КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

1. Ведомственный контроль за деятельностью таможенных органов

Ведомственный контроль за деятельностью таможенных органов осуществляется и вышестоящими таможенными органами (Государственный таможенный комитет России и региональные таможенные управления). Этот контроль организуется по трем направлениям: инспекционный, финансовый и юридический. Соответственно этим направлениям функции ведомственного контроля осуществляют в таможенных органах подразделения таможенной инспекции, организационно-инспекторские, бухгалтерские и юридические. Рассмотрим, как различные виды контроля осуществляются на практике.

В соответствии с Положением о Таможенной инспекции, утвержденной приказом ГТК РФ от 23 июня 1997 г. № 350 (с изменениями от 24 декабря 1997 г.) подразделения таможенной инспекция организуют и осуществляют инспекционную деятельность в единой системе таможенных органов, а также взаимодействие с налоговыми, правоохранительными и другими контролирующими органами Российской Федерации.

Основными задачами инспекционной деятельности подразделений таможенной инспекции являются: разработка и совершенствование перспективных и текущих направлений инспекционной деятельности таможенных органов; организация работы по обеспечению конфиденциальности инспекционной деятельности, а также информации, полученной при осуществлении такой деятельности; организация взаимодействия с налоговыми, правоохранительными и другими контролирующими органами, проведение мероприятий по выявлению признаков правонарушений в сфере таможенного дела; организация инспекционных проверок таможенных органов и участников внешнеэкономический деятельности.

Основные функциями таможенной инспекции в сфере контроля за деятельностью таможенных органов Российской Федерации являются следующие:

анализ результатов работы нижестоящих таможенных органов по таможенному, финансовому и валютному контролю, причин и условий, способствующих уклонению, неполному (несвоевременному) внесению в бюджет таможенных платежей;

инспекционная проверка проведения контроля на конкретных участках работы нижестоящих таможенных органов, анализ причин и условий, способствующих возникновению негативных явлений, обобщение их результатов и представление предложений об устранении выявленных причин и условий;

разработка предложений о совершенствовании контрольных функций с учетом положительного опыта, полученного в результате проверок таможенных органов, и представление их заинтересованным подразделениям ГТК России;

создание информационно-аналитических основ для определения динамики изменения деятельности таможенных органов в области контроля и системы взаимодействия их с другими государственными органами.

Для качественного выполнения указанных функций таможенная инспекция наделена широкими правами. В их числе следует отметить право организовывать проверку в любое время вне зависимости от выпуска таможенными органами товаров и транспортных средств их наличия, проведение повторного таможенного досмотра, перепроверку сведений, указанных в таможенной декларации, проверку иных документов, отражающих коммерческую деятельность, а также другой информации, относящейся к коммерческим операциям с данными товарами, если имеются достаточные основания полагать о наличии нарушения законодательства Российской Федерации или международного договора Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации.

В особых случаях органы таможенной инспекции вправе выходить с предложениями к руководству ГТК России о приостановлении финансирования таможенных органов, а также проводимых таможенными органами мероприятий при наличии фактов незаконного расходования ими средств с уведомлением об этом распорядителей кредитов таможенных органов, руководителей предприятий и организаций системы ГТК России.

Численность подразделений таможенной инспекции определяется штатным расписанием, утвержденным приказом ГТК России. Службу таможенной инспекции возглавляет начальник, который назначается и освобождается от должности приказом ГТК России и несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных задач и функций.

Помимо службы таможенной инспекции инспекционную деятельность в таможенных органов осуществляют также организационно-инспекторские подразделения вышестоящих таможенных органов. Порядок проведения подобных проверок регламентируется «Положением об инспекторских проверках таможенных органов» и «Методикой проведения инспекторских проверок, проводимых комиссией ГТК России в региональных таможенных управлениях (таможнях, непосредственно подчиненных ГТК России)», утвержденных указанием ГТК России от 29 января 1997 г. № 11-12/19.

