2. Порядок таможенного оформления

Таможенное оформление как процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима представляет собой порядок, т.е. правила, по которым совершаются юридически значимые действия. Общие правила оформления содержатся в ст. 127—136 Таможенного кодекса, анализ которых позволяет подразделить их на две группы.

К первой группе относятся правила о месте, времени таможенного оформления, ко второй — правила технического обеспечения оформления (присутствие полномочных лиц и их представителей при оформлении, язык, на котором производится оформление, контроль других государственных органов и т.д.). По общему правилу товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат оформлению в местах в регионе деятельности таможенного органа, в котором

находится отправитель или получатель товаров либо их структурное подразделение, и во время работы таможенного органа, что позволяет регулировать движение товаропотоков. При этом следует иметь в виду положения Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации», в соответствии с которыми пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров производится в установленных пунктах пропуска через государственную границу, где осуществляется и таможенное оформление.

Цель создания пунктов пропуска — обеспечение международных сообщений Российской Федерации с другими государствами. Пункты пропуска устанавливаются в морских, речных и рыбных портах, в аэропортах, на аэродромах, открытых для международного сообщения, на пограничных железнодорожных станциях и вокзалах, а также на специально выделенных в непосредственной близости от государственной границы Российской Федерации участках местности в пределах пограничной зоны и иных местах1.

Места таможенного оформления зависят от вида транспорта, которым перемещаются товары через таможенную границу.

Оформление товаров, доставленных железнодорожным транспортом, при ввозе осуществляется таможенным органом, в регионе деятельности которого находится пограничная железнодорожная передаточная станция2.

При ввозе товаров автомобильным транспортом таможенное оформление производится в пункте пропуска на государственной границе.

Оформление товаров, ввозимых морским и воздушным транспортом, производится в местах ввоза на таможенную территорию (морских портах и аэропортах), при этом допускаются определенные исключения в зависимости от категории товаров и таможенного режима3.



1 Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. «Об утверждении Положения о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации». СЗ РФ. 1998. № 4. Ст.485.

2 Временная технология взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом от 20 апреля 1995 г. №01-13/7185, п.3.2.

3 Приказ ГТК РФ от 9 июня 1995 г. № 373 «О местах таможенного оформления товаров, ввозимых в Российскою Федерацию морским и воздушным транспортом», п. 1.

Отдельно следует остановиться на таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу трубопроводным транспортом и по линиям электропередач, имеющем свою специфику. Оформление перечисленных товаров производится в местах в регионе деятельности таможни, в котором находится организация, заключившая с иностранным лицом договор на поставку товаров.

В случае, если перемещение товаров производится с использованием более одного вида транспорта (трубопроводный-железнодорожный, трубопроводный-автомобильный и т.п.), экспортер обязан представить в таможенный орган, в регионе деятельности которого осуществляется перевалка товара с одного вида транспорта на другой, заверенную ксерокопию таможенной декларации, оформленную в установленном порядке таможенным органом по месту нахождения экспортера.

При перемещении товаров с использованием более 2 видов транспорта оформление производится в таможенном органе, в регионе деятельности которого осуществляется перевалка на последний вид транспорта.

Если фактический вывоз (ввоз) товаров осуществляется с использованием морского или речного транспорта, оформление производится таможенным органом, в регионе деятельности которого происходит загрузка морского (речного) судна, непосредственно пересекающего таможенную границу1.

Места для таможенного оформления товаров в неторговом обороте, т.е. при перемещении товаров через таможенную границу физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, определяются в зависимости от того, перемещаются ли товары в сопровождаемом или несопровождаемом багаже.

Оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу в сопровождаемом багаже, может производиться только таможенными органами, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации. Перемещаемые физическими лицами товары оформляются в специально установленных таможенными органами местах (аэропортах, морских портах, в автомобильных пунктах пропуска, на транспортных средствах, в том числе, в вагонах, автомашинах, автобусах, на судах, в том числе, морских, речных, воздушных, складах транспортных организаций и т.д.).



1 Приказ ГТК РФ от 30 октября 1995 г. № 652 «О таможенном оформлении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередач» (зарегистрирован 3 ноября 1995г. №971), п. 1.6.

Таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в несопровождаемом багаже, а также пересылаемых товаров, производится в таможенном органе, в регионе деятельности которого физическое лицо постоянно или временно проживает1.

Физическими лицами могут перемещаться через таможенную границу товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, в международных почтовых отправлениях. В таких случаях таможенное оформление перемещаемых товаров осуществляется таможенными органами, в регионе деятельности которых находятся места международного почтового обмена, т.е. объекты почтовой связи, осуществляющих обработку поступающих из-за границы и принятых в Российской Федерации международных почтовых.отправлений, а также их отправку по назначению2.

