5. Порядок деятельности склада временного хранения

На склад временного хранения могут помещаться любые товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, кроме товаров и транспортных средств, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации, которые помещаются на склады временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы.

Помещение на склад временного хранения товаров и транспортных средств, не перемещаемых через таможенную границу, не допускается2.

Товары и транспортные средства, которые могут причинить вред другим товарам и транспортным средствам или требуют особых условий хранения, должны храниться в специально приспособленных помещениях склада временного хранения.

Владелец склада временного хранения должен принять меры к уведомлению таможенного органа о прибытии товаров и транспортных средств не позднее 30 мин. после их прибытия, а при прибытии их вне работы таможенного органа — не позднее 30 мин. после наступления времени начала работы этого органа. Форма, конкретные сроки и порядок уве-домления устанавливаются таможенным органом.



2 Там же, п.6.1
 

После подачи уведомления о прибытии товаров и транспортных средств и до их помещения на склад временного хранения оставление транспортных средств и товаров без присмотра, изменение места стоянки транспортного средства, выгрузка и перегрузка товаров, изменение первоначального места нахождения товаров, вскрытие упаковки, упаковка или переупаковка товаров, изменение, удаление или уничтожение средств идентификации допускается лишь с разрешения таможенного органа.

В течение суток после уведомления таможенного органа о прибытии товаров и транспортных средств они должны быть помещены на склад временного хранения. Если уведомление не было произведено, то указанный срок исчисляется с момента истечения срока на подачу уведомления.

Фактическое помещение на склад временного хранения не требуется, если в течение указанных суток таможенное оформление товаров и транспортных средств полностью завершено при условии учета таких товаров и транспортных средств владельцем склада временного хранения1.

Одновременно с представлением товаров и транспортных средств или с разрешения таможенного органа не позднее следующего рабочего дня после представления товаров и транспортных средств таможенному органу вручаются транспортные, товаросопроводительные и другие коммерческие документы на них (накладные, коносаменты, спецификации, счета-фактуры и т.д.), в том числе составленные на иностранных языках, которыми владеют должностные лица таможенного органа. Ответственность за вручение таких документов несет перевозчик.

Перечисленные выше документы должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать товары и транспортные средства, помещаемые на склад. В документах должно содержаться:



1 Приказ ГТК РФ от 7 октября 1993 г. № 388 «Об утверждении Положения о временном хранении (складах временного хранения)», п. 6.4.

наименование российского отправителя или получателя Тонеров;

наименование перевозчика;

краткие сведения о транспортном средстве, достаточные для его идентификации (вид, название, номер и т.п.);

обобщенное наименование товара, его количество.

В случае, если документы на товары и транспортные средства не могут быть представлены, или они не содержат необходимых сведений, а также в других случаях, когда таможенный орган сочтет это необходимым для целей обеспечения соблюдения законодательства о таможенном деле, перевозчик подает краткую декларацию, в которой должны содержаться следующие сведения:

страна отправления или страна назначения;

наименование и адрес российского отправителя или получателя товаров;

сведения о перевозчике, при необходимости — его наименование и адрес;

сведения о транспортном средстве (название морского или речного судна, номер рейса и бортовой номер воздушного судна, номер железнодорожного вагона, регистрационный номер дорожного транспортного средства и т.п.);

номера транспортных документов;

наименование, количество мест и вес брутто товаров;

сведения о средствах идентификации1.

В целях упрощения порядка таможенного оформления таможенный орган вправе применить установленную форму грузовой таможенной декларации.

Помещение товаров и транспортных средств на склад не может быть поставлено в зависимость от необходимости предварительного осуществления ветеринарного, фитосанитарно-го, экологического и других видов государственного контроля.



1 Приказ ГТК РФ от 7 октября 1993 г. № 388 «Об утверждении Положения о временном хранении (складах временного хранения)», п. 6.8.
 