В соответствии с Положением об инспекторских проверках таможенных органов все таможенные органы подлежат инспекторским проверкам с целью контроля за их деятельностью и способностью выполнять задачи в соответствии с предназначением. Инспекторская проверка таможенного органа — это независимый анализ его деятельности и результатов работы специально назначенной комиссией, позволяющий определить соответствие таможенного органа целям, задачам и функциям, возложенным на него действующими положениями, приказами, нормативными и организационно-распорядительными документами. Инспекторские проверки проводятся по решению председателя ГТК России, а таможенные органы регионов могут также инспектироваться по решению начальника РТУ. Проверки осуществляются Организационно-инспекторским управлением ГТК России, а также организационно-инспекторскими и контрольно-ревизионными отделами региональных таможенных управлений. В региональных таможенных управлениях проверке подлежат функциональные отделы и таможенные органы, непосредственно подчиненные РТУ.

В зависимости от цели инспекторские проверки таможенных органов могут быть комплексными и целевыми.

Комплексные проверки проводятся комиссией ГТК России (РТУ) и предполагают всестороннее обследование таможенных органов, определение соответствия их функционирования действующему законодательству Российской Федерации и нормативным актам ГТК России. Комплексные проверки таможенных органов могут быть плановыми и внеплановыми. При этом плановые комплексные проверки проводятся в соответствии со сводным графиком инспекторских проверок, составленным Организационно-инспекторским управлением ГТК России и соответствующими отделами (группами) РТУ. Внеплановые комплексные проверки таможенных органов проводятся по мере необходимости с учетом конкретной обстановки в таможенном органе. Решение о проведении внеплановых комплексных проверок принимает председатель ГТК России (начальник РТУ). Установлены количественные показатели подлежащих проверке таможен. Они определяются числом таможен в том или ином региональном таможенном управлении. Так, при наличии в непосредственном подчинении РТУ 15 и более таможен, количество таможен, подлежащих плановой комплексной инспекторской проверке комиссией ГТК России, составит 30%; от 10 до 14 таможен — 40%; от 5 до 9 таможен — 50%; до 4 таможен — 100%. Плановые комплексные инспекторские проверки таможен должны проводиться комиссией ГТК России не реже одного раза в 3 года, комиссией РТУ в трехгодичный межпроверочный период с учетом особенностей региона и оперативной обстановки. Ежегодным плановым комплексным инспекторским проверкам, проводимым комиссией РТУ, подлежит 30% таможенных органов, подведомственных РТУ, без учета таможен, представленных для инспектирования комиссией ГТК России.

Целевые проверки таможенных органов проводятся специально созданной комиссией для изучения состояния одного или нескольких направлений деятельности таможенного органа. Решение о проведении проверки принимает Председатель ГТК России или начальник РТУ. Целевые проверки таможенных органов также могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые целевые проверки проводятся структурными управлениями ГТК России на основании утвержденных планов работ управлений. Внеплановые целевые проверки проводятся по мере необходимости с учетом конкретной обстановки в таможенном органе.

Для проведения инспекторской проверки таможенного органа приказом ГТК России (начальника РТУ) назначается комиссия, куда включаются квалифицированные специалисты, не зависящие от проверяемого таможенного органа. Председатель комиссии наделен полномочиями принимать окончательные решения по процессу проведения проверки и констатации несоответствий, выявленных в ходе ее проведения, и несет полную ответственность за все этапы проверки. Он обязан участвовать в подборе членов комиссии, разработать задание по проведению проверки и план проведения проверки, определить задачи каждому члену комиссии с учетом их квалификации, представить членов комиссии руководству проверяемого таможенного органа, инструктировать членов комиссии, сообщать руководству таможенного органа о недостатках в его деятельности, в установленные сроки доложить о результатах проверки и внести предложения по устранению выявленных недостатков. Члены комиссии несут ответственность за исполнение задания проверки, документирование недостатков, выявленных в ее ходе, полное и качественное проведение проверки. Руководство проверяемого таможенного органа обязано сообщить личному составу о предстоящей проверке, назначить ответственных должностных лиц для работы с членами комиссии, обеспечить их всеми необходимыми документами и средствами, оказывать содействие в выполнении заданий проверки. Спорные вопросы решают председатель комиссии и начальник таможенного органа.