Таможенный кодекс предусматривает возможность таможенного оформления с согласия таможенного органа по просьбе заинтересованного лица и за дополнительную плату в других местах и вне времени работы таможенного органа. Согласие таможенного органа необходимо для того, чтобы, во-первых, перемещаемые товары и транспортные средства оставались под таможенным контролем, во-вторых, в целях регулирования движения товаропотоков.

В соответствии с законом Государственный таможенный комитет России вправе устанавливать, что таможенное оформление отдельных категорий товаров и транспортных средств может производиться специально уполномоченными таможенными органами.



1 Приказ ГТК РФ от 25 января 1999 г. № 38 «Об утверждении Инструкции по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности» (зарегистрирован 16апреля 1999г.№ 1756), п. 1.2.7.

2 Методические рекомендации о порядке таможенного оформления и взимания таможенных платежей в отношении товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности и перемешаемых физическими лицами на территорию Российской Федерации в международных почтовых отправлениях от 8 августа 1999 г. №01-15/16253, п. 2.1.
 

Установленный порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств предоставляет лицам, обладающим полномочиями в отношении их, а также представителям таких лиц, право присутствовать при таможенного оформлении.

В ряде случаев присутствие указанных лиц при таможенном оформлении может быть необходимым в силу различных причин. Такие случаи определяют таможенные органы, требование которых для полномочных лиц и их представителей является обязательным. Последние не только должны присутствовать при таможенном оформлении, но и обязаны оказывать содействие должностным лицам таможенных органов.

Таможенное оформление производится на русском языке, данное положение относится и к заполнению документов, необходимых для таможенных целей. В то же время законом, а также нормативными правовыми актами Государственного таможенного комитета России могут допускаться исключения из общего требования.

Некоторые виды товаров, перемещаемых через таможенную границу, в соответствии с законодательством Российской Федерации, требуют предварительного контроля со стороны государственных органов ветеринарного, фитосанитар-ного, экологического и других видов контроля.

Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»1 устанавливает, что ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в Российской Федерации.

Порядок сертификации ввозимых товаров регулируется Законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.



1СЗ РФ. 1995 №42. Ст. 3923.

Ввоз экологически опасной продукции подлежит специальному контролю в порядке, определяемом федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Например, закупка за рубежом и ввоз в Российскую Федерацию животных, продуктов животноводства и кормов производится с разрешения главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации1, ввезенные в Российскую Федерацию партии семян подлежат семенному контролю и фитосанитарному контролю2.

Таможенный кодекс устанавливает время по истечении которого должностное лицо обязано приступить к таможенному оформлению. Оформление должно быть начато не позднее 30 мин. после того, как должностное лицо таможенного органа заявило о своей готовности к производству такого оформления в отношении конкретных товаров и транспортных средств, при этом необходимо соблюдение порядка предварительных операций.

Производство таможенного оформления неразрывно связано с проведением таможенного контроля, который может быть документальным, когда проверяются необходимые для таможенного оформления документы, и фактическим при проведении контрольных действий непосредственно в отношении товаров и транспортных средств.

При осуществлении фактического контроля возникает необходимость в проведении грузовых и других операций с товарами и транспортными средствами, поэтому закон наделяет таможенные органы правом требовать от лица, перемещающего товары через таможенную границу, перевозчика, владельца склада и иного правомочного лица произвести транспортировку, взвешивание или иное определение количества товаров, погрузку, выгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному оформлению.

Проводя фактический контроль, таможенные органы вправе требовать от вышеперечисленных лиц вскрытия помещений, емкостей и других мест, где могут находиться такие товары и транспортные средства.



1 Закон РФ «О ветеринарии» (Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 24. Ст.857).

2ФЗ РФ «Осеменоводстве»(СЗ РФ. 1997. №51.Ст. 5715).

Необходимость совершения рассматриваемых действий может возникнуть и у лиц, указанных выше. В таких случаях они должны получить разрешение таможенных органов.

Проведение каких-либо контрольных действий нередко влечет за собой определенные расходы, однако эти расходы в соответствии с Таможенным кодексом таможенные органы не несут, они возлагаются на лицо, перемещающее товары, перевозчика и т.п.

При производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств могут возникнуть вопросы, требующие специальных знаний. В таких случаях назначаются соответствующие исследования, для проведения которых таможенные органы вправе получать пробы и образцы товаров.

Под образцом товара следует понимать единицу продукции, являющуюся тождественной по структуре, составу и свойствам всей партии товара. Под пробой понимается оптимально необходимая часть образца товара, тождественная по составу и свойствам всему объекту исследования.

