3. Предварительные операции

В соответствии со ст. 137 Таможенного кодекса к предварительным операциям относятся все имеющие отношение к таможенному делу действия, предшествующие основному таможенному оформлению и помещению товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим.

Целью предварительных операций является облегчение и ускорение производства основного таможенного оформления товаров и транспортных средств. При предварительном таможенном оформлении проводится: 1) прием уведомлений о пересечении таможенной границы при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации; 2) прием уведомлений о намерении вывезти товары и транспортные средства за пределы таможенной территории Российской Федерации; 3) в случае перевозки товаров под таможенным контролем, оформление таких товаров в соответствии с правилами доставки товаров под таможенным контролем; 4) прием уведомлений о прибытии товаров и транспортных средств в места доставки; 5) контроль за помещением товаров и транспортных средств на склады временного хранения и оформление такого помещения; 6) прием краткой декларации; 7) получение проб и образцов товаров, контроль за получением проб и образцов другими органами государственного контроля, а также лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, и их представителями; 8) контроль за соблюдением условий нахождения товаров и транспортных средств в местах доставки и на складах временного хранения и их учет; 9) передача оформленных документов и сведений должностным лицам, производящим основное таможенное оформление, подготовка и передача документов и сведений в соответствующие специализированные подразделения таможенного органа в установленном порядке1.

Закон устанавливает, что предварительное таможенное оформление при предварительных операциях направлено на то, что не допустить ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств, запрещенных к такому ввозу и вывозу. При проведении предварительных операций таможенные органы идентифицируют перемещаемые товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, т.е. устанавливают их совпадение с заявленными признаками.



1 Приказ ГТК РФ от 4 апреля 1996 г. № 203 «О типовом порядке таможенного оформления и таможенного контроля»

В соответствии с законодательством Российской Федерации все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств, В Таможенном кодексе закреплен принцип, согласно которому никто не может лишен права или ограничен в праве на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

В Таможенном кодексе отсутствует перечень товаров и транспортных средств, запрещенных к ввозу или вывозу, но установлены основания, по которым ввоз и вывоз товаров и транспортных средств может быть запрещен. Такими основаниями могут быть: 1) охрана государственной безопасности; 2) защита общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека; 3) защита животных и растений, охраны окружающей природной среды; 4) защита художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран; 5) защита права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, 6) защита интересов российских потребителей ввозимых товаров. Ввоз и вывоз товаров и транспортных средств может быть запрещен исходя из других интересов Российской Федерации на основании актов национального законодательства1 и международных договоров.

Таким образом, запрет на ввоз и вывоз определяется таможенными органами в соответствии с приведенными выше основаниями и перечнем товаров и транспортных средств, запрещенных к ввозу и вывозу, который содержится в законодательных актах Российской Федерации или международных договорах.

Ввиду отсутствия систематизированного перечня товаров и транспортных средств, запрещенных к ввозу и вывозу, в каждом конкретном случае необходимо обращаться к соответствующему законодательству.



1ФЗ РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». СЗ РФ. 1995. № 42. Ст. 3923.

В области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации следует руководствоваться Законом «О государственной тайне», который определяет материалы, содержащие сведения, вывоз которых может причинить вред интересам России.

Указом Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлением фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации» запрещено перемещение через таможенную границу печатной продукции, кино-, фото-, аудио- и видеоматериалов, направленных на пропаганду фашизма, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Действия таможенных органов по перемещению такой продукции регламентируются приказом Государственного таможенного комитета России от 10 ноября 1995г. № 677 «О мерах по пресечению перемещения через таможенную границу Российской Федерации запрещенных печатных и аудиовизуальных материалов».

Положения Закона «Об охране окружающей природной среды» запрещают ввоз на территорию Российской Федерации в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств1.

В соответствии с указанием Государственного таможенного комитета России ввозимые на территорию Российской Федерации для хранения или захоронения радиоактивные отходы и материалы (источники ионизирующих излучений, отработавшее топливо атомных электростанций, ввозимое из государств, где указанные атомные электростанции построены при техническом содействии бывшего СССР; ядерные материалы, предназначенные для производства топлива атомных электростанций; рудные урановые концентраты и т.п.)пропуску не подлежат.2



1 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №10. Ст. 457.

г Указание ГТК РФ от 8 июля 1992 г. № 01-12/71 «О запрещении ввоза на территорию Российской Федерации радиоактивных отходов и материалов».

