Из изложенного выше видно, что при реализации норм Таможенного кодекса Российской Федерации, регулирующих вопросы временного хранения, в таможенных правоотношениях участвуют несколько субъектов права.
Прежде всего правоотношения возникают между таможенным органом и лицом, перемещающим товары и транспортные средства, которое обязано в силу закона представить товары и транспортные средства таможенному органу, а последний, в свою очередь, должен осуществлять контроль в отношении представленных товаров и транспортных средств.
Придя к выводу о необходимости определения товаров и транспортных средств в правовое положение временного хранения и помещения товаров на склад временного хранения, таможенный орган вступает в правоотношения с владельцем такого склада. Решение таможенного органа о помещении товаров и транспортных средств на склад временного хранения является обязательным, как для лица, перемещающего товары, так и для владельца склада временного хранения.
Таможенные правоотношения в связи с помещением товаров и транспортных средств на склад временного хранения возникают также между лицом, перемещающим товары и транспортные средства, и владельцем склада, одновременно между этими лицами возникают и гражданско-правовые отношения в связи с хранением товаров и транспортных средств (ст. 150 Таможенного кодекса России).
Особенностью правоотношений, возникающих из временного хранения, является то, что данные правоотношения возникают из административных действий органа государственного управления (в данном случае таможенного органа), предписывающих определенным субъектам вступить в таможенные правоотношения на указанных условиях.
Следует отметить, что между таможенным органом и владельцем склада временного хранения возникают правоотношения не только по поводу временно хранимых товаров и транспортных средств. Таможенно-правовые отношения между ними возникают также по поводу учреждения склада временного хранения.
На складах временного хранения хранится большая часть товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, в отношении которых должен осуществляться таможенный контроль, основными задачами которого на данном этапе таможенного оформления являются обеспечение их сохранности для последующего основного таможенного оформления с уплатой таможенных платежей и выпуска товаров и транспортных средств в соответствии с избранным таможенным режимом. Обеспечение сохранности требует, чтобы таможенные органы обладали правомочиями, которые позволяли бы предъявлять владельцам складов временного хранения соответствующие требования. С учетом важности государственных интересов Таможенный кодекс Российской Федерации наделяет таможенные органы достаточно широкими правами по контролю за деятельностью складов временного хранения.
Временное хранение осуществляется в специально выделенных и обустроенных помещениях, на открытых площадках и других местах. Склады временного хранения могут учреждаться в любых местах, одобренных таможенными органами.
Наличие складов временного хранения является обязательным в аэропортах, портах, открытых для международного сообщения, на грузовых дворах, станционных складах и площадках станций железных дорог, осуществляющих прием, погрузку, выгрузку и выдачу товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в пунктах пропуска через государственную или таможенную границу Российской Федерации, где осуществляется международное автомобильное сообщение1.
Склады временного хранения могут учреждаться в соответствии с законодательством Российской Федерации организациями при наличии статуса юридического лица, с местонахождением в Российской Федерации. Для учреждения склада временного хранения необходимо наличие лицензии. Разрешение (лицензия) на данный вид деятельности выдается согласно Таможенному кодексу в установленном порядке таможенным органом. В законе определено, какой таможенный орган выдает лицензию на учреждение склада временного хранения. Таким органом согласно ст. 147 Таможенного кодекса России является таможня.
Склад временного хранения
и прилегающая к нему территория (территория склада временного хранения)
являются юной таможенного контроля, в которой осуществление производственной
и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств,
лиц, включая должностных лиц других государственных органов, через границы
таких зон и в их пределах допускается лишь с разрешения Таможенных органов
и под их контролем за исключением случаев, предусмотренных законодательством
Российской Федерации. В таких случаях доступ в зоны таможенного контроля
разрешается с предварительного уведомления таможенных органов.