Пробы и образцы товаров в процессе таможенного оформления могутбыть получены: 1) таможенными органами по своей инициативе или по инициативе лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров; 2) другими государственными органами, осуществляющими контрольные функции на таможенной границе; 3) непосредственно лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров или их представителями. Органы государственного контроля и лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители могут брать пробы и образцы с разрешения таможенных органов.

Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, имеют право присутствовать при получении проб и образцов товаров. В этом случае соответствующее должностное лицо таможенного органа обязано известить указанных лиц о времени и порядке получения проб и образцов с указанием количества изымаемого товара.

Владелец, перевозчик и другие лица несут обязанности по оказанию таможенным органам содействия в получении проб и образцов и связанные с этим расходы по распаковке, взвешиванию, измерению и производству других технологических операций.

Факт получения проб и образцов отражается в акте, копия которого должна быть передана лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров.

Закон допускает возможность получения таможенными органами проб и образцов в отсутствии лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, но действия по получению проб и образцов товаров таможенные органы могут проводить в случае неявки таких лиц по истечении 10 дней после представления товаров, т.е. в этом случае обязательно предварительное извещение заинтересованных лиц. Другим основанием для получения проб и образцов в отсутствие полномочных лиц являются обстоятельства, не терпящие отлагательства. Закон не раскрывает понятие «не терпящие отлагательства», очевидно, что оценка таких обстоятельств зависит от конкретной ситуации. В обоих случаях при таком получении проб и образцов должно быть обеспечено присутствие не заинтересованных физических лиц.

Получение проб и образцов другими органами государственного контроля проводится в присутствии должностных лиц таможенных органов и лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, или их представителей. Экземпляр акта получения проб и образцов товаров направляется в соответствующий таможенный орган.

Получение проб и образцов товаров лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, проводится в случаях, вызываемых необходимостью, для целей таможенного оформления, и если это не связано с необоснованным задержанием выпуска товаров, в присутствии должностных лиц таможенных органов. Экземпляр акта о получении проб и образцов представляется таможенному органу.

Результаты проведенных исследований должны быть доведены до сведения полномочных лиц, таможенные органы ставятся в известность о результатах исследования, проведенного по инициативе других контролирующих органов.

Расходы по получению проб и образцов относятся на полномочных лиц. Расходы на проведение исследования, несут таможенные органы, кроме случаев, когда исследование проводится по инициативе лица, обладающего полномочиями в отношении товаров.

Получение проб и образцов регулируется Положением о порядке взятия таможенными органами Российской Федерации проб и образцов товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации'.

Особый правовой статус товаров, перемещаемых через таможенную границу, ставит перед таможенным контролем задачу — обеспечить перевозку товаров и документов на них без их утраты или повреждения. Таможенные органы в каждом случае должны принять соответствующие меры, которые способствовали бы выполнению этой задачи. При наличии оснований полагать, что перевозчик или его транспортное средство не могут гарантировать доставку, таможенные органы вправе требовать осуществлять перевозку товаров и документов на них при условиях: I) надлежащего оборудования транспортного средства; 2) таможенного сопровождения; 3) перевозки товаров и документов на них таможенным перевозчиком.

Требования о надлежащем оборудовании могут относиться к любому транспортному средству, которое используется для перевозки товаров, в том числе, морским и речным судам, воздушным судам, дорожным транспортным средствам (включая прицепы и полуприцепы), железнодорожному подвижному составу (вагоны, цистерны), транспортному оборудованию (контейнеры).

Под надлежаще оборудованным транспортным средством (контейнером) понимается транспортное средство, грузовые отделения которого или контейнер сконструированы и оборудованы таким образом, чтобы товары не могли извлекаться из опечатанного грузового отделения или загружаться туда без видимых следов взлома или повреждения таможенных печатей и пломб; таможенные печати и пломбы могли налагаться простым и надежным способом; в них не было никаких скрытых мест для утаивания товаров; все места, в которые могут помещаться товары, были легко доступны для таможенного досмотра.

Транспортные средства (контейнеры), допущенные для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами, рассматриваются, как соответствующие техническим требованиям, за исключением случаев, когда в процессе проверки обнаружены серьезные неисправности, дающие возможность извлекать товары из опечатанного грузового отделения транспортного средства или контейнера или помещать их туда без оставления видимых следов взлома или повреждения таможенных печатей и пломб.



1 Приказ ГТК РФ от 25 июня 1993 г. № 264 «Об утверждении нормативно-методических документов, принятых коллегией по вопросу «О программе развития таможенных лабораторий ГТК России», приложение №3.

Транспортные средства (исключая железнодорожный подвижной состав), допущенные к перевозке товаров под таможенными печатями и пломбами, должны сопровождаться свидетельством о допуске.

На контейнеры и железнодорожный подвижной состав, допущенные к перевозке товаров, должны быть прикреплены таблички о допуске1.