Федеральный закон «О семеноводстве» запрещает ввоз в Российскую Федерацию партий семян в незатаренном состоянии (насыпью), обработанных химическими или биологическими препаратами, а также партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых не включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию1.

Регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей осуществляется в соответствии с положениями Закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей», запрещающими вывоз и ввоз культурных ценностей, в отношении которых объявлен розыск. Такие ценности подлежат задержанию с целью их последующего возвращения законным владельцам2.

Закон «О защите авторских и смежных прав» устанавливает, что физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований закона в отношении исключительных прав право-обладателей, в том числе ввозит в Российскую Федерацию объекты интеллектуальной собственности без разрешения их право-обладателей, является нарушителем авторского права1.

Приведенные положения содержатся в Законе «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных»4.

Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» устанавливает, что владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другими лицами. Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения его владельца. Нарушением прав владельца товарного знака признается несанкционированное изготовление, применение, а также ввоз товарного знака или товара, обозначенного этим знаком5.

Приведенный перечень товаров, запрещенных к ввозу и вывозу не является исчерпывающим.



1СЗРФ. 1997. №51. Ст. 5715.

2 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. №20. Ст.718.

3 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. №32. Ст. 1242.

4 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №42. Ст. 2325.

5 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 42. Ст. 2322.

Товары и транспортные средства, запрещенные к ввозу или вывозу должны быть немедленно вывезены либо возвращены на территорию Российской Федерации, если при этом не нарушены таможенные правила, влекущие применение такой меры взыскания, как конфискация.

Расходы, связанные с вывозом или возвратом товаров и транспортных средств, возлагаются на лицо, перемещающее товары и транспортные средства, или на перевозчика.

Товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию, а также предназначенные для вывоза, должны быть идентифицированы таможенными органами для исключения случаев изъятия без разрешения таможенных органов перевозимых товаров или их замены.

Идентификация производится црсле идентификационного досмотра путем наложения пломб, печатей, нанесения идентификационных знаков, проставления штампов, использования описания товаров, чертежей, масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, товаросопроводительной и иной документации.

Средства идентификации могут изменяться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев реальной угрозы уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров. При возникновении указанных обстоятельств перевозчик обязан незамедлительно сообщить ближайшему таможенному органу об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представить доказательства существования указанной угрозы.

Изменение, уничтожение, повреждение либо утрата средств идентификации, примененных таможенным органом, является таможенным правонарушением и влечет за собой применение мер административно-правового воздействия.

Предварительное таможенное оформление при ввозе начинается после подачи перевозчиком таможенному органу уведомления о пересечении таможенной границы Российской Федерации. Причем подача такого уведомления является обязательной и при ввозе товаров и транспортных средств с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории Российской Федерации.

Таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место ввоза товаров, доводит до сведения заинтересованных лиц форму, порядок и место подачи уведомления. В качестве уведомления могут использоваться грузовые или товаросопроводительные документы.

При вывозе товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации таможенный орган отправления предварительно уведомляется о намерении вывоза таких товаров и транспортных средств. Поданное уведомление регистрируется таможенным органом, кроме этого назначается время и место, куда должны быть представлены товары и транспортные средства для дальнейшего таможенного оформления. Например, до сдачи груза к перевозке по железной дороге грузоотправитель должен заблаговременно до дня планируемой погрузки груза представить в таможенный орган перевозочные документы в качестве уведомления о намерении вывезти груз и документы, позволяющие принять решение о возможном выпуске грузов в соответствии с заявленным режимом. Должностное лицо таможенного органа регистрирует перевозочные документы, выступающие в качестве уведомления, в порядке, установленном таможенным органом, назначает время окончательного таможенного оформления, местом нахождения груза во время таможенного оформления может быть склад временного хранения или подъездной путь предприятия1.

Закон определяет, что подача уведомления является обязанностью перевозчика при ввозе товаров и транспортных средств, при вывозе такое уведомление должно быть подано лицом, перемещающим товары и транспортные средства. Если это лицо не делает уведомления, то данная обязанность возлагается на перевозчика.

Требования о подаче уведомления не распространяются на морские, речные и воздушные суда, пересекающие таможенную территорию Российской Федерации без их остановки в порту или аэропорту на территории Российской Федерации.



1 «Об утверждении Временной технологии взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом» от 24 мая 1995г. №0113/7185, п.п. 4.2,4.3.