Организация инспекторской проверки включает в себя несколько этапов. Первый — это выдача задания на проверку, которое должно утверждаться приказом ГТК России (РТУ) и доводиться до членов комиссии и проверяемого таможенного органа. Задание на проверку должно включать цели проверки, дату и место ее проведения, а также продолжительность, состав комиссии и функции ее членов, перечень функций таможенного органа, видов деятельности и объектов, подлежащих проверке, требования конфиденциальности. При разработке задания на проверку председатель комиссии руководствуется Положением о таможенном органе, а также Положением об инспекторских проверках таможенных органов. Каждому члену комиссии в соответствии с планом проверки председателем комиссии должны быть выделены конкретные направления деятельности таможенных органов, подлежащие проверке, определены сроки и форма предоставления материалов.

Второй этап — непосредственное проведение инспекторской проверки, которое начинается со сбора информации (путем опроса, анализа документов и наблюдения за соблюдением технологии таможенного оформления и таможенного контроля). Сведения, собранные в результате опросов, должны быть сопоставлены с учетной документацией таможенного органа. Все критические замечания, сделанные в ходе проверки, должны быть подтверждены документами и оформлены в письменном виде. После выполнения задания и плана проверки комиссия должна рассмотреть все свои замечания в целях определения, какие из них должны быть представлены как недостатки. Комиссия должна обеспечить ясное и четкое документированное оформление выявленных недостатков на языке конкретных законодательных, нормативных актов ГТК России или других документов, с учетом которых проводилась проверка.

Основными направлениями деятельности таможенных органов, подлежащими проверке, являются следующие.

1) Осуществление таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности (качество исполнения законодательства о таможенном деле и нормативных актов ГТК России).

2) Эффективность функционирования системы управления таможенного органа, организация таможенного контроля и результативность применения процедур таможенного оформления.

3) Осуществление финансово-хозяйственной деятельности, состояние материально-технического оснащения таможенных органов.

4) Осуществление кадровой и социальной политики.

Инспектирование таможенных органов по другим вопросам может проводиться по указанию председателя ГТК России или начальника РТУ. Рассмотрим, какие конкретные вопросы проверяются в таможенном органе по каждому из указанных направлений проверки.

Проверка осуществления таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности (качество исполнения законодательства о таможенном деле и нормативных актов ГТК России) складывается из следующих показателей:

а) выполнение заданий по формированию доходной части федерального бюджета и фонда социального развития таможенного органа (организация работы по начислению и взиманию таможенных платежей и торгового оборота; целесообразность и правомерность предоставления льгот и преференций; порядок предоставления отсрочек и рассрочек уплаты таможенных платежей; организация работ по начислению процента за представление отсрочек и рассрочек, а также пени за просрочки в уплате таможенных платежей; обеспечение полного и своевременного перечисления денежных средств в доход федерального бюджета; учет поступлений денежных средств на депозитный (валютный) счет таможен, правильность их оприходования; обоснованность возврата денежных средств участникам внешнеэкономической деятельности; контроль за полнотой и своевременностью перечисления таможенных платежей и авансовых денежных средств с депозитных (валютных) счетов таможен на счета ГТК России, анализ сальдового остатка на депозитных (валютных) счетах таможен на конец отчетного месяца; ведение картотеки (лицевых счетов) участников ВЭД; формирование статистической отчетности, организация контроля за соблюдением сроков представления форм отчетности; организацию работы по начислению и взиманию таможенных платежей в неторговом обороте; организацию работы по формированию фонда социального развития таможенного органа);

б) организация контроля таможенной стоимости товаров (организация контроля по формальным показателям в соответствии с указанием ГТК России от 21 августа 1995 г. № 01-12/1047 «О критериях оценки эффективности работы таможенных органов по контролю таможенной стоимости»; обоснованность решений, принятых таможенным органом по определению размера и структуры таможенной стоимости, а также порядок соблюдения правил и технологии ее заявления; организация работы и обоснованность принимаемых решений по вопросам классификации товаров; обоснованность принимаемых таможенным органом решений по вопросам адекватности применения ставок таможенных пошлин; выполнение требований нормативных актов ГТК России);

в) организация валютного контроля (количество грузовых таможенных деклараций, оформленных с представлением паспорта сделки в течение рассматриваемого периода; количество учетных карточек из общего числа направленных ГТК России в таможенный орган, по которым проведены проверки с целью выявления фактов нарушений валютного законодательства; количество выявленных случаев непоступления экспортной валютной выручки; количество заведенных дел о НТП, связанных с непоступлением экспортной валютной выручки; соотношение сумм наложенных и взысканных штрафов по делам о НТП, связанным с непоступлением экспортной валютной выручки; соотношение денежных сумм по выявленным случаям непоступления экспортной валютной выручки и наложенных штрафов по делам о НТП по этим фактам; уровень организации проводимых проверок валютного контроля);