Правила оборудования транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами содержат целый ряд технических требований к конструкции грузовых отделений транспортных средств.

Решение о допуске транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров принимается в порядке, установленном Государственным таможенным комитетом России2.

Транспортные средства, кроме железнодорожного подвижного состава, могут быть допущены для перевозки товаров в индивидуальном порядке или по типу конструкции (сериям транспортных средств). Железнодорожный подвижной состав и контейнеры могут быть допущены для перевозки товаров на стадии производства — по типу конструкции (допуск на стадии производства), на каком-либо последующем этапе — в индивидуальном порядке или определенными партиями единиц железнодорожного подвижного состава или контейнеров одного и того же типа (допуск на каком-либо этапе после изготовления).

Допуск транспортных средств (контейнеров) в индивидуальном порядке, а также допуск определенными партиями единиц железнодорожного подвижного состава или контейнеров одного и того же типа, производится таможней, в регионе деятельности которой находится собственник или владелец транспортных средств или контейнеров.



1 Приказ ГТК РФ от 19 августа 1994 г. № 426 «Об утверждении нормативных актов, относящихся к надлежащему оборудованию транспортных средств ( контейнеров )», зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 2 сентября 1994г. №678.

2 Там же, приложение № 2.

Допуск транспортных средств (контейнеров) по типу конструкции производится таможней, в регионе деятельности которой находится изготовитель транспортных средств или контейнеров.

Решение о допуске оформляется свидетельством, которое выдается таможней, рассматривавшей этот вопрос.

Для обеспечения соблюдения требований Таможенного кодекса при перевозке товаров и документов на них возможно таможенное сопровождение, которое осуществляется должностными лицами таможенных органов.

Решение о таможенном сопровождении принимается когда: 1) перевозка товаров, находящихся под таможенным контролем, не может быть осуществлена таможенным перевозчиком; 2) пограничным таможенным органом принято решение о производстве досмотра товаров на приграничных складах временного хранения; 3) соблюдение таможенного законодательства не может быть обеспечено иными мерами, включая применение обеспечения уплаты таможенных платежей1.

В качестве меры по обеспечению соблюдения законодательства о таможенном деле при перевозке товаров и документов на них при таможенном оформлении может служить перевозка таких товаров и документов на них таможенным перевозчиком, которым может выступать организация, обладающая правами юридического лица и получившая лицензию Государственного таможенного комитета России на осуществление деятельности таможенного перевозчика. Деятельность таможенного перевозчика непосредственно связана с перевозкой товаров, находящихся под таможенным контролем, одной из основных обязанностей которого является обеспечение сохранности таких товаров и документов на них.

Меры по обеспечению соблюдения законодательства при перевозке товаров могут повлечь за собой для перевозчика дополнительные расходы, которые таможенными органами не возмещаются.



1 Приказ ГТК РФ от 27 декабря 1994 г. № 698 «О таможенном сопровождении товаров», зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 10 января 1995 г. №779.
 

Закон допускает использование для гарантирования перевозки товаров обеспечение уплаты таможенных платежей, применение которых возможно, когда по каким-либо причинам нельзя прибегнуть к указанным выше мерам.

В качестве мер по обеспечению уплаты таможенных платежей могут быть использованы банковская гарантия, поручительство, внесение на депозит таможенного органа причитающихся сумм.

Банковская гарантия, принимаемая таможенными органами, должна обеспечивать уплату таможенных пошлин и налогов в отношении всех товаров, которые перемещаются в соответствии с таможенным режимом транзита или в соответствии с правилами доставки товаров под таможенным контролем перевозчиком, получившим такую гарантию.

Таможни могут принимать банковские гарантии при одной или нескольких перевозках на одном или нескольких транспортных средствах1.

По договору поручения поручители обязываются перед таможенными органами отвечать за исполнение перевозчиком своих обязательств перед таможенными органами при транзите и доставке товаров под таможенным контролем2.

В качестве обеспечения уплаты таможенных платежей может применяться внесение на депозит таможенного органа суммы таможенных платежей. Внесение денежных средств производится на депозит внутреннего таможенного органа заблаговременно до момента фактического пересечения товарами таможенной границы, но не позднее 10 дней до предполагаемого пересечения таможенной границы. Порядок расчета сумм установлен приказом Государственного таможенного комитета России от 22 декабря 1993 г. № 549 «Об обеспечении уплаты таможенных платежей в отношении подакцизных товаров».



1 Приказ ГТК РФ от 11 ноября 1996 г. № 18 «Об использовании таможенными органами банковский гарантий при транзите и доставке товаров под таможенным контролем».

2 Приказ ГТК РФ от 14 мая 1996г. №287 «Об использовании таможенными органами договоров поручительства при транзите и доставке товаров под таможенным контролем».