После подачи уведомления о пересечении таможенной границы или о намерении вывезти товары и транспортные средства за пределы таможенной территории начинается процедура доставки товаров под таможенным контролем.

Под доставкой товаров, транспортных средств и документов на них под таможенным контролем понимается перевозка товаров, транспортных средств и документов на них от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения под таможенным контролем1.

Доставка товаров подразделяется на два вида: 1) доставка товаров, подлежащих обложению таможенными пошлинами и налогами при их помещении под таможенный режим выпуска для свободного обращения и 2) доставка товаров, не подлежащих обложению таможенными пошлинами и налогами при их помещении под таможенный режим выпуска для свободного обращения.

Доставка применяется при наличии определенных оснований. Так, в отношении ввозимых товаров доставка применяется, если их помещение под определенный таможенный режим производится не в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится место ввоза товаров на таможенную территорию или место их ввоза с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории Российской Федерации.

Доставка применяется также в отношении иностранных вывозимых товаров, подлежащих обложению таможенными пошлинами и налогами, при их помещении под таможенный режим выпуска для свободного обращения и в отношении которых таможенным органам не уплачены, либо в отношении которых таможенными органами не взысканы таможенные платежи, подлежащие уплате при их выпуске в свободное обращение.

Кроме указанных товаров доставка применяется в отношении продуктов переработки иностранных товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации; товаров, перемещаемых между складами; других товаров в случаях, определяемых актами законодательства Российской Федерации и нормативными актами Государственного таможенного комитета России.



1 Приказ ГТК РФ от 20 мая 1996 г. № 304 «О доставке товаров под таможенным контролем», зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 15 апреля 1997 г. №1291.

Доставка товаров допускается с разрешения таможенного органа отправления, которое может быть дано при соблюдении следующих условий: 1) товары не запрещены к ввозу в Российскую Федерацию и вывозу из Российской Федерации, за исключением случая доставки в соответствии со ст. 20 Таможенного кодекса названных товаров на склады временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы; 2) в отношении ввозимых товаров произведен ветеринарный либо фитосанитарный контроль, если товары подлежат такому контролю, или представлено разрешение органов ветеринарного или фитосанитарного контроля на проведение такого контроля в месте назначения; 3) имеется разрешение (лицензия)на ввоз товаров в Российскую Федерацию, если такой ввоз осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации по разрешениям (лицензиям); 4) выполнены требования таможенных органов (надлежащее оборудование транспортных средств, таможенное сопровождение, перевозка товаров таможенным перевозчиком или обеспечение уплаты таможенных платежей); 5) обеспечена возможность идентификации доставляемых товаров; 6) представлен документ контроля за доставкой товаров, а также другие документы, необходимые для таможенных целей.

В случае невыполнения перечисленных выше условий товары, ввозимые в Российскую Федерацию в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения, могут быть помещены под этот режим в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится место ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Таможенное оформление товаров, ввозимых в Российскую Федерацию в соответствии с иными таможенными режимами, производится в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится место ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации, лишь в случае, когда лицо, перемещающее товары, находится в регионе деятельности таможни, которой подчинен указанный таможенный орган.

При принятии решения о направлении товаров под таможенным контролем должностное лицо таможенного орга-! на оформляет доставку соответствующим документом. Документ контроля за доставкой товаров является документом, необходимым для таможенных целей и для таможенного контроля, и заполняется на каждую партию товаров. Для конт-! роля за доставкой товаров могут использоваться и другие ' документы (например, книжка МДП, оформленная в соответ-' ствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке . грузов с применением книжки МДП).

Документ контроля доставки заполняется любым заинтересованным лицом. По решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего, допускается заполнение документа должностными лицами таможенного органа, документ в указанном случае подписывается любым заинтересованным лицом.

В соответствии со ст. 140 Таможенного кодекса перевозчик обязан доставить товары, транспортные средства и документы на них без какого-либо изменения их упаковки или состояния, кроме изменений вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, без использования в каких-либо иных целях, кроме доставки.

Товары, транспортные средства и документы на них должны быть доставлены в определенное таможенным органом место и находиться в этом месте после прибытия. Места доставки могут быть различными в зависимости от вида используемого транспорта. Так, местами доставки товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, являются станции назначения. Таможенное оформление товаров, доставленных до станции назначения, производится с помещением их на склады временного хранения или без фактического помещения (например, с размещением на подъездных путях предприятий). | Местами доставки товаров, перевозимых морским и речным транспортом, являются порты назначения, а воздушным транспортом — аэропорты, на территории которых имеются склады временного хранения. При перевозке товаров воздушным транспортом оформлен недоставки товаров не производится в таможенных органах, расположенных в местах технической или вынужденной посадки воздушных судов.

