении искового требования, арбитражный суд сослался на следующее.

Согласно ст. 201 Таможенного кодекса Российской Федерации ответственность за нарушение валютного законодательства может быть применена к лицу таможенным органом лишь в случаях, когда такое нарушение является и нарушением таможенных правил. Зачисление экспортером валютной выручки на счет в уполномоченном банке на территории Российской Федерации не предусмотрено Таможенным кодексом Российской Федерации в качестве обязательного требования таможенного режима экспорта, в связи с чем, незачисление валютной выручки не является нарушением данного, таможенного режима и, следовательно, не влечет применения ответственности по ст. 273 Таможенного кодекса Российской Федерации. При этом валютное законодательство, предусматривая обязанность экспортеров по зачислению валютной выручки, не возлагает на них обязанности обеспечивать своевременность поступления валютных средств от покупателей экспортируемого товара.

Однако в соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» и п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. № 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» валютная выручка от экспорта товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации. Из содержания этих правовых норм следует, что зачисление экспортерами валютной выручки на счета в этих банках является обязательным условием экспортных операций.

Статья 98 Таможенного кодекса Российской Федерации, определяя требования к экспортным операциям, устанавливает, что экспорт товаров осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин и внесения иных таможенных платежей, соблюдения мер экономической политики и выполнения других требований, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу. Таким образом, уплата вывозных пошлин и иных таможенных платежей не исчерпывает перечня требований к экспортным операциям и не ограничивает условий таможенного режима экспорта.

Согласно ст. 24 Таможенного кодекса Российской Федерации в случае, если Кодексом не предусмотрены положения, регулирующие отдельные вопросы применения таможенных режимов, Государственный таможенный комитет Российской Федерации вправе впредь до принятия соответствующих законодательных актов определять особенности правового регулирования таможенных режимов, а также устанавливать таможенные режимы, не предусмотренные Кодексом.

Эти полномочия реализованы в отношении таможенного режима экспорта товаров в инструкции «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию, валютной выручки от экспорта товаров» от 12 октября 1993 г., утвержденной Центральным банком Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. В соответствии с п. 2.1 инструкции экспортеры обязаны обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации. Кроме того, п. 3.2 инструкции устанавливает, что с подписанием паспорта сделки экспортер принимает на себя ответственность за зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров.

Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. № 1209 также подтверждено, что зачисление на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации валютной выручки от экспорта товаров является требованием таможенного режима экспорта в соответствии со ст. 98 Таможенного кодекса Российской Федерации (п. 7 Указа).

Таким образом, следует признать, что зачисление экспортерами на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации валютной выручки является условием таможенного режима экспорта. При этом экспортер обязан не только зачислять на счет в уполномоченном банке полученную валютную выручку, но и в качестве обеспечения зачисления выручки предпринять все необходимые меры для ее получения от покупателя экспортируемого товара.

Незачисление валютной выручки, равно как и непринятие необходимых мер для ее получения являются нарушениями таможенного режима экспорта и подпадают под действие

ст. 273 Таможенного кодекса Российской Федерации, устанавливающей ответственность за несоблюдение ограничений, требований и условий таможенного режима.

Факт непоступления выручки в полном объеме подтвердился материалами дела и истцом не опровергается. Вместе с тем судом не исследованы обстоятельства непоступления валютной выручки и не сделан вывод относительно обоснованности ее незачисления на счет в уполномоченном банке.

Учитывая изложенное Президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации постановил решение от 24 декабря 1996 г. и постановление апелляционной инстанции от 17 февраля 1997 г. арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А5 6-13818/96 от-f менить. Дело направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.

Переработка товаров вне таможенной территории производится при наличии лицензии таможенного органа Российской Федерации. Указанная лицензия выдается российскому лицу при условии, что таможенный орган Российской Федерации считает возможным установить, что продукты переработки образовались в результате переработки вывезенных товаров, а также если переработка товаров вне таможенной территории не наносит серьезного ущерба интересам российской экономики.

Порядок выдачи лицензии на переработку товаров вне таможенной территории определяется Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

Лицензия на переработку товаров вне таможенной территории может быть аннулирована или отозвана таможенными органами Российской Федерации.

Лицензия аннулируется, если она не могла быть выдана на основании установленного порядка заявителю или была выдана на основе неполных или недостоверных сведений, имевших существенное значение для принятия решения о ее выдаче. Решение об аннулировании действует с даты выдачи лицензии. Лицензия отзывается, если ее владелец не соблюдает требований законодательства или лицензия более не соответствует экономической политике Российской Федерации. Отзыв действует с даты принятия решения об отзыве.

Переработка товаров вне таможенной территории должна производиться в сроки, устанавливаемые таможенным органом Российской Федерации в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. Установление сроков должно основываться на экономически оправданной продолжительности процесса переработки товаров.

Таможенные органы Российской Федерации могут устанавливать в таможенных целях обязательное количество выхода продуктов переработки, образующихся в результате переработки товаров. Порядок установления для таможенных целей обязательного количества выхода продуктов переработки определяется Государственным таможенным комитетом Российской Федерации совместно с Министерством экономики.

Товары, вывозимые на переработку, облагаются вывозными таможенными пошлинами, налогами с последующим возвратом их сумм при выпуске продуктов переработки для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации. Проценты на возвращаемые суммы не начисляются.

По решению таможенного органа Российской Федерации, принимаемому в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, товары могут освобождаться от таможенных пошлин, а налоги, взимаемые с товаров, могут возвращаться при вывозе на переработку вне таможенной территории. Полное или частичное освобождение продуктов переработки от ввозных таможенных пошлин, налогов предоставляется в случае, если эти продукты заявляются для свободного обращения лицом, получившим лицензию на переработку товаров вне таможенной территории, либо его таможенным брокером.

Полное освобождение от ввозных таможенных пошлин, налогов предоставляется, если таможенный орган Российской Федерации удостоверится в том, что целью переработки был ремонт вывезенных товаров, осуществляемый безвозмездно в силу положений законодательства или договора, за исключением случаев, когда при первоначальном выпуске товаров для свободного обращения учитывалось наличие недостатка.

Частичное освобождение от ввозных таможенных пошлин, налогов предоставляется при возмездном ремонте вывозимых товаров и при осуществлении других операций по переработке. Суммы таможенных пошлин, налогов определяются исходя из ставок, применимых к продуктам переработки, помноженных на стоимость ремонта или других операций по переработке.

Лицо, получившее лицензию на переработку товаров вне таможенной территории и не возвратившее товары либо не осуществившее ввоз продуктов переработки в установленные сроки, не несет ответственности перед таможенными органами Российской Федерации лишь в случае, если факт уничтожения или безвозвратной утраты товаров либо продуктов переработки вследствие аварии или действия непреодолимой силы, их недостачи в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения либо выбытия из владения вследствие неправомерных, по законодательству Российской Федерации, действий органов или должностных лиц иностранного государства подтвержден консульскими учреждениями Российской Федерации за границей.