Товары, находящиеся на складе временного хранения, могут с согласия таможенного органа осматриваться и измеряться владельцем склада временного хранения или другим лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров, и их представителями. Последние две категории лиц с разрешения таможенного органа могут брать пробы и образцы товаров. Хранящиеся товары могут подвергаться операциям, необходимым для обеспечения их сохранности в неизменном состоянии, включая с разрешения таможенного органа исправление поврежденной упаковки. Товары могут также перемещаться с разрешения таможенного органа в пределах склада. Склад временного хранения действует на основании процедуры использования склада, которая утверждается таможней с учетом мнения его владельца в зависимости от конструкции склада, видов товаров и транспортных средств, хранящихся на складе, его пропускной способности и др. В процедуре оговариваются следующие вопросы: требования таможни к обустройству и оборудованию склада, в том числе и помещений для сотрудников таможенного органа;

сроки временного хранения товаров и транспортных средств на данном складе; режим работы на складе;

схема взаимодействия таможенного органа с владельцем склада;

форма учета товаров и транспортных средств, принимаемых на хранение и хранящихся на складе;

иные требования и условия, связанные с функционированием склада.1

Понятие временного хранения указывает на то, что товары и транспортные средства в таком правовом режиме могут находиться лишь в течение определенного периода времени, необходимого для того, чтобы приступить к основному таможенному оформлению.

В соответствии со ст. 155 Таможенного кодекса России сроки временного хранения устанавливаются таможенными органами исходя из времени, необходимого на подачу таможенной декларации, характера товара и используемого транспортного средства, при этом учитывается мнение владельца склада временного хранения. Установленные сроки могут продлеваться таможенным органом.



1 Приказ ГТК РФ от 7 октября 1993 г. № 388 «Об утверждении Положения о временном хранении (складах временного хранения)», п. 10.3.

Общий (предельный) срок хранения товаров и транспор-4ЫХ средств на складе временного хранения составляет 2 ме-f МЦ« за исключением некоторых случаев, о которых речь пойдет ниже.

Животные, растения, неконсервированные продукты питания, скоропортящиеся товары, как правило, могут храниться на складе временного хранения не более 3 суток.

Срок временного хранения на складах алкогольной и табачной продукции не должен превышать 20 суток с даты помещения указанных товаров на склад временного хранения1.

Таможенный орган вправе устанавливать без согласия перевозчика и владельца склада конкретный срок хранения ' для конкретных товаров исходя из ряда обстоятельств. Решение об установлении такого срока принимается начальником таможенного органа или его заместителем в письменном виде с обязательным уведомлением о принятом решении вла-дельца склада и перевозчика2.

Предельный срок хранения товаров и транспортных средств, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации, на складах временного хранения составляет 3 суток.

Следует отметить, что на складе временного хранения могут храниться товары и транспортные средства, перемещенные через таможенную границу или предполагавшиеся к такому перемещению, которые признаны вещественными доказательствами в связи с заведением дела о нарушении таможенных правил, а также товары и транспортные средства, изъятые в ходе производства по делу о нарушении таможенных правил, на которые наложен арест, принятые в качестве залога. Для таких товаров и транспортных средств закон устанавливает специальные сроки хранения.

Хранение вещественных доказательств не имеет перед собой цели, содержащейся в ст. 145 Таможенного кодекса России.



1 Приказ ГТК РФ от 12 мая 1994 г. № 193 «Об организации таможенного оформления алкогольных напитков и табачных изделий в пограничных таможнях», п. S.

- Приказ ГТК РФ от 7 октября 1993 г. № 388 «Об утверждении Положения о временном хранении (складах временного хранения)», п. 7.3.

Срок хранения товаров и транспортных средств, являющихся вещественными доказательствами по делу о нарушении таможенных правил и помещаемых таможенными органами на склад временного хранения в соответствии со ст. 327 Таможенного кодекса России, не может превышать 6 месяцев со дня направления соответствующего уведомления лицу, у которого они были изъяты.