г) организация нетарифного регулирования (организация контроля за товарами, оформляемыми на основании лицензий, сертификатов соответствия и других разрешительных документов государственных органов; учет и контроль лицензий; эффективность оперативного и централизованного контроля; экспортный контроль; наличие баз данных, необходимых для организации контроля; организация контроля нетарифных ограничений; взаимодействие с территориальными контролирующими органами (МВЭС, Госстандарт, Минздрав России, ветеринарные и карантинные службы, органы МВД России и ФСБ России); учет и хранение разрешительных документов; эффективность мероприятий по предотвращению ввоза на отечественный потребительский рынок некачественных и опасных для жизни и здоровья человека товаров, животных и растений, а также ввоза особо опасных токсических веществ);

д) соблюдение законности и норм права (порядок контроля соблюдения законодательства в таможенном деле; правильность и обоснованность привлечения должностных лиц к ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела; соблюдение норм процессуального права; процентное соотношение отмененных постановлений таможенного органа НТП и общего количества заведенных и рассмотренных дел; регистрация и принятие решений по материалам, поступившим в отдел дознания, а также сроки производства дознания; состояние внутренней борьбы с коррупцией и правонарушениями);

е) правоохранительная деятельность (планирование и проведение специальных мероприятий по выявлению нарушений таможенных правил; порядок производства процессуальных действий по делам НТП; рассмотрение дел о нарушениях таможенных правил, обоснованность наложения и взимания штрафов; результаты деятельности правоохранительных подразделений по выявлению и пресечению нарушений таможенных правил; результаты деятельности правоохранительных подразделений по выявлению преступлений, совершенных в сфере таможенного дела, дознание по которым отнесено к компетенции таможенных органов; эффективность взаимодействия правоохранительных подразделений с другими правоохранительными органами, подразделениями собственной безопасности);

ж) организация борьбы с контрабандой (организация борьбы с контрабандой оружия, наркотиков, валюты, культурных ценностей; состояние кинологической службы; взаимодействие с аналогичными службами ФСБ и МВД России; обеспеченность компьютерной техникой и техническими средствами таможенного контроля; статистика борьбы с контрабандой);

з) таможенная статистика внешней торговли (выполнение основных положений методологии таможенной статистики внешней торговли; ведение базы данных таможенной статистики; своевременность и полнота статистической информации; соблюдение нормативных документов ГТК России о представлении данных таможенной статистики).

Эффективность функционирования системы управления таможенного органа, организация таможенного контроля и результативность применения процедур таможенного оформления инспектируется через:

а) наличие и эффективность системы управления, гибкость управления;

б) организацию контроля за деятельностью подчиненных таможенных органов и результатами собственной деятельности;

в) взаимосвязь и обмен информацией между структурными подразделениями и управленческим аппаратом РТУ, наличие вертикальных и горизонтальных каналов управления;

г) наличие анализа собственной деятельности; эфектив-ность собственной деятельности таможенного органа (на основе анализа численности и загруженности структурных подразделений, а также анализа обеспеченной суммы поступлений и расходов из расчета на одного сотрудника);

д) документальное и информационное обеспечение (наличие положений о подразделениях, технологии таможенных процедур, служебных инструкций и персональных должностных инструкций, контроль за их соблюдением; информационное обеспечение таможенных процедур и способ его защиты, соблюдение таможенными органами требований технологической и регламентарной дисциплины при использовании таможенных и информационных технологий ЕАИС ГТК России; правильность соблюдения и применения таможенных информационных технологий, использования вычислительной техники и систем передачи данных; организация взаимосвязей и обмена информацией между структурными подразделениями; ведение делопроизводства; организация работы с документами, контроль исполнения документов);

