РАЗДЕЛ II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

ОБЩИЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОИЗВОДСТВУ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ

1. Понятие таможенного оформления

В процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу участники внешнеэкономической деятельности вступают в различные таможенно-правовые отношения, в том числе и по таможенному оформлению товаров и транспортных средств.

Понятие таможенного оформления дается в пункте 15 ст. 18 Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно которому таможенное оформление — процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями Таможенного кодекса.

Из приведенного определения следует, что таможенное оформление представляет собой порядок действий, установленный Таможенным кодексом, иными актами законодательства Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами Государственного таможенного комитета Российской Федерации.

Другое положение, вытекающее из определения таможенного оформления, сводится к тому, что таможенное оформление производится лишь в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. Товары, которые не отвечают данному признаку, т.е. перемещению через таможенную границу, таможенному оформлению не подлежат.

На этом положении основывается указание Государственного таможенного комитета Российской Федерации о таможенном оформлении продукции морского промысла. Указанная продукция, добытая или произведенная в Мировом океане, за исключением территориальных вод Российской Федерации, российскими либо арендованными (зафрахтованными) российскими лицами судами, при поставках в места, находящиеся за пределами таможенной территории Российской Федерации, непосредственно из районов промысла без пересечения таможенной границы Российской Федерации не подлежит таможенному оформлению в таможенных органах Российской Федерации.

Не подлежит таможенному оформлению продукция морского промысла, добытая или произведенная российскими судами в территориальных водах Российской Федерации при ввозе на сухопутную территорию Российской Федерации, т.к. в соответствии со ст. 3 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенную территорию России составляет сухопутная территория, территориальные и внутренние воды.

В то же время продукция морского промысла, добытая или произведенная российскими судами в Мировом океане, за исключением территориальных вод Российской Федерации, при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации для постоянного оставления на этой территории подлежит таможенному оформлению, т.к. ввоз такой продукции осуществляется с пересечением таможенной границы.

При решении вопроса о том, подлежит или не подлежит продукция морского промысла или продукты его переработки таможенному оформлению, заинтересованное лицо обязано представить таможенному органу в каждом случае документы, подтверждающие район добычи (переработки)продук-ции морского промысла (радиограммы судовладельца или капитана судна, донесения Службы наблюдения за флотом, заверенные выписки из судового или промыслового журналов и аналогичные документы)1.



' Указание ГТК Российской Федерации от 3 августа 1995 г. № ОI -12/960 «О таможенном оформлении продукции морского промысла», п. I—5.

Производство таможенного оформления является необходимым условием для включения во внутренний товарооборот товаров, перемещенных через таможенную границу, в связи с их особым правовым положением, в соответствии с которым никто не вправе пользоваться и распоряжаться такими товарами до завершения таможенного оформления, что нашло закрепление в ст. 131 Таможенного кодекса. Распоряжение и пользование товарами, в отношении которых таможенное оформление не завершено, допускается в случаях, установленных Таможенным кодексом и нормативными правовыми актами Государственного таможенного комитета России, например, проведение грузовых и иных операций с товарами и транспортными средствами (ст. 134 Таможенного кодекса), взятие проб и образцов в целях таможенного оформления, что предусмотрено ст. 135, перевозка товаров в соответствии со ст. 140, передача товаров и транспортных средств владельцу склада временного хранения, где возможно проведение некоторых операций в отношении таких товаров и транспортных средств (ст. 145, 156).

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что федеральным законом могут устанавливаться ограничения на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, которые ввезены на таможенную территорию Российской Федерации, находятся под таможенным контролем и в отношении которых еще не осуществлено таможенное оформление. При этом речь идет не о лишении лица перемещаемого имущества, а о соблюдении специального, разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Эта административная мера принудительного характера направлена на защиту конституционных ценностей, таких как суверенитет и экономическая безопасность Российской Федерации, права и законные интересы граждан, законные интересы отечественных производителей и потребителей, жизнь и здоровье человека, окружающая природная среда и др., что само по себе не может рассматриваться, как недопустимое ограничение конституционных прав и свобод и не нарушает требований Конституции Российской Федерации'.



1 Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности положений ч. I ст. 131 и ч. I ст. 380 Таможенного кодекса РФ, п. 3. «Российская газета». 1 июня 1999г.

Несоблюдение положений ст. 131 Таможенного кодекса является нарушением таможенных правил, влекущим наступление правовых последствий, например, заведение дела о нарушении таможенных правил или возбуждение уголовного дела, гражданско-правовые последствия. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что гражданские сделки с передачей другим лицам товаров и транспортных средств, в отношении которых не было завершено таможенное оформление, кроме случаев, когда они разрешены в установленном порядке, не соответствуют требованиям таможенного законодательства и поэтому в соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации являются ничтожными, т.е. не влекущими юридических последствий, за исключением связанных с их недействительностью1.

Особенностью правового положения товаров и транспортных средств, перемещенных через таможенную границу и не прошедших полного таможенного оформления, является то, что они находятся под таможенным контролем, т.е. под постоянным наблюдением со стороны таможенных органов с возможным проведением различных проверок, чтобы удостовериться в правильности тех или иных действий лица, перемещающего товары и транспортные средства, или иных правомочных лиц. В связи с тем, что товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем, все действия с такими товарами и транспортными средствами могут совершаться лишь с согласия таможенных органов. В тех случаях, когда закон допускает совершение определенных действий, об обстоятельствах, их вызвавших, незамедлительно сообщается в соответствующий таможенный орган.

Из анализа положений, содержащихся в гл. 21—22 Таможенного кодекса Российской Федерации, вытекает, что таможенное оформление может иметь характер предварительного таможенного оформления и основного таможенного оформления.

Предварительное таможенное оформление проводится при предварительных операциях, которые предшествуют основному таможенному оформлению, связанному с помещением товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим. Предварительное оформление имеет цель облегчить проведение основного оформления, подготовить для него соответствующие условия.



1 Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 5 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением таможенного законодательства», п.З.
 

Основное таможенное оформление начинается с декларирования товаров и транспортных средств, т.е. с подачи заявления таможенному органу сведений о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу, таможенный режим которых изменяется.

Практика таможенного контроля выделяет также таможенное оформление в торговом и неторговом обороте.

Торговый оборот предполагает перемещение товаров и транспортных средств как вид предпринимательской деятельности в неторговом обороте, перемещение товаров и транспортных средств не предназначается для производственной или иной коммерческой деятельности, например, перемещение товаров и транспортных средств физическими лицами для удовлетворения личных потребностей.

Правовое регулирование производства таможенного оформления рассматривается в ст. 126—179 Таможенного кодекса и целом ряде приказов, распоряжений, указаний Государственного таможенного комитета России.