Доставка товаров, транспортных средств и документов на них должна быть произведена в сроки, установленные таможенным органом, при этом учитываются возможности транспортного средства. Предельный срок доставки определяется из расчета 2 тысячи километров за один месяц. Срок доставки товаров, перевозимых железнодорожным, морским, речным, воздушным транспортом, устанавливается расписанием, графиком движения, действующим на перечисленных видах транспорта. Срок доставки товаров, перевозимых автомобильным транспортом, рекомендуется устанавливать из расчета 450 километров за одни сутки1.

Обязательным условием доставки товаров, транспортных средств является доставка их без изменения состояния, кроме естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, в установленный срок. Однако могут возникнуть обстоятельства, когда выполнение данного условия становится невозможным. Такими обстоятельствами закон называет аварию или действие непреодолимой силы. Под аварией понимается повреждение транспортного средства, следует иметь в виду, что это понятие применительно к каждому виду транспорта рассматривается самостоятельно с учетом специфики деятельности. Понятие непреодолимой силы в Таможенном кодексе не раскрывается, поэтому необходимо руководствоваться положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым непреодолимой силой признаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (п. 1 ст. 401). Эти обстоятельства могут быть вызваны как стихийными явлениями, так и явлениями общественной жизни, например, ст. 317 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации рассматривает военные или враждебные действия, народные волнения в качестве обстоятельств, освобождающих собственника судна от ответственности.



1 Приказ ГТК РФ от 20 мая 1996 г. № 304 «О доставке товаров под таможенным контролем», п. 8.2.

При наступлении указанных обстоятельств в процессе доставки товаров, транспортных средств и документов на них на перевозчика возлагается обязанность по принятию всех мер для обеспечения их сохранности. Кроме того, перевозчик обязан не допустить неразрешенного использования товаров И транспортных средств. Поскольку товары и транспортные средства в процессе доставки находятся под таможенным контролем, перевозчик незамедлительно должен сообщить в ближайший таможенных орган о месте нахождения товаров и транспортных средств. С учетом конкретных обстоятельств таможенные органы определяют меры, которые должны быть приняты с тем, чтобы обеспечить таможенный контроль.

При существовании реальной угрозы уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров, перевозчик может по собственному усмотрению принять решение о выгрузке или перегрузке товаров, но эти действия могут 'быть предприняты исключительно для сохранения транспортного средства и товаров. В то же время перевозчик должен обеспечить перевозку товаров в ближайший таможенный 'орган или доставку должностных лиц таможенного органа к месту нахождения товаров.

Таможенный орган после изучения обстоятельств случившегося составляет акт об аварии или действии непреодолимой силы. Разрешение на продолжение доставки дает таможенный орган, составивший такой акт.

Возникновение указанных обстоятельств может потребовать изменения места доставки товаров, транспортных средств и документов на них. Разрешение на это дается таможенным органом, в регионе деятельности которого находится товар, при условии письменного подтверждения отправителя товаров либо перевозчика об изменении конечного пункта перевозки1.

Необходимо отметить, что все расходы, понесенные перевозчиком для принятия мер по сохранности товаров и транспортных средств, перевозки их в ближайший таможенный орган и т.д., возлагаются на перевозчика.

Указанные выше правила распространяются на случаи, когда морское, речное или воздушное судно пересекали таможенную территорию Российской Федерации без намерения остановки в порту или аэропорту, но в силу приведенных обстоятельств делают вынужденную остановку или посадку на территории Российской Федерации.



1 Приказ ГТК РФ от 20 мая 1996г. №304 «О доставке товаров под таможенным контролем», п. 7.8.

После прибытия товаров в место доставки перевозчик представляет товары и транспортные средства, а документы на них вручает таможенному органу назначения (таможенный орган, расположенный на складе, а в отсутствие таможенного органа на складе — таможенный орган, в регионе деятельности которого этот склад располагается).