е) таможенный контроль и таможенное оформление (декларирование товаров; соблюдение порядка выдачи и аннулирования лицензий и квалификационных аттестатов брокерам на договорной основе; наличие операционных залов и соблюдение поэтапного порядка таможенного оформления и таможенного контроля товаров; осуществление идентификационного таможенного досмотра; таможенное оформление автотранспортных средств и несопровождаемого багажа физических лиц; таможенное оформление и таможенный контроль на автомобильных и железнодорожных пунктах пропуска на границе, их эффективность; таможенное оформление и таможенный контроль пассажирских поездов, в аэропортах, морских (речных) портах, на железнодорожных станциях, терминалах; эффективность контроля за доставкой товаров и транспортных средств; обеспечение и процент доставки; организация розыскных мероприятий, связанных с недоставкой товаров; таможенное оформление и таможенный контроль; особенности оформления международных почтовых отправлений; таможенный контроль на основных направлениях движения товаропотоков; организация рейдов и оперативных мероприятий, их эффективность; оснащение таможенного органа техническими средствами таможенного контроля; таможенный контроль и таможенное оформление подакцизных товаров; взаимодействие с таможенными лабораториями; взаимодействие с территориальными органами; регистрация, оформление и хранение ГТД; работа отделов таможенного оформления и таможенного контроля по таможенному оформлению и контролю воинских грузов, гуманитарной и технической помощи и др.);

ж) выполнение требований к содержанию и заявлению таможенных режимов, соблюдение условий помещения товаров в конкретный таможенный режим (для каждого таможенного режима перечень инспекционных мероприятий различен. Например, для контроля за таможенным режимом переработки проверяются: полнота оформления документов для выдачи лицензии (разрешения) на переработку товаров и соблюдение сроков действия выданных лицензий (разрешений); обоснованность решений по выдаче лицензии (разрешения) на переработку товаров и наличие их надлежащего учета; правильность определения размера и структуры стоимости давальческого сырья, компенсационного товара и услуг по переработке товаров; правильность определения норм выхода компенсационных товаров в соответствии с нормативными требованиями; контроль за ввозом (вывозом) компенсационных товаров; организация взаимного информирования подразделений, осуществляющих контроль за переработкой товаров и контроль за подтверждением вывоза товаров за пределы Российской Федерации; наличие фактического контроля за осуществлением порядка переработки товаров, расходом поставляемого сырья, вывозом компенсационного товара, соблюдением условий переработки; реальность устанавливаемых сроков переработки; порядок продления предельных сроков переработки;

з) организация службы таможенной охраны (охрана таможенной границы и обеспечение режима зоны таможенного контроля; наличие нормативных, организационно-распорядительных и планирующих документов по организации служебной деятельности отделов и подразделений таможенной охраны; периодичность проведения рейдов и оперативных мероприятий по выявлению, предупреждению и пресечению таможенных правонарушений, их эффективность; состояние технических средств охранной сигнализации и видеонаблюдения, вооружения и специальных средств; организация работы по обеспечению безопасной деятельности таможенных органов и защиты должностных лиц при выполнении служебных задач.

При инспектировании финансово-хозяйственной деятельности, состояния материально-технического оснащения таможенных органов проверяются следующие показатели:

а) структура и инфраструктура таможенного органа;

б) использование материальных и финансовых ресурсов, соблюдение финансовой, бюджетно-сметной, кассовой, пла-тежно-расчетной и штатной дисциплины; ведение бухгалтерского учета и контроля, сохранность денежных средств и государственного имущества; состояние отчетности таможенного органа;

в) материально-техническое снабжение и эксплуатация объектов таможенной инфраструктуры; исполнение расходной части бюджета таможенного органа, расходы по эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры; расходы и доходы на одного сотрудника таможенного органа;

г) количество ГТД на одного сотрудника;

д) состояние производственно-складской базы (площадь производственных складских помещений, оснащенность, учет, порядок отпуска и доставки товаров);

е) формирование и расходование фонда развития таможенной системы;

ж) работа с товарами, обращенными в федеральную собственность.