В случае помещения таможенными органами на склад временного хранения в соответствии с ч. 3 ст. 368 Таможенного кодекса России обоснованно изъятых товаров и транспортных средств, а также товаров и транспортных средств, переданных таможенному органу в качестве предмета залога или имущества, на которое был обоснованно наложен арест, срок временного хранения таких предметов составляет 2 месяца со дня их помещения на склад временного хранения. Срок временного хранения товаров и транспортных средств в случаях их необоснованного изъятия, принятия в качестве предмета залога, ареста в соответствии со ст. 368 Таможенного кодекса России не может превышать 6 месяцев со дня направления лицу, у которого товары и транспортные средства были изъяты, залогодателю или лицу, у которого они находились в момент наложения ареста, соответствующего уведомления.

После выпуска товаров и транспортных средств либо предоставления лицу в распоряжение в соответствии с избранным таможенным режимом такие товары и транспортные средства могут находиться на складе временного хранения не более 3 суток.

Временное хранение, как и все предварительные операции, призвано облегчить и ускорить производство основного таможенного оформления товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим с уплатой соответствующих таможенных платежей.

При помещении товаров и транспортных средств на склад временного хранения ответственность за уплату таможенных платежей законом возлагается на владельца такого склада. Если договором владельца склада с лицом, помещающим товары и транспортные средства на склад, предусмотрено, что ответственность за уплату таможенных платежей несет ука-

занное лицо, то владелец склада отвечает солидарно с таким лицом за уплату таможенных платежей, т.е. солидарная ответственность предполагает общую ответственность владельца склада и лица, помещающего товары и транспортные средства на склад. При солидарной ответственности таможенный орган вправе требовать исполнения обязанности по уплате таможенных платежей как с владельца склада и лица, поместившего товары и транспортные средства на склад, так и от любого их них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга.

Ответственность за уплату таможенных платежей возлагается на владельца склада временного хранения и лицо, поместившее товары и транспортные средства на склад, при утрате товаров и транспортных средств, их выдаче без разрешения таможенного органа и в других случаях до их передачи лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, после завершения их таможенного оформления.

Владелец склада временного хранения и лицо, поместившее товары и транспортные средства на склад, освобождаются от ответственности за уплату таможенных платежей, если товары и транспортные средства оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными по причинам аварии или действия непреодолимой силы, или недостача произошла в силу естественного износа либо убыли при нормальных условиях хранения1.

В практике деятельности таможенных органов возникал вопрос об ответственности владельца склада временного хранения, который ненадлежащим образом исполнил свои обязанности по сохранности товаров и транспортных средств, при отсутствии договора с лицом, поместившим товары и транспортные средства на склад в связи с указанием таможенного органа.

Как уже указывалось выше, согласно ст. 154 Таможенного кодекса России, регулирующей отношения между таможенным органом и владельцем склада временного хранения, ответственность за уплату таможенных платежей в отношении товара и транспортных средств, хранящихся на складе, несет владелец склада. Исключением из данного правила является применение к нему солидарной ответственности, если договором владельца склада с лицом, помещающим товары на склад, предусмотрено, что ответственность за уплату таможенных платежей несет это лицо.



1 Приказ ГТК РФ от 7 октября 1993 г. № 388 «Об утверждении Положения о временном хранении (складах временного хранения )», п. 8.4.

При рассмотрении конкретного дела Арбитражный суд указал в своем постановлении, что Таможенный кодекс России не связывает вопросы применения ответственности, установленной указанной выше статьей, с наличием между владельцем склада временного хранения и лицом, помещающим товары на склад, договорных отношений, предусмотренных ст. 150 Таможенного кодекса. Поэтому владелец склада временного хранения, принявший на хранение товары по указанию таможни, должен нести перед нею ответственность за уплату таможенных платежей и в том случае, когда между владельцем склада и лицом, помещающим товары, не были оформлены договорные отношения1. Данный вывод суда основан на том положении Гражданского кодекса Российской Федерации , что в ряде случаев правоотношения по хранению возникают не из договора, а в силу других оснований, указанных в законе. В рассматриваемом случае такие основания содержатся в Таможенном кодексе, в соответствии с которым правоотношения между владельцем склада и лицом, поместившим товары и транспортные средства на склад, возникают из административного решения таможенного органа, обязательного для указанных лиц.