Местами доставки товаров, за исключением вывозимых товаров, являются склады временного хранения, расположенные в регионе деятельности таможенного органа назначения. Местами доставки вывозимых товаров являются пункты пересечения таможенной границы, расположенные в регионе деятельности таможенного органа назначения. При вывозе товаров и транспортных средств на территорию свободных таможенных зон или на свободные склады, — склады, находящиеся в регионе деятельности таможенного органа назначения. Доставка товаров и транспортных средств в другие места не допускается, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или нормативными актами Государственного таможенного комитета.

Сведения о местах доставки товаров (адрес склада, номер и срок действия лицензии на учреждение склада, пункт пропуска на таможенной границе) могут быть указаны в грузовых документах, следующих с товаром.

При отсутствии таких сведений или указания сведений, не соответствующих имеющимся в таможенном органе, ввозимые на таможенную территорию товары должны быть доставлены в места, определяемые таможенными органами отправления согласно реестру мест доставки, формируемому Государственным таможенным комитетом России, исходя из местонахождения получателя.

Представление товаров и транспортных средств выражается в уведомлении об их прибытии не позднее 30 мин. после их прибытия, а в случае прибытия товаров и транспортных средств вне времени работы таможенного органа — не позднее 30 мин. после наступления времени начала работы этого органа. По требованию таможенного органа представленные товары и транспортные средства фактически предъявляются этому органу. Таможенный орган назначения доводит до сведения заинтересованных лиц форму, порядок и место по-

дачи уведомления о прибытии товаров и транспортных средств, вручения документов на них и фактического предъявления представленных товаров и транспортных средств.1

Товары и транспортные средства, прибывшие в место доставки вне времени работы таможенного органа и соответствующего склада, должны быть размещены в зоне таможенного контроля.

Товары могут перевозиться под таможенным контролем на одном транспортном средстве в несколько мест доставки.

Все операции с товарами, изменение места стоянки или первоначального места нахождения товаров, высадка пассажиров, удаление, уничтожение или изменение средств идентификации допускаются только с разрешения таможенного органа.

Закон допускает, что указанные действия могут быть совершены лишь в исключительных случаях: 1) при возникновении реальной угрозы жизни и здоровью пассажиров и экипажа транспортного средства; 2) угрозы уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров и транспортного средства. О возникновении таких обстоятельств перевозчик незамедлительно должен уведомить соответствующий таможенный орган.

Одновременно с представлением товаров и транспортных средств или с разрешения таможенного органа не позднее следующего рабочего дня после представления товаров и транспортных средств таможенному органу вручаются для таможенного оформления транспортные, товаросопроводительные и иные коммерческие документы на них (накладные, коносаменты, спецификации, счета-фактуры и т.д.), в том числе составленные на иностранных языках, которыми владеют должностные лица таможенного органа. Обязанность по вручению документов возлагается на перевозчика.

Перечисленные документы должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать товары и транспортные средства, представленные таможенному органу. В документах должны быть отражены сведения о российском отправителе или получателе товаров, наименование перевозчика,



1 Приказ ГТК РФ от 20 мая 1996 г. № 304 «О доставке товаров под таможенным контролем», п. 12.1.

краткие данные о транспортном средстве (вид, название, номер и т.п.), обобщенное наименование товара, его количество.

При невозможности представления перечисленных выше документов, а также если представленные документы не содержат необходимых сведений, или по требованию таможенного органа перевозчик подает краткую декларацию, форма которой и перечень сведений, подлежащих указанию в ней, устанавливаются Государственным таможенным комитетом России.

В краткой декларации должны содержаться следующие сведения:

1) страна отправления или страна назначения;

2) наименование и адрес российского отправителя либо получателя товаров;

3) сведения о перевозчике, при необходимости — его наименование и адрес;

4) сведения о транспортном средстве (название морского или речного судна, номер рейса и бортовой номер воздушного судна, номер железнодорожного вагона, регистрационный номер дорожного транспортного средства и т.п. сведения);

5) номера транспортных документов;

6) наименование, количество мест и вес брутто товаров;

7) сведения о средствах идентификации.

В целях упрощения порядка таможенного оформления таможенный орган вправе применять вместо краткой декларации установленную форму грузовой таможенной декларации1.

Краткая декларация может не подаваться, если товары не позднее следующего рабочего дня помещаются под определенный таможенный режим.

Краткая декларация может быть подана капитаном, водителем или иным лицом, управляющим транспортным средством.



1 Приказ ГТК РФ от 7 октября 1993 г. № 388 «Об утверждении Положения о временном хранении (склады временного хранения), зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 18 октября 1993г. №368, п.п.6 6-6.8.