Инспекция кадровой и социальной политики таможенного органа включает в себя:

а) проверку кадрового обеспечения (планирование работы с кадрами; подбор, изучение и расстановка кадров; штатное расписание и работа с кадрами, соблюдение штатного расписания, укомплектованность кадрами; соблюдение Положения о прохождении службы в таможенных органах; работа с резервом на выдвижение; аттестация кадров; организация повышения квалификации кадров; уровень профессиональной и физической подготовки сотрудников, их морально-психологическое состояние, состояние дисциплины труда, уровень воспитательной работы, внешний вид личного состава; организация и эффективность мер по профилактике и предупреждению гибели сотрудников таможенных органов);

б) проверку социально-бытового обеспечения сотрудников и социальной защиты (наличие нормативных документов по вопросам социально-бытового обеспечения, положений и рабочих инструкций; выполнение приказа ГТК России от 27 июня 1994 г. «О временном положении о порядке постановки на учет и предоставления жилья должностным лицам таможенных органов Российской Федерации»; состояние делопроизводства жилищно-бытовой комиссии; выполнение нормативных актов ГТК России по вопросам социальной защиты сотрудников);

в) проверку медицинского обеспечения сотрудников (наличие нормативных документов по вопросам медицинского обеспечения сотрудников и их выполнение, наличие положений и рабочих инструкций; укомплектованность медицинскими специалистами; заключение договоров на медицинское обслуживание сотрудников; расходы на медицинское обеспечение; анализ заболеваемости сотрудников).

Третий этап деятельности инспекции — рассмотрение результатов проверки и составление отчета. Общая оценка деятельности таможенного органа зависит от оценки по каждому проверяемому направлению его деятельности и определяется следующим образом. Оценка «хорошо» — если не менее 60% проверенных таможенных органов получили оценку «хорошо», а остальные не ниже «удовлетворительно»; оценка «удовлетворительно» — если не менее 70% проверенных таможенных органов получили оценки не ниже «удовлетворительно»; оценка «неудовлетворительно» — при оценке «неудовлетворительно» по одному из проверяемых направлений. В случае наличия тяжких преступлений и происшествий, влияющих на реализацию таможенной политики Российской Федерации, общая оценка РТУ и подчиненного таможенного органа снижается на один балл. При получении таможенным органом неудовлетворительной оценки может проводиться повторное инспектирование с целью проверки устранения выявленных недостатков, но не ранее чем через полгода.

Отчет о проверке готовится комиссией под руководством ее председателя, который несет персональную ответственность за его точность и полноту. Отчет оформляется в виде акта, подписываемого председателем и членами комиссии, и доводится до сведения руководителя проверяемого таможенного органа под роспись. Акт проверки таможенного органа обычно содержит следующие разделы: цель проверки; перечень важнейших законодательных, нормативных и организационно-распорядительных документов, с учетом которых проводилась проверка; сравнительные статистические данные о результатах деятельности таможенного органа; оценка положительного опыта работы таможенного органа и нововведений, осуществленных по его инициативе; перечень выявленных недостатков в деятельности таможенного органа с учетом требований нормативной документации (по пунктам в соответствии с заданием на проверку); вывод комиссии об эффективности функционирования таможенного органа и степени достижения целей, для которых он предназначен; рекомендации комиссии по устранению выявленных недостатков и упущений; оценка деятельности таможенного органа по результатам проверки; перечень организаций и подразделений, которым должен быть разослан акт о проверке. К акту проверки прилагаются задание на проверку, объяснительные записки должностных лиц и документы, подтверждающие несоответствия деятельности таможенного органа существующим нормативным актам, подтверждающие выводы членов комиссии.

Четвертый этап проверки — проведение итогового совещания. Такое совещание проводится в конце проверки председателем комиссии с руководством проверяемого таможенного органа и лицами, ответственными за проверяемые функции. Основная цель совещания — ознакомить руководство таможенного органа с недостатками, выявленными в ходе проверки и отраженными в акте. Председатель комиссии должен представить выводы членов комиссии относительно эффективности функционирования таможенного органа, достижения поставленных перед ним целей и полноты выполнения возложенных на него задач.

Итоги инспектирования и отчет о проверке председатель комиссии представляет в ГТК России или региональное таможенное управление (организатору проверки). Копии отчета проверяемому таможенному органу и другим организациям и подразделениям предоставляет организатор проверки.

Финансовый контроль за деятельностью таможенных органов осуществляет Финансовое управление ГТК России и подчиненные ему отделы бухгалтерского учета и контроля таможенных органов. В соответствии с Положением об отделах бухгалтерского учета и контроля, утвержденным приказом ГТК России от 15 июля 1997 г. № 425, на данные отделы возложена в числе других задач организация финансового и бухгалтерского учета, контроля за рациональным и экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, которыми располагает таможенный орган; формирование полной достоверной информации о деятельности таможенного органа и его имущественном положении, необходимой руководителю таможенного органа, а также вышестоящим таможенным органам, обеспечение их информацией, необходимой для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении таможенным органом хозяйственных операций, а также за их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности таможенного органа и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения его финансовой устойчивости.

Для реализации указанных задач отделы бухгалтерского учета и контроля осуществляют систематический контроль за работой бухгалтерских служб подведомственных таможенных органов по выполнению возложенных на них функций, обеспечивают полный учет и контроль хода исполнения смет расходов, контролируют состояние расчетов с предприятиями, организациями, учреждениями и лицами, а также сохранность денежных средств и товарно-материальных ценностей, осуществляют учет и контроль хода исполнения смет расходов на капитальное строительство, ежегодно организуют проведение инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей и осуществляют инвентаризацию расчетов с организациями, принимают участие в работе по оформлению материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей и по контролю за передачей в надлежащих случаях этих материалов в судебные и следственные органы.

Отделы бухгалтерского учета и контроля в таможенных органах возглавляет начальник отдела — главный бухгалтер, назначаемый на должность и освобождаемый от должности согласно приказам ГГК России по представлению начальника таможенного органа с учетом мнения главного бухгалтера ГТК России. На эту должность может быть назначено лицо, имеющее высшее образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет.

Начальник отдела бухгалтерского учета — главный бухгалтер подчиняется непосредственно начальнику таможенного органа и несет ответственность за состояние бухгалтерского учета, планово-финансовой, бюджетной, кассовой дисциплины, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, за соблюдение законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственных операций, за проведение контроля за движением имущества и выполнением обязательств, за правильность и обоснованность расходования выделенных и закрепленных денежных средств. Требования главного бухгалтера к документа-ционному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для выполнения всеми работниками таможенного органа.

Юридический контроль в таможенных органах. В соответствии с Общим положением о юридическом отделе, юридической группе, юрисконсульте таможенного органа Российской Федерации, утвержденного приказом ГТК РФ от 23 сентября 1994 г. № 485 (с изменениями от 21 февраля 1996 г.) подразделения юридический службы (юридический отдел, юридическая группа, юрисконсульт таможенного органа Российской Федерации) учреждены в целях организации и непосредственного осуществления правовой работы в таможенных органах, включая правовое обеспечение функционирования этих органов и контроль за соблюдением законности в их деятельности. Юридические службы таможенных органов составляют единую систему с двойным подчинением — непосредственно начальнику таможенного органа и вышестоящей юридической службе. Юридическая служба организует и непосредственно осуществляет правовую работу в интересах всех структурных подразделений таможенного органа и выполняет функции головного юридического подразделения соответствующего таможенного органа.

Систему юридических служб составляют: в Государственном таможенном комитете Российской Федерации — Правовое управление; в региональных таможенных управлениях — юридическая служба, состоящая из нескольких отделов (например, договорно-правового и судебной защиты интересов таможенных органов, контроля за соблюдением законодательства в сфере таможенного дела, консультирования по таможенному законодательству, таможенных технологий и взыскания таможенных платежей, как это имеет место в Московском таможенном управлении), либо юридический отдел как самостоятельное структурное подразделение РТУ; в таможнях — юридический отдел или юридическая группа на таможенных постах — юридическая группа или юрисконсульт.

К числу основных задач юридической службы по контролю за деятельностью таможенных органов можно отнести следующие: использование правовых средств для обеспечения соблюдения законности таможенными органами и их должностными лицами, а также осуществление контроля за соответствием действующему законодательству Российской Федерации проектов нормативных актов и иных правовых документов, представляемых на подпись руководству таможенных органов. С учетом этих задач на подразделения юридический службы таможенных органов возложены следующие функции:

выявление причин и условий, способствующих нарушению законности таможенным органом, в состав которого оно входит, нижестоящими таможенными органами и должностными лицами таможенных органов;

участие в подготовке и осуществлении мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих нарушению законности, а также на обеспечение соблюдения актов законодательства, нормативных и иных правовых актов в деятельности таможенных органов;

осуществление сводного контроля за соблюдением законности в деятельности подразделений таможенного органа, в состав которого она входит, и нижестоящих таможенных органов;

проверка на соответствие действующему законодательству представляемых на подпись руководству таможенного органа проектов приказов, инструкций и других нормативных и иных правовых актов, а также договоров, соглашений, контрактов; подписание (вторая подпись) указанных актов, визирование договоров, соглашений, контрактов и иных документов1;

осуществление контроля за законностью нормативных и иных правовых актов и документов в нижестоящих таможенных органах; принятие мер к отмене или изменению актов, противоречащих действующему законодательству;

рассмотрение жалоб, заявлений и иных обращений, в которых указывается на нарушения действующего законодательства в деятельности таможенных органов.