Таможенный кодекс России предусматривает ответственность не только за уплату таможенных платежей, но и административную ответственность в виде санкции, вытекающую из несоблюдения сроков временного хранения.



1 Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 июня 19% г. № 5 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением таможенного законодательства».

Такая ответственность устанавливалась ст. 266 Таможенного кодекса за непринятие мер по обеспечению выпуска или получения в распоряжение в соответствии с таможенным режимом товаров и транспортных средств, срок нахождения которых на складе временного хранения превысил установленные предельные сроки хранения. Указанная статья применялась во всех случаях нарушения сроков хранения товаров и транспортных средств на складе временного хранения ДО рассмотрения Конституционным судом Российской Федерации дела о проверке конституционности ст. 266 Таможенного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 85 и ст. 222 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан М.М.Гаглоевой и А.Б.Пестрякова. Своим постановлением от 11 марта 1998 г. № 8-П Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующей Конституции Российской Федерации ст. 266 Таможенного кодекса Российской Федерации, поскольку она предусматривает в качестве меры административной ответственности конфискацию товаров и транспортных средств, являющуюся несоразмерной деянию, указанному в данной статье1.

В связи с такой позицией Конституционного суда Российской Федерации Государственный таможенный комитет разъяснил, что если в отношении товара по окончании общего (предельного) срока их нахождения на временном хранении не будут выполнены требования таможенного законодательства, относящиеся к декларированию, такого рода бездействие, выразившиеся в недекларировании товаров и транспортных средств, т.е. незаявлении по установленной форме достоверных сведений о товарах и транспортных средствах, образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 279 Таможенного кодекса России2.

В дальнейшем Государственный таможенный комитет России по данному вопросу дал дополнительные разъяснения, в соответствии с которыми в некоторых случаях при решении вопроса о привлечении к ответственности следует руководствоваться положениями, содержащимися в ст. 284 Таможенного кодекса, устанавливающей ответственность за нарушение сроков уплаты таможенных платежей.



1 Собрание Законодательства РФ. 1998. № 12. Ст. 1458. - П исьмо ГТК РФ от 27 апреля 1998 г. № ОI -15/1613 «О квалификации правонарушения».

Принятые на хранение ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, ввоз которых запрещен или ограничен согласно законодательству, в соответствии с правилами хранения должны быть вывезены до истечения установленного срока хранения. Неисполнение требования о вывозе за пределы таможенной территории таких товаров в таких случаях следует квалифицировать по ст. 271 Таможенного кодекса1.

Раскрывая содержание порядка деятельности склада временного хранения, необходимо остановиться на вопросах, связанных с прекращением (ликвидацией) деятельности такого склада.

Деятельность склада временного хранения может быть прекращена при наличии таких оснований, как аннулирование или отзыв лицензии, истечение срока действия лицензии, решение его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Прекращение деятельности склада по решению его учредителей или органа юридического лица либо по истечении срока действия лицензии оформляется приказом начальника таможни. При ликвидации склада в связи с аннулированием или отзывом лицензии дополнительный приказ о ликвидации склада не издается.

При ликвидации склада владелец склада уплачивает таможенные сборы за хранение товаров и транспортных средств в размерах, установленных для складов временного хранения, учрежденных таможенными органами:

при аннулировании лицензии — с даты выдачи лицензии на учреждение склада временного хранения;

при отзыве лицензии в качестве меры взыскания за нарушение таможенных правил — с даты обращения постановления по делу к исполнению;

в других случаях — с даты принятия решения о ликвидации.