' Нормативные и иные правовые акты до представления руководству таможенного органа должны быть подписаны руководителем юридической службы (вторая подпись). Без указанной подписи акт не вступает в силу и не должен приниматься к исполнению, за исключением случаев, указанных ниже.
При несоответствии законодательству проектов правовых актов и документов, представляемых на подпись руководству таможенного органа, руководитель юридической службы, не подписывая (вторая подпись) проект акта или не визируя документ, докладывает начальнику таможенного органа об этом и представляет предложения по устранению такого несоответствия. В случае, если начальник таможенного органа не согласен с заключением юридической службы, он вправе подписать (утвердить) акт или документ под свою ответственность, указав в тексте акта или документа на то, что акт или документ вступает в силу без второй подписи или визы, и незамедлительно известить об этом в письменной форме начальника вышестоящего таможенного органа. Руководитель юридической службы незамедлительно информирует об этом же руководителя вышестоящей юридической службы. Подробнее об этом см. Инструкцию о порядке подписания и визирования правовых актов и иных документов руководителями юридических служб таможенных органов, утвержденную приказом ГТК РФ от 2 декабря 1997 г. № 711

Для реализации вышеуказанных функций сотрудники юридической службы таможенных органов вправе запрашивать и получать от должностных лиц таможенного органа, в состав которого входит юридическая служба, и нижестоящих таможенных органов документы правового характера и другие сведения, необходимые для выполнения возложенных на юридическую службу функций (подобный запрос является обязательным для исполнения соответствующим руководителем), проверять соблюдение законности в деятельности таможенного органа, в состав которого входит юридическая служба, и нижестоящих таможенных органов, а также требовать от руководителей структурных подразделений таможенного органа и начальника нижестоящего таможенного органа прекращения незаконных действий, отмены или изменения незаконных правовых актов.

При обнаружении нарушения законодательства в деятельности таможенного органа или должностных лиц таможенного органа руководитель юридической службы обязан незамедлительно доложить об этом начальнику таможенного органа, предложив меры по устранению таких нарушений. При непринятии начальником таможенного органа необходимых мер руководитель юридической службы в течение 5-дневного срока информирует о выявленных нарушениях руководителя вышестоящей юридической службы. Все разногласия между руководителем юридической службы и начальником таможенного органа разрешаются начальником вышестоящего таможенного органа по представлению руководителя юридической службы этого вышестоящего органа.

Особую роль в системе ведомственного контроля за деятельностью таможенных органов со стороны юридических служб играет деятельность отделов контроля за соблюдением законодательства по делам о нарушении таможенных правил. На них возложена функция проверки правильности расследования и рассмотрения подобных дел по жалобам лиц, привлекаемых к административной ответственности, их представителей или адвокатов, а также в порядке контроля. Следует отметить, что в целом по системе таможенных органов такому контролю подвергается от 5 до 10 % всех дел о НТП. В результате контроля по данным Московского таможенного управления, более 45 % дел отменяется и возвращается на новое рассмотрение либо для дополнительного производства или прекращается.

Анализ показывает, что основными причинами отмены постановлений по делам о НТП являются следующие: а) односторонность и неполнота производства по делу (41 %); б) несоответствие выводов, изложенных в постановлении, фактическим обстоятельствам дела (26 %); в) существенные нарушения процессуальных требований, нарушение прав лиц, привлекаемых к ответственности (19 %); г) неправильная квалификация содеянного, неприменение либо неправильное применение мер взыскания (14 %). Деятельность этих отделов позитивно влияет на практику таможенных органов при ведении и рассмотрении дел о НТП, так как проводимый анализ допускаемых ошибок позволяет организовать работу отделов таможенных расследований таможен таким образом, чтобы избегать их впредь.