При прекращении деятельности склада его владелец обязан в 7-дневный срок представить в таможенный орган полный отчет о товарах и транспортных средствах, хранящихся на складе, а в случае ликвидации склада в связи с аннулированием лицензии — и о товарах и транспортных средствах, находившихся на хранении с даты выдачи лицензии.



1 Письмо ГТК РФ от 11 декабря 1998 г. № ОI -15/26092 «О некоторых вопросах правоприменителыюй практики таможенных органов».

При ликвидации склада предельный срок хранения това-' ров и транспортных средств на таком складе не может превышать одного месяца. Помещение новых партий товаров, а также транспортных средств с даты принятия решения о ликвидации не допускается.

Следует отметить, что склады временного хранения в соответствии с законом могут учреждаться таможенными органами. Деятельность такого склада, учрежденного таможенным органом, имеет ряд особенностей.

Прежде всего, таможенному органу для учреждения склада временного хранения не требуется получение лицензии.

Склад временного хранения может учреждаться по представлению таможни региональным таможенным управлением или Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. Такой склад является структурным подразделением таможенного органа. Заведующий складом, его заместители, а также работники, занимающие материально-ответственные должности, являются должностными лицами таможенного органа. Другие работники, принятые на работу в таможенный орган для обеспечения деятельности склада, должностными лицами таможенного органа не являются.

Склад временного хранения, небольшой по площади и располагающийся в месте нахождения таможенного органа, может учреждаться по самостоятельному решению таможенного органа. В таком случае указанный склад не является структурным подразделением таможенного органа, его деятельность обеспечивается должностными лицами таможенного органа.

Таможенные органы могут учреждать склады временного хранения только открытого типа, т.е. доступные для использования любыми лицами.

При учреждении склада таможенный орган определяет объем требований к его обустройству и оборудованию, причем соблюдение всех требований, предусмотренных приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 7 октября 1993 г. № 388 «Об утверждении Положения о временном хранении (складах временного хранения)», не обязательно.

Склад временного хранения, учреждаемый таможенным органом, может использоваться для хранения любых товаров и транспортных средств, в том числе и для не перемещаемых через таможенную границу. Срок хранения таких товаров и транспортных средств устанавливается, исходя из целей их помещения на склад.

Имеются свои особенности и при решении вопросов, связанных с ответственностью за уплату таможенных платежей. Такую ответственность несет лицо, поместившее товары и транспортные средства на склад временного хранения, учрежденный таможенным органом, а при отсутствии такого лица — лицо, являющееся собственником или владельцем товаров и транспортных средств.

Хранение товаров и транспортных средств на складе временного хранения, учрежденного таможенным органом, осуществляется на возмездной основе. Размер таможенных сборов за хранение устанавливается Государственным таможенным комитетом России1.

Таможенный орган, являющийся владельцем склада, ведет учет товаров и транспортных средств, принимаемых и находящихся на хранении, по форме, утвержденной Государственным таможенным комитетом России.

Склад временного хранения, учрежденный таможенным органом, используется на основании регламента, который разрабатывается таможенным органом. При этом учитывается конструкция склада, виды товаров, хранящихся на складе, его пропускная способность и др. В регламенте указываются режим работы на складе, сроки временного хранения товаров и транспортных средств, размеры таможенных сборов за хранение товаров и транспортных средств, требования таможенного органа к форме, срокам и порядку подачи уведомления о прибытии товаров и транспортных средств, другие требования и условия, связанные с деятельностью склада.

Регламент использования склада утверждается начальником таможни и предоставляется для общедоступного ознакомления в местах нахождения таможни, таможенного органа, являющегося владельцем склада временного хранения.



1 Приказ ГТК РФ от 7 октября 1993 г. № 388 «Об утверждении Положения о временном хранении (складах временного хранения )», п